Основные категории педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории педагогики



К категориям относятся наиболее емкие и общие по­нятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и ти­пичные свойства. В любой науке категории выполняют ве­дущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание— социальное, целенаправленное созда­ние условий (материальных, духовных, организацион­ных) для усвоения новым поколением общественно-исто­рического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспита­ние» — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социаль­ном смысле, включая в него воздействие на личность об­щества в целом, и воспитание в узком смысле — как


 




целенаправленную деятельность, призванную сформиро­вать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Вос­питание часто трактуется в еще более локальном значе­нии — как решение какой-либо конкретной воспитатель­ной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким об­разом, воспитание — это целенаправленное формирова­ние личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отноше­ний и мировоззрения). Можно выделить следующие виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудо­вое, эстетическое и т. д.

Педагогика исследует сущность воспитания, его зако­номерности, тенденции и перспективы развития, разраба­тывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание — конкретно-историческое явление, теено связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая свой собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Развитиеато объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного из­менения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое, психическое, социальное и духов­ное развитие. Развитие личности осуществляется под вли­янием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

В процессе воспитания человека идет его развитие, уро­вень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Образование — это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная си­стема — это учебно-воспитательные заведения, учрежде­ния повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколе­ний согласно целям, программам, структурам с помощью


специально подготовленных педагогов. Все образователь­ные учреждения в государстве объединены в систему об­разования, посредством чего идет управление развитием

человека.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с оп­ределенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков,

Отношений.

В образовании выделяются процессы, которые обозна­чают непосредственно как акт передачи и акт приема опы­та. Это ядро образования — обучение.

Обучение — конкретный вид педагогического процес­са, в ходе которого под руководством специально подготов­ленного лица (педагога, преподавателя) реализуются обще­ственно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение — процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс, обучение включает в себя две ча­сти: преподавание, в ходе которого осуществляется пере­дача (трансформация) системы знаний, умений, опыта де­ятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но человек — не сосуд, куда «сливается» опыт челове­чества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными факторами развития че­ловека являются самовоспитание, самообразование, само­обучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутрен­них душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в определенные отношения — воспитательные. Воспитательные отношения есть разновидность отноше­ний людей между собой, направленных на развитие че­ловека посредством воспитания, образования, обучения.


Воспитательные отношения — это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание, образование, обучение) схо­дятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, са­мообразованием, самообучением). В результате такого вза­имодействия происходит развитие человека, формируется личность.

ВОСПИТАНИЕ

РАЗЗИТИЕ

САМОВОСПИТАНИЕ

САМООБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАН ИЕ ОБУЧЕНИЕ

САМООБУЧЕНИЕ

{ВОСПИТАТ ЕЛЬНЫЕ ОТН ОШЕНИЯ

ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Образование может рассматриваться в разных смысло­вых плоскостях,

1. Образование как система имеет определенную струк­туру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, средне-специальное, высшее образование, постдинломное образование). *

2. Образование как процесс предполагает протяжен­ность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса, технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования.

3. Образование как результат свидетельствует об окон­чании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.

Образование обеспечивает в конечном счете определен­ный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, уме­ний, навыков, его подготовки к тому или иному виду прак­тической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходи-


мы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального — профессио­нального образования. По уровню и объему содержания как общее, так и специальное образование может быть началь­ным, средним и высшим. Сейчас, когда возникает необхо­димость непрерывного образования, появился термин «об­разование взрослых», поствузовское образование. Под содер­жанием образования B.C. Леднев понимает «...содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений (обу­чение), во-вторых, воспитанием типологических качеств личности (воспитание), в-третьих, умственным и физичес­ким развитием человека (развитие)». Отсюда следуют три компоненты образования: обучение, воспитание, развитие.

Анализ этих понятий позволяет составить более глубо­кое представление о внутреннем содержании категории «образование», ответить на вопросы: «Что она содержит, из чего состоит?».

Современное понимание образования мы находим в «Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992): «Под образованием в настоящем законе понимается целе­направленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся кон­статацией достижения гражданином (обучающимся) опре­деленных государством образовательных уровней (образо­вательных цензов)». Обшие требования к содержанию об­разования изложены в статье 14 этого закона:

«1. Содержание образования является одним из фак­торов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

♦ на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации;

♦ на развитие гражданского общества;

♦ на укрепление и совершенствование правового госу­дарства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

♦ формирование у обучающегося адекватной современ­
ному уровню знаний и уровню образовательной програм­
мы (ступени обучения) картины мира;


 




♦ адекватный мировому уровень общей и профессио­нальной культуры общества;

♦ интеграцию личности в системы мировой и нацио­нальных культур;

♦ формирование человека-гражданина, интегрирован­ного в современное ему общество и нацеленного на совер­шенствование этого общества;

♦ воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества».

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Следует различать научные и практические задачи пе­дагогики. Задачи педагогической науки — вести исследо­вания, а практические задачи школы, вуза — осуществ­лять воспитание, образование школьников, студентов.

Приоритетной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в областях воспита­ния, образования, управления образовательными и вос­питательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнуты­ми результатами. В качестве результатов выступает обу-ченность, воспитанность, развитость личности в конкрет­ных ее параметрах.

В состав постоянных задач педагогической науки вхо­дит и задача изучения и обобщения практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная образо­вательно-воспитательная работа является творческой, по­этому любой педагог-практик накапливает рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Многие педагоги создают оригинальные педагогические техно­логии. Однако любые образцы творчества учителей не могут найти своего места в системе педагогических цен­ностей без теоретического обоснования и научной интер­претации. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить то, что соответствует индиви­дуальности педагога-новатора, неповторимо, и то, что под-


дается генерализации и может превратиться во всеобщее

достояние.

В числе задач науки о воспитании важное место зани­мают задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образователь­ными структурами. В словаре педагогики появилось но­вое понятие — педагогическая инноватика. В связи с тем, что в нашей стране не существует законов, закрепля­ющих авторские права за разработчиками педагогичес­ких открытий, моделей, предпринимаются попытки созда­ния условий для перехода к легитимизации авторства на продукты педагогического творчества.

К важным постоянным задачам педагогической на­уки принято относить прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогно­зов невозможно управлять педагогической политикой, эко­номикой образования, усовершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления. Педа­гогическая система характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. Отсюда возникает необходимость управления функционировани­ем педагогической системы и управления ее развитием.

Одной из важных задач педагогической науки явля­ется и задача внедрения результатов исследований в практику.

Задача педагогической науки — разработать теоретиче­ские, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроник­новения исследовательской и практической деятельности.

Таков ряд постоянных задач педагогической науки. Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения, анализи­ровать педагогический опыт, искать кратчайшие пути вне­дрения появляющихся научных разработок, прогнозиро­вать образовательные структуры будущего.

Гораздо богаче и разнообразнее те задачи, которые воз­никают оперативно под влиянием потребностей практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению, но требуют быстрого нахождения решения. Примерами


 




таких задач могут быть: создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профес­сионализма, выявление факторов выбора школьниками профессии, анализ природы типовых конфликтов в отно­шениях учитель — ученик и т. п.

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому много­образию связей данной науки с другими, благодаря кото­рому и возникают пограничные научные дисциплины.

Систему педагогических' наук образуют следующие науки.

1. Общая педагогика, исследующая основные законо­мерности воспитания.

2. История педагогики, изучающая развитие педагогичес­ких идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика, исследующая закономер­ности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопо­ставления и нахождения сходств и отличий.

4. Возрастная педагогика, изучающая особенности вос­питания человека на различных возрастных этапах. В за­висимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального обра­зования, педагогику высшей школы, педагогику профес­сионально-технического образования, педагогику взрос­лых (андрогогику).

5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретиче­ские основы, принципы, методы, формы и средства воспита­ния и образования человека (детей и взрослых), имеющего-отклонения в физическом и умственном развитии. Специ­альная педагогика (дефектология) распадается на ряд отрас­лей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, сле­пых и слабовидящих — тифлопедагогика, умственно отста-


лых — олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстрой­ствами речи — логопедия.

6. Методики преподавания различных дисциплин со­держат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, хи­мии, истории и др.), накапливают технологический инстру­ментарий, позволяющий оптимальными методами и сред­ствами усваивать содержание той или иной дисциплины, ов­ладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

7. Профессиональная педагогика изучает закономер­ности, осуществляет теоретическое обоснование, разраба­тывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессио­нальную сферу действительности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подго­товки тем, что в ходе ее осуществляется развитие лично­стного трудового потенциала человека. Личностный тру­довой потенциал рабочего — это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность совершения трудовой деятельности по определенной профессии (специальности). Развитие личностного по­тенциала рабочего достигается посредством профессио­нального воспитания, профессионального образования и

обучения.

В зависимости от профессиональной области различа­ют военную, инженерную, производственную, медицинскую и др. педагогику.

Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые сред­ства производства, повышение их квалификации, переучи­вание новым профессиям.

8. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспи­тания и образования детей и взрослых. Многопрофиль­ные образовательно-воспитательные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрально­го искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи


 




профессиональных знаний, проявления творческих способ­ностей людей.

9. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоре­
тические обоснования и разработку практики перевоспи­
тания лиц, находящихся в заключении за совершенные
преступления.

10. Сравнительная педагогика исследует закономерно­сти функционирования и развития образовательных и вос­питательных систем в различных странах путем сопо­ставления и нахождения сходств и различий.

11. Лечебная педагогика разрабатывает систему обра­зовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослаб­ленными и больными школьниками. Возникает интегри­рованная медико-педагогическая наука, когда ведется ле­чение и обучение в щадящем режиме.

"1.6. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Исследование многих педагогических проблем требу­ет междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее пол­ное знание изучаемого.

Педагогика органично связана с психологией. Суще­ствует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них — предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики чело­века, педагогика разрабатывает законы управления разви­тием личности. Воспитание, образование, обучение челове­ка есть не что иное, как целенаправленное развитие пси­хики (мышления, деятельности). Следующий важный момент — общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологичес­кого поиска с успехом служат решению собственно педа­гогических проблем (психометрия, парное сравнение, пси­хологические тесты, анкеты и др.).


О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, кото­рые, будучи использованными в педагогической лекси­ке, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают вы­явить и определить сущностное в исследуемых проблемах. Как научная дисциплина, педагогика пользуется пси­хологическим знанием для выявления, описания, объясне­ния, систематизации педагогических фактов. Так, резуль­таты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т. д.).

Своеобразным мостом между педагогической и психо­логической науками выступает педагогическая и возраст­ная психология, психология профессиональной педагоги­ческой деятельности, психология управления педагогичес­кими системами и многие психологические исследования других областей образования.

Педагогика тесно связана с физиологией. Для понима­ния механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерно­сти жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерно­стей функционирования высшей нервной деятельности по­зволяет педагогике конструировать развивающие, обучаю­щие технологии, инструментарий, способствующий опти­мальному развитию личности.

Данные социологии способствуют более глубокому ос­мыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для реше­ния педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функци­онирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследова­ний включает проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развивают­ся такие направления, как социология образования, соци­ология воспитания, социология студенчества и т. д.


 




Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период раз­вития педагогического знания. Теория познания позволя­ет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и ме­ханизмы управления ею. Философские категории необхо­димости и случайности, общего, единичного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, развитие и его движущие силы и др. способствуют прогрессу исследователь­ской педагогической мысли. В связи с углубленным осмыс­лением феномена образования на современном этапе педа­гогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений — философия образования.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педаго­гикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механиз­мы управления учебным процессом.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отме­тим, что в педагогических исследованиях активно исполь­зуются данные и многих других наук — юриспруденции, экономики, информатики, статистики, экологии, этно­графии, этнологии, истории, технических наук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.041 с.)