Лекция. Тема 15. Социально-педагогическая деятельность
С детьми отклоняющегося поведения. Социально-педагогическая виктимология
План
4. Понятие виктимологии, виктимогенности, виктимности и виктимизации.
5. Факторы виктимизации.
6. Содержание работы с различными группами детей, ставшими жертвами неблагоприятных условий социализации: сироты, инвалиды, беспризорные, мигранты.
Основная литература
Основная литература к темам 14, 15, 16
1. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003.
2. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / Ю.А. Клейнберг. – М.: Сфера, 2001.
3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
4. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.
5. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.
Дополнительная литература
1. Кащенко В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. – М.: Академия, 1999.
2. Социология молодежи: учеб. / под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005.
3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 1999.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.
Вопросы для самоконтроля
1. Выделите и охарактеризуйте основные группы факторов, влияющих на отклоняющееся поведение личности.
2. Какие теории отклоняющегося поведения вы знаете? В чем сущность каждой из них?
3. Какое поведение в социальной педагогике определяется как отклоняющееся?
4. Что такое аддиктивное поведение? Каковы его виды и признаки?
5. Что такое суицидальное поведение? Каковы его виды и признаки?
6. Что такое делинквентное поведение? Каковы его виды?
7. В чем отличие детского и взрослого девиантного поведения?
8. Назовите основные методические принципы коррекции девиантного поведения подростков.
9. Назовите и охарактеризуйте основные технологии социально-педагогической деятельности с детьми отклоняющегося поведения?
10. Что изучает виктимология как направление социальной педагогики?
11. Разведите понятия «виктимогенность», «виктимность», «виктимизация»?
12. Назовите факторы виктимизации.
13. Определите содержание и основные направления социально-педагогичес-кой деятельности с жертвами насилия.
Задание для самостоятельной работы по теме
Разработать программу социально-педагогической деятель-ности по профилактике отклоняющегося поведения по одной из следующих тем: «Социально-педагогическая деятельность по профилактике аддиктивного поведения подростков», «Социаль-но-педагогическая деятельность по профилактике делинк-вентного поведения подростков», «Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников», «Работа социального педагога с семьей по профилактике девиантного поведения детей». Должны быть раскрыты цель, задачи, направления, этапы, содержание, методы деятельности, кадровое сопровождение программы.
Семинар 7.
Коллоквиум.
Тема: Среда – интегральное средство социализации личности.
Культурная (социокультурная) идентичность современного школьника
Подготовить сообщения:
1. Этническое возрождение второй половины ХХ века
2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире
3. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности
4. Особенности культурной идентичности
5. Этническая идентичность как условие толерантности личности
6. Исследование толерантности
7. Концепции идентичности в телевизионной рекламе (К опыту социокультурного анализа рекламных текстов)
8. Этническая идентичность как условие толерантности личности
9. Воспитание готовности к межкультурному взаимодействию в наше время глобализации мирового развития
10. Влияние культурных традиций народов на воспитание.
11. Педагогические традиции и явления формирования российской идентичности.
12. Народное воспитание и преемственность поколений как фактор формирования российской идентичности
13. Эффективность народной педагогики в формировании российской идентичности: сильные стороны деятельности народных педагогов.
14. Психологические детерминанты межэтнических отношений.
15. Социальная и этническая идентичность.
16. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности.
17. Исследование толерантности (Исследование Декларации и программы действий в области культуры мира и Конвенции о миротворческом воспитании).
18. Культурная (социокультурная) идентичность современного школьника
19. Взаимозависимость возраста ребенка и его национально-культурной идентификации
20. Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов
21. Влияние мировых религий на воспитание
22. Воспитание детей в этнокультурных традициях народов Южного Урала
23. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире.
24. Народное воспитание и преемственность поколений
Вспомогательный материал
В современной науке рассматриваются различные виды идентичности (тождественности, соответствия) — гражданская, возрастная, половая и т.д. Идентичность — результат идентификации. освоение, интериоризация — перенесение «внутрь» — качеств общности, в которой индивид формируется как личность). Соответственно этническая идентификация означает интериоризацию качеств этнической общности, сформировавшихся в процессе этногенеза.
Идентификация — сторона более широкого процесса — социализации, т.е. включения индивида в многомерный и многоуровневый социум.
В этнологии и этнопсихологии этническая идентичность обычно понимается:
— как факт самосознания индивида и группы, связанный с осознанием единства и отличия от других (подобных групп и индивидов) по соответствующему набору признаков (язык, стереотип поведения и прочие качества, приписываемые этнической общности);
— как переживание человеком своего тождества с определенной этнической группой.
Критерии результативности модели педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников. Становление и развитие социокультурной идентичности школьников. Базовый набор идентичностей личности как устоявшихся систем обыденных типизаций[2], сопряженных с человеком и его проекциями, реализуемых в повседневной жизнедеятельности.
В современной российской социологии представлены различные теории идентичности, из которых следующие могут быть выделены в качестве концептуального ядра. Понимание феномена идентичности в аспекте социальной структуры и перспектив ее развития, через познание идентификаций как своего рода «солидарностей» представлено в работах В. А. Ядова. Носитель групповой «солидарности» может интегрироваться в различные поля (например, культуры) и устанавливать смысл личностной позиции в данном поле. Функциональный анализ идентификаций в системе социального воспроизводства отражен в работах В. И. Чупрова и Ю.А. Зубок. Эмпирическими показателями овладения культурными стандартами и нормами, образцами поведения, по мнению исследователей, является степень включенности в определенную деятельность. Интерпретация социальной идентичности через интериоризацию ценностей и норм в процессе социализации представлена в работах А.И.Ковалевой, наряду с проблемой символической адаптации к окружающим условиям на основе единых стандартов поведения, норм, ценностей, традиций и др. В работах Вал. и Вл. Луковых отражено понимание идентификации в контексте культуры через отождествление со смыслами и знаками различных тезаурусов людей, их сходства или отличия. Данные теории сыграли ведущую роль в определении культурной идентичности. Понятие «культурная идентичность» привлекает внимание исследователей с конца 1990-х годов. Установлено, что в отечественной науке данное понятие мало разработано и не имеет устоявшейся трактовки. Наиболее часто в научных трудах и публикациях культурная идентичность трактуется как идентичность этническая и/или национальная. Ядром культурной идентичности индивида, базисным основанием, позволяющим отличать «нас» от «чужих», признается принятие им (индивидом) ценностей культуры сообщества в качестве ведущих элементов ценностно-нормативной системы. На основании анализа существующих трактовок, отмечается, что в определении культурной идентичности нужно исходить из того, что она возникает в ходе культурной идентификации личности – процесса выбора и деятельностного приобщения к тем или иным культурным ценностям, которые отражают материальную и составляют духовную культуру определенного народа, это процесс отождествления человеком самого себя с другими членами своего сообщества, своей культуры. Индивид осознает культурную принадлежность к группе, общности через принятие и понимание социально значимых ценностных и культурных норм, правил и установок, а также систем символов и верований. |
На основе прочитанного дайте определение понятия «Культурная идентичность» –это качество индивида, _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Выявите и опишите противоречия между различными идентификационными основаниями, которые проявляется одновременно
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
О наличии культурной идентичности свидетельствуют признаки:
Внутренние | Внешние |
Ядро культурной идентичности формируется ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
И зависит от ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу: Мы предполагаем, что российская идентичность школьника включает в себя: | ||
знаниевый компонент: | ценностно-эмоциональный компонент | деятельностный компонент: |
1. знание и понимание историко-географического образа России; | 1. | 1. |
Ввиду сложной структуры российской идентичности, объединяющей знаниевый, ценностно-эмоциональный и деятельностный компоненты, ключевыми образовательными технологиями ее формирования являются:
знаниевый компонент: | ценностно-эмоциональный компонент | деятельностный компонент: |
1. | 1. | 1. |
Итак: Цель формирования культурной идентичности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи формирования культурной идентичности:
1. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М: Академия, 1999. – 168 с.
2. Кукушин, B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
3. Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа / К.Ш. Ахияров. – Уфа: БашГПУ, 2004. – 328 с.
4. Крысько В,Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. вузов / В.Г. Крысько. 5-е изд. М.: "Академсия", 2009. 32- с.
5. Баймурзина, В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность / В.И. Баймурзина. – Уфа: УНЦ РАН, 1996. – 154 с.
6. Хажин, А.В. Этнокультура народов Южного Урала: Учеб. метод. пособие / А.В. Хажин. – Челябинск: ИДПОПР, 2001. – 50 с.
7. Народы России: Энциклопедия гл. ред. В.А. Тишков. – М: Большая рос. энцикл., 1994. – 479 с.
8. Бенин, В.Л. Педагогическая культура её содержание и специфика / В.Л. Бенин. – Уфа: БашГУ, 1994. – 190 с.
Отклоняющееся поведение как
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.170 (0.007 с.)