Политическое общество: сущность, возникновение, современные характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое общество: сущность, возникновение, современные характеристики



Гражданское общество – это тем самым политическое общество. Гражданское общество – союз индивидуальностей; коллектив личностей, коллективность.

Меняется человек, личность и коллективность – меняется и само гражданское общество. Сам же человек меняется, как полагали Локк, Руссо и др., силой государства. Но опять же, государства, созданного самими людьми, гражданами.

Три элемента и их взаимодействие образуют гражданское общество. Это: (1) индивид, (2) коллектив, (3) государство. Их развитие и есть развитие гражданского общества. И наоборот.

Хотя справедливости ради следует отметить, что в концепции, представленной названными мыслителями еще нет (тем более четкого) различия общества и государства. Государство, как уже говорилось, в их представлении - один из элементов гражданского общества.

Современные политико-идеологические доктрины.

Политическая идеология представляет собой специфическое духовное обра­зование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического пове­дения, необходимо различать следующие уровни ее функционирования: теоретико-концептуальный, на кото­ром формулируются основные положения, раскрываю­щие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, на­ции, государства; программно-политический, где соци­ально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты и являют собой идейную основу для принятия управленче­ских решений и стимулирования политического поведе­ния масс. Данный уровень функционирования идеологии непосредственно связан с деятельностью партий, сою­зов, объединений, созданных для трансляции политиче­ских требований приверженцев определенной идеоло­гии. Учитывая политический вес связанных с идеологией институтов власти, и саму ее трактуют как «конституи­рующий элемент политики»; актуализированный, который характеризует сте­пень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и характер их воплощения в тех или иных формах политического участия. Этот уровень может ха­рактеризовать довольно широкий спектр вариантов интериоризации идеологии: от легкой смены идеологических позиций до восприятия людьми своих политических при­вязанностей как глубинных мировоззренческих значений, способных упорядочить в сознании людей ход истории, определить принципы их социального мышления т.н. «то­тальные» (К.Мангейм) или «парадигматические» (Н.Пуланзас) идеологии. Основные современные идеологии, Марксизм и социал - демократия. Субъекты и носители политических отношений, руководствующиеся идеологическими ценностями и целями, образуют в политике своеобразное коммуникативное пространство или т.н. дискурс. Происходящий здесь непрерывный обмен теми или иными подходами, оценками и суждениями об одних и тех же или различных политических событиях, дебаты по политической «повестке дня» (т.е. определе­ние группы вопросов, являющихся наиболее важными для определения путей использования власти), борьба идей и воззрений способствуют рождению и распаду идеологий, новому синтезу идейных течений, постоянно­му усложнению мотивационной сферы политического поведения.

 

Билет № 8

Политическая жизнь общества, ее атрибутивные характеристики и основные формы.

Политическая жизнь – это конкретная форма общественной в смысле «социальной» жизни людей. Люди, осуществляя необходимую для себя деятельность, тем самым постоянно создают (производят и воспроизводят) и свои общественные, социальные связи, в результате чего и образуется их общественная жизнь. Поэтому определить общественную жизнь можно как процесс производства и воспроизводства общественных связей между людьми. В зависимости от характера этих связей общественная, социальная жизнь имеет свои разновидности или конкретные формы. Среди этих последних и политическая жизнь (политическая сфера социальной жизни людей). Следовательно, политическую жизнь можно определить как конкретную форму общественной, социальной жизни, сущность которой состоит в производстве (воспроизводстве) политических связей между людьми. Источником возникновения, поддержания и воспроизводства политических связей, и тем самым источником политической жизни является политическая деятельность людей. В конечном счете политическая жизнь представляет собой совокупный продукт (результат) деятельности различных политических субъектов и носит объективный характер. Кстати, иногда политические (в том числе организационные) отношения интерпретируют как субъект – субъектные отношения. Наиболее простой из основных форм политической жизни являются политические связи, политические отношения. Осуществляя ту или иную политическую деятельность, люди вступают между собой в соответствующие политические отношения. В зависимости от совпадения или несовпадения политических интересов между людьми складываются самые разнообразные политические отношения. Их можно свести в конечном счете к двум крайним проявлениям: политическому сотрудничеству и политическому соперничеству, а также целому ряду промежуточных форм (компромисс, коалиция и др.). То есть, процесс политической жизни включающий в себя, с одной стороны формирование различных политических сил, а с другой – их объединение и размежевание в зависимости от того, насколько совпадают или не совпадают их насущные интересы. В качестве второй основной формы политической жизни значительно более сложной, выступают политические организации. Это уже качественно новое политическое явление. Политические организации имеют своей основой различные, объективно складывающиеся устойчивые целевые общности людей. Данные общности образуются на основе существования у людей общих, одинаковых интересов. Можно выделить две ведущие, доминирующие формы политических организаций, в зависимости от характера общности людей. Первая это – политические организации, сформировавшиеся на основе общности людей, совместно проживающих на определенной территории и имеющих общую хозяйственную и этическую жизнь. Политической организацией такого рода выступает государство. Вторая это – политические организации, сформировавшиеся уже в рамках данной территориальной общности, то есть на территории данного государства и отличающиеся теми или иными общими социальными признаками. Главными среди них являются политические партии. Третьей основной формой политической жизни является политическая система общества. В основе формирования политической системы лежит овладение одной из партий государственной властью, вследствие чего она становится правящей партией. Именно взаимодействие правящей партии и управляемого ею государства является системо-образующим основанием для политической системы общества. Получив политическую власть, партия начинает определять основные направления и характер развития общества в целом. Другие же партии отстаивают свои интересы иным путем: используя свои конституционные возможности, парламентскую трибуну, средства массовой информации и обращаясь к общественному мнению, они оказывают воздействие на правящую партию (и ее политику) тем, что критически оценивают ее деятельность, противопоставляют ей собственные политические взгляды. Такие партии называются оппозиционными (от орроsitio-противопоставление). В результате устанавливается определенное взаимодействие всех политических организаций между собой и образуется политическая система общества.

Политика и право.

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания,удержания и использования государственной власти.

Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и др. сферы общества.

Политическая деятельность - одна из форм общественной деятельности. Но это особая, специфическая сфера деятельности. Она представляет собой совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий по реализации своих политических интересов и прежде всего по поводу завоевания, использования и удержания власти.

Формы политической деятельности внутри политических партий различны: Споры, диспуты, широкий обмен мнениями как в аудитории, так и в средствах массовой информации; Цель диалога - выяснения точек зрения, достижения согласия по обсуждаемым вопросам, а главное - осуществление согласованных действий.

Политическая деятельность, как любая другая, разделяется на теоретическую и практическую.

Для теоретической деятельности характерны такие виды: познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировачная.

Для практической деятельности: обширный спектр видов, зависящий от конкретной сферы политической жизни, где осуществляются политические действия: это внешняя политика и международные отношения, выработка и реализация внутренней политики государства, участие в жизни партий, военная политика и т.д.

Политика и право

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом: Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности:

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Об этом говорится в ст.55 ч.2 Конституции Р.Ф. Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей (с 17 по 64).

Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила М.П.Карева, приняв за основу важнейшие сферы деятельности человека. Ее классификация включала следующие составляющие: а) социально-экономические права; б) равноправие граждан; в) демократические свободы. В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационные основы, предложенные М.П.Каревой, выработала систему основных прав и свобод, куда вошли:

1)социально-экономические права и свободы граждан;

2) политические права и свободы граждан;

3) личные права и свободы граждан.

Наиболее подробно данная проблема исследуется Л.Д.Воеводиным. Автор удачно совместил наименование элементов системы конституционных прав и обязанностей с основанием приведенной классификации. Ученый выделил следующие группы основных прав, свобод и обязанностей:

1) права и обязанности граждан в сфере социально-экономической и культурной жизни;

2) права и обязанности граждан в сфере государственной и общественно-политической жизни;

3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной свободы.

Однако систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция в их последовательном расположении.

 

Билет 9

1. Политические интересы: их особенности и место в системе политической жизни общества.

Политический интерес - это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках.

Политические интересы это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Политический интерес представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей. Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий.Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Содержанием политических интересов является вся совокупность тех объектов, целей и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, партий и иных политических сил).

Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование.Классифицировать их можно по различным основаниям. Например:

а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);

б) по степени осознанности (стихийные или осознанные);

в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);

г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.);

д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые); е) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику.

Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему.

Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.

В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью.Сложности и перипетии взаимодействия интересов разных социальных групп с совокупным общественным интересом - интересом социальной целостности, создают возможность самостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося в этом случае в образе надклассового, “внеполитического” государства.

В-четвертых, противоречивая природа политического интереса порождает разнообразные состояния, типы, в которых он предстает в общей системе политических отношений.Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник - соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом.

В-пятых, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе.

В-шестых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство может ущемлять частные политический интересы.

В-седьмых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации - субъекты политики, а национальные отношения - элемент отношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражением политических интересов различных классов, социальных групп и слоев внутри Российской Федерации.

Роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе:

Во-первых, в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.

Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают взаимосвязь общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса, социальной группы, личности).

В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей.

В-четвертых, в политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом.

В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности социальных групп и слоев общества.

2. Политика и идеология.

Идеология занимает одно из ведущих мест в структуре субъективного фактора политической деятельности.

Вопрос о соотношении идеологии и социально-политической жизни в настоящее время приобрел особую остроту.

Одним из первых ее пропагандистов является американский социолог Д. Белл. Еще в 1963 г. он издал книгу «Конец идеологии».

Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом дестют де траси в книге Іэлементы идеологииІ (1801 –1815) для обозначения учения об идеях; учения, которое позволило бы установить твердые основания для политики, этики и т.д.

Идеология в обычном понимании этого слова носит групповой, классовый характер, что говорит об особой близости идеологии и политики.

Политика и идеология, – можно так сказать, это близнецы-сестры.

Идеология включает в себя идеи, ценности, теории, доктрины, убеждения, верования и т.д. Это во-первых. Во-вторых, систему идеологического воздействия, идеологические органы. Как таковая она во многом обусловливает характер функционирования и развития общества.

Соотношение политики и идеологии определяется их специфическими особенностями.

Особенность (1). И та и другая представляет собой явление сознания

Особенность (2). Идеология также универсальна, как и политика: они обе могут охватывать самые различные стороны жизни.

Особенность (3). Политика и идеология в равной мере характеризуются значительной активностью. Они тесно связаны с борьбой различных взглядов, решений, программ. И та и другая обязательно поляризуется. Поэтому они почти дихотомически делятся на правые и левые, прогрессивные и реакционерные и т.д.

Хотя как политика, так и идеология могут идти на компромиссы. Правда идеология в меньшей мере компромиссна: она с трудом идет на компромиссы.

Взаимодействие (1). Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться.

Взаимодействие (2) - Политик и идеолог – это не одно и тоже (это разные лица), хотя, разумеется, (пускай и не так часто) они могут совмещаться в одном лице (вспомним Ленина).

- Политик принимает решения, отдает приказы, контролирует их выполнение. Идеолог создает доктрину (теорию), «оправдывающую» действия политика.

- Политик не может без идеолога. Идеолог должен обосновывать его политику. Идеолог стремиться найти политика, который проводил бы в жизнь его идеологию (если политик сам не найдет его как идеолога).

Взаимодействие (3). Идеология – это один из трех китов, на которых покоится власть (одного лица или группы лиц). Два других это – закон и физическое принуждение (насилие). Любая власть, как только она устанавливается, пытается легитимировать себя не только посредством закона, но и идеологии (оправдать себя в глазах народа, граждан).

Взаимодействие (4). Политика и идеология наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации общества: они не только проникают в другие сферы жизни, стремясь их подчинить, но и проникают друг в друга (сочетаются друг с другом).

Политические социологи (политологи) отмечают, кстати, что дефицит политики, ее слабость, недостаток надежных политических решений неизменно и немедленно замещаются идеологией. Более того, идеология способна подменить, вытеснить, подчинить себе политику. Это происходит при неблагоприятных внутренних и внешних обстоятельствах.

Взаимодействие (5). По всем этим причинам естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в единый, политико-идеологический комплекс. Идеология слита с политикой непосредственно в отличие от опосредованного влияния на политику морали, религии, философии.

Идеология также политична, как политика идеологична.

Взаимодействие (6). Однако существуют допустимые пределы взаимного проникновения идеологии в политику. Все дело в том, что гиперидеологизация разрушает политику, делает ее неспособной выполнять свои функции (дисфункционнальной); порождает тоталитарные и тиранические режимы.

Избыток идеологии порождает потребность в деидеологизации политики, в освобождении ее идеологических приоритетов. Но и политика может вмешиваться в идеологию, которое разрушает общечеловеческие и насаждает групповые (классовое, политическое, и т.д.).

 

 

Билет 10

1 Политическая деятельность как форма политической жизни общества, ее специфика и формы.

Политическая деятельность — это специфический вид деятельности человека. Она представляет собой совокупность действий отдельных людей и их различных общностей, связанных с реализацией интересов по поводу завоевания, осуществления, удержания политической власти.

Политическое действие — это добровольное вмешательство или невмешательство отдельного человека или группы людей в отношения политической власти и подчинения. Политическая деятельность имеет место не только тогда, когда совершаются определенные действия, по и тогда, когда имеет место бездеятельность, воздержание от действий.

Конкретные проявления политической деятельности весьма многообразны: революции, восстания, референдумы, избирательные кампании, митинги, демонстрации, шествия, стачки, государственные перевороты, разработка программ, платформ и т. д.

Побудительной силой политических действий или воздержаний от действий выступают в конечном итоге экономические интересы классов, социальных слоев, групп. В политике они в конечном счете фокусируются в потребности властвовать.

Как правило, политическая деятельность совершается на основе системы идей, выраженных в той или иной идеологии.

Для успешного политического действия мало обладать научной теорией. Для этого необходимо творческое применение теории с учетом особенностей конкретной ситуации.

Политические действия весьма разнообразны. Виды политической деятельности могут выделяться на основе разных критериев.

Политическая деятельность различается по масштабности своих субъектов. При таком подходе выделяются, во-первых, политическая деятельность больших социальных общностей люден (классов, социальных слоев, наций, народов) и их политических организаций (государств, партий и т. д.), во-вторых, политическая деятельность небольших социальных общностей (групп давления, поддержки и т. д.).

Политическая деятельность подразделяется также на теоретическую и практическую, которые, в- свою очередь, могут быть подразделы на виды меньшей общности.

Заслуживает внимания типология политической деятельности, которую предложил Л. С. Санистебан. Он подразделяет политические действия на позитивные и негативные, рациональные и иррациональные, инерционные и творческие, стихийные и организованные.

В качестве двух других типов политического действия, считает Л. С. Санистебан, выступают рациональное и иррациональное.

Рациональное политическое действие имеет место тогда, когда его субъект «имеет четкое представление о целях, которые он намеревается достичь, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, способен совмещать свои разные цели, устанавливая систему приоритетов, а также может пересматривать и вносить изменения в свою стратегию, если она не приводит к ожидаемым результатам».

Рациональное политическое характеризует умение его субъекта мобилизовать людские, материальные и иные ресурсы для достижения поставленной цели, его способность приспосабливаться к возникающим новым политическим реалиям, своевременно реагировать на новые требования.

Иррациональное, политическое действие характеризуется неспособностью его субъекта «правильно увязывать средства с целями», слепым отношением к «упрямым фактам» действительности, его попытками рассматривать реальную политическую действительность «в соответствии с абстрактными схемами, не имеющим ничего общего или почти ничего общего с этой действительностью»).

Рациональное и иррациональное политические действия в реальной действительности в «чистом» виде встречаются весьма редко.

Если политическое действие рассматривать еще с одной стороны, то оно может выступать как инерционное и творческое. В рамках инерционного политического действия его субъект ограничивается воспроизведением существующих форм поведения. Это действие по своей сути консервативно. Его цель заключается в сохранении и воспроизведении существующей политической системы. Стремясь сохранить существующие политические отношения, институты и учреждения, субъекты инерционных политических действий упорно сопротивляются переменам.

Л.. С. Санистебан не дает определения творческого действия. Однако, в целом под таким действием он понимает такое действие, которое направлено на внесение изменений в существующие политические системы, па создание принципиально новых, более совершенных политических институтов и учреждений.

Вместе с указанными видами политической деятельности,, по мнению Л. С. Санистебана, обнаруживаются и действия стихийные и организованные.

Так же Политические действия могут быть спонтанными, спорадическими. Специфическими чертами характеризуются инновационные политические действия и т. д.

 

2 Политика и человек. Понятие "политический человек".

Важной проблемой политической социологии как одной из отраслевых социологических дисциплин является проблема соотношения, взаимосвязи и взаимодействия политики и личности.

«Homo politicys», то есть политический человек, политическая личность это –

1) первичный, неделимый элемент политики;

2) социальный индивид, обладающий политическими правами и свободами;

3) политически сознательный человек;

4) человек, несущий ответственность за свое поведение в политической сфере жизни общества.

Но это почти идеал. Данные качества не даются природой, они формируются, развиваются, могут исчезать (десоциализация). Насколько индивид ими обладает, настолько он является политическим существом.

Личность как субъект политики является кроме того элементом социальной группы и одновременно сравнительно автономным человеческим индивидом.

Опосредуясь социальными группами, общностями человеческие индивиды являются одновременно объектами, политики. В этом смысле любой человек является объектом политики - и несовершеннолетний и, может даже, недееспособный. Вообще же «Объект политики - социальные группы и общности как целое, их интересы» (Зеркин Д. П.)

В соответствии с тремя уровнями политики (социальный, институциональный, функциональный) политические субъекты подразделяются на:

1) группы, общности, а также индивиды;

2) организации, движения, институты;

3) социальные институты, не являющиеся собственно политическими институтами (церковь, университеты, корпорации, армия и др.). Но ведь все это состоит из людей, отдельных людей. Нас интересуют социальные индивиды (личности) как субъекты политики.

Субъектом политики является политический человек, как (социальное) существо, обладающее определенным политическим сознанием, политической волей и активно участвующее в политической жизни общества.

Субъектом социального (в том числе и политического) являются индивиды, но оно возможно (и проявляется) лишь во взаимодействии людей, их различных групп и общностей.

Немного о диалектике соотношения понятий объект и субъект политики (личностный аспект).

· Понятия эти соотносительные и одновременно относительные.

· Они «переходят» друг в друга.

· Следует обязательно учитывать в каком отношении личность выступает как объект, а в каком субъект.

· Учитывать время (в одно время личность объект, в другом – субъект)

· Да и одновременно одна и та же личность может иметь (да и имеет) две ипостаси: объекта и субъекта.

В России традиционно во все времена существовало сильное централизованное государство и полностью подчиненная ему личность. Личность лидера всегда играла в политической культуре центральную роль, институции - второстепенную. Для русского человека характерно возвеличивать власть, наделять лидера сверхкачествами и верить в его безграничные возможности. В умах многих россиян и сегодня доминирует мысль о том, что если во главе России будет стоять достойный человек или группа достойных людей, выход из кризиса будет найден быстро и эффективно. Для отечественной политической культуры характерна наивно - безответственная вера в своего руководителя, в его способности и желание решить все проблемы общества и государства.

Сегодня российский президентализм нередко называют ультрапрезидентализмом. Конституция РФ наделяет главу государства чрезвычайно широкими полномочиями, при этом он не несёт почти никакой ответственности.

Часто государственная власть представляется "рядовому человеку" в качестве силы, на которую он никакого влияния оказать не может. На этой основе возникает его пассивное приспособление к политическим обстоятельствам, чем пользуется власть в своих интересах.

Рядовой гражданин может быть субъектом политики при наличии определённых условий, совокупность которых создаёт у человека адекватные представления огосударственной власти и путях влияния на неё. К этим условиям относится и уровень развития демократии, политической культуры, сознания людей, СМИ, функционирование политического механизма, правовое обеспечение. Люди, стремящиеся к политическому участию, объединяются в группы, партии, организуют совместные акции и другие политические действия.

 

 

Билет № 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.221.104 (0.128 с.)