Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы и достоинства программированного обучения

Поиск

Частично некоторые недостатки традиционного обуче­ния устраняются с помощью программированного обуче­ния, которое зародилось на стыке педагогики, психологии и кибернетики в 60-х годах.

В основе программированного подхода лежат три представления об обучении: 1) как о процессе управле­ния, 2) информационном процессе и 3) процессе индивиду­ализированном.

Программированное обучение учитывает законы науче­ния, открытые в психологии бихевиористами. 1) Закон эф­фекта (подкрепления) — если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот. Отсюда вывод: в процессе обучения нужно больше положительных эмоций и необходимо сразу после каждой учебной реакции давать положительное подкрепление в случае правильного отве­та и отрицательное подкрепление в случае неверного отве­та. 2) Закон упражнений — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее.

В основе программированного обучения лежит обуча­ющая программа, в которой строго систематизируются: 1) сам учебный материал, 2) действия учащегося по его ус­воению, 3) формы контроля усвоения.

Учебный материал разбивается на небольшие по объе­му, логически завершенные учебные дозы. После усвоения каждой дозы студент отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный, по его мнению, ответ на некоторое число заранее заготовленных преподавателем-программи­стом вопросов с вариантами ответов, либо с помощью за-


данных символов, букв, цифр конструирует ответ самосто­ятельно. Если дается правильный ответ, следует очередная учебная доза. Неверный ответ влечет за собой необходи­мость повторения учебной дозы и новую попытку ответа. В основу технологии программированного обучения Скиннер (основоположник программированного обучения) положил два требования:

1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;

2) перевести педагогическую систему на самообучение

учащихся.

Могут использоваться линейные, разветвленные и адаптивные программы обучения. Скиннер разрабатывал линейные программы, в которых обучаемый знакомился с каждой порцией материала в заданной последовательности.

Другой представитель американской технологии про­граммированного обучения, Краудер, разработал разветв­ленную программу. Краудер допускает, что обучающийся может допустить ошибку, и тогда надо дать ему возмож­ность уяснить эту ошибку, исправить ее, потренироваться для закрепления материала.

Работая по разветвленной программе, каждый студент приходит к заданной цели обучения различными путями в зависимости от своих индивидуальных особенностей, так как после каждой учебной дозы в зависимости от харак­тера ответа на контрольный вопрос студент переходит или к следующей учебной дозе, или на боковые «ветви» про­граммы. Боковых ветвей может быть несколько, они содер­жат разъяснения ошибок, дополнительные пояснения, вос­полняют пробелы знаний. После прохождения той или иной «ветви» студент возвращается на основной «ствол» программы. Наиболее сильные студенты движутся по ос­новному стволу программы, более слабые — с заходом на боковые ветви.

Адаптивные программы предусматривают возможность перехода на менее или более трудные участки (ветви) про­граммы, причем этот переход происходит на основе учета всех предыдущих ответов и ошибок студента. В адаптив­ную обучающую программу закладывается схема анализа ответов студентов, серия параллельных подпрограмм, в


 




обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения и которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.105 (0.01 с.)