![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическое представление субъектных характеристик
Назовем еще раз основные характеристики субъекта с тем, чтобы проанализировать все возможности проекции этой категории в образовательный про- 1 Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д, 1993. С. 42.
цесс. Эти характеристики (в достаточно произвольной, практически ориентированной форме представления) следующие: 1) субъект предполагает объект; 2) субъект общественен по форме (средствам, способам) своего действования (познавательного или практического); 3) общественный субъект имеет и конкретную индивидуальную форму реализации; коллективный субъект представлен в каждом индивиде, и наоборот; 4) сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней он и формируется сам; 5) субъект индивидуальной деятельности — сознательно действующее лицо; 6) субъектность определяется в системе отношений с другими людьми, это активность, это пристрастность; 7) субъектность есть неразложимая целостность общения, деятельности, самосознания и бытия; 8) субъектность есть динамичное начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного); 9) субъектность есть категория интерпсихологическая. Все эти характеристики в полной или свернутой форме проявляются в субъектах образовательного процесса. §2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса Совокупный субъект образовательной деятельности Все вышеназванные характеристики субъекта деятельности могут быть отнесены к субъектам педагогической и учебной деятельности. Так, прежде всего необходимо отметить, что педагог и ученик (ученики), каждый представляя, репрезентируя некий общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса. Совокупный субъект, репрезентируя общественные ценности, представлен в каждой образовательной системе, учреждении администрацией, преподавательским коллективом, ученическим сообществом (в институте — это ректорат, кафедры, деканат, учебные группы). Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется нормативно-правовыми и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные объединенные цели, представленные в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная полиморфная деятельность. Общая цель образовательного процесса как деятельности — сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью, и осуществляется она двумя встречно направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоением. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффективность действия которого определяется осознанием двумя его сторонами общей цивилизационно-значимой цели.
Мотивационная сфера субъектов в образовательной деятельности Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также и их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в идеальной схеме работает ради достижения общей цели — «для учеников и затем для себя». Субъект учебной деятельности действует как бы по обратному направлению этой схемы по формуле: «для себя — ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда эксплицируемой перспективы. Общая для образовательного процесса точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со стороны ученика определяет прагматический, «реально-действующий», в терминологии А. Н. Леонтьева, мотив. Именно он характеризует действия совокупного идеального субъекта, представленного педагогом и учеником. Мотивы «понимаемые» лежат как бы в основании процесса, не всегда даже осознаваясь в полной мере не только учеником, но и педагогом.
Предмет деятельности субъекта в образовательном процессе Предметом образовательного процесса как деятельности совокупного субъекта, т. е. тем,
Развитие и саморазвитие субъектов Важная характеристика субъекта деятельности, по С. Л. Рубинштейну, относительно того, что он и формируется и развивается в ней, относится не только к развитию ученика (как обычно принято полагать), но и к саморазвитию, совершенствованию самого педагога. Специфика образовательного процесса заключается в реципрокности (взаимодополняемости, взаимоосуществляемости) этих двух явлений: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога, которое есть условие развития ученика. Идеальный совокупный субъект образовательного процесса представлен П. Ф. Каптеревым как бы одним образовательным полем, полем учения и развития..., «их связывает потребность самообразования и развития. Школьный же учитель, воображающий себя полнейшим мудрецом, которому незачем больше учиться, не принадлежит к этому полю, не занимает никакой ступени в лестнице развития, он чужд образовательной работы. Он стоит в стороне от культуры, от трудов по ее усвоению и личному усовершенствованию»1. Субъекты образовательного процесса «обречены» на саморазвитие, внутренняя сила которого служит источником и импульсом развития другого.
Субъект в системе отношений Специфика субъекта образовательного процесса отражает и такую важную характеристику, как формирование субъекта в системе его отношений с другими. Образовательный процесс в любой образовательной системе представлен самыми разными людьми, группами, коллективами (преподавательским, учительским, классным и т. д.). «Каждый индивидуальный субъект включен одновременно в разные коллективные субъекты. Различные системы познавательной деятельности, со своими стандартами и нормами, интегрируются в индивиде в некоторую целостность. Существование последней является необходимым условием единства «Я»2. Именно поэтому проблема коллективного субъекта становится самостоятельной учебно-воспитательной и производственной проблемой, проблемой взаимоотношений учащихся (Я. Л. Коломинский) и учительского коллектива как частного случая социальной общности (А. В. Петровский, А. И. Донцов, Е. Н. Емельянов и др.). * * * Субъекты образовательного процесса характеризуются как общими свойствами, присущими субъек- 1 Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. М., 1982. С. 601. 2 Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
ту познания, деятельности, жизни вообще, так и специфичными для субъектов именно образовательного процесса, деятельности, в чем выявляются ее особенности. Вопросы для самопроверки 1.Что предполагает положение о соположенности объекта и субъекта в познании и в деятельности? 2. Какие характеристики субъектов образовательного процесса могут рассматриваться как основные? Обязательная литература Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. Лекторский В. А. Коллективный субъект. Индивидуальный субъект // Субъект, объект, познание. М., 1980.
Дополнительная литература Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. Леонтьев А. Н. Избр. психологические произведения. Т. 1, 2. М., 1983.
Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности §1. Педагог в мире профессиональной деятельности
Педагогическая профессия Педагогическая психологии традиционно включает специальный раздел — «психология учителя», где подчеркивается важность социальной роли учителя, рассматриваются его функции, способности, умения, анализируются предъявляемые к нему требования и формируемые в обществе по отношению к нему социальные ожидания. Профессия Учителя, Педагога, так же как профессия врача, является одной из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы — Учителя. В меняющемся мире профессий общее количество которых несколько десятков тысяч профессия Учителя (Педагога) остается неизменной хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Так, социологические исследования1 показывают, что количественный состав учителей, например с 1980 по 1994 г., изменяясь неравномерно по годам в городе и в сельской местности, имел до 1993 г. положительную тенденцию роста, с сокращением численности педагогических кадров в 1994 г. почти на треть2. Обращает на себя вни
1 Собкин В. С., Писарский П. С., Коломиец Ю. О. Учительство как социально-профессиональная группа. М., 1996. 2 Там же. С. 4-5.
мание факт феминизации профессии педагога во всем мире, и особенно в России, где женщин-учителей более 80%1, что не может не сказаться на характере воспитания мальчиков, юношей, требующих мужского воздействия. Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время репрезентирует, представляет собой общественного субъекта, носителя общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются плоскости аксиологическая и когнитивная, знаниевая. При этом вторая рассматривается также в двух планах: общекультурные знания и предметно-профессиональные. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда выявляет себя как личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.82 (0.011 с.) |