Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 2. Социально-педагогическая деятельностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социально-педагогическая деятельность как вид педагогической деятельности, основной целью которой является помощь ребенку в процессе социализации. Сравнительная характеристика понятий «педагогическая деятельность» (ПД) и «социально-педагогическая деятельность» (СПД). Таблица 2 Сравнительная характеристика понятий «педагогическая деятельность» и «социально-педагогическая деятельность»
Классификация видов социально-педагогической деятельности: по категории детей (с одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми девиантного поведения); по виду учреждений (в образовательных учреждениях, в учреждениях культуры, в детских общественных объединениях, в пенитенциарных учреждениях и т.п.); социально-педагогическая деятельность с семьей. Содержание социально-педагогической деятельности. Задачи социально-педагогической деятельности на современном этапе, исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании», Конвенции ООН «О правах ребенка», нормативно-правовых актов системы образования. Социально-педагогическая деятельность с семьей. Характеристика современной семьи. Классификации семей: по количеству детей (бездетная, малодетная, многодетная); по составу (традиционная, нуклеарная, неполная, материнская, семья повторного брака); по однородности социального состава и уровню образования (однородная, неоднородная); по типу поселения (городская, сельская); по семейному стажу (молодожены, молодые семьи, семьи среднего возраста, пожилые супружеские пары); по лидерству в семье (авторитарные, эголитарные); по характеру отношений (благополучные, устойчивые, неблагополучные); по особым условиям семейной жизни (гостевая, студенческая, семья творческой интеллигенции и т.п.); по характеру досуга (открытая, закрытая); по степени кооперации совместной жизни (традиционная, коллективистская, индивидуалистическая). Функции семьи: репродуктивная, первичной социализации, воспитательная, психотерапевтическая и рекреационная, хозяйственно-трудовая и экономическая, коммуникативная, гедонистическая.Роль семьи всоциализации ребенка.Семейное воспитание как вид социального воспитания.Типы семейного воспитания. Диагностика семейных отношений и семейного воспитания. Деятельность социального педагога с семьей: образовательный, психологический, посреднический компоненты. Формы социально-педагогической помощи семье: краткосрочные, долгосрочные, универсальные. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения. Понятия «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике. Социально-историческая сущность понятия нормы и отклонения от нормы. Виды нормы (предметная, социальная, индивидуальная, возрастная, социально-психологическая). Критерии нормы и отклонения от нормы (классификации М. Раттера, Гиппенрейтер). Характеристика физических, психических, педагогических, социальных отклонений и их влияния на процесс социализации ребенка. Классификация видов отклоняющегося поведения детей и подростков: социологическая, правовая, педагогическая, психологическая. Причины отклоняющегося поведения детей и подростков: внешние условия физической среды; внешние условия социальной среды (общественные процессы, экономические процессы, характеристики социальных групп, микросоциальная среда); внутренние наследственно-биологические предпосылки (индивидуальное своеобразие процессов онтогенеза, гендерные отличия, состояние здоровья, типологические свойства нервной системы, возрастные особенности, акцентуации характера); внутриличностные предпосылки (недостаточное личностное развитие, проблемы самоактуализации, самопринятия). Виды отклоняющегося поведения. Аддиктивное поведение. Виды аддикции (химическая, религиозная, игровая, сексуальная, пищевая), причины формирования аддикций. Признаки зависимого поведения: цикличность; неприрывность процесса формирования аддикции; личностные изменения и социальная дезадаптация; сверхценное эмоциональное отношение к объекту аддикции; недоверие к тем, кто пытается помочь избавиться от зависимости. Понятие, причины и характеристика делинквентного поведения детей и подростков. Принципы повышения эффективности борьбы с несовершеннолетней преступностью. Понятие, причины и характеристика суицидального поведения детей и подростков. Виды суицида (истинный, демонстративный, скрытый). Признаки суицидального поведения. Профилактика, реабилитация, коррекция как технологии социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения. Теории отклоняющегося поведения: социальные (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, И. Гоффан и др.), биологические (Ч. Ламброзо, Пирс и др.), культурологические (Миллер, Селлин и др.), психологические теории (А. Адлер, М. Герберт, З. Фрейд и др.), теория «фокального» взросления (Д. Коулмен). Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми. Различные подходы к рассмотрению проблемы детской одаренности. Характеристика типов одаренности (интеллектуальная, творческая, психомоторная, лидерская, художественно-исполнительская). Принципы развития детской одаренности; ориентация на формирование интеллектуальной культуры буду-щего; ориентация на формирование способности к духовной жизни; ориентация на формирование образа жизни, обеспечивающего развитие творческой личности. Проблемы социализации и социальной адаптации одаренных детей. Программы развития одаренности личности: «Три вида обогащения учебной программы» Дж. Рензулли; «Одиссея разума; «Образование, ориентированное в будущее» Д. Сиск; программы предметных олимпиад; программы научного общества учащихся (НОУ). Содержание, технологии и методы социально-педагогической деятельности по развитию природных задатков и творческих способностей детей. Социально-педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Физические отклонения как вид отклонений в развитии. Причины возникновения физических отклонений в развитии. Классификация людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии (недуг, ограниченная возможность, инвалидность). Проблемы детей с ограниченными возможностями в сфере здоровья, образования, общения, адаптации в общество, профессионального самоопределения. Технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: медицинская, психологическая, социально-педагогическая, бытовая реабилитация; профилактика здоровья детей.
Модуль 3. Особенности социально-педагогической деятельности в разных учреждениях и организациях
Виды социально-педагогических учреждений. Характеристика социально-педагогических учреждений (школы, центры досуга и творчества, учреждения дополнительного образования детей, клубы по месту жительства, специальные общеобразовательные школы, специальные профессиональные училища, детские дома, приюты, медико-психологические центры). Цели, задачи, специфика деятельности социального педагога в разных видах социально-педагогических учреждений. Особенности социального воспитания в детских общественных объединениях. Классификация, цели, задачи, содержание деятельности детских общественных объединений. Роль детских общественных организаций в социальном воспитании личности. Специфика деятельности детских организаций в России и за рубежом. Взаимодействие социального педагога с детскими организациями. Социальное воспитание в системе дополнительного образования детей. Место педагогики дополнительного образования детей в современной системе образования. Предмет, задачи, особенности педагогики дополнительного образования детей. Функции дополнительного образования детей. Типы учреждений дополнительного образования детей (много-профильные, однопрофильные учреждения, загородные детские лагеря). Особенности социального воспитания в разных типах учреждений дополнительного образования детей. Специфика социально-педагогической деятельности в учреждении допол-нительного образования детей. Социально-педагогическая деятельность в системе пенитенциарных учреждений. Социальные, педагогические, психологические, этические, духовные проблемы осужденных несовершеннолетних. Правовое поле социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Технологии социальной адаптации, коррекции, реабилитации, социализации, профилактики, социальной терапии в системе пенитенциарных учреждений. Социальная терапия в местах лишения свободы. Объекты и субъекты технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Кадровое обеспечение учреждений перевоспитания осужденных несовершеннолетних.
Модуль 4. Методика и технология социально-педагогической деятельности
Социально-педагогическая диагностика. Социальная диагностика, ее сущность и содержание. Диагностика как процесс: цели, этапы, результаты. Принципы и методы социального диагностирования. Единство количественных, качественных и факторных параметров в социальном диагнозе. Проблемы объективности социального диагноза. Адаптационные технологии. Социальная адаптация и ее место в структуре социальной работы. Особенности адаптации личности в социокультурной среде: психологические, социально-психологические, социальные. Виды социальной адаптации: функциональная, организационная, ситуативная и девиантная. Технологии регулирования процессов социальной адаптации. Сущность адаптационных технологий. Основные этапы технологического процесса воздействия на личность и группу в решении задач социальной адаптации. Технологии помощи адаптации личности в профессионально-трудовой, досуговой и социокультурной сферах. Особенности адаптационных технологий в работе с различными категориями клиентов: беженцы, инвалиды, молодежь и др. Технологии социальной экспертизы и социального предвидения. Понятие социальной экспертизы. Функции, цели и задачи социальной экспертизы. Порядок заказа социальной экспертизы, компетенция и компетентность органа, принимающего решения. Организационные модели социальной экспертизы («Рецензия», «Мониторинг», «Проект»). Методы работы с экспертами (очная и заочная форма). Социальные инновации: особенности, структуры, типы. Фазы инновационного исследования. Технологии социального прогнозирования. Методы и процедуры прогнозирования. Моделирование социальных отношений и структур. Социальное моделирование – сущность и содержание. Моделирование как процесс: этапы, стадии, результат. Моделирование как методология решения социальных проблем на различных уровнях социальной сферы. Уровни моделей. Технологии социальной реабилитации. Реабилитация – понятие и сущность. Виды реабилитации: медицинская, профессиональная, социальная, социокоммуникативная. Социальная реабилитация: сущность, принципы, методы, формы. Сущность индивидуальных программ социальной реабилитации. Содержание и направление технологического процесса социальной реабилитации. Многообразие технологий социальной реабилитации в зависимости от объекта воздействия. Социальные службы и организации, использующие технологии социальной реабилитации. Технологии социальной профилактики. Профилактика: сущность и содержание. Направление профилактической деятельности: предотвращение, поддержание и защита, содействие в достижении целей. Объекты профилактической деятельности. Организаторы, субъекты профилактической деятельности. Профилактический процесс и его особенности. Методы социальной профилактики: экономические, психологические, педагогические, управленческие, организационные, экологические и т.д. Профилактика, суицида, подростковой преступности, безнадзорности, злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. Правовые основы профилактической деятельности. Опека и попечение как социальная технология. Причины современного сиротства в России. Социальная опека и попечительство: сущность и функции. Институт усыновления и опекунства. Правовое поле и особенности технологического процесса опеки и попечительства. Взаимосвязь технологий различного уровня при осуществлении деятельности по оформлению опеки и попечительства. Этические дилеммы технологий опеки и попечительства. Новые виды и формы опеки и попечительства: приемные семьи, семьи на выходные и т.д. Зарубежный опыт профилактики социального сиротства. Усыновление (удочерение) как социальная технология. Социальное консультирование. Содержание и принципы консультирования. Консультирование и его виды. Основные принципы социального консультирования. Процедура социального консультирования. Профессиональные и личностные требования к специалистам, социальным консультантам. Особенности социального консультирования. Особенности социального консультирования в зависимости от объекта и предмета консультации. Формы и методы консультационной деятельности. Целевые установки "рефлексивного", "прогностического", "проектного" консультирования. Посредничество: виды и формы. Процедура посредничества, культура посреднической деятельности. Особенности посреднической деятельности с различными категориями детей. ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.008 с.) |