ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка программ социализации и воспитания учащихся



На различных возрастных этапах

Примечание:

Конечный образовательный продукт представляется к экзамену

Программа социализации детей с 1 по 11 классы

1-ая ступень «Старт», 2-ая – «Надежда», 3-ья - «Перспектива»

Социализация младших школьников

Направление социализации _______________________________________

Таблица 1

 

Цель Содержание Диагностическая и коррекционно-развивающая работа
     

 


Таблица 2

 

Социальные институты Я сам
Семья Школа Внешкольные учреждения Общественные объединения  
Содержание и виды деятельности  
         

 

На 1-ом этапе разрабатываются общие подходы социализации личности ребенка на первой стадии. На следующих этапах – по одному из направлений с 1 по 11 классы, например:

1. Духовно-нравственная социализация

2. Правовая социализация

3. Интеллектуальная социализация

4. Полоролевая социализация

5. Экономическая социализация

6. Эстетическая социализация

7. Спортивно-оздоровительная социализация

8. Поликультурная социализация

9. Семейная социализация

10. Экологическая социализация

11. Политехническая и трудовая социализация

12. Коммуникативная социализация

13. Религиозная социализация и пр.


Лекция. Тема 15. Социально-педагогическая деятельность

С детьми отклоняющегося поведения. Социально-педагогическая виктимология

План

 

  1. Содержание социально-педагогической деятельности с детьми отклоняющегося поведения.
  2. Содержание социально-педагогической деятельности с семьей, воспитывающей детей и подростков отклоняющегося поведения.
  3. Основные технологии социально-педагогической деятельности с детьми отклоняющегося поведения (профилактика, коррекция, реабилитация).

4. Понятие виктимологии, виктимогенности, виктимности и виктимизации.

5. Факторы виктимизации.

6. Содержание работы с различными группами детей, ставшими жертвами неблагоприятных условий социализации: сироты, инвалиды, беспризорные, мигранты.

 

Основная литература

Основная литература к темам 14, 15, 16

1. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003.

2. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / Ю.А. Клейнберг. – М.: Сфера, 2001.

3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

5. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

Дополнительная литература

1. Кащенко В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. – М.: Академия, 1999.

2. Социология молодежи: учеб. / под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005.

3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 1999.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.

Вопросы для самоконтроля

1. Выделите и охарактеризуйте основные группы факторов, влияющих на отклоняющееся поведение личности.

2. Какие теории отклоняющегося поведения вы знаете? В чем сущность каждой из них?

3. Какое поведение в социальной педагогике определяется как отклоняющееся?

4. Что такое аддиктивное поведение? Каковы его виды и признаки?

5. Что такое суицидальное поведение? Каковы его виды и признаки?

6. Что такое делинквентное поведение? Каковы его виды?

7. В чем отличие детского и взрослого девиантного поведения?

8. Назовите основные методические принципы коррекции девиантного поведения подростков.

9. Назовите и охарактеризуйте основные технологии социально-педагогической деятельности с детьми отклоняющегося поведения?

10. Что изучает виктимология как направление социальной педагогики?

11. Разведите понятия «виктимогенность», «виктимность», «виктимизация»?

12. Назовите факторы виктимизации.

13. Определите содержание и основные направления социально-педагогичес-кой деятельности с жертвами насилия.

Задание для самостоятельной работы по теме

Разработать программу социально-педагогической деятель-ности по профилактике отклоняющегося поведения по одной из следующих тем: «Социально-педагогическая деятельность по профилактике аддиктивного поведения подростков», «Социаль-но-педагогическая деятельность по профилактике делинк-вентного поведения подростков», «Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников», «Работа социального педагога с семьей по профилактике девиантного поведения детей». Должны быть раскрыты цель, задачи, направления, этапы, содержание, методы деятельности, кадровое сопровождение программы.

Семинар 7.

Коллоквиум.

Тема: Среда – интегральное средство социализации личности.

Культурная (социокультурная) идентичность современного школьника

Подготовить сообщения:

1. Этническое возрождение второй половины ХХ века

2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире

3. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности

4. Особенности культурной идентичности

5. Этническая идентичность как условие толерантности личности

6. Исследование толерантности

7. Концепции идентичности в телевизионной рекламе (К опыту социокультурного анализа рекламных текстов)

8. Этническая идентичность как условие толерантности личности

9. Воспитание готовности к межкультурному взаимодействию в наше время глобализации мирового развития

10. Влияние культурных традиций народов на воспитание.

11. Педагогические традиции и явления формирования российской идентичности.

12. Народное воспитание и преемственность поколений как фактор формирования российской идентичности

13. Эффективность народной педагогики в формировании российской идентичности: сильные стороны деятельности народных педагогов.

14. Психологические детерминанты межэтнических отношений.

15. Социальная и этническая идентичность.

16. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности.

17. Исследование толерантности (Исследование Декларации и программы действий в области культуры мира и Конвенции о миротворческом воспитании).

18. Культурная (социокультурная) идентичность современного школьника

19. Взаимозависимость возраста ребенка и его национально-культурной идентификации

20. Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов

21. Влияние мировых религий на воспитание

22. Воспитание детей в этнокультурных традициях народов Южного Урала

23. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире.

24. Народное воспитание и преемственность поколений

Вспомогательный материал

В современной науке рассматриваются различные виды идентичности (тождественности, соответствия) — гражданская, возрастная, половая и т.д. Идентичность — результат идентификации. освоение, интериоризация — перенесение «внутрь» — качеств общности, в которой индивид формируется как личность). Соответственно этническая идентификация означает интериоризацию качеств этнической общности, сформировавшихся в процессе этногенеза.

Идентификация — сторона более широкого процесса — социализации, т.е. включения индивида в многомерный и многоуровневый социум.

В этнологии и этнопсихологии этническая идентичность обычно понимается:

— как факт самосознания индивида и группы, связанный с осознанием единства и отличия от других (подобных групп и индивидов) по соответствующему набору признаков (язык, стереотип поведения и прочие качества, приписываемые этнической общности);

— как переживание человеком своего тождества с определенной этнической группой.

Критерии результативности модели педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников. Становление и развитие социокультурной идентичности школьников. Базовый набор идентичностей личности как устоявшихся систем обыденных типизаций[2], сопряженных с человеком и его проекциями, реализуемых в повседневной жизнедеятельности.

 

В современной российской социологии представлены различные теории идентичности, из которых следующие могут быть выделены в качестве концептуального ядра. Понимание феномена идентичности в аспекте социальной структуры и перспектив ее развития, через познание идентификаций как своего рода «солидарностей» представлено в работах В. А. Ядова. Носитель групповой «солидарности» может интегрироваться в различные поля (например, культуры) и устанавливать смысл личностной позиции в данном поле. Функциональный анализ идентификаций в системе социального воспроизводства отражен в работах В. И. Чупрова и Ю.А. Зубок. Эмпирическими показателями овладения культурными стандартами и нормами, образцами поведения, по мнению исследователей, является степень включенности в определенную деятельность. Интерпретация социальной идентичности через интериоризацию ценностей и норм в процессе социализации представлена в работах А.И.Ковалевой, наряду с проблемой символической адаптации к окружающим условиям на основе единых стандартов поведения, норм, ценностей, традиций и др. В работах Вал. и Вл. Луковых отражено понимание идентификации в контексте культуры через отождествление со смыслами и знаками различных тезаурусов людей, их сходства или отличия. Данные теории сыграли ведущую роль в определении культурной идентичности. Понятие «культурная идентичность» привлекает внимание исследователей с конца 1990-х годов. Установлено, что в отечественной науке данное понятие мало разработано и не имеет устоявшейся трактовки. Наиболее часто в научных трудах и публикациях культурная идентичность трактуется как идентичность этническая и/или национальная. Ядром культурной идентичности индивида, базисным основанием, позволяющим отличать «нас» от «чужих», признается принятие им (индивидом) ценностей культуры сообщества в качестве ведущих элементов ценностно-нормативной системы. На основании анализа существующих трактовок, отмечается, что в определении культурной идентичности нужно исходить из того, что она возникает в ходе культурной идентификации личности – процесса выбора и деятельностного приобщения к тем или иным культурным ценностям, которые отражают материальную и составляют духовную культуру определенного народа, это процесс отождествления человеком самого себя с другими членами своего сообщества, своей культуры. Индивид осознает культурную принадлежность к группе, общности через принятие и понимание социально значимых ценностных и культурных норм, правил и установок, а также систем символов и верований.  
На основе прочитанного дайте определение понятия «Культурная идентичность» –это качество индивида, _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выявите и опишите противоречия между различными идентификационными основаниями, которые проявляется одновременно

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

О наличии культурной идентичности свидетельствуют признаки:

Внутренние Внешние
   
   
   
   
   

Ядро культурной идентичности формируется ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И зависит от ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Заполните таблицу: Мы предполагаем, что российская идентичность школьника включает в себя:
знаниевый компонент: ценностно-эмоциональный компонент деятельностный компонент:
1. знание и понимание историко-географического образа России;   1.     1.

 

Ввиду сложной структуры российской идентичности, объединяющей знаниевый, ценностно-эмоциональный и деятельностный компоненты, ключевыми образовательными технологиями ее формирования являются:

знаниевый компонент: ценностно-эмоциональный компонент деятельностный компонент:
1.     1.   1.

 

Итак: Цель формирования культурной идентичности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи формирования культурной идентичности:

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М: Академия, 1999. – 168 с.

2. Кукушин, B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.

3. Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная шко­ла / К.Ш. Ахияров. – Уфа: БашГПУ, 2004. – 328 с.

4. Крысько В,Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. вузов / В.Г. Крысько. 5-е изд. М.: "Академсия", 2009. 32- с.

5. Баймурзина, В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность / В.И. Баймурзина. – Уфа: УНЦ РАН, 1996. – 154 с.

6. Хажин, А.В. Этнокультура народов Южного Урала: Учеб. метод. пособие / А.В. Хажин. – Челябинск: ИДПОПР, 2001. – 50 с.

7. Народы России: Энциклопедия гл. ред. В.А. Тишков. – М : Большая рос. энцикл., 1994. – 479 с.

8. Бенин, В.Л. Педагогическая культура её содержание и специфика / В.Л. Бенин. – Уфа: БашГУ, 1994. – 190 с.

 

Отклоняющееся поведение как



Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.013 с.)