Причины неправильного родительского воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины неправильного родительского воспитания



Причины неправильного родительского воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства


 




в жизни семьи, чаще — низкая педагогическая культура родителей. В этих случаях может помочь разъяснительная работа и разумная терапия. Нередко основную роль игра­ют нарушения личности самих родителей. При этом осо­бый интерес для специалиста представляют две группы причин (Э. Г. Эйдемиллер).

1. Отклонения характера самих родителей. Отклоне­ния характера и психопатии нередко приводят к опреде­ленным нарушениям в воспитании. При неустойчивой акцентуации характера родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся пониженным уровнем требований к ребенку. Эпилептоидная акцентуация роди­телей чаще других обусловливает жестокий стиль воспи­тания, доминирование. Стиль доминирования может обус­ловливаться либо сензитивным, либо конформным харак­тером родителей. Истероидная акцентуация у родителя обусловливает противоречивый стиль воспитания: демон­стративная забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в их отсутствие. В этих слу­чаях необходимо выявить отклонение характера родите­лей, убедиться, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. На осознание родителями взаимосвязи между особенностями своего ха­рактера, стилем -воспитания и нарушениями в поведении подростка направляется в этом случае основное внима­ние психотерапевта, школьного психолога и педагога.

2. Личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нарушений вос­питания лежит какая-то, чаще всего неосознаваемая, по­требность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка. В этом случае объяснение родителю неправильности его поведения и уговоры изме­нить стиль воспитания оказываются безрезультатными. Перед психотерапевтом встает нелегкая задача выявить личную проблему родителя, помочь ему осознать ее, снять действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию. Именно эти случаи, как показывает практи­ка, представляют особую трудность при диагностике и коррекции.


Расширение сферы родительских чувств. Обусловли­ваемое нарушение: повышенная протекция (потворствую­щая или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу ка­ких-либо причин супружеские отношения между родите­лями оказываются нарушенными: либо супруга нет (умер, в разводе), либо отношения с ним не удовлетворяют роди­теля, играющего основную роль в воспитании (эмоциональ­ная холодность, несоответствие характеров). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, что­бы ребенок, а позднее подросток, стал для них чем-то боль­шим, нежели просто ребенком. Они хотят, чтобы он удовлет­ворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в ходе супружеских отноше­ний (взаимная исключительная привязанность, частично эротические потребности). Отношения с ребенком, а позд­нее подростком, становятся исключительными, важными для родителя. Мать нередко отказывается от повторного замужества. Появляется стремление отдать сыну «все чув­ства», «всю любовь». В детстве стимулируются эротичес­кие отношения к матери (ревность, детская влюбленность). В подростковом возрасте у родителя возникает страх пе­ред нарастающей самостоятельностью подростка. Появля­ется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

Стремление к расширению именно супружеских отно­шений, как правило, не осознается самой матерью (оно строго табуировано). Это желание проявляется косвенно, в частности, в высказываниях о том, что ей никто не нужен, кроме сына, в характерном противопоставлении идеализи­рованных отношений с сыном и не удовлетворяющих от­ношений с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они рационализиру­ют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств. Обуслов­ливаемые нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдает­ся стремление игнорировать повзросление детей, стимули­ровать у них детские качества (детскую импульсивность,


 




непосредственность, игривость). Для таких родителей под­росток все еще «маленький». Нередко они открыто при­знают, что маленькие им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно.

Рассматривая подростка как «еще маленького», роди­тели снижают уровень требований к нему, создавая потвор­ствующую гиперпротекцию, стимулируя развитие психи­ческого инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителей. Обусловли­ваемое нарушение в воспитании: потворствующая гипер­протекция либо пониженный уровень требований. В этом случае из-за каких-то психологических особенностей ро­дителей происходит перераспределение власти в семье между родителем и подростком. Родитель идет «на пово­ду» у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному мнению, уступать нельзя. Это происходит по­тому, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащупать его «слабое место» и использует это, чтобы до­биться ситуации «минимум требований — максимум прав». Типичная комбинация в этом случае: бойкий, уве­ренный в себе подросток, смело выдвигающий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с подро­стком, родитель. Один из вариантов «слабого места» свя­зан с психастеническими особенностями родителя. Опре­деленную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителя­ми. В определенных условиях дети, воспитанные требова­тельными и эгоцентрическими родителями, став взрослыми, видят в своих детях таких же требовательных эгоцентри­ческих существ, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного долга», какое испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей — признание массы оши­бок, совершенных в воспитании. Такие родители боятся уп­рямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребенка. Обусловливаемое нарушение: гиперпротекция (потворствующая или доминирующая). «Слабое место» — повышенная неуверенность родителей,


боязнь ошибиться, преувеличение представлений о хрупко­сти «ребенка», его болезненности — все это могло развить­ся в связи с историей рождения ребенка (его долго ждали, обращения к врачам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось выходить и т. п.). Другой источник — перенесенные тяжелые заболе­вания ребенка, особенно если они были длительными. От­ношения родителей к подростку в этом случае формиру­ются под воздействием накопленного страха утраты ре­бенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спе­шить с его выполнением (потворствующая гиперпротек­ция), других — докучно опекать его (доминирующая ги­перпротекция).

Неразвитость родительских чувств. Обусловливаемые нарушения воспитания: гипопротекция, эмоциональное отвержение, «повышенная моральная ответственность», жестокое обращение. Воспитание становится адекватным лишь тогда, когда родителями движут какие-либо доста­точно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «про­должить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с от­клонениями характера. В то же время это явление очень редко осознается, а еще реже признается такими родите­лями. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с подростком, в плохой переносимости его общества, в по­верхностном интересе к его делам. Причиной неразвито­сти родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не получал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например, шизоидность. Родительские чувства нередко значитель­но слабее у очень молодых родителей, усиливаясь с воз­растом (любящие бабушка и дедушка). При трудных, на­пряженных условиях жизни на подростка либо перекла­дывается значительная часть родительских обязанностей («повышенная моральная ответственность»), либо к нему воз­никает раздражительно-враждебное отношение. Типичные


 




высказывания таких родителей содержат жалобы на уто­мительность родительских обязанностей, сожаление, что эти обязанности отрывают от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные уст­ремления.

Проекция на подростка собственных нежелаемых ка­честв. Обусловливаемое нарушение воспитания: эмоцио­нальное отвержение, жестокое воспитание. Причиной та­кого воспитания подростка нередко является то, что и в подростке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это может быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, те или иные сексуаль­ные склонности, чрезмерная тяга к сопротивлению, проте­сту, несдержанность. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помо­гает ему верить, что у него самого этого качества нет. Эти родители много и охотно говорят о своей непримиримос­ти и постоянной борьбе с отрицательными чертами и сла­бостями подростка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителей сквозит неверие в-сына, нередки инквизиторские интона­ции с характерным стремлением в любом поступке вы­явить «истинную», т. е. плохую причину. Этой причиной чаще всего бывает качество, с которым родитель неосозна­ваемо борется.

Внесение конфликта между супругами в сферу вос­питания. Обусловливаемые нарушения воспитания: про­тиворечивый стиль воспитания — соединение потвор­ствующей гиперпротекции одного родителя с отверже­нием либо доминирующей гиперпротекцией другого. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — нередкое явление даже в относительно стабильных семь­ях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возмож­ность наиболее открыто выражать недовольство друг дру­гом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом


разница во мнениях родителей чаще бывает диаметраль­ной: один настаивает на весьма строгом воспитании (по типу доминирующей гиперпротекции), другой же родитель склонен «жалеть» подростка. Он тяготеет к стилю воспи­тания по типу потворствующей гиперпротекции. Харак­терное проявление — выражение недовольства воспита­тельными методами другого супруга. При этом легко об­наруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать подростка, сколько то, кто прав в воспитатель­ных спорах.

Сдвиг в установках родителя по отношению к под­ростку в зависимости от пола подростка. Обусловлива­емое нарушение воспитания — гиперпротекция, эмоци­ональное отвержение. Нередко отношение родителя к подростку-обусловливается не действительными особен­ностями подростка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т. е. «вообще мужчинам» или «во­обще женщинам». Так, при наличии предпочтения жен­ских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие подростка мужского пола. В этих случаях типичны сте­реотипные отрицательные суждения о мужчинах вооб­ще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они лег­ко поддаются животным побуждениям, они агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Чело­век же — и мужчина и женщина — должен стремиться к противоположным качествам: быть нежным, деликат­ным, опрятным, сдержанным в чувствах». Пример про­явления — отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы все его сверстники. В то же вре­мя этот отец «без ума» от младшей сестры подростка, видит в ней одни достоинства. В данном случае в отно­шении подростка мужского пола формируется стиль эмоционального отвержения. Возможен и противопо­ложный перекос — с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери подростка, его сестрам. В этих условиях по отношению к самому под­ростку формируется стиль потворствующей гиперпро­текции.


 




4.14. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКОМ

Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрос­лых, порой родители уступают подростку, испытывая чув­ства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучшие, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон — и родителей, и ребенка. По­иск решения достигается при помощи особой методики — «Шесть шагов».

Первый шаг — определение проблемы. Здесь необхо­димо выяснить причины неприемлемого поведения ребен­ка или взрослого. С этой целью полезнее всего вниматель­но его выслушать, а затем сообщить ему о своих потреб­ностях и переживаниях, используя «Я-высказывания». Первый шаг надо завершить определением или формули­ровкой проблемы (например: «Как можно пообщаться с друзьями, не побеспокоив маму?»).

Второй шаг — поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобраз­ный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна из них не критикуется.

Третий шаг — обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один: дол­жны быть удовлетворены потребности обеих сторон — и ребенка, и взрослого.

Четвертый шаг — выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы использу­ем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?» Принятое реше­ние можно зафиксировать письменно, пусть обе стороны подпишут «контракт». Так надежнее, хотя, на первый взгляд, кажется, что это ни к чему.


Пятый шаг определить, как выполнить это решение:

что надо сделать, кто будет нести ответственность за тот или иной пункт «контракта».

Шестой шаг — оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1086; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.143 (0.019 с.)