![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностно-деятельностный подход с позиции обучающегося
В этом плане личностно-деятельностный подход к научению с позиций обучающегося (при учете организации личностно-деятельностного подхода к обучению, и особенно организации субъектно-субъектного учебного взаимодействия самим педагогом) прежде всего предполагает свободу выбора пути, учебника, методов, а в отдельных случаях — даже партнера обучения — педагога. Личностно-деятельностный подход к научению с позиции обучающегося психологически предполагает, во-первых, обеспечение безопасности (security) личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста. Во-вторых, этот подход формирует активность самого ученика, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равнопартнерских, до- 1 Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1982. С. 33.
верительных субъектно-субъектных отношений с педагогом. В-третьих, личностно-деятельностный подход к научению с позиции ученика предполагает единство внешних и внутренних мотивов у него, где внешним является мотив достижения, а внутренним — познавательный мотив. В-четвертых, этот подход означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися. Это является основой развития не только чувства компетентности и аффилиации как компонентов собственного достоинства (self esteem), но в значительной мере и чувства уверенности в себе как предпосылки самоактуализации. Личностно-деятельностный подход к научению с позиции обучающегося означает также наличие актуальной ситуации интернализации новых форм, правил, способов и средств социально-профессионально-коммуникативной деятельности, т. е. развитие не только профессиональной компетентности ученика, но и его личности в целом. Это, в частности, означает, что на основе перехода внешнего во внутреннее у ученика, студента целенаправленно и эффективно формируется саморегуляция, самооценивание и т. д. Все рассмотренное выше с очевидностью показывает, что проблема личностно-деятельностного подхода к научению (с позиции обучающегося) в дополнение к личностно-деятельностному подходу к обучению (с позиции педагога) ставит перед частными методиками преподавания целый ряд проблем, в частности проблему изменения распространенной позиции преподавателя-информатора, источника знаний, контролера на позицию фасилитатора; проблему создания учебной ситуации раскрепощения человека; снятия социальных барьеров, затрудняющих педагогическое общение, и т. д. В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. «Личностная» компонента этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т. д.; оно принимает их и соразмеряется с ними. Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно, все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации. * * * Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, реализующих основные принципы смены его парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. Основные направления обучения в образовательном процессе отражают поиск психолого-педагогической науки оптимизировать этот процесс, на что направлен и личностно-деятельностный подход. Вопросы для самопроверки 1. Каковы основные тенденции и принципы современного образования? 2. Как связаны между собой культура и образование? 3. Чем отличаются друг от друга традиционное и проблемное, программированное, алгоритмизированное обучение? 4. В чем суть контекстного обучения? 5. Что означают личностная и деятельностная компоненты в личностно-деятельностном подходе?
Обязательная литература Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. Дополнительная литература Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1993. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя производственного обучения профтехучилища. М., 1989. Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе §1. Двухстороннее единство обучения — учения в образовательном процессе Впедагогической психологии, педагогике, общей дидактике обязательно различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучающая, воспитывающая и обучающаяся, т. е. обучение (teaching), осуществляемое педагогом, и научение (learning), в самом широком смысле слова или, точнее, учение, осуществляемое учеником.
Обучение: общая характеристика Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Отметим, что с позиции обучающегося часто фиксируются: а) его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и б) результат этого процесса в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего, — педагог. Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, преподавания — педагогическая деятельность. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносятся программа обучения, содержание и мето- 1 Термин «обучение» используется и в смысле дрессуры — выработки определенных рефлексов, реакций применительно к животным.
ды обучения; как в обучении реализуется его основная цель — развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание. Другими словами, психологическая проблема состоит в «…установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения»1
Содержание и программа обучения Исходными для ответа на поставленные вопросы являются следующие положения, сформулированные В. В. Давыдовым: — учебно-воспитательный процесс... осуществляется на основе усвоения... содержания системы учебных предметов; — каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного создания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения; — стержнем учебного предмета служит его программа, т. е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и .умений, которые подлежат усвоению; — программа, фиксирующая содержание учебного предмета, определяет... методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения... проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении ими предлагаемого материала; — содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности2. 1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1926. С. 390. 2 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 163.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.008 с.) |