Субъектов учебной деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъектов учебной деятельности



Возрастная периодизация представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Валлон, Ж. Пиаже В. Штерн, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.). Рассмотрим прежде всего основные подходы к возрастной периодизации, являющейся исходной для определения типического субъекта различных ступеней образовательной, и прежде всего школьной системы. Л. С. Выготский определил три группы подходов, или схем решения, этой проблемы. С учетом первой группы, в частности биогенетического подхода, периодизация детства основана на этапах филогенетического развития. К этой группе Л. С. Выготский относит также периодизацию, основанную на ступенях воспитания и образования. Тем не менее при всей ошибочности такой схемы Л. С. Выготский признает, что «...расчленение детства по педагогическому принципу чрезвычайно близко подводит нас к истинному расчленению детства на отдельные периоды»1, вследствие огромного практического опыта образования соотнося эти ступени с возрастными изменениями.

1 Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. С. 244.

 

Рассматривая вторую группу подходов (очень многочисленных), за основу периодизации принимают изменение какого-либо одного (часто внешнего) признака, например появление и смена зубов (дентиция), сексуальное созревание и др. Третья группа подходов направлена на выявление базального, существенного в развитии, например изменений внутреннего темпа и ритма развития.

В русле понимания отечественной психологией психического развития (см. ч. II, гл. 2, §2) как внутренне противоречивого, связанного с возникновением психических и личностных новообразований процесса, Л. С. Выготский, вслед за П. П. Блонским, рассматривает определенные эпохи, стадии, фазы в общей схеме переломов, или кризисов развития. При этом в качестве критериев их разграничения, по Л. С. Выготскому, выступают, во-первых, характеризующие сущность каждого возраста новообразования.«Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период»1.

Вторым критерием вслед за П. П. Блонским Л. С. Выготский считает динамику перехода от одного периода к другому, которая может быть а) резкой, критической и б) медленной, постепенной, литической. Соответственно Л. С. Выготский выделяет следующие стабильные и критические периоды возрастного развития2: кризис новорожденности, младенческий возраст (2 месяца — 1 год), кризис 1 года, раннее детство (1 год — 3 года), кризис 3 лет, дошкольный возраст (3 года — 7 лет), кризис 7 лет, школьный

1 Выготский Л. С. Указ. соч. С. 248.

2 Там же. С. 256.

 

возраст (8—12 лет), кризис 13 лет, пубертатный возраст (14—18 лет), кризис 17 лет. Обращает на себя внимание в этой схеме разное основание выделения периодов дошкольного и школьного возраста (по «педагогической схеме») и пубертатного (по схеме одного признака). Однако сам подход объединения двух критериев делает эту периодизацию (как полисимптоматическую, по Д. Б. Эльконину) одной из наиболее распространенных и продуктивных. Так, Д. Б. Эльконин, принимая схему Л. С. Выготского за исходную, определяет периоды за кризисом 7 лет следующим образом: кризис 7 лет, младший школьный возраст, кризис 11—12 лет, подростковое детство (замечая, что выделяется и период ранней юности). Эта схема построена практически целиком на «педагогической» основе.

Для педагогической психологии в целом и для определения типического «психологического портрета» обучающегося на каждой ступени образовательной системы важно, в частности, следующее положение Д. Б. Эльконина: «то, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования, и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде»1. За этими изменениями педагогическая система может «не поспевать» (Л. С. Выготский), в результате чего возникает эффект трудновоспитуемости, неуспеваемости, одна из причин которого кроется в самой динамике возрастного становления.

К определению типических особенностей субъекта разного возраста с позиции развития его интеллекта подошел Ж. Пиаже2, основываясь на исходных положениях своей теории: а) принципе равновесия как устойчивом отношении частей и целого, к которому

1 Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 44.

2 Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психологические труды. М., 1969.

 

стремится интеллектуальное развитие, обеспечиваемое соотношением между функциями (адаптацией, ассимиляцией, аккомодацией), и б) структурности, где структура есть «умственная система или целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, которые эту структуру составляют»1. Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития интеллекта вслед за образованием сенсомоторного интеллекта и появлением языка, или «символической функции», делающей возможным его усвоение, что происходит, по его мнению, от 1,5 до 2 лет. Соответственно от 1,5 до 2 лет «начинается период, который тянется до 4 лет и характеризуется развитием символического и допонятийного мышления;

в период от 4 до 78 лет образуется, основываясь на предшествующем, интуитивное (наглядное) мышление, прогрессивные сочленения которого вплотную подводят к операциям;

с 7—8 до 11—12 лет формируются конкретные операции, т. е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно «схватить» в интуиции;

с 1112 лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект»2.

Если сопоставить приводимые по разным основаниям в схемах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и Ж. Пиаже возрастные границы периодов, например, дошкольного возраста и младшего школьного, то, очевидно, что они в целом совпадают. Сравним периоды развития интеллекта, по Ж. Пиаже (слева), и дошкольного и школьного (или младшего школьного) возраста, по Л. С. Выготскому (справа):

1 Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М., 1981. С. 21—22.

2 Пиаже Ж. Указ. соч. С. 177.

 

от 4 до 7—8 дошкольный от 3 до 7

от 7—8 до 11—12 школьный или от 8 до 12 лет

младший школьный (по Д. Б. Эльконину)

Мы видим, что эти границы определяются прежде всего социокультурным исторически сложившимся в генетической памяти цивилизации опытом соотнесения образования детей и их внутренней психологической готовности к каждой из его ступеней. Как справедливо отметил Л. С. Выготский, «педагогическая схема» или другими словами — социокультурная и историческая основа периодизации возрастного развития, остается одной из основных формально разделяемых практически всеми исследователями, особенно теми, кто стоит на полисимптоматической основе периодизации.

Во всем мире обучающихся называют в соответствии с характером той образовательной системы, в которой они учатся (школьники, гимназисты, реалисты, студенты). При этом внутри этого наименования различаются уже в соответствии с возрастом и ступенью обучения более дробные обозначения. Это так называемая культурно-историческая дифференциация, лежащая в основе социокультурной возрастной периодизации субъективного бытия обучающегося. Она связана с характером деятельности ребенка в общественных институтах (учреждениях) государства. Отсюда и названия периодов по ступеням школьного образования — дошкольный, школьный (младший, средний, старший), студенческий. Это свидетельствует о собственно педагогических критериях периодизации субъектного бытия на возрастном этапе от 6 до 22— 23 лет. При этом названия периодов фиксируют именно ступень образовательной системы. Так, общепринятой является следующая периодизация (по В. А. Крутецкому1): преддошкольный (3—5 лет), до-

1 Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972. С. 39.

 

школьный (5—7 лет), младший школьный (7—11 лет), подростковый возраст (средний школьный возраст) (11—15 лет), ранняя юность, или старший школьный возраст (15—18 лет) и студенческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) — 17—18 лет — 22—23 года (по Б. Г. Ананьеву).

Соответственно, говоря о типическом субъекте каждого из этих образовательных периодов, называют его младший школьник, подросток, старший школьник или студент. При этом отмечается, что каждый возрастной период в жизни его субъекта определяется совокупностью многих факторов, выступающих и в качестве его показателей. Д. Б. Эльконин называет три основных показателя, фактора, обусловливающих как само развитие, так и его периоды. «Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития — это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего ?го местом и функциональным значением на общей кривой детского развития. Каждый возраст или период характеризуется следующими показателями:

1) определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений,
в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2) основным, или ведущим, типом деятельности (существует несколько типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития);

3) основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от
отдельных психических процессов до свойств личности)»1.

Все эти показатели, по Д. Б. Эльконину, находятся в сложном отношении взаимодействия и взаимовлия-

1 Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация. С. 42.

 

ния. Однако, если для Л. С. Выготского основным критерием были новообразования, то для Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, развивающих деятельностную концепцию, основным явился тип ведущей деятельности, а для А. В. Петровского доминирующей является социальная ситуация развития1. Значимым для педагогической психологии в этом подходе А. В. Петровского является социально-психологический аспект возрастной периодизации, предполагающий понятия стабильной и изменяющейся среды, связи развития личности и особенностей среды, смену и преемственность процессов адаптации к группе, среде, индивидуализацию в ней и дальнейшую интеграцию.

«Переходы личности на новые этапы развития в этих условиях не определяются теми психологическими закономерностями, которые выражали бы моменты самодвижения развивающейся личности, — подчеркивает А. В. Петровский, — напротив, они детерминированы извне включением индивида в тот или иной институт социализации или же обусловлены объективными изменениями внутри этого института, от которых оказывается зависима личность в своем формировании. Потому только что общество создает школы, возникает школьный возраст как стадия развития личности»2.

На деятельностной основе Д. Б. Эльконин определил и возрастные периоды психического развития по характеру изменения ведущих типов деятельности ребенка в разных социальных ситуациях его развития3, всего шесть ведущих видов (типов): 1) непосредствен-

1 Петровский А. В. Развитие личности с позиции социальной психологии // Вопр. психол. 1984. № 4. С. 24.

2 Он же. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 21.

3 Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация. С. 57.

 

но-эмоциональное общение со взрослыми, 2) предметно-манипулятивная деятельность, 3) ролевая игра, 4) учебная деятельность, 5) интимно-личное общение и 6) учебно-профессиональная деятельность. Они входят либо в группу деятельностей, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий, т. е. деятельностей в системе отношений «человек — предмет» или точнее, «ребенок — общественный предмет», либо в группу деятельностей, внутри которых происходят интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми, т. е. деятельностей в системе отношений «человек — человек» или точнее — «ребенок — общественный взрослый». В первую группу «человек — предмет» входят второй, четвертый и шестой виды деятельности, во вторую группу «человек — человек» — первый, третий, пятый. Противоречие, расхождение между тем, что усвоено в одной системе отношений и другой, называется «кризисом». Этот общий закон чередования систем отношений и видов деятельностей назван Д. Б. Элькониным законом периодичности.

Перейдем теперь к рассмотрению школьника и студента как субъектов учебной деятельности на основе принятия тезиса Д. Б. Эльконина, что ведущая деятельность ребенка (игра, учебная деятельность, личностное общение и т. д.) протекает в определенной социальной среде, ситуации развития, что в совокупности формирует психические и личностные новообразования. Следует также принять во внимание, что «...в процессе исторического развития изменяются общие социальные условия, в которых развивается ребенок, изменяются содержание и методы обучения, и все это не может не сказаться на изменении возрастных этапов развития. Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития»1.

Значение каждого возрастного периода определяется его местом в общем цикле развития ребенка. А. Н. Леонтьев, отмечая специфику внутри и межстадийного развития, подчеркивает, что внутри, в границах стадии, реализуются два ведущих направления — от изменения круга жизненных отношений к развитию действий, операций, и обратно — от перестройки этих функций и операций к новой деятельности. Между стадиями реализуется вхождение предметной деятельности в новый круг общественных отношений. Отсюда берет начало тенденция генетического рассмотрения каждого возраста как этапа целостного развития личности в качестве субъекта познания, коммуникации, труда. При этом само развитие имеет согласно результатам исследований психологической школы Б. Г. Ананьева инволюционно-эволюционный характер. Как отмечалось выше, оно осуществляется по основным линиям интеллектуального, личностного и деятельностного становления ребенка. Эти линии неотделимы друг от друга, обусловливая и определяя развитие человека в целом как личности, как субъекта деятельности.

Рассмотрим субъектов учебной деятельности, их актуальное бытие в контексте общепринятой социокультурной «педагогической» схемы возрастной периодизации с учетом влияния типа ведущей деятельности в общем контексте их учебной деятельности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.008 с.)