Этапы формирования учебного коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы формирования учебного коллектива



Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом созна­тельных и целенаправленных воздействий педагогов, кура­торов, которые определяют'многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д); во-вторых, учебный коллектив — это от­носительно самостоятельное развивающееся явление, ко­торое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив — это, образно го­воря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. То, что «срабатывает» по отно­шению к одной учебной группе, оказывается совершенно неприемлемым к другой. Опытные педагоги хорошо зна­ют это «таинственное явление»: две или несколько парал­лельных учебных групп постепенно как бы индивидуали­зируются, приобретают свое лицо, в результате появляется довольно резкое отличие между ними. В качестве причи­ны этих различий педагоги указывают, что «погоду» в


учебной группе делают определенные студенты, которые едва ли являются официальными руководителями учебно­го самоуправления. Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимо­отношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуаль­ный подход к членам коллектива и влиять на формиро­вание и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

На первом, организационном, этапе группа учащихся учебного заведения не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступив­ших в учебное заведение учащихся различного жизненно­го опыта, взглядов, отношения к коллективной жизни. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог, он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся. Для педагога важно четко выделить 2—3 наиболее значимых и принци­пиальных требования к деятельности и дисциплинирован­ности, не допуская выдвижения обилия второстепенных тре­бований, указаний, запретов. На организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на ос­нове наблюдения и психологического тестирования «ин­дивидуально-психологическую карту» личности учащего­ся, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом. В целом первый этап характеризуется социально-психоло­гической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождением в новый коллектив, ус­воением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.

Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллекти­ва, т. е. выявлены организаторы коллективной деятельно­сти, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива. Руководитель на


 




втором этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива методами социометрии, референтомет-рии, своевременно принимать меры воздействия для кор­рекции положения членов группы с высоким и низким со­циометрическим статусом. Воспитание актива группы — важнейшая задача руководителя, направленная на разви­тие организаторских способностей актива и устранение негативных явлений — зазнайства, тщеславия, «командир­ского тона» в поведении актива.

Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внут-ригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность группо­вой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выяв­лять структуру межличностных взаимоотношений в груп­пе, выделять ее лидеров.

Позиция педагога-куратора в учебной группе специ­фична: с одной стороны, он проводит с ребятами достаточ­но много времени и как бы является членом их коллек­тива, их руководителем, но, с другой стороны, учебная группа в значительной степени существует и развивается независимо от педагога, выдвигая своих лидеров и «заво­дил». Педагогу мешают стать полноправным членом учебного коллектива разница в возрасте, различия в соци­альном статусе, жизненный опыт, наконец. Педагог не мо­жет быть полностью равным ученику. Но, вероятно, к это­му и не надо стремиться — ученики чутко реагируют на фальшь заявлений о «полном равенстве». Такое положе­ние педагога затрудняет его оценку ситуации внутри груп­пы, поэтому куратору нелегко быть экспертом в вопросах взаимоотношений учеников его группы.

Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путеше­ствия и т. п.), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требова-


тельных отношений, ответственной зависимости между людьми — вот это способствует укреплению и развитию коллектива на втором этапе.

Однако на втором этапе развития коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой едино­мышленников, так как наблюдается значительная неодно­родность взглядов. Свободный обмен мнениями, дискуссии, внимание педагога-руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический коллегиальный спо­соб принятия решений и управления создает основу для создания сплоченного коллектива.

На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, органи­зованности, ответственности членов коллектива, что по­зволяет коллективу самостоятельно решать разноообраз-ные задачи, перейти на уровень самоуправления. Дале­ко не каждый коллектив достигает высшего уровня развития.

Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности как ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по от­ношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Индексом спло­ченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положи­тельного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Охарактеризуйте отличия младшего школьного возраста и подросткового возраста. Как изменяются ме­тоды обучения и воспитания в зависимости от возраста учащихся?


 




2. Какие виды деятельности являются фактором раз­вития детей на каждом возрастном этапе?

3. Охарактеризуйте структуру учебной деятельности.

4. Каковы закономерности восприятия усвоения и за­поминания учебной информации?

5. Каковы этапы формирования учебного коллектива?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.24.81 (0.005 с.)