Учет индивидуальных особенностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет индивидуальных особенностей



В человеческом развитии проявляется общее и особен­ное. Общее свойственно всем людям определенного возра­ста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным — индивидуальностью. Индиви­дуальность характеризуется совокупностью интеллекту­альных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинако­вых людей. Каждый человек — единственный и неповто­римый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных осо­бенностях. Возникновение индивидуальных особенностей (различий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности.


 




Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темпера­мента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться ин­дивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот воп­рос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Пер­вая точка зрения — массовая школа не может и не дол­жна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких раз­личий не должно быть в воспитании прилежных и лени­вых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведе­ния, характеризуется общим, одинаковым для всех стан­дартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.

Очень убедительно эту мысль выразил Гегель: «Свое­образие людей не следует ценить слишком высоко. Напро­тив, мнение, что наставник должен тщательно изучать ин­дивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобраз­ность детей терпима в семейном кругу, но в школе начи­нается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали себе ре­зультаты общего образования. Только это преобразова­ние души составляет воспитание» (Гегель. Соч. М., 1946. Т. VII. С. 82.).

Отечественная педагогика стоит на иных позициях — воспитание должно максимально опираться на индиви-


дуальность. Индивидуальный подход как важный прин­цип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его лич­ности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основ­ного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагоги­ческого воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень раз­вития личности. Индивидуальный подход создает наи­более благоприятные возможности для развития позна­вательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Способный, но ленивый

Хотите узнать, на какие типы делил учеников Я.А. Ко-менский? Перелистаем «Великую дидактику».

«...У одних способности острые, у других — тупые, у одних — гибкие и податливые, у других — твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой. Из этого трижды двойного ряда способностей возникает шестикратное со­четание их.

... Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящи­еся к знанию и податливые; они, преимущественно перед всеми другими, особенно способны к занятиям. Им ниче­го не нужно, кроме того, чтобы предлагалась научная пища.

... Во-вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании.

... В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящи­еся к знанию, но необузданные и упрямые.

... В-четвертых, есть ученики послушные и любозна­тельные при обучении, но медлительные и вялые.


 




... В-пятых, есть ученики тупые и, сверх того, равнодуш­ные и вялые. Их еще можно исправить, лишь бы только они не были упрямыми.

... На последнем месте стоят ученики тупые, с извра­щенной и злобной натурой: большей частью эти ученики безнадежны... Почву бесплодную, говорит Катон, не следует ни обрабатывать, ни трогать.

... Сущность сказанного сводится к следующему выска­зыванию Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспи­тания сделались хорошими — это в нашей власти». Да, в нашей власти, говорит он. Так садовник из любого живо­го корня выращивает дерево, применяя в необходимых случаях именно свое искусство посадки...»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.005 с.)