![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция. Тема 8. Социально-педагогическая деятельность как категория
Социальной педагогики План
1. Понятие «социально-педагогическая деятельность». 2. Сравнительная характеристика понятий «педагогическая деятельность» и «социально-педагогическая деятельность». 3. Принципы деятельности социального педагога. 4. Функции социально-педагогической деятельности. 5. Содержание социально-педагогической деятельности. 6. Задачи социально-педагогической деятельности на современном этапе, исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании», Конвенции ООН «О правах ребенка», нормативно-правовых актов системы образования.
Основная литература 1. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 168–184. 2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Нов. шк., 1996. 3. Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003. – С. 508–515. 4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 5. Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. 6. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000. Дополнительная литература 1. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001. 2. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. 3. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2005.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение социально-педагогической деятельности и выявите ее отличия от педагогической деятельности. 2. Назовите и охарактеризуйте основные принципы деятельности социального педагога? 3. Назовите и охарактеризуйте функции социально-педагогической деятельности? 4. Какие виды социально-педагогической деятельности выделяются в современной педагогической литературе? Задание для самостоятельной работы по теме На основе анализа 5 главы «Социальные гарантии прав граждан на образование» Закона Российской Федерации «Об образовании», Конвенции ООН «О правах ребенка», выделить задачи и направления социально-педагогической деятельности, подтверждая ссылками на конкретные статьи этих документов. Оформить в виде письменной работы. Самостоятельная работа Тема: Социально-педагогическая деятельность Как категория социальной педагогики План 1. Сущность и содержание социально-педагогической деятельности. 2. Принципы деятельности социального педагога. (таблица для работы в микрогруппах) Задание: Обсудите в микрогруппе один из принципов социальной педагогики, заполните таблицу и подготовьте развернутое сообщение
3. Функции социально-педагогической деятельности. 4. Задачи социально-педагогической деятельности на современном этапе. 5. Методы и технологии социально-педагогической деятельности (общая характетистика).
Литература 1. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социаль-ной педагогики: сб. науч. Тр. / М.А. Галагузова. – Вып. 3. – Екатеринбург, 1998. 2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Нов. шк., 1996. 3. Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопе-дический словарь. – М.: БРЭ, 2003. – С. 508–515. 4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 5. Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. 6. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000. Лекция. Тема 9. Социально-педагогическая сущность и содержание Понятия социальной адаптации План
1. Понятие социальной адаптации. Адаптивность, адаптированность, дезадаптация. 2. Уровни адаптированности личности. 3. Классификации видов социальной адаптации: социально-психологическая, социально-культурная, социально-педагогическая, социально-бытовая, социально-трудовая, адаптация к экстремаль-ным, меняющимся, постоянным, изменившимся условиям. 4. Модели и механизмы социальной адаптации.
Основная литература 1. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека: учеб. пособие / С.И. Розум. – СПб.: Речь, 2006. 2. Соколова Н.А. Теория и практика социально-педагогической поддержки адаптации подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей: моногр. / Н.А. Соколова. – Челябинск: ИНО УрО РАО, 2005.
Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте основные этапы развития понятия «адаптация». Какова сущность понятия «социальная адаптация»? 2. Почему А.А. Реан считает, что адаптация – развивающий процесс? 3. Разведите понятия «адаптация», «адаптивность», «адаптированность». 4. Каковы основные характеристики моделей социальной адаптации, предложенных Р. Мертоном. 5. Докажите и подтвердите примерами, что выявление вида социальной адаптации и модели, по которой ребенок адаптируется, позволяет социальному педагогу определить стратегию работы с ребенком.
Лекция. Тема 10. Содержание и методы социально-педагогического исследования План
1. Понятие «метод», «методология». 2. Теоретические и эмпирические методы социально-педагогического исследования: анализ литературы, документов, обобщение, наблюдение и его виды, эксперимент и его виды, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, опрос), тестирование, праксиметрические методы (изучение продуктов деятельности), метод экспертных оценок, мягкие методики. 3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в выборе методик и проведении процедуры исследования. 4. Основания выбора методов исследования детей. 5. Специфика использования методик социально-педагогического исследования для младшего, среднего и старшего школьного возраста. Основная литература 1. Загвязинский В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвя-зинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2005. 2. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. 3. Филлипова И.А. Методика социально-педагогического исследования: учеб. пособие / И.А. Филиппова. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1989. 4. Щеглова С.Н. Социология детства: учеб. пособие / С.Н. Щеглова. – М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1996. Дополнительная литература 1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие / И.Ф. Девятко. – М.: Университет, 2002. – 296 с. 2. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учеб. пособие / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.
Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте взаимосвязь понятий «методология» и «метод». 2. Какие методы социально-педагогического исследования относятся к теоретическим, а какие к эмпирическим? 3. Определите зависимость выбора методов диагностики в социальной педагогике от возрастных особенностей детей. 4. Выделите основные методические принципы диагностики детей в социальной педагогике.
Задание для самостоятельной работы по теме Разработайте программу социально-педагогического исследования по теме «Ценностные ориентации современных подростков», включающей цель, объект, предмет, задачи, методы, базу, этапы исследования, а также анкету для подростков с использованием основных методических принципов построения и проведения опросных методик. Семинар 5 Тема: Содержание и методы социально-педагогического исследования План 1. Содержание и этапы социально-педагогического исследо-вания. 2. Общая характеристика методов социально-педагогического исследования (теоретические, эмпирические). 3. Характеристика анализа документов, литературы, моделиро-вания, проектирования как теоретических методов исследования. 4. Характеристика наблюдения, эксперимента, опросных методик как эмпирических методов исследования. 5. Специфика использования диагностических методик в зависимости от возрастных особенностей детей.
Практические задания: · Самостоятельная разработка «мягкой методики» для дошкольников и младших школьников (рисуночный и устный варианты). · Разработка анкеты для изучения ценностных ориентаций подростков с учетом всех требований, предъявляемых к анкетам для детей данного возраста. Методические принципы разработки анкет для детей и подростков 1. Вопросы должны быть понятны всем опрашиваемым, независимо от знаний и уровня развития. 2. Должно быть адекватное понимание терминов, употребляемых в анкете ребенком и исследователем. 3. Необходимо учитывать возрастные особенности восприятия детьми некоторых тем. 4. Вопросы для детей должны иметь дополнительные пояснения и обращение к личному опыту. 5. Вопросы не должны внушать представления о «хороших» и «плохих» ответах. 6. В процессе заполнения анкеты необходимо создать психологически комфортную для ребенка обстановку. 7. Социально-демографический блок должен быть помещен в начале анкеты. 8. Вопросы должны быть объединены в блоки по тематическому или проблемному принципам. 9. Анкета должна быть привлекательна для ребенка, поэтому важно ее художественное оформление. Литература 1. Загвязинский В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2005. 2. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. 3. Филлипова И.А. Методика социально-педагогического исследования: учеб. пособие / И.А. Филиппова. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1989. 4. Щеглова С.Н. Социология детства: учеб. пособие / С.Н. Щеглова. – М.: Изд-во ин-та молодежи, 1996. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.011 с.) |