Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический и классовый характер воспитания.

Поиск

Воспитание носит исторический характер. Оно возникает на ранних стадиях общественного развития человека. В первобытном обществе воспитание заключалось в передаче детям обрядов, норм поведения, дисциплины, морали племени, в котором дети жили, в овладении орудиями труда и самой трудовой деятельностью. Обычно это достигалось за счет подражания, копирования деятельности взрослого, опыт которого составлял содержание воспитания.

Воспитание - необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

Воспитание обусловлено потребностями общества и меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, распределения продуктов труда и изменения отношений между его участниками. Поэтому воспитание имеет ярко выраженный исторический характер, отражая типичные черты определенной общественно-экономической формации.

В первобытном обществе воспитание осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, трудовой деятельности. С развитием земледелия и животноводства по мере усложнения трудовой деятельности содержание и методы воспитания изменялись.В позднем периоде развития первобытной формации, воспитание видоизменяется и некоторых детей стали готовить к выполнению особых функций, связанных с ритуалами, обрядами, управлением.

В рабовладельческом обществе разделенным на классы, воспитание, продолжая оставаться функцией общества, стало направляться государством. Стали появляться первые специальные уч.восп. учреждения.

Древний Восток - жреческие школы. Древняя Греция - в Спарте и Афинах.

С разделением общества на классы воспитание становится классовым: появляются разные системы воспитания в соответствии с различными целями подготовки к жизни детей - представителей разных классов. Воспитание находится в ведении государства, оно направлено на укрепление позиций правящего класса и способствует углублению классового неравенства, усилению эксплуатации трудового народа.

В феодальном обществе воспитание носит также ярко выраженный классовый характер -давали духовное воспитание детям духовенства, рыцарское - детям дворян.

На первых этапах становления феодального общества, уровень развития производства не требовал от крепостных крестьян даже начатков образования, дети крестьян в подавляющем большинстве в школах не учились. Через семью передавались традиции поведения, отношений между старшими и младшими, выполнения ряда обязанностей. Некоторые традиции отражались в народных обрядах.

Характерной для эпохи феодализма, особенно его раннего периода, была ведущая и направляющая роль церкви и духовенства в воспитании. В эпоху средневековья самообразование приняло богословский характер.

С ростом городов, в процессе развития ремесленного производства возникла потребность в начатках практического образования.

Расширение торговли и торгово-экономических связей между государствами вызвали появление буржуазии. Она выступала с требованиями более широкого развития образования, доступа для своих детей в учебные заведения, предназначенные для детей дворян, усиления научных основ и практической направленности воспитания, развивающемуся промышленному производству нужны были грамотные рабочие.

Организованное обучение детей трудящихся стало общественно необходимым, начало расширяться школьное образование, появились новые типы школ.

Буржуазия стала осуществлять строгую классовую дифференциацию в образовании, она стремится дать хорошее общее образование своим детям для подготовки их к управлению государством, его экономикой, вооруженными силами. Содержание образования в массовых школах, предназначенных для детей бедноты, было резко ограничен о: им давали лишь тот минимум знаний, который был необходим для работы в условиях производства, оснащённого машинами.

От крестьян не требовалось ни общих, ни специальных знаний. Начальное образование им продолжали давать церковноприходские школы разного типа.

С началом технического переоснащения сельского хозяйства, привело к появлению нового эксплуатируемого класса - пролетариата, боровшегося за свои права, в том числе и за право на образование для своих детей.

Великая Октябрьская социалистическая революция в 1917 году, вызвала к жизни новую общественную формацию - социалистическое общество и впервые открыла широкие возможности для получения подрастающими поколениями разностороннего образования и развития всех способностей. Воспитание как особая функция государства получило новую направленность.

Развития производства и производственных отношений вызвал потребность в новом типе разносторонне образованных работников. Стала складываться система народного образования, которая обеспечивала всем членам общества возможность получения общего, а затем профессионального или специального образования. Были успешно решены задачи введения всеобщего семилетнего образования, обеспечена достаточная общеобразовательная подготовка поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения. Значительно вырос образовательный и культурный уровень всего населения.

Когда наше общество вступило в стадию развитого социализма, была выдвинута задача введения всеобщего среднего образования.

Научно-техническая революция, создает одновременно предпосылки для более успешного решения всех задач воспитания нового человека который должен иметь широкую общеобразовательную и специальную подготовку.

Воспитание обусловлено потребностями общества и меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности

9. Воспитание как категория педагогики

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. Воспитание, обучение, образование.

Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.). Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.). Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

10. Пед.процесс и его компоненты

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина Н.В.):

1) цель обучения (Ц) (для чего учить);

2) содержание учебной информации (С)(чему учить);

3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить?);

4) преподаватель (П);

5) учащийся (У).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.127 (0.008 с.)