Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инновационное обучение и его необходимостьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время осознается необходимость смены образовательной парадигмы. «Основное противоречие современной системы образования — это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию». Итак, первое в инновационном обучении — это развитие способностей на основе образования и самообразования. Фундаментальность, наряду с целостностью и направленностью на удовлетворение интересов личности, образует основные черты новой парадигмы образования. «Фундаментальное естественнонаучное и гуманитарное образование должно давать целостное представление о современной естественнонаучной картине мира, заложить научный фундамент для оценки последствий профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека» (Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО). Если в 60—80-е годы была характерна формула образования: «Знать все о немногом и немного обо всем»,
то 90-е годы породили новую формулу — «Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность». Познать сущность, самую суть из множества дисциплин и обилия информации в каждой дисциплине — вот цель современного учащегося, особенно студента. Сущностный подход предполагает синтез естественных, гуманитарных и технических наук. Сущностный подход — это системный, синергетический подход («синергия» от греч. — содружественное, совместное действие двух или несколько органов в одном и том же направлении), который означает, что все преподаватели должны действовать в одном направлении развития способностей студентов на основе формирования сущностных системных знаний с установлением межпредметных связей и целостных представлений. Акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования. «Акмеология (от греческого акме — пик, вершина, высшая ступень чего-либо) — новая область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации». Предмет акмеологии — творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации. Задача акмеологии — вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его успешной самореализации в различных сферах деятельности, в том числе в области избранной профессии. «Акме» — вершина профессионализма — это стабильность высоких результатов работы, далее — надежность. Работать профессионально — значит не иметь срывов, грубых ошибок, промахов. Кроме того, творчество — необходимый компонент профессионализма, важны также вдохновение и индивидуальный стиль деятельности. Саморазвитие — путь достижения вершин профессионализма. У всех уча- щихся необходимо выработать привычку саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля, ибо это основные факторы достижения состояния «акме». Однако для того, чтобы эти акмеологические факторы «сработали», необходимы сильные побудительные причины. Таковыми могут стать мотивы достижения. Задача преподавателя — помочь студентам в формировании их мотивов и потребностей. Таким образом, инновационное образоёание включает в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, сущностный и акмеологический подход, профессионализм, синтез двух культур (технической и гуманитарной), использование новейших информационных технологий. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В последние годы понятие «компьютерные технологии» обучения все чаще заменяют термином «информационные технологии» (НИТ — новые информационные технологии обучения). Все информационные технологии связаны с компьютерным обучением. Для реализации информационных технологий обучения требуется: ♦ создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие выполнение указанных условий; ♦ обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда; ♦ обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний; ♦ подготовить квалифицированные кадры; ♦ реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики. Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на информационные технологии:
- совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и НИТ; - переподготовка преподавателей в области НИТ; - информатизация процесса обучения и воспитания; - оснащение системы образования техническими средствами информатизации; - создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования; - создание на базе НИТ единой системы дистанционного образования в России. На повестке дня стоит интеграция России в мировую информационную систему и обеспечения доступа к современным информационным супермагистралям, к международным банкам данных в области образования, науки и промышленности, культуры и здравоохранения. Наискорейший способ включения в мировую образовательную систему — создание учебным заведениям России условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества. Интернет создан в США в 70-е годы, сейчас с установлением мировой схемы адресов и обязательной системы распределения кодов Интернет получил широкое распространение в системе высшей школы и научно-исследовательских учреждений. Вплоть до начала 90-х годов Интернет оставался преимущественно компьютерной сетью, с помощью которой ученые обменивались результатами своих работ, а студенты различных университетов поддерживали связь друг с другом. В настоящее время Интернет позволяет использовать гипертекстовую информацию в средствах мультимедиа. Рассмотрим, что это такое. Гипертекстовые системы в компьютерных обучающих программах — одна из составляющих информационных технологий — применяются при разработке справочных систем, систем коллективного принятия решения, обучающих систем, систем электронной документации и диагностики. Применение гипертекстовой технологии в обучении привело к созданию нового класса программ учебного назначения: электронных книг, электронных энциклопедий. Термин «гипертекст» введен в 1963 году для обозначения понятия — «комбинации текста на естественном языке со способностью компьютера осуществлять интерактивный выбор следующей порции информации или динамичного воспроизведения нелинейного текста, который не может быть напечатан обычным способом на листе бумаги», «гипертекст — способ хранения и манипулирования информацией, при котором она хранится в виде сети связанных между собой узлов». Гипертекстовый документ имеет связи между отдельными небольшими фрагментами (слово, фраза, часть рисунка, пиктограмма) одного кадра и другим кадром или определенным местом в кадре. Эти фрагменты на экране дисплея выделяются цветом или другими средствами и называются «опорными или выделенными фрагментами, кнопками». Выбор такой кнопки вызывает на экран содержание связанного с ней элемента (кадра, узла). Вызванный кадр также может содержать выделенные фрагменты. Читатель документа, таким образом, просматривает документ в интересующей его последовательности. Первоначально понятие «гипертекст» относилось только к информации, представленной в виде текста. Однако сейчас оно распространилось и на информацию, представленную в графической форме. Применение гипертекстовой технологии к работе с информацией представлено не только в виде компьютерных сред, но и других сред — мультимедиа. Мультимедиа — это бурно развивающаяся область информатики. Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающей управление от компьютера телевизором, видеомагнитофоном, аудиосистемой, проигрывателем компакт-дисков СД, магнитофоном и электронными музыкальными инструментами. Мультимедиа — средства по своей природе интерактивны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не
остается пассивным, учебная информация может подаваться и письменным текстом, и речью, с видеосюжетом и музыкальным сопровождением, причем обучаемый сам активно определяет характер и объем получаемой информации. Такие широкие возможности привлекают много пользователей, так в США системой Интернет пользуется до 80% населения, около 10% — в других зарубежных странах. Трудности взаимодействия с Интернет могут быть вызваны языковым барьером, высокой ценой, взимаемой за пользование Интернет, сравнительной длительностью ожидания информации, боязнью ввода информации в Интернет, связанная с обеспечением безопасности информации и предотвращения нелегального доступа к ней. Несмотря на это значение Интернет для целей образования очевидно. Именно поэтому в России создана сеть РЕЛКОМ, она подключена к Интернет и имеет примерно 100 региональных узлов, связанных между собой через центральный узел в Москве. Для работы используются в основном коммутируемые телефонные линии и специальная телефонная сеть. Количество пользователей свыше 10 тысяч. Скорость передачи информации считается довольно высокой — в течение нескольких часов информация доходит до любого уголка мира. В дополнение к РЕЛКОМ создана сеть РЕЛАРН для исследований и обучения, а также федеральная университетская компьютерная сеть РАННЕТ с использованием спутниковой связи. Таким образом, в России создаются предпосылки для развития космической образовательной среды, интегрированной в международные образовательные сети. С 1995 года в России разрабатывается Система дистанционного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО — это гибкая, адаптивная, модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя, опирается на НИТ и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной. Дистанционное образование незаменимо в рыночной экономике при высокой степени перепрофилирования и вы- нужденной миграции населения. Россия участвует в разработке глобального международного проекта «Всемирный технологический университет», «Дистанционное образование в новой информационной среде». На конгрессе ЮНЕСКО было решено учредить в Москве Институт ЮНЕСКО по политике в области образования и новых информационных технологий. Таким образом, информационные технологии способствуют формированию единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества. Информационные технологии оказывают социализирующее воздействие на личность. В современный период встает необходимость разработать и применять открытые системы интенсивного обучения. Эти системы дают студенту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы формирования и актуализации личности. Но реализация синтеза открытых систем интенсивного обучения возможна лишь при соблюдении ряда условий. Это: ♦ всесторонний учет характеристик педагогичес Ф соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности студента; этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование дисциплины (составление ее внешнего и внутреннего модулей) и составление разветвленной программы ее изучения студентами; ♦ ускорение индивидуального освоения студента Алгоритм проектирования обобщенного логического конструкта дисциплины включает следующие процедуры: 1) представление содержания в виде системы отдельных элементов; •
2) проектирование матрицы взаимосвязей элементов содержания для выделения базисных знаний; 3) моделирование базисных знаний в символической, графической или иной форме; 4) преобразование модели базисных знаний с целью выделения наиболее общих понятий и системных связей между ними; 5) формирование общих структур познавательной деятельности, характерных для данной области научного знания; 6) разработка системы частных задач, решаемых общими способами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.72.220 (0.009 с.) |