Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе. Две теории происхождения воспитания: 1) эволюционно-биологическая, согласно ей воспитательная деятельность людей в первобытном обществе близка к наблюдаемой у высших животных заботе о потомстве; 2) психологическая, которая объясняет происхождение воспитания свойственным детям бессознательным инстинктом подражания взрослым. Зарождение воспитания произошло 40-35 тыс. лет назад. Спец. воспитание в первобытном обществе отсутствует. Длина жизни – 17 лет. Родившийся ребёнок находится на попечении у матери. Дети принадлежали всему племени. У них большая свобода, наказания не применялись. В труде со взрослыми дети обучались и набирали опыт. Девочек воспитывали женщины, мальчики были с мужчинами. детство заканчивалось в 13 лет => инициация (обряд посвещения во взрослые). Каждый род имел свою программу обучения, в зависимости от рода деятельности племени. Племена состояли из 3-х возрастных групп: старики; взрослые; дети-подростки.
Воспитание и обучение в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай) Др. Египет. Первые школы появляются в 3 тыс. до н.э. Школы были 2-х типов: храмовые (религия, астрономия, математика, медицина) и дворцовые, при дворе фараона (чтение, письмо, счёт, этикет, физвоспитание). Ещё выделялись школы для писцов. Др. Индия. Существовала кастовая система общества. Высшие и низшие касты. Последние не получали образования. Учитель в Индии – гуру, в Японии – сенсей. Гуру пользовался большим уважением. В 4-5 в. до н.э. в Индии появляется буддизм, который определял систему воспитания. Жрецов учили астрономии, мат-ке, магии и науке о змеях. Др. Китай. 2 периода развития: а) доконфуцианский; б) конфуцианский. а) Почитали по возрасту и соц. положению. Вся жизнь определялась старшими. Подготавливали вежливого, начитанного, самообладающего, который умеет заглянуть в себя и установить мир и гармонию в себе. Сложился культ почитания предков и правителей, подчинения правит-ву. Учителя - самая уважаемая и почитаемая профессия. Жреческие школы (музыка, магия, наука о змеях) и дворцовые (боевые искусства). б) Выделил 5 добродетелей: человеколюбие, стремление к справедливости, соблюдение ритуалов, здравый смысл, искренность. Конфуций в 25 лет открыл частную школу. Учёба без каникул, экзамены 2 раза в год. Разделил всех людей по отношению к учёбе на 3 группы: 1) Сыны неба (одарённые); 2) благородные мужи (не одарённые, но упорные); 3) Черни (не способные к обучению).
3. Система образования и воспитания в государствах Древней Греции (Спарта и Афины). Др. Греция состояла из разных государств (Спарта, Афины и др.). Спарта – закрытая военно-политическая община. Развито военно-физическое воспитание. Постоянно контролировали рабов. Главное направление – полное подчинение личности гос-ву. Идеал воспитания – физ. развитый, сильный духом, разбирающийся в военном деле чел. Гос-во регламентировало жизнь общества. Сильные и здоровые дети передавались в руки кормилиц в 7 лет. Дети помещались в отряды ателлы. Во главе отряда – воспитатель-педаном. Первый этап воспитания – с 7 до 14 лет. Учили грамоте (письмо, чтение, счёт). Далее – закалка, бег, прыжки, рук. бой, походы, метание. Проводились Олимпийские игры. Вся система воспитания направлена на выносливость. Кормили скудно => дети воровали, пороли за то, что их словили (развивали ловкость). Второй этап – 15-20 лет. К грамоте добавлялись танцы и пение. В 16 лет – испытание у алтаря Артемиды (порка). Военно-нравственное воспитание. У женщин такая же подготовка, как и у мужчин. К 20 годам юноши приобретали статус полноправного члена общины. Афины – открытое общество. Чел разв-ся в эстетичной, духовной, нравственной сфере. До 7 лет дети дома, затем идут в школу. Ребенка из состоятельной семьи в школу сопровождал раб – педагог. В школе занятия вели учителя – дидаскалы («я учу»). С 7-14 лет было 2 вида школ: 1) музическая (грамматика, пение, танцы, игра на музык. инстр.). Учителя – грамматист и кипарист. 2) палестра (школа физвоспитания и эстетической красоты тела). После окончания школы дети из состоятельных семей шли в гимназии. Учили философию, риторику и др. В 18 лет – служба в армии (эфебия). Не идти в армию – позор.
Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель). В др. Греции трудиться ряд философоф: Сократ. Прославился мудростью и справедливостью. Вошёл в историю благодаря сократическим беседам (подводил учеников к истине). «Познай самого себя». Платон (ученик Сакрата). Работа «Государство» - целостно изложил состав гос-ва. Выделил сословия – философы, воины, ремесленники. Уделил вним. обучению и воспитанию. 3 уровня обучения: 1) для всех свободных граждан, кроме рабов; 2) промежуточный (углубл. физическое и интеллект.); 3) высший (для одарённой молодёжи). Основал первую академию. Аристотель (ученик Платона). Обучал А.Македонского. Создал лицей (прообраз ВУЗа) с шикарной библиотекой. Занятия проводил в сады – «беседы на траве». Создал первые курсы лекций. Учебники: физика, биология, философия, логика, история. Считается первым профессором Европы. Упорядочил возрастную периодизацию: 1) 0-7 лет – обучение в семье; 2) 7-14 – начальная школа; 3) 14-21 – средняя школа.
Воспитание и школа в Древнем Риме. Для Др. Рима эталоном в обучении и воспитании являлась Др. Греция. Обучение начиналось в 7 лет. Тривиальные школы обучали бедных (счёт, письмо). К богатым на дом приходили учителя. В 12 лет дети шли в грамматические школы (они были частные). Дети учили 2 языка, риторику, математику, римское право. Для молодёжи аристократов с 15 до 18 лет были риторские школы, здесь высокая плата за обучение (ограторское искусство, астрономия, право). В 18 лет в армию. В 1 в. н.э. в Др. Риме установл. 7 школ. предметов (7 свободных искусств): тривиум (грамматика, риторикаиме было много ораторов и философов. Известен Квинтилиан. Он открыл частную школу, диалектика) и квартиум (арифметика. геометрия, астрономия, музыка). В Др. Р. Известен педагогическим произведением «Об образовании оратора», учебник дошёл до нас.
6. Образование и школа в Западной Европе в средние века. Средневековый университет. В ранне средневековье (5-10 вв.) больш-во населения неграмотны. Очаги культуры – церкви и монастыри. Школы были внутренние (для монахов) и внешние (для населения). Возникали приходские школы (для бедных). Школы при соборах (соборные, кафедральные) – преподавали 7 свободных искуств. В развитое средневековье (11-13 вв.) образование выходит за пределы монастырей и церквей. Возникают ремесленные школы. Развивается система ученичества (ученик, подмастерье, мастер). Появляются первые университеты. Самый первый – г. Болонья (Италия) – 1158 г. Затем – 1167 в Оксфорде, 1215 в Париже, 1209 – в Кембридже. Университеты открывались по приказу короля или папы Римского. Было 4 факультета: 1) свободных искусств (7 лет – бакалавр); 2) богословский; 3) медицинский; 4) права. После окончания – степень доктора (зашита дессертации) Формы обучения – лекции (ординарные – в 5-6 утра и экстроординарные – во второй половине дня) и диспуты. Сдавали письменные экзамены, преподавание на латыни. Педагогическая концепция Дж.Локка «Воспитание джентльмена».
Джон Локк (1632 – 1704) – известный английский философ и педагог. Его основные работы: «Опыт о человеческом разуме»(1690), «некоторые мысли о воспитании». Он предложил программу воспитания «джентльмена». Это программа сочетает несколько аспектов: физическое воспитание, воспитания души(нравственное воспитание) и образования. Его высказывание: «здоровый дух в здоровом теле». Он считал что начинать формирование личности следует с заботы об укреплении его здоровья. Основу нравственного воспитания он видел в выработки представления о добродетели. Задача нравственного воспитания – выработка характера, воли. Главным воспитательным средствам являются не рассуждения, а положительный пример. Истинный джентльмен должен воспитываться дома под присмотром хороших и добропорядочных воспитателей. Школа не может дать правильного воспитания. Педагогические взгляды И.Ф.Гербарта и их влияние на школьную практику Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) родился в Германии, которая была в это время раздробленным государством. Кирилл Туровский Кирилл Туровский Кирилл Туровский — знаменитый проповедник и писатель XII века. Белорусский и восточнославянский церковный деятель, богослов. Великий книжник родился в одном из самых древних белорусских городов — Турове предположительно около 1113 года. Около 1159 года Кирилл был избран Туровским вече и князем Юрием Святополчичем на епископскую кафедру, и в 1161 году состоялась его епископская хиротония (посвящение). В качестве иерарха Кирилл Туровский занимался обустройством епархии, проповеднической, церковной и политической деятельностью, строил храмы. В 1169 году Кирилл Туровский выступил на Киевском соборе с обвинительной речью по делу ростовского епископа-еретика. Туровский-оратор был силён; не зря его ещё при жизни прозвали «златоустом, просиявшим паче всех на Руси». Сохранилось около 70 произведений Кирилла Туровского разных жанров. Это молитвы, поучения, проповеди, притчи, каноны. В игуменский период им были написаны «Сказание про черноризца» и «Слово о происхождении монашеской жизни». В «столпнический» период был написан молитвенный цикл. Многие из этих молитв живы и звучат на церковных службах по сей день. Вероятно, в период епископства Туровский сочинил торжественные и дидактические проповеди (10 сказаний на праздники Пасхального цикла, «Слово на Богоявление», «Слова на Пятидесятницу» и др.), поучения (об исходе души, о страхе Божием, о мудрости, о пользе чтения книг и др.), притчу о человеческой душе и теле (про хромого и слепого), три больших канона и многое другое. К Борисоглебскому периоду относятся «Слово про то, чтоб не забывать своих наставников», а также 2 притчи к Киево-Печерскому игумену Василию (про немудрого царя и про схиму). Некоторые исследователи перу Кирилла Туровского приписывают и хрестоматийное «Слово о полку Игореве». Интерес представляют взгляды Туровского на воспитание. Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пороков — гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравственные качества — любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога.
Народные школы Корфа Корфу принадлежит заслуга устройства в России дешевой и краткосрочной начальной школы, которую ведет один учитель, с 3 отделениями в одном классе. Избранный членом училищного совета от земства, Корф сумел победить равнодушие к народному образованию, и открытие школ в уезде пошло быстро. В своей оценке педагогических течений конца XIX и начала XX в. Н. К. Крупская исходила из того положения, что в этих течениях нашли свое отражение особенности империализма, пришедшего на смену старому капитализму именно,в начале XX в., как об этом писал В. И. Ленин: «Для Европы можно установить довольно точно время окончательной смены старого капитализма новым: это именно — начало XX века». Важнейшими педагогическими течениями конца XIX — начала XX в., которые проанализировала и оценила с марксистских позиций Н. К. Крупская, были экспериментальная педагогика, прагматистская педагогика и буржуазная теория трудовой школы, причем характеристика этих течений была органически связана у Н. К. Крупской с показом общего развития педагогики и школы в начале XX в. Н. К. Крупская сделала это на основе изучения огромного литературного и документального материала, а также непосредственного изучения школы. Бурное развитие техники и технологии производства в конце XIX в. вызвало развитие естественных и медицинских наук и повлияло на развитие психологии. Эти изменения нашли выражение в экспериментальной психологии. Большую роль в развитии последней сыграл ряд фундаментальных открытий в области физиологии высшей нервной деятельности и органов чувств, а также эволюционная теория.
39.Движение за реформу школьного образования в начале XX века (Западная Европа и США). Педагогические идеи Прагматизм в педагогике. Цель воспитания, по Дьюи — воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства.[5] Д. Дьюи и его последователи (Э. Паркхерст, У. Килпатрик, Е. Коллингс и др.) полагали, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Инструментальная педагогика. Накопление ребёнком личного опыта ведёт к воспитанию его личности. Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребёнка. Практическое осуществление замыслов Д. Дьюи. Воплощение замыслов Д. Дьюи в жизни осуществлялась в 1884—1916 тт. в разных школах. По его методике проводилась работа в опытной начальной школе при Чикагском университете, учреждённой в 1896 г., где обучались дети с 4 до 13 лет. В качестве основания для начала обучения с такого раннего возраста выдвигалось утверждение, что основа всей последующей школьной жизни закладывается в дошкольных учреждениях. Организация работы в школе. На основе своего опыта работы в школе Д. Дьюи дополнил свою концепцию положениями о том, что школа обязана гибко откликаться на изменения в обществе и должна сама стать как бы обществом в миниатюре, она должна предоставлять детям наибольшие возможности для выработки общественного чувства сотрудничества и навыков взаимопомощи. Впервые педагогическая концепция Дьюи получила практическое применение в школе-лаборатории, организованной при Чикагском университете (Лабораторная школа). Специалисты выделяют два этапа в ее деятельности. На протяжении первого этапа (1896-1898) шла разработка концепции эксперимента; на втором этапе (1899—1904) осуществлялось внедрение программ, методов и приемов в практику работы школы. Поскольку Лабораторная школа носила ярко выраженную экспериментальную направленность, исходные позиции авторов эксперимента неоднократно менялись. Так, первоначально в школе существовали разновозрастные объединения детей, затем было отдано предпочтение комплектованию групп по возрастному принципу, а разновозрастное общение допускалось лишь во внеклассной деятельности. В первое время один учитель преподавал все предметы, впоследствии было решено, что учителя-предметники гораздо успешнее справляются с поставленными задачами. При планировании работы Лабораторной школы Дж. Дьюи считал необходимым учитывать импульсы естественного роста ребенка: · социальный (стремление к общению); конструктивный (стремление к созиданию и движению в игре); · исследовательский (тяга к узнаванию нового); · экспрессивный (стремление к самовыражению). 42.Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917-1930 гг.(плохая шпора) Советская высшая школа в ее классическом виде была создана в начале 1930-х гг. После революции 1917 года высшая школа бывшей Российской империи была подвергнута целому ряду ультрарадикальных экспериментов, во многом напоминающих современную Болонскую реформу. Срок обучения в вузах был сокращен до 3 – 3,5 лет, а для лиц, желающих заниматься после вуза научной работой, были созданы специальные курсы, «подтягивающие» будущих аспирантов к уровню дореволюционного выпускника, что напоминает бакалавриат и магистратуру. Срок обучения в вузах был сокращен до 3 – 3,5 лет, а для лиц, желающих заниматься после вуза научной работой, были созданы специальные курсы, «подтягивающие» будущих аспирантов к уровню дореволюционного выпускника, что напоминает бакалавриат и магистратуру. Лекционные занятия были сведены к минимуму и заменены семинарами, где использовались самые авангардные педагогические технологии («бригадный метод»), упор делался на самостоятельной работе студентов. Было произведено так называемое «стержневание планов», то есть список общеобязательных дисциплин был сокращен, с тем чтобы студенты занимались их углубленным изучением (нечто подобное происходит сейчас с введением бакалавриата). Наконец, вместо экзаменов и зачетов была введена система баллов, которые начислялись за каждый изученный предмет, похожих на современные академические кредиты.
43.Вклад советских педагогов 20-30-х гг. в развитие теории и практики образования (Н.К.Крупская, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий и др.) 20–30-е гг. – период плодотворного развития советской психолого-педагогической науки. Несмотря на уход из науки многих известных ученых, это было время выработки новых теорий и концепций, выдвижения новых идей и подходов, широкого поиска нового содержания, форм и методов воспитания и образования. Наиболее видную роль в развитии педагогики и образования в этот период играли В.И. Ленин (1870–1924), который создал идейные и теоретические основы советского образования и педагогики; А.В. Луначарский (1875– 1933), которому, наряду с В.И. Лениным, принадлежит заслуга утверждения основных принципов развития советской системы образования и воспитания, основных категорий советской педагогики, ряда ее фундаментальных идей и др. Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе. Две теории происхождения воспитания: 1) эволюционно-биологическая, согласно ей воспитательная деятельность людей в первобытном обществе близка к наблюдаемой у высших животных заботе о потомстве; 2) психологическая, которая объясняет происхождение воспитания свойственным детям бессознательным инстинктом подражания взрослым. Зарождение воспитания произошло 40-35 тыс. лет назад. Спец. воспитание в первобытном обществе отсутствует. Длина жизни – 17 лет. Родившийся ребёнок находится на попечении у матери. Дети принадлежали всему племени. У них большая свобода, наказания не применялись. В труде со взрослыми дети обучались и набирали опыт. Девочек воспитывали женщины, мальчики были с мужчинами. детство заканчивалось в 13 лет => инициация (обряд посвещения во взрослые). Каждый род имел свою программу обучения, в зависимости от рода деятельности племени. Племена состояли из 3-х возрастных групп: старики; взрослые; дети-подростки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.241.235 (0.013 с.) |