Лекция. Тема 8. Социально-педагогическая деятельность как категория




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция. Тема 8. Социально-педагогическая деятельность как категория



Социальной педагогики

План

 

1. Понятие «социально-педагогическая деятельность».

2. Сравнительная характеристика понятий «педагогическая деятельность» и «социально-педагогическая деятельность».

3. Принципы деятельности социального педагога.

4. Функции социально-педагогической деятельности.

5. Содержание социально-педагогической деятельности.

6. Задачи социально-педагогической деятельности на современном этапе, исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании», Конвенции ООН «О правах ребенка», нормативно-правовых актов системы образования.

 

Основная литература

1. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 168–184.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Нов. шк., 1996.

3. Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003. – С. 508–515.

4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

5. Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

6. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

Дополнительная литература

1. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.

2. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.

3. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2005.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение социально-педагогической деятельности и выявите ее отличия от педагогической деятельности.

2. Назовите и охарактеризуйте основные принципы деятельности социального педагога?

3. Назовите и охарактеризуйте функции социально-педагогической деятельности?

4. Какие виды социально-педагогической деятельности выделяются в современной педагогической литературе?

Задание для самостоятельной работы по теме

На основе анализа 5 главы «Социальные гарантии прав граждан на образование» Закона Российской Федерации «Об образовании», Конвенции ООН «О правах ребенка», выделить задачи и направления социально-педагогической деятельности, подтверждая ссылками на конкретные статьи этих документов. Оформить в виде письменной работы.

Самостоятельная работа

Тема: Социально-педагогическая деятельность

Как категория социальной педагогики

План

1. Сущность и содержание социально-педагогической деятельности.

2. Принципы деятельности социального педагога.

(таблица для работы в микрогруппах)

Задание: Обсудите в микрогруппе один из принципов социальной педагогики, заполните таблицу и подготовьте развернутое сообщение

 

  № пп   Принцип социальной педагогики Его сущность Как его реализовать в содержании на этапах: Проблемы на этапах реализации
исследования организационном соц. пед. деятельности
             

 

3. Функции социально-педагогической деятельности.

4. Задачи социально-педагогической деятельности на современном этапе.

5. Методы и технологии социально-педагогической деятельности (общая характетистика).

 

Принцип –основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения. Правило –предельно лаконичная инструкция. По мере необходимости конкретное правило можно развернуть в подробную инструкцию, снабдить комментариями, иллюстрациями. Вследствие своей компактности они удобны в обращении.

 

Литература

1. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социаль-ной педагогики: сб. науч. Тр. / М.А. Галагузова. – Вып. 3. – Екатеринбург, 1998.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Нов. шк., 1996.

3. Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопе-дический словарь. – М.: БРЭ, 2003. – С. 508–515.

4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

5. Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

6. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

Лекция. Тема 9. Социально-педагогическая сущность и содержание

Понятия социальной адаптации

План

 

1. Понятие социальной адаптации. Адаптивность, адаптированность, дезадаптация.

2. Уровни адаптированности личности.

3. Классификации видов социальной адаптации: социально-психологическая, социально-культурная, социально-педагогическая, социально-бытовая, социально-трудовая, адаптация к экстремаль-ным, меняющимся, постоянным, изменившимся условиям.

4. Модели и механизмы социальной адаптации.

 

Основная литература

1. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека: учеб. пособие / С.И. Розум. – СПб.: Речь, 2006.

2. Соколова Н.А. Теория и практика социально-педагогической поддержки адаптации подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей: моногр. / Н.А. Соколова. – Челябинск: ИНО УрО РАО, 2005.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте основные этапы развития понятия «адаптация». Какова сущность понятия «социальная адаптация»?

2. Почему А.А. Реан считает, что адаптация – развивающий процесс?

3. Разведите понятия «адаптация», «адаптивность», «адаптированность».

4. Каковы основные характеристики моделей социальной адаптации, предложенных Р. Мертоном.

5. Докажите и подтвердите примерами, что выявление вида социальной адаптации и модели, по которой ребенок адаптируется, позволяет социальному педагогу определить стратегию работы с ребенком.

 

Вариативная часть
Тема реферат ______________________________________________________ __________________________________________________________________ (выбирается самостоятельно, см. раздел «Темы рефератов»)
1. Изучение литературных источников по теме реферата
2. Обоснование актуальности, целей и задач исследования
3. Определение структуры реферата (план)
4. Работа над отдельными параграфами
5. Составление библиографического списка
6. Сбор фактического материала (проведение анкетирования, тестирования и пр.)
7. Работа со словарями, справочниками, уточнение понятий
8. Литературное оформление отдельных параграфов, редактирование
9. Выступление перед группой, на студенческой Универсиаде

Лекция. Тема 10. Содержание и методы социально-педагогического исследования

План

 

1. Понятие «метод», «методология».

2. Теоретические и эмпирические методы социально-педагогического исследования: анализ литературы, документов, обобщение, наблюдение и его виды, эксперимент и его виды, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, опрос), тестирование, праксиметрические методы (изучение продуктов деятельности), метод экспертных оценок, мягкие методики.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в выборе методик и проведении процедуры исследования.

4. Основания выбора методов исследования детей.

5. Специфика использования методик социально-педагогического исследования для младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Основная литература

1. Загвязинский В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвя-зинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2005.

2. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

3. Филлипова И.А. Методика социально-педагогического исследования: учеб. пособие / И.А. Филиппова. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1989.

4. Щеглова С.Н. Социология детства: учеб. пособие / С.Н. Щеглова. – М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1996.

Дополнительная литература

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие / И.Ф. Девятко. – М.: Университет, 2002. – 296 с.

2. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учеб. пособие / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте взаимосвязь понятий «методология» и «метод».

2. Какие методы социально-педагогического исследования относятся к теоретическим, а какие к эмпирическим?

3. Определите зависимость выбора методов диагностики в социальной педагогике от возрастных особенностей детей.

4. Выделите основные методические принципы диагностики детей в социальной педагогике.

 

Задание для самостоятельной работы по теме

Разработайте программу социально-педагогического исследования по теме «Ценностные ориентации современных подростков», включающей цель, объект, предмет, задачи, методы, базу, этапы исследования, а также анкету для подростков с использованием основных методических принципов построения и проведения опросных методик.

Семинар 5

Тема: Содержание и методы

социально-педагогического исследования

План

1. Содержание и этапы социально-педагогического исследо-вания.

2. Общая характеристика методов социально-педагогического исследования (теоретические, эмпирические).

3. Характеристика анализа документов, литературы, моделиро-вания, проектирования как теоретических методов исследования.

4. Характеристика наблюдения, эксперимента, опросных методик как эмпирических методов исследования.

5. Специфика использования диагностических методик в зависимости от возрастных особенностей детей.

 

Практические задания:

· Самостоятельная разработка «мягкой методики» для дошкольников и младших школьников (рисуночный и устный варианты).

· Разработка анкеты для изучения ценностных ориентаций подростков с учетом всех требований, предъявляемых к анкетам для детей данного возраста.

Методические принципы разработки анкет для детей и подростков

1. Вопросы должны быть понятны всем опрашиваемым, независимо от знаний и уровня развития.

2. Должно быть адекватное понимание терминов, употребляемых в анкете ребенком и исследователем.

3. Необходимо учитывать возрастные особенности восприятия детьми некоторых тем.

4. Вопросы для детей должны иметь дополнительные пояснения и обращение к личному опыту.

5. Вопросы не должны внушать представления о «хороших» и «плохих» ответах.

6. В процессе заполнения анкеты необходимо создать психологически комфортную для ребенка обстановку.

7. Социально-демографический блок должен быть помещен в начале анкеты.

8. Вопросы должны быть объединены в блоки по тематическому или проблемному принципам.

9. Анкета должна быть привлекательна для ребенка, поэтому важно ее художественное оформление.

Литература

1. Загвязинский В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2005.

2. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

3. Филлипова И.А. Методика социально-педагогического исследования: учеб. пособие / И.А. Филиппова. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1989.

4. Щеглова С.Н. Социология детства: учеб. пособие / С.Н. Щеглова. – М.: Изд-во ин-та молодежи, 1996.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.011 с.)