Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика обучаемости

Поиск

Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы. Обучаемость трактуется в психологии с разных позиций, но общим в содержании этого понятия является то, что это потенциальное свойство человека, которое проявляется в разных условиях жизнедеятельности. Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как взрывчатость (динамичность), т. е. скорость образования временной связи (В. Д. Небылицын). Обучаемость в широком смысле этого слова может трактоваться как «...потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной «со взрослыми» работе» (Б. В. Зейгарник), как «зона ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Выделяется понятие «специальной» обучаемости как подготовленности психики к быстрому ее развитию в определенном направлении, к определенной сфере знаний, умений.

Один из ведущих отечественных исследователей обучаемости 3. И. Калмыкова под обучаемостью понимает «...совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) зависит продуктивность учебной деятельности»1. В данном определении обучаемость поставлена в связь с продуктивностью. Под продуктивностью понимается прежде всего качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда. Продуктивность учебной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям и формируемым обобщенным способом действий.

Обучаемость соотносится с понятием «обученности» (А. К. Маркова) как той совокупностью всех характе-

1 Калмыкова 3. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики. М., 1975. С. 78.

 

ристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость с зоной ближайшего развития. Важно положение А. К. Марковой, что обучаемость это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития»1.

 

Интеллектуальные свойства, определяющие обучаемость

Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких, как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления. Суммарный количественный показатель обучаемости по этим свойствам назван З. И. Калмыковой «экономичностью» мышления. Обобщенность мыслительной деятельности является ядром обучаемости и ее суммарного показателя — экономичности мышления. Обобщение и анализ, лежащие в основе умственных способностей, по С. Л. Рубинштейну, определяют возможности быстрого и качественного переноса и развития теоретического мышления. Лежащие в основе обучаемости интеллектуальные свойства рассматриваются исследователями и как ее компоненты. В то же время обучаемость характеризуется и определенными показателями, соотносимыми косвенно с продуктивностью деятельности.

 

Показатели обучаемости

Основными показателями обучаемости являются: темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и

1 Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 60.

 

приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.

Суммарным показателем обучаемости, по З. И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления; количество конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи, количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность и выносливость1. Существенны показатели обучаемости, предложенные А. К. Марковой, в качестве которых выступают:

— активность ориентировки в новых условиях;

— инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (по Д. Б. Богоявленской);

— настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвлечений, препятствий;

— восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

По этим показателям разработана методика определения (диагностирования) обучаемости, в основе которой, по 3. И. Калмыковой, лежат следующие положения:

— диагностика должна быть комплексной, основывающейся «на синтетическом», а не аналитическом пути;

— методы диагностики должны основываться на учебном материале в естественном обучающем эксперименте, положительные черты которого должны соединяться со строгостью лабораторного эксперимента; особенно в части фиксации результатов испытаний, сочетании качественного и

1 Цит. по: Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 64.

 

количественного анализа при регистрации процесса, способов решения, оказываемой помощи и т. д.:

— обучаемость диагностируется в проблемных учебных ситуациях, где по возможности должны быть уравнены все другие условия;

— время диагностического эксперимента не должно ограничиваться при соблюдении требования его фиксации;

— сочетание индивидуальных и коллективных диагностических процедур позволяет получить более полную и адекватную картину обучаемости.

Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в ее особенностях и характере, влияя на стиль этой деятельности. Вырабатываемые индивидуальные стили могут быть схематически представлены двумя полюсами: «позитивный» — «негативный». Приводимая ниже таблица иллюстрирует содержание учебной деятельности, отражающей такие стили, в значительной мере основывающиеся на лежащей в их основе обучаемости.

Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности

(по Г. Клаусу)

 

Параметр сравнения Позитивный тип Негативный тип
     
Скорость Быстро Легко, без труда Прочно, устойчиво во времени Легко переучивается Обладает гибкостью Медленно С трудом, напряженно, тяжело Поверхностно, мимолетно, быстро забывается С трудом переучивается Характеризуется ригидностью, застылостью
Тщательность Добросовестно Аккуратно Основательно Халатно Небрежно, неряшливо Поверхностно
Мотивация Охотно Добровольно По собственному побуждению Активно, включенно, увлеченно Старательно, усердно, изо всех сил Неохотно По обязанности Под давлением Пассивно, вяло, безучастно Нерадиво, лениво
Регуляция действия Самостоятельно Автономно, независимо Планомерно, целенаправленно Настойчиво, постоянно Несамостоятельно Подражая Бесцельно, бессистемно, без плана Периодически, неустойчиво
Когнитивная организация Осознанно, с пониманием Направленно, предвидя последствия Рационально, экономно Механически, не понимая, методом проб и ошибок Случайно, непреднамеренно Нерационально, неэффективно
Общая оценка Хорошо Плохо

* * *

Обучающийся (ученик, студент), являясь репрезентантом определенного возрастного периода развития, как субъект учебной деятельности на каждой ступени образовательной системы, характеризуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, особенностями учебной деятельности.

 

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличается учебная мотивация младшего и старшего школьника?

2. Как возрастной период развития человека обусловливает его позицию субъекта учебной деятельности?

3. Каковы отличительные особенности студента от школьника как субъектов учебной деятельности?

Обязательная литература

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте // Избр. психологические труды. М., 1989.

Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой. М., 1981.

Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой. М., 1982.

Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.

Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1983.

Дополнительная литература

Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.

Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.


ЧАСТЬ IV

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учебная деятельность, характерная для детей всего школьного возраста, связана с овладением ими указанным содержанием.

В. В. Давыдов. Проблемы развивающего обучения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.163 (0.011 с.)