Политическое лидерство, его роль в жизни общества и различные типы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое лидерство, его роль в жизни общества и различные типы



Т. Парсонс трактует термин «политическое лидерство». По Парсонсу, политическое лидерство является одним из основополагающих институтов политической системы. В свою очередь институт лидерства – нормативный порядок, посредством которого некоторая подгруппа или индивид – политический деятель наделяется соответствующим объемом полномочий для осуществления функций лидерства. Политический лидер – это субъект – носитель данных функций.

К. Маркс говорит о политическом лидере как о наиболее последовательном, сознательном, умелом выразителе воли класса. То есть лидер играет по отношению к классу вспомогательную роль.

Д. П. Зеркин говорит, что политическое лидерство – это такое отношение субъекта – лидера (подгруппы или индивида) к сообществу, при котором первый наделен определенным объемом прав и ответственности формулировать и выражать интересы и цели сообщества, выступать инициатором в их осуществлении и организовывать участие всего сообщества.

 

Наиболее популярные определения политического лидерства

 

       
   
«Положение в обществе, которое характеризуется способностью зани-мающего его лица нап-равлять и организовы-вать коллективное по-ведение некоторых или всех его членов» (Д. Даунтон)
 
 

 

 


Политическое лидерство как общественное отношение и институт характеризуется специфическим механизмом реализации, состоящим из двух моментов:

а) легитимность лидера: субъект выступает в качестве лидера, если он признается политическим сообществом как выразитель его интересов и воли, как носитель его ценностей (такое признание закрепляется нормативно, организационно, идеологическими средствами, традицией, общественным мнением);

б) двуединый процесс осуществления его функций заключается в том, что, с одной стороны – это воздействие на сообщество через властные органы и механизмы, с другой – непосредственное влияние лидера на ведомых своими политическими и идеологическими взглядами и установками, содержанием и направленностью политических действий и предлагаемых программ, опытом и стилем поведения, наконец, в целом общественным, в том числе нравственным обликом.

следует обратить внимание на типологию лидерства, разработанную М. Вебером. Он выделяет лидеров в соответствии со способами легитимации власти:

а) традиционные (вожди племени, монархи и т.п.) – их авторитет основан на обычае и традиции.

б) рационально-легальные – это лидеры избранные демократическим путем.

в) харизматические – наделены по мнению масс особой благодатью, выдающимися качествами и необычной способностью к руководству.

Существуют различные типы лидерства.

1) По значимости для истории политических лидеров делят на:

а) обычных (реальных), не оставляющих заметного личного следа в истории;

б) великих (лидеры – герои (злодеи)), имеющих собственное видение политики и пытающихся осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.

2) В зависимости от отношений руководителей и подчиненных лидерство подразделяют на:

а) авторитарное – единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы;

б) демократическое, для которого характерен учет руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации.

в) анархическое: его особенность в том, что в данном случае лидер лишен определенной линии поведения.

3) По характеру институциональности лидерство существует:

а) формальное – закрепленное в нормах и правилах, и основывается на положении в общественной иерархии.

б) неформальное – основанное на авторитете и способности и умении выполнять роль лидера, признанное всеми членами группы.

4) Классификация, основанная на особенностях характера лидера, свойствах его приверженцев (конституентов) взаимосвязи лидера и приверженцев, конкретных ситуаций в которых осуществляется лидерство:

а) лидер-знаменосец: имеет свое видение действительности, цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, политическую проблематику;

б) лидер-служитель: выражает и реализует интересы своих приверженцев;

в) лидер-торговец: основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на контакты, уступки и этим добиваться поддержки своей политики;

г) лидер-пожарный: реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что определяет его действия по тушению политических пожаров;

д) лидер-марионетка: чисто формально возглавляет какую-либо группу (общество), на самом деле являясь пешкой в руках тех людей, которые реально имеют власть.

5) По характеру и масштабам деятельности лидерство имеет разные уровни:

а) первый уровень политического лидерства – это уровень малой группы лиц, обладающих властью в данном обществе (окружение президента, руководителей парламента, генералитета и пр.);

б) второй уровень – лидерство в политическом движении большой социальной группы (слой, класс, партия) в ее борьбе за власть;

в) третий уровень – политическое лидерство в системе властных отношений, оно представлено в виде социального института, который включает в решение задач, стоящих перед обществом в целом, подавляющую часть населения.

6) По типу политического сознания есть следующие типы лидерства:

а) лидер-реформатор – верит в общепринятую модель общества, главная задача – преодоление имеющихся отклонений через изменение привычек;

б) лидер-революционер – определяет существующие порядки неправильными, решает фундаментально перестроить общество в соответствие с другими социальными идеалами;

в) лидер-консерватор – считает, что изменения вредят группе (обществу) и пытается вернуться в прошлое, к тем ценностям, идеалам и т.п., которые существовали раньше.

Следует отметить, что качества политического лидера зависят от всех составляющих как условия деятельности, так и самой деятельности. Влияние, авторитет, компетентность, знания – таковы факторы, обеспечивающие субъекту, индивидуальному или политическому лидеру, ведущую роль в системе власти в демократическом обществе. В политическом анализе выясняется степень воздействия на лидерство каждого из факторов. Она зависит от характера лидера и особенностей руководимых, а также от конкретной ситуации, в которой происходит политическая деятельность.

Билет №20

1. Государство и гражданское общество: их взаимодействие. Главным моментом во взаимоотношении гражданского общества и государства является их взаимодействие. Гражданское общество – это условие и основа государства, его источник и творец; а государство – это создатель тех правил игры, по которым функционирует гражданское общество. Государство, кроме того следит за соблюдением этих правил игры. Оно призвано обеспечивать нормальное функционирование гражданского общества, служить этому последнему. Теперь несколько конкретнее о соотношении гражданского общества и государства.

1)Гражданское общество и государство это различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны единого, целого – общества. Понятия эти соотносительные и не могут противопоставляться друг другу.

2)Разделение, дифференципция гражданского общества и государства – явление, характеризующее прогрессивное изменение, развитие общества.

3)Гражданское общество – это основа политической системы; им обусловливается и определяется ядро политической системы – государство. Государство же это институт – система норм и учреждений, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества.

4)Государство есть как бы официальное выражение гражданского общества его политическое бытие. Гражданское общество – это сфера проявления и реализации индивидуальных и групповых интересов; государство – сфера выражения защиты общих интересов. (Гегель).

5)Чем более развито гражданское общество, тем больше выражение демократичности государства. И наоборот: чем демократичнее политический строй, тем больше возможности для развития гражданского общества.

2. Политическое лидерство и политический элитизм в современной России. Тенденции развития политического лидерства. Их две:

(1) Институцианализация - процедура рекрутирования, подготовительное движение к власти и сама деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных институтов – норм, организаций. Функции лидеров ограничены разграничением властей, конституцией и другими законодательными актами;

(2) Профессионализация – превращение политики в предприятие, профессию, которая требует навыков в борьбе за власть, знание ее методов. Именно для этого и служит политическая технология - это сумма (система) последующих, целеустремленных, заведомо эффективных действий, направленных на достижение цели, необходимого политического результата. Политические технологии включают в себя ряд важных элементов как политический маркетинг, выборная инженерия, без которых на современном этапе развития политической жизни, успеха добиться невозможно.

Политический маркетинг – грамотное и целенаправленное выявление и подчеркивание для различных социальных и национальных групп именно – тех – реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которому эти граждане проявляют особый интерес.

Выборная инженерия – это профессиональные сравнительные исследования различных выборных округов и соответствующее маневрирование претендента. В избирательном округе идет изучение социально-экономических условий, уровня политической культуры, характерные политические традиции различных социальных групп, особенности политической структуры в регионе, активность общественно-политических организаций и объединений.

В России в результате анализа биографий глав регионов было выделено 8 типов лидеров. Охарактеризуем их.

1. Прагматик (6%) – сбалансированное наличие хозяйственной и управленческой, административной практики; производственного опыта работы и партийного опыта работы; последовательное восхождение по партийной лестнице. Самая старшая группа – 59 лет. Главный признак – опыт руководящей работы на заметных должностях еще в советское время, преемственность первого поста в области (республике) в период реформ

2. Хозяйственник (12%) – характерно преобладание опыта руководства конкретным предприятием над функционерской деятельностью в бюрократических структурах. Ключевым в карьере является руководство крупным производственным подразделением, отделом в министерстве, работа в исполнительных органах в советское время, далее назначение главой администрации региона – отсутствие непосредственного или достаточно долгого опыта работы в партийных структурах, длительный опыт работы в исполнительных органах, низкая политизация служебной деятельности (примерно 57 лет)

3. Директор (20%) – моментальная производственная карьера, высшая должность перед руководящей деятельностью. В некоторых случаях небольшой стаж работы в организации исполнительной власти непосредственно перед назначением (избранием) главой администрации

4. Партфункционеры (23%) – монотонная партийная карьера. Имеет внутреннее разделение по политико-идеологическому основанию:

а) Ренегат КПСС – ретировался из партийных органов накануне распада КПСС;

б) Новый коммунист – бывший партийный ортодокс, в настоящее время – активный член КПРФ;

в) Функционер-конформист – последовательный партийный карьерный рост, без предательства и ортодоксии новых коммунистов.

5. Администратор (13%) небольшой стаж работы в партийных органах и отсутствие опыта работы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях (в отличие от хозяйственника); преобладает опыт работы в административно-управленческой деятельности (примерно 52 года).

Маргинальные группы лидеров:

6. Преподаватели (14%) – гуманитарная интеллигенция, научные работники высшей школы, юристы и т.д. (53 года)

7. Комсомольцы (6%) – имеют опыт функционерской работы (организация ВЛКСМ), небольшой опыт предпринимательской деятельности (39 лет).

8. Прорабы (6%) – работники промышленных предприятий, ИТР, опыт работы и создания коммерческих структур

Сегодня в России уже многие будущие руководители, кандидаты осознали, что без умело проведенной предвыборной кампании победить на выборах невозможно. Поэтому соответственно меняется выборный процесс в нашей стране. До 1986 года выборы происходили в условиях командно-административной системы, то есть «выборы без выбора» за всех решала партия. Современные выборы еще не окончательно, конечно, сформировались, но претенденты на лидерство уже поняли, что без развития таких качеств и способностей как: адекватно выражать интересы широких масс, выдвижение новых идей, политическая информированность, чувство политического времени и т.п. победить на выборах очень сложно. Хотя надо отметить, что все что было сказано по поводу развития выборного процесса в России относится больше к общероссийским федеральным выборам. На местном уровне политическими лидерами и руководителями еще весьма слабо используется весь накопленный опыт в этой среде, но определенные изменения в этом направлении происходят.

Билет № 21



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.018 с.)