Методологическая Структура педагогической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологическая Структура педагогической деятельности



Педагогическая деятельность является сложно органи­зованной системой различных видов деятельности. Самый первый из них — деятельность преподавателя, обучаю­щего непосредственно. Педагог-предметник является от­чужденным от функции и смысла целого, он только вы­полняет извне заданные ему функции. Следующие виды деятельности являются надстроечными по отношению к первой (т. е. обслуживают ее). Такова деятельность обоб­щения опыта обучения, состоящая в сопоставлении проце­дур обучения и выделении наиболее эффективных при­емов и способов обучения — деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения. Третья деятельность — тоже методическая, но она направлена на построение учебных средств, учебных предметов. Чет­вертая деятельность состоит в увязывании учебных пред­метов в одно целое — деятельность программирования, составления учебных программ. Для осуществления та­кого программирования необходимо иметь более ясное представление о целях обучения, однако зачастую строят


программу обучения, ориентируясь только на некоторые общие очертания цели. Такие цели ранее формулирова­лись политиками, культурными деятелями, но не педагога­ми. Современная социокультурная ситуация и задачи об­разования требуют, чтобы описанием и проектированием целей обучения занимался педагог, педагог-методолог. Это необходимо, во-первых, потому, что современная производ­ственно-практическая деятельность ставит часто очень оп­ределенные цели, задачи, которые могут решить только специально подготовленные люди. Во-вторых, современное методологическое мышление может очень эффективно проектировать учебные процессы, но оно требует от заказ­чика четких и определенных целей. В-третьих, современ­ное технологическое общество быстро и интенсивно раз­вивается и требует того же от систем обучения, т. е. тре­бует наблюдения за профессиональным рынком сбыта, быстрого и систематического описания свойств человека, необходимого обществу, и оперативного проектирования согласно задаче учебных программ. В широком смысле ре­зультатом такого телеологического мышления является проект человека, в более узком смысле — проект специ­алиста, т. е. должна быть описана и соотнесена друг с дру­гом совокупность интеллектуальных функций, знаний, способностей, которые должны быть наличны в будущем человеке.

Обучение можно охарактеризовать как процесс актив­ного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определен­ные знания и умения на основе его собственной активно­сти. А педагог создает для активности обучаемого необхо­димые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обуче­ния состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способ­ности к деятельности. Самый простой вариант обучения состоит в общении учителя (носителя профессиональной деятельности) и ученика, устремленного к воспроизведению деятельности своего учителя, учитель же квалифицирует де­ятельность ученика как правильную или неправильную. В


 




этом случае проявляется непосредственность, нерасчленен­ность учебного процесса.

Одним из направлений объективизации деятельности является ее объективное описание в ясных и отчетливых знаковых средствах, позволяющих по такому описанию воспроизвести деятельность любому члену социальной общности, знающему такой язык описания. Учебные зна­ния возникают в тех условиях, когда деятельность не передается непосредственно, и тогда они выполняют функцию опосредования передачи (трансляции) дея­тельности.

Развитие системы обучения состоит в членении слож­ных видов деятельности на простые и обучении вначале простым видам деятельности. Но такое развитие предпо­лагает анализ сложной деятельности, выделение ее эле­ментов.

Задача состоит в выделении из сложных профессио­нальных видов деятельности простых элементарных с це­лью последующей конструкции из таких простых деятель-ностей необходимых сложных. Таким образом, первый принцип педагогической рефлексии состоит в выделении элементарных видов деятельности и их трансляции. Вто­рой принцип состоит в проектировании и трансляции знаковых средств, позволяющих построить (спроектиро­вать) сложную деятельность из освоенных элементов. Эти знаковые средства являются средствами описания и проектирования деятельности.

С другой, процессуально-технологической, стороны, учебный процесс, система учебной деятельности описыва­ется как последовательность ситуаций обучения. Эти си­туации строятся таким образом, что предыдущие ситуации задают средства, материал и т. п. для последующих. То есть, система обучения строится как цепь технологического процесса, через который пропускается человек (с опреде­ленными начальными свойствами) и в конце выходит совершенно преобразованным, усвоив совокупность необ­ходимых обществу социокультурных способностей.

Таким образом, на методологическом языке систе­ма обучения может быть описана как система, кото-


рая развивается от ситуации обучения сложным ви­дам деятельности через рефлексивное расчленение де­ятельности к обучению вначале простым видам де­ятельности, а затем от простыхк построению сложных, удовлетворяющих условиям заданной зада­чи деятельности.

Можно рассматривать педагогическую активность 1) как оргуправленческую деятельность (средство управ­ления учебной деятельностью) и 2) как.понимание созна­ния ученика и организацию понимания.

Существенным моментом работы педагога является коммуникация и понимание состояния ученика. Понима­ние значит систематическое становление на его внутрен­нюю точку зрения, понимание изнутри другого человека, т. е. работа с его сознанием. С другой стороны, педагог дол­жен также организовать и понимать себя, доносить до уче­ника что-то важное с его точки зрения. Но понимание не передается прямо, его можно добиться только на осознава-нии своего личного опыта (или организации такого опы­та, если его не было). Педагогический акт (действие), та­ким образом, является коммуникативным, диагностичес­ким актом.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АКТ КАК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.006 с.)