Сопоставительные характеристики видов внеаудиторной работы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопоставительные характеристики видов внеаудиторной работы



Ниже дано схематическое представление особенностей самостоятельной работы школьника в сопоставлении с его классной, домашней, внеклассной (внешкольной) работой, т. е. со всеми видами его внеурочной занятости. Очевидно, что все они образуют некий континуум (некую последовательность), полюса которого представлены, с одной стороны, классной, а с другой — собственно самостоятельной работой школьника как высшей формой самоорганизации учебной деятельности.

Анализ видов учебной работы показывает, что самостоятельная работа как деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащегося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения.

Необходимо подчеркнуть, что, хотя конкретные формы и методика организации понимаемой таким образом самостоятельной работы школьника пока еще не разработаны, материалы исследований в этой области уже позволяют определить основу разработки самого подхода. При этом существенно, что предлагаемый подход к рассмотрению самостоятельной работы как особого вида учебной деятельности (формам и условиям ее организации) основывается на принципах развивающего обучения. Это предполагает, что

 

Основные характеристики Виды учебной работы
классная (аудиторная) работа домашняя работа как подготовка к уроку внешкольная, внеклассная работа как дополнение классной самостоятельная работа по учебному предмету, осуществляемая параллельно сошкольной
По источнику управления (контроля): контроль учителя самоконтроль ученика + + + + +
По характеру осуществления деятельности: заданный извне режим собственный режим работы + + + + +
По характеру побудителя: от учителя, школы собственная познавательная потребность или потребность достижения + + + + +
По присутствию источника управления — учителя: в его присутствии без него + + + + +
По фиксированию места учебной деятельности: фиксированное место (например, класс) место работы не фиксируется + + + +

 

самостоятельная работа школьников, наряду с повышением их предметной компетенции, должна способствовать их личностному развитию как субъектов этой деятельности.

 

 

Программа обучения самостоятельной работе

Специальная программа обучения, прежде всего старших школьников, самостоятельной работе должна включать:

— диагностирование школьником собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в школе;

— определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в частности объективная оценка свободного от посещения школы времени;

— определение цели самостоятельной работы — ближайшей и отдаленной. Например, необходимо дать себе ответ, нужно ли это для удовлетворения познавательной потребности или, например, для продолжения обучения в институте;

— самостоятельный выбор школьником объекта изучения и его обоснование для себя (в качестве такого объекта может выступить история Англии, поэзия, музыка Германии, искусство Франции и т. д.) при изучении иностранного языка;

— разработку конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы. Хорошо, если работа с учителем в классе может служить образцом составления такой программы;

— определение форм и времени самоконтроля. Целесообразно, чтобы формой контроля ученик выбрал выполнение конкретных видов работы (чертеж, проект, перевод, реферат и др.)> которые кому-то нужны, необходимы, т. е. чтобы результаты работы были личностно значимы для него.

Конечно, учащихся, занятых такой самостоятельной работой, может быть мало, но условия ее организации должны позволить включиться в нее каждому. В заключение еще раз отметим, что самостоятельная работа школьника как специфическая форма учебной деятельности требует предварительного его обучения приемам, формам и содержанию этой работы учителем. Это подчеркивает важность организующей и управляющей (в разной степени гибкости) функций учителя и в то же время необходимость осознания школьником себя в качестве подлинного субъекта учебной деятельности.

Самостоятельная работа обучающегося, рассматриваемая в общем контексте его самообразования, представляет собой высшую форму его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, по характеру побуждения и др.

Вопросы для самопроверки

1. Что определяет самостоятельность учебной деятельности (критерии)?

2. Какие требования предъявляются к самостоятельной работе?

3. Что выступает в качестве индивидуально-психологических детерминант самостоятельной работы?

Обязательная литература

Якунин В. А. Психология учебной деятельности студента. М., 1994.

Казаков М. И. Самостоятельная работа студентов. Киев, 1990.

Дополнительная литература

Вербицкий А. А. Самостоятельная работа студентов младших курсов // Высш. шк. России. 1995. № 3.


ЧАСТЬ V

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СИСТЕМАХ

Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель... Но учитель — я употребляю это слово в самом широком смысле — может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества.

Николай Рерих. Половодье

Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности

§1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание

Формы педагогической деятельности

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования. Эта деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, когда задача «создания, хранения и передачи подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения»1 выступила в качестве одной из решающих для общественного развития, начиная с первобытной общины, где дети учились в общении со старшими, подражая, перенимая, следуя им, что было определено Дж. Брунером как «обучение в контакте».2

Постепенно с развитием общества начали создаваться первые классы, школы, гимназии, и, претерпев в разных странах на разных этапах значительные изменения в содержании обучения, его целей, школа тем не менее осталась социальным институтом, назначение которого — педагогическая деятельность.

За всю историю в ней сменились формы передачи социокультурного опыта: беседа (сократическая беседа), или майевтика; работа в мастерских (опыт гончарного, кожевенного, ткацкого и т. д. производственного обучения, где основным было систематическое и целенаправленное участие ученика в технологическом процессе, последовательное освоение им производственных операций); вербальное наставление (институт «дядек», монастырей, гувернеров и т. д.). Со времен Я. А. Коменского прочно утвердилась форма классно-урочного обучения. Начали дифференцироваться такие формы, как лекция, семинар, зачет, практикумы. В последние десятилетия появились тренинги. Одной из самых трудных форм деятельности (для преподавателя) является лекция, тогда как для студента, ученика — семинарско-зачетные занятия.

1 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения, М., 1986, С, 134.

2 Согласно Дж. Брунеру, человечество знает «только три основных способа обучения молодого поколения; выработка составляющих компонент навыка в процессе игры у высших приматов, обучение в контексте у туземцев и отдаленный от непосредственной практики абстрактный метод школы». Брунер Дж. Психология познания. М,, 1977, С. 386.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.52.11 (0.005 с.)