Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция. Тема 8. Социально-педагогическая деятельность как категорияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальной педагогики План
1. Понятие «социально-педагогическая деятельность». 2. Сравнительная характеристика понятий «педагогическая деятельность» и «социально-педагогическая деятельность». 3. Принципы деятельности социального педагога. 4. Функции социально-педагогической деятельности. 5. Содержание социально-педагогической деятельности. 6. Задачи социально-педагогической деятельности на современном этапе, исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании», Конвенции ООН «О правах ребенка», нормативно-правовых актов системы образования.
Основная литература 1. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 168–184. 2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Нов. шк., 1996. 3. Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003. – С. 508–515. 4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 5. Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. 6. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000. Дополнительная литература 1. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001. 2. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. 3. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2005.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение социально-педагогической деятельности и выявите ее отличия от педагогической деятельности. 2. Назовите и охарактеризуйте основные принципы деятельности социального педагога? 3. Назовите и охарактеризуйте функции социально-педагогической деятельности? 4. Какие виды социально-педагогической деятельности выделяются в современной педагогической литературе? Задание для самостоятельной работы по теме На основе анализа 5 главы «Социальные гарантии прав граждан на образование» Закона Российской Федерации «Об образовании», Конвенции ООН «О правах ребенка», выделить задачи и направления социально-педагогической деятельности, подтверждая ссылками на конкретные статьи этих документов. Оформить в виде письменной работы. Самостоятельная работа Тема: Социально-педагогическая деятельность Как категория социальной педагогики План 1. Сущность и содержание социально-педагогической деятельности. 2. Принципы деятельности социального педагога. (таблица для работы в микрогруппах) Задание: Обсудите в микрогруппе один из принципов социальной педагогики, заполните таблицу и подготовьте развернутое сообщение
3. Функции социально-педагогической деятельности. 4. Задачи социально-педагогической деятельности на современном этапе. 5. Методы и технологии социально-педагогической деятельности (общая характетистика).
Литература 1. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социаль-ной педагогики: сб. науч. Тр. / М.А. Галагузова. – Вып. 3. – Екатеринбург, 1998. 2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Нов. шк., 1996. 3. Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопе-дический словарь. – М.: БРЭ, 2003. – С. 508–515. 4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 5. Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. 6. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000. Лекция. Тема 9. Социально-педагогическая сущность и содержание Понятия социальной адаптации План
1. Понятие социальной адаптации. Адаптивность, адаптированность, дезадаптация. 2. Уровни адаптированности личности. 3. Классификации видов социальной адаптации: социально-психологическая, социально-культурная, социально-педагогическая, социально-бытовая, социально-трудовая, адаптация к экстремаль-ным, меняющимся, постоянным, изменившимся условиям. 4. Модели и механизмы социальной адаптации.
Основная литература 1. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека: учеб. пособие / С.И. Розум. – СПб.: Речь, 2006. 2. Соколова Н.А. Теория и практика социально-педагогической поддержки адаптации подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей: моногр. / Н.А. Соколова. – Челябинск: ИНО УрО РАО, 2005.
Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте основные этапы развития понятия «адаптация». Какова сущность понятия «социальная адаптация»? 2. Почему А.А. Реан считает, что адаптация – развивающий процесс? 3. Разведите понятия «адаптация», «адаптивность», «адаптированность». 4. Каковы основные характеристики моделей социальной адаптации, предложенных Р. Мертоном. 5. Докажите и подтвердите примерами, что выявление вида социальной адаптации и модели, по которой ребенок адаптируется, позволяет социальному педагогу определить стратегию работы с ребенком.
Лекция. Тема 10. Содержание и методы социально-педагогического исследования План
1. Понятие «метод», «методология». 2. Теоретические и эмпирические методы социально-педагогического исследования: анализ литературы, документов, обобщение, наблюдение и его виды, эксперимент и его виды, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, опрос), тестирование, праксиметрические методы (изучение продуктов деятельности), метод экспертных оценок, мягкие методики. 3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в выборе методик и проведении процедуры исследования. 4. Основания выбора методов исследования детей. 5. Специфика использования методик социально-педагогического исследования для младшего, среднего и старшего школьного возраста. Основная литература 1. Загвязинский В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвя-зинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2005. 2. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. 3. Филлипова И.А. Методика социально-педагогического исследования: учеб. пособие / И.А. Филиппова. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1989. 4. Щеглова С.Н. Социология детства: учеб. пособие / С.Н. Щеглова. – М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1996. Дополнительная литература 1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие / И.Ф. Девятко. – М.: Университет, 2002. – 296 с. 2. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учеб. пособие / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.
Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте взаимосвязь понятий «методология» и «метод». 2. Какие методы социально-педагогического исследования относятся к теоретическим, а какие к эмпирическим? 3. Определите зависимость выбора методов диагностики в социальной педагогике от возрастных особенностей детей. 4. Выделите основные методические принципы диагностики детей в социальной педагогике.
Задание для самостоятельной работы по теме Разработайте программу социально-педагогического исследования по теме «Ценностные ориентации современных подростков», включающей цель, объект, предмет, задачи, методы, базу, этапы исследования, а также анкету для подростков с использованием основных методических принципов построения и проведения опросных методик. Семинар 5 Тема: Содержание и методы социально-педагогического исследования План 1. Содержание и этапы социально-педагогического исследо-вания. 2. Общая характеристика методов социально-педагогического исследования (теоретические, эмпирические). 3. Характеристика анализа документов, литературы, моделиро-вания, проектирования как теоретических методов исследования. 4. Характеристика наблюдения, эксперимента, опросных методик как эмпирических методов исследования. 5. Специфика использования диагностических методик в зависимости от возрастных особенностей детей.
Практические задания: · Самостоятельная разработка «мягкой методики» для дошкольников и младших школьников (рисуночный и устный варианты). · Разработка анкеты для изучения ценностных ориентаций подростков с учетом всех требований, предъявляемых к анкетам для детей данного возраста. Методические принципы разработки анкет для детей и подростков 1. Вопросы должны быть понятны всем опрашиваемым, независимо от знаний и уровня развития. 2. Должно быть адекватное понимание терминов, употребляемых в анкете ребенком и исследователем. 3. Необходимо учитывать возрастные особенности восприятия детьми некоторых тем. 4. Вопросы для детей должны иметь дополнительные пояснения и обращение к личному опыту. 5. Вопросы не должны внушать представления о «хороших» и «плохих» ответах. 6. В процессе заполнения анкеты необходимо создать психологически комфортную для ребенка обстановку. 7. Социально-демографический блок должен быть помещен в начале анкеты. 8. Вопросы должны быть объединены в блоки по тематическому или проблемному принципам. 9. Анкета должна быть привлекательна для ребенка, поэтому важно ее художественное оформление. Литература 1. Загвязинский В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2005. 2. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. 3. Филлипова И.А. Методика социально-педагогического исследования: учеб. пособие / И.А. Филиппова. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1989. 4. Щеглова С.Н. Социология детства: учеб. пособие / С.Н. Щеглова. – М.: Изд-во ин-та молодежи, 1996.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.011 с.) |