Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационное обучение и его необходимость

Поиск

В настоящее время осознается необходимость смены образовательной парадигмы.

«Основное противоречие современной системы об­разованияэто противоречие между быстрым тем­пом приращения знаний в современном мире и ограни­ченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию от­казаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалумаксимальному развитию способностей че­ловека к саморегуляции и самообразованию».

Итак, первое в инновационном обучении — это развитие способностей на основе образования и самообразования.

Фундаментальность, наряду с целостностью и направ­ленностью на удовлетворение интересов личности, образует основные черты новой парадигмы образования.

«Фундаментальное естественнонаучное и гуманитарное образование должно давать целостное представление о со­временной естественнонаучной картине мира, заложить на­учный фундамент для оценки последствий профессиональ­ной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и воз­можностей человека» (Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО).

Если в 60—80-е годы была характерна формула об­разования: «Знать все о немногом и немного обо всем»,


 




то 90-е годы породили новую формулу — «Знать о сущ­ности всего, чтобы познать новую сущность».

Познать сущность, самую суть из множества дисциплин и обилия информации в каждой дисциплине — вот цель современного учащегося, особенно студента.

Сущностный подход предполагает синтез естественных, гуманитарных и технических наук.

Сущностный подход — это системный, синергетический подход («синергия» от греч. — содружественное, совместное действие двух или несколько органов в одном и том же на­правлении), который означает, что все преподаватели должны действовать в одном направлении развития способностей сту­дентов на основе формирования сущностных системных зна­ний с установлением межпредметных связей и целостных представлений.

Акмеологический подход тесно связан с сущност­ным подходом при организации инновационного обра­зования. «Акмеология (от греческого акмепик, вершина, высшая ступень чего-либо)новая об­ласть научного знания, комплекс научных дисцип­лин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствова­ния, самоопределения в различных жизненных сфе­рах самореализации».

Предмет акмеологии — творческий потенциал чело­века, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческо­го потенциала, вершин самореализации. Задача акмеоло­гии — вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его успеш­ной самореализации в различных сферах деятельности, в том числе в области избранной профессии. «Акме» — вершина профессионализма — это стабильность высоких результатов работы, далее — надежность. Работать про­фессионально — значит не иметь срывов, грубых ошибок, промахов. Кроме того, творчество — необходимый ком­понент профессионализма, важны также вдохновение и индивидуальный стиль деятельности. Саморазвитие — путь достижения вершин профессионализма. У всех уча-


щихся необходимо выработать привычку саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтро­ля, ибо это основные факторы достижения состояния «акме». Однако для того, чтобы эти акмеологические факторы «сработали», необходимы сильные побудитель­ные причины. Таковыми могут стать мотивы достиже­ния. Задача преподавателя — помочь студентам в фор­мировании их мотивов и потребностей.

Таким образом, инновационное образоёание включает в себя личностный подход, фундаментальность образова­ния, творческое начало, сущностный и акмеологический подход, профессионализм, синтез двух культур (техничес­кой и гуманитарной), использование новейших информа­ционных технологий.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В последние годы понятие «компьютерные техноло­гии» обучения все чаще заменяют термином «информаци­онные технологии» (НИТ — новые информационные тех­нологии обучения). Все информационные технологии свя­заны с компьютерным обучением.

Для реализации информационных технологий обуче­ния требуется:

♦ создать технологические условия, аппаратные и про­граммные средства, телекоммуникационные системы, обес­печивающие выполнение указанных условий;

♦ обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда;

♦ обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;

♦ подготовить квалифицированные кадры;

♦ реализовать комплексное внедрение информацион­ных технологий в сферу производства, управления, образо­вания, науки, культуры, транспорта, энергетики.

Международные образовательные учреждения разраба­тывают новые направления деятельности для создания ус­ловий перехода на информационные технологии:


 




- совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и НИТ;

- переподготовка преподавателей в области НИТ;

- информатизация процесса обучения и воспитания;

- оснащение системы образования техническими сред­ствами информатизации;

- создание современной национальной информацион­ной среды и интеграция в нее учреждений образования;

- создание на базе НИТ единой системы дистанцион­ного образования в России.

На повестке дня стоит интеграция России в мировую информационную систему и обеспечения доступа к совре­менным информационным супермагистралям, к междуна­родным банкам данных в области образования, науки и промышленности, культуры и здравоохранения.

Наискорейший способ включения в мировую образова­тельную систему — создание учебным заведениям Рос­сии условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобаль­ного информационного общества.

Интернет создан в США в 70-е годы, сейчас с установ­лением мировой схемы адресов и обязательной системы распределения кодов Интернет получил широкое распро­странение в системе высшей школы и научно-исследова­тельских учреждений. Вплоть до начала 90-х годов Интер­нет оставался преимущественно компьютерной сетью, с по­мощью которой ученые обменивались результатами своих работ, а студенты различных университетов поддерживали связь друг с другом. В настоящее время Интернет позволя­ет использовать гипертекстовую информацию в средствах мультимедиа. Рассмотрим, что это такое.

Гипертекстовые системы в компьютерных обучающих программах — одна из составляющих информационных технологий — применяются при разработке справочных систем, систем коллективного принятия решения, обуча­ющих систем, систем электронной документации и ди­агностики. Применение гипертекстовой технологии в обучении привело к созданию нового класса программ


учебного назначения: электронных книг, электронных энциклопедий.

Термин «гипертекст» введен в 1963 году для обозначе­ния понятия — «комбинации текста на естественном языке со способностью компьютера осуществлять интерак­тивный выбор следующей порции информации или дина­мичного воспроизведения нелинейного текста, который не может быть напечатан обычным способом на листе бума­ги», «гипертекст — способ хранения и манипулирования информацией, при котором она хранится в виде сети свя­занных между собой узлов». Гипертекстовый документ имеет связи между отдельными небольшими фрагментами (слово, фраза, часть рисунка, пиктограмма) одного кадра и другим кадром или определенным местом в кадре. Эти фрагменты на экране дисплея выделяются цветом или дру­гими средствами и называются «опорными или выделенны­ми фрагментами, кнопками». Выбор такой кнопки вызыва­ет на экран содержание связанного с ней элемента (кадра, узла). Вызванный кадр также может содержать выделенные фрагменты. Читатель документа, таким образом, просматри­вает документ в интересующей его последовательности.

Первоначально понятие «гипертекст» относилось толь­ко к информации, представленной в виде текста. Однако сейчас оно распространилось и на информацию, представ­ленную в графической форме. Применение гипертекстовой технологии к работе с информацией представлено не толь­ко в виде компьютерных сред, но и других сред — муль­тимедиа. Мультимедиа — это бурно развивающаяся об­ласть информатики. Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютер­ные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающей управление от компьютера те­левизором, видеомагнитофоном, аудиосистемой, проигрыва­телем компакт-дисков СД, магнитофоном и электронны­ми музыкальными инструментами.

Мультимедиа — средства по своей природе интерактив­ны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не


 




остается пассивным, учебная информация может пода­ваться и письменным текстом, и речью, с видеосюжетом и музыкальным сопровождением, причем обучаемый сам активно определяет характер и объем получаемой информации.

Такие широкие возможности привлекают много пользо­вателей, так в США системой Интернет пользуется до 80% населения, около 10% — в других зарубежных стра­нах. Трудности взаимодействия с Интернет могут быть вызваны языковым барьером, высокой ценой, взимаемой за пользование Интернет, сравнительной длительностью ожидания информации, боязнью ввода информации в Ин­тернет, связанная с обеспечением безопасности информации и предотвращения нелегального доступа к ней. Несмотря на это значение Интернет для целей образования очевидно.

Именно поэтому в России создана сеть РЕЛКОМ, она подключена к Интернет и имеет примерно 100 региональ­ных узлов, связанных между собой через центральный узел в Москве.

Для работы используются в основном коммутируемые телефонные линии и специальная телефонная сеть. Количе­ство пользователей свыше 10 тысяч. Скорость передачи ин­формации считается довольно высокой — в течение не­скольких часов информация доходит до любого уголка мира.

В дополнение к РЕЛКОМ создана сеть РЕЛАРН для исследований и обучения, а также федеральная универси­тетская компьютерная сеть РАННЕТ с использованием спутниковой связи. Таким образом, в России создаются предпосылки для развития космической образовательной среды, интегрированной в международные образователь­ные сети.

С 1995 года в России разрабатывается Система дистан­ционного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО — это гибкая, адаптивная, модульная технология обучения. Она ориенти­рована на потребителя, опирается на НИТ и коммуникаци­онные технологии, считается экономически эффективной. Дистанционное образование незаменимо в рыночной эко­номике при высокой степени перепрофилирования и вы-


нужденной миграции населения. Россия участвует в разра­ботке глобального международного проекта «Всемирный технологический университет», «Дистанционное образование в новой информационной среде». На конгрессе ЮНЕСКО было решено учредить в Москве Институт ЮНЕСКО по политике в области образования и новых информацион­ных технологий.

Таким образом, информационные технологии способ­ствуют формированию единого образовательного простран­ства в рамках всего мирового сообщества. Информацион­ные технологии оказывают социализирующее воздействие на личность.

В современный период встает необходимость разрабо­тать и применять открытые системы интенсивного обу­чения. Эти системы дают студенту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки ин­дивидуальной программы формирования и актуализации личности. Но реализация синтеза открытых систем ин­тенсивного обучения возможна лишь при соблюдении ряда условий. Это:

всесторонний учет характеристик педагогичес­
кой среды,
в которой будет проходить процесс обучения:
содержательные характеристики педагогической среды оп­
ределяются знаниями, умениями и навыками, познаватель­
ным и культурным потенциалами, формами и методами
организации обучения и самостоятельной работы студентов;

Ф соблюдение принципа адаптации процесса обуче­ния к личности студента; этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование дисциплины (составление ее внешнего и внутреннего модулей) и состав­ление разветвленной программы ее изучения студентами;

ускорение индивидуального освоения студента­
ми общенаучных и специальных знаний благодаря про­
ектированию «логического конструкта» дисциплины,
в котором даны базовые знания в свернутом виде.

Алгоритм проектирования обобщенного логического конструкта дисциплины включает следующие процедуры:

1) представление содержания в виде системы отдель­ных элементов; •


 




2) проектирование матрицы взаимосвязей элементов содержания для выделения базисных знаний;

3) моделирование базисных знаний в символической, графической или иной форме;

4) преобразование модели базисных знаний с целью выделения наиболее общих понятий и системных связей между ними;

5) формирование общих структур познавательной де­ятельности, характерных для данной области научного знания;

6) разработка системы частных задач, решаемых общи­ми способами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.72.220 (0.009 с.)