Социализация, самовоспитание, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация, самовоспитание,



ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

Понятие «воспитание» связано и в то же время отли­чается от понятий «становление», «формирование», «соци­ализация». Социализация — процесс формирования лич­ности в определенных социальных условиях, в ходе ко­торого человек усваивает социальный опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила по­ведения, которые приняты в данном обществе или социаль­ной группе. Становление — термин, отражающий достиже­ние ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятель­но выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценност­ный выбор. Сказать о том, что личность окончательно состо­ялась, так же невозможно, как невозможно представить за­стывший процесс. Вся динамика жизни и ход событий будет влиять на человека до самой смерти. И, значит, существует надобность в другом понятии, более широком и гибком, которое бы отразило бесконечность изменения личности человека под воздействием всей суммы жизненных и со­циальных факторов. Таким понятием является «форми­рование». Формирование личности — процесс изменения


 



4. Педагогика



личности в ходе взаимодействия ее с реальной действитель­ностью, появления физических и социально-психологичес­ких новообразований в структуре личности.

Хорошо организованное воспитание приводит к форми­рованию способности человека к самовоспитанию — когда ребенок освобождается от влияния воспитывающих его взрослых и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, саморазви­тия. В процессе воспитания необходимо побудить ре­бенка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутрен­них душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспи­тание, если оно не насилие, без самовоспитания невозмож­но. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорга­низации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непо­средственного полугения человеком опыта поколений бла­годаря собственным устремлениям и выбранным средствам.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «са­мообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в дей­ствие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверж­дают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Самовоспитание — деятельность человека, направ­ленная на изменение своей личности в соответствии с со-


знательно поставленными целями, сложившимися идеа­лами и убеждениями. Самовоспитание предполагает опре­деленный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правиль­ность самооценки, умение видеть свои недостатки характе­ризуют зрелость человека и являются предпосылками орга­низации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких при­емов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, реше­ние сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и пове­дения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуп­равления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выпол­нением программы, оценки полученных результатов, еамо-коррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный вы­бор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: 1самопозна­ние, 2 — самообладание, 3 — самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладание опирается на самоубеждение, самокон­троль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, само­исповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограни­чение.

Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспи­тания.


 



4*



Скрытый, невидимый характер протекающих в лично­сти процессов и длительность их завершающего формиро­вания ставят как педагога, так и самого воспитанника, перед фактом появления неожиданных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некото­рых качеств, нужных для современной жизни. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать ка­кие-либо качества и привычки характеризуют процесс «перевоспитания». К понятию «перевоспитание» обраща­ются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведе­нии, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях. Ранее предполагалось, что отрицательные качества нужно «уда­лять, уничтожать, вытравливать», а положительные — вкладывать на место вытравленных, но ведь ребенок — это не магнитофон, в который педагог может вставить нуж­ную кассету, а плохую кассету, с непристойными запися­ми, — удалить.

Перевоспитание, понимаемое как вытравливание недо­статков уходит в прошлое. Еще К. Д. Ушинский указывал, что лучше всего дурные привычки искореняются форми­рованием добрых привычек, которые станут заменой дур­ным. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспи­тать, если поместить его в нормальные человеческие усло­вия. Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважения его индивидуальности, учета истории его становления, развития, принцип опоры на положитель­ные качества ребенка.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.007 с.)