Лекция. Тема 1. Социальная педагогика как область научного знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция. Тема 1. Социальная педагогика как область научного знания



План

1. Выделение социальной педагогики в отдельную область научного знания. 2.

2. Объект и предмет исследования социальной педагогики.

3. Различные подходы к определению предмета социальной педагогики.

4. Определение предмета социальной педагогики П. Наторпа.

5. Место социальной педагогики в структуре других наук.

6. Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией.

Основная литература

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие / Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2001.

2. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 168–184.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие /А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

5. Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

6. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какую область педагогической науки изучает социальная педагогика?

2. Когда социальная педагогика выделилась в отдельное направление педагогики?

3. Почему П. Наторп считается родоначальником социальной педагогики как науки?

4. Что является предметом социальной педагогики как науки?

5. Докажите, что социальная педагогика как область научного знания базируется на педагогике, социологии и социальной психологии.

Лекция. Тема 2. Теоретико-методологические основы

Социальной педагогики

План

1. Понятия «методологический подход», «принцип».

2. Методологические подходы к исследованию проблем социальной педагогики.

3. Принципы социальной педагогики: классификации В.И. Андреева, М.А. Галагузовой, В.А. Никитина и др.

4. Взаимосвязь принципов социальной педагогики.

5. Влияние методологических подходов, принципов на определение целей, задач, исследование сущности и содержания социально-педагогической деятельности, ее техноло-гии, методы, формы.

6. Категориально-понятийный аппарат социаль-ной педагогики: социализация, социум, социальная среда, социальная адаптация, социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение, социально-педагогическая поддержка.

 

Основная литература

1. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 168–184.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4. Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

5. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

 

Дополнительная литература

1. Бочарова В.Г. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике / В.Г. Бочарова, Г.Н. Филонов. – М.: Аргус, 1994.

2. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учеб. пособие / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям «методологический подход» и «принцип».

2. В чем специфика общепедагогических принципов в контексте социальной педагогики?

3. Что такое «категория»? Назовите собственные и заимствованные категории социальной педагогики.

Для самостоятельной работы

Теоретико-методологические основы

Социальной педагогики

План

 

1. Развитие философских взглядов на сущность и содержание социального воспитания.

2. Становление социальной педагогики как отрасли научного знания.

3. Объект, предмет, задачи социальной педагогики как науки.

4. Взаимодействие социальной педагогики с другими науками.

Темы докладов

1. Исторические этапы развития социальной педагогики в России.

2. Становление социальной педагогики за рубежом.

 

Литература

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики / И.Н. Андреева. – М.: Владос, 2000.

2. Бим-Бад Б.М. Образование в контексте социализации / Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский // Педагогика. – 1996. – №1. – С. 3–8.

3. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. тр. // Понятийный аппарат педагогики и образования / М.А. Галагузова. – Вып. 3. – Екатеринбург, 1998.

4. История социальной педагогики / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

6. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

7. Социальная педагогика / авт. коллектив Р.А. Литвак, А.З. Иоголевич, Ю.Г. Грибанова, И.А. Филиппова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1994.

8. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

Лекция. Тема 3. Социализации как категория

Социальной педагогики

План

  1. Социализации как основная категория социальной педагогики.
  2. Этапы социализации (Г.М. Андреева, А.В. Петровский), их содержание.
  3. Соотношение стихийного и организованного в процессе социализации.
  4. Воспитание – как организованная социализация. Позитивная и негативная социализация. Ресоциали-ация и десоциализация.
  5. Понятие «кризисная социализация» (Х. Ремшмидт). Институты и агенты социализации. Механизмы социализации.
  6. Классификации факторов социализации личности А.В. Мудрика (мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы).
  7. Характеристика мегафакторов (космос, планета, глобальные природные явления), макрофакторов (страна, этнос, экономика, политика), мезофакторов (регион, тип поселения, религия, средства массовой информации), микрофакторов (семья, группа сверстников, соседи).

 

Основная литература

1. Бим-Бад Б.М. Образование в контексте социализации / Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский // Педагогика. – 1996. – №1. – С. 3–8.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4. Социология молодежи: учебник / под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005.

Дополнительная литература

1. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека: учеб. пособие / С.И. Розум. – СПб: Речь, 2006.

2. Фролов С.С. Социология: учеб. / С.С. Фролов. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.

3. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое социализация? Какова специфика исследования социализации в социальной педагогике в отличие от социологии и социальной психологии?

2. Что явилось основаниями для выделения этапов социализации Г.М. Андреевой, А.В. Петровским? Каково содержание отдельных этапов социализации, по мнению Г.М. Андреевой, А.В. Петровского?

3. Как различные исследователи классифицируют факторы социализации (К. Бронфенбреннер, А.В. Мудрик, М.А. Галагузова)?

4. Что такое институты и агенты социализации? Приведите примеры и поясните их.

Семинар 1

Тема: Социализация как категория социальной педагогики

План

1. Общее и отличия в трактовке социализации в социологии, социальной психологии, социальной педагогике.

2. Социальная педагогика о соотношении стихийного и организованного в процессе социализации.

3. Позитивная и негативная социализация. Ресоциализация и десоциализация. Влияние «кризисной социализации» на формиро-вание личности ребенка.

4. Факторы социализации личности.

5. Социальная адаптация как механизм социализации.

ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ – совокупность четырех составляющих:

· стихийная социализация

· относительно направляемая социализация

· относительно социально контролируемая

· более или менее сознательного самоизменения человека

 

РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
    Стихийная   Относительно направляемая Относительно социально контролируемая социализация - воспитание
Семейное воспитание Религиозное Социальное Адаптационно-коррекционное
Самоизменение человека

 

 

 

Стадии социализации

младенчество (от рождения до 1 года) юношеский (18—23 го­да)
раннее детство (1—3 го­да) молодость (23—33 года)
дошкольное детство (3—6 лет) зрелость (34—50 лет)
младший школь­ный возраст (6—10 лет) пожилой возраст (50—60 лет)
подростковый (10—14 лет) старость (60—70 лет)
ранний юношеский (15—17 лет) долгожительство (свыше 70 лет)

 

 

Литература

1. Гальперин П.Я. История психологии: ХХ век: хрестоматия / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – М., 2002.

2. Головина Н.Ф. Социализация и воспитания ребенка: учеб. пособие / Н.Ф. Головина. – СПб., 2004.

3. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003.

 

Упражнение по социальной адаптации

Список стрессовых ситуаций:

1. вынужденный переезд на новое место жительства;

2. выход на пенсию;

3. развод;

4. пьянство одного из членов семьи;

5. плохие бытовые условия;

6. потеря большой суммы денег;

7. старение;

8. внезапная смерть близкого человека;

9. сложная и опасная хирургическая операция;

10.война;

11.тюремное заключение;

12. вы являетесь заложником террористов;

13. серьезная профессиональная неудача.

Вопросы:

1. К какому типу: а) временные, б) изменившиеся в) постоянные – относятся сложившиеся условия (возможны ли оба варианта)?

2. Оцените уровень экстремальности ситуации по пятибалльной шкале. От чего зависит восприятие данных ситуаций как экстремальных?

3. По какому типу проходит адаптация после указанных стрессовых событий: (М) – временная мобилизация ресурсов; (И) Глубинные изменения личности?

4. Что произойдет, если тип адаптационного процесса не соответствует характеру условий среды?

5. Какие изменения происходят с личностью в случае адаптации к изменившимся условиям, насколько продуктивны эти изменения (проанализировать 3 ситуации на выбор)?

6. Есть ли такие ситуации, когда внутренние изменения вообще не желательны?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.63.67 (0.018 с.)