Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическое представление субъектных характеристикСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Назовем еще раз основные характеристики субъекта с тем, чтобы проанализировать все возможности проекции этой категории в образовательный про- 1 Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д, 1993. С. 42.
цесс. Эти характеристики (в достаточно произвольной, практически ориентированной форме представления) следующие: 1) субъект предполагает объект; 2) субъект общественен по форме (средствам, способам) своего действования (познавательного или практического); 3) общественный субъект имеет и конкретную индивидуальную форму реализации; коллективный субъект представлен в каждом индивиде, и наоборот; 4) сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней он и формируется сам; 5) субъект индивидуальной деятельности — сознательно действующее лицо; 6) субъектность определяется в системе отношений с другими людьми, это активность, это пристрастность; 7) субъектность есть неразложимая целостность общения, деятельности, самосознания и бытия; 8) субъектность есть динамичное начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного); 9) субъектность есть категория интерпсихологическая. Все эти характеристики в полной или свернутой форме проявляются в субъектах образовательного процесса. §2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса Совокупный субъект образовательной деятельности Все вышеназванные характеристики субъекта деятельности могут быть отнесены к субъектам педагогической и учебной деятельности. Так, прежде всего необходимо отметить, что педагог и ученик (ученики), каждый представляя, репрезентируя некий общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса. Совокупный субъект, репрезентируя общественные ценности, представлен в каждой образовательной системе, учреждении администрацией, преподавательским коллективом, ученическим сообществом (в институте — это ректорат, кафедры, деканат, учебные группы). Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется нормативно-правовыми и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные объединенные цели, представленные в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная полиморфная деятельность. Общая цель образовательного процесса как деятельности — сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью, и осуществляется она двумя встречно направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоением. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффективность действия которого определяется осознанием двумя его сторонами общей цивилизационно-значимой цели.
Мотивационная сфера субъектов в образовательной деятельности Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также и их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в идеальной схеме работает ради достижения общей цели — «для учеников и затем для себя». Субъект учебной деятельности действует как бы по обратному направлению этой схемы по формуле: «для себя — ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда эксплицируемой перспективы. Общая для образовательного процесса точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со стороны ученика определяет прагматический, «реально-действующий», в терминологии А. Н. Леонтьева, мотив. Именно он характеризует действия совокупного идеального субъекта, представленного педагогом и учеником. Мотивы «понимаемые» лежат как бы в основании процесса, не всегда даже осознаваясь в полной мере не только учеником, но и педагогом.
Предмет деятельности субъекта в образовательном процессе Предметом образовательного процесса как деятельности совокупного субъекта, т. е. тем,
Развитие и саморазвитие субъектов Важная характеристика субъекта деятельности, по С. Л. Рубинштейну, относительно того, что он и формируется и развивается в ней, относится не только к развитию ученика (как обычно принято полагать), но и к саморазвитию, совершенствованию самого педагога. Специфика образовательного процесса заключается в реципрокности (взаимодополняемости, взаимоосуществляемости) этих двух явлений: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога, которое есть условие развития ученика. Идеальный совокупный субъект образовательного процесса представлен П. Ф. Каптеревым как бы одним образовательным полем, полем учения и развития..., «их связывает потребность самообразования и развития. Школьный же учитель, воображающий себя полнейшим мудрецом, которому незачем больше учиться, не принадлежит к этому полю, не занимает никакой ступени в лестнице развития, он чужд образовательной работы. Он стоит в стороне от культуры, от трудов по ее усвоению и личному усовершенствованию»1. Субъекты образовательного процесса «обречены» на саморазвитие, внутренняя сила которого служит источником и импульсом развития другого.
Субъект в системе отношений Специфика субъекта образовательного процесса отражает и такую важную характеристику, как формирование субъекта в системе его отношений с другими. Образовательный процесс в любой образовательной системе представлен самыми разными людьми, группами, коллективами (преподавательским, учительским, классным и т. д.). «Каждый индивидуальный субъект включен одновременно в разные коллективные субъекты. Различные системы познавательной деятельности, со своими стандартами и нормами, интегрируются в индивиде в некоторую целостность. Существование последней является необходимым условием единства «Я»2. Именно поэтому проблема коллективного субъекта становится самостоятельной учебно-воспитательной и производственной проблемой, проблемой взаимоотношений учащихся (Я. Л. Коломинский) и учительского коллектива как частного случая социальной общности (А. В. Петровский, А. И. Донцов, Е. Н. Емельянов и др.). * * * Субъекты образовательного процесса характеризуются как общими свойствами, присущими субъек- 1 Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. М., 1982. С. 601. 2 Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
ту познания, деятельности, жизни вообще, так и специфичными для субъектов именно образовательного процесса, деятельности, в чем выявляются ее особенности. Вопросы для самопроверки 1.Что предполагает положение о соположенности объекта и субъекта в познании и в деятельности? 2. Какие характеристики субъектов образовательного процесса могут рассматриваться как основные? Обязательная литература Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. Лекторский В. А. Коллективный субъект. Индивидуальный субъект // Субъект, объект, познание. М., 1980. Дополнительная литература Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. Леонтьев А. Н. Избр. психологические произведения. Т. 1, 2. М., 1983.
Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности §1. Педагог в мире профессиональной деятельности
Педагогическая профессия Педагогическая психологии традиционно включает специальный раздел — «психология учителя», где подчеркивается важность социальной роли учителя, рассматриваются его функции, способности, умения, анализируются предъявляемые к нему требования и формируемые в обществе по отношению к нему социальные ожидания. Профессия Учителя, Педагога, так же как профессия врача, является одной из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы — Учителя. В меняющемся мире профессий общее количество которых несколько десятков тысяч профессия Учителя (Педагога) остается неизменной хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Так, социологические исследования1 показывают, что количественный состав учителей, например с 1980 по 1994 г., изменяясь неравномерно по годам в городе и в сельской местности, имел до 1993 г. положительную тенденцию роста, с сокращением численности педагогических кадров в 1994 г. почти на треть2. Обращает на себя вни
1 Собкин В. С., Писарский П. С., Коломиец Ю. О. Учительство как социально-профессиональная группа. М., 1996. 2 Там же. С. 4-5.
мание факт феминизации профессии педагога во всем мире, и особенно в России, где женщин-учителей более 80%1, что не может не сказаться на характере воспитания мальчиков, юношей, требующих мужского воздействия. Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время репрезентирует, представляет собой общественного субъекта, носителя общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются плоскости аксиологическая и когнитивная, знаниевая. При этом вторая рассматривается также в двух планах: общекультурные знания и предметно-профессиональные. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда выявляет себя как личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.91.44 (0.007 с.) |