Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология политики как наука, ее объект и предмет.

Поиск

Билет №1

Социология политики как наука, ее объект и предмет.

Бурмистрова Т.Ю., Костин Р.А. (Политическая социология. Программа вузовского курса. Социс, 1994г, №1) пишут: «Политическая социология - наука о структуре, тенденциях развития и противоречиях политической жизни общества; о природе и механизмах функционирования народовластия, политических институтов и отношений, политической культуры, политической системы, политического сознания и политического поведения людей», (с.49). То есть, выходит, что тематика социологии политики почти такая же, как политологии: добавляется в формулировках лишь слово социальный», «социология» и т.д. Безвербный А. С. («Политическая социология», Ростов-на-Дону, Феникс, 1997) считает: «Объектом политической социологии выступают социально-политические отношения. Они охватывают отношения между классами, другими социальными группами, этносами, между странами-государствами, поколениями, профессиональными структурами и т.п.» (с. 7). И далее: «Политическая социология углубленно изучает всю совокупность проблем, связанных с социально-политическими отношениями, сознанием, культурой, деятельностью, законами их функционирования и изменения. В центре внимания находятся анализ политики и политической деятельности во всех сферах жизни общества». «Предметом политической социологии, пишет Безвертный А.С., - являются законы взаимодействия всех структур и сфер жизнедеятельности общества с политикой, социально-политические потребности, интересы, деятельность личностей, социальных групп, этносов (народов), их организаций, движений, институтов» Обратимся еще к одному источнику, это статья В.П. Макаренко «Политическая социология: нормативный подход», Государство и право» 1992. - №7. «Политическая социология - раздел социологии, в котором изучается политика как комплекс политических отношений, институтов и сознания».

Автор говорит о том, что сегодня существует два подхода к определению предмета политической социологии или социологии политики - дескриптивный (описательный) и нормативный, - и он за нормативный подход, то есть за анализ политики через призму определенных ценностей. Однако главный блок проблем политической социологии - это опять же власть как социальный феномен; соотношение политики, экономики, социальной структуры, психологии и культуры; государство, политические движения и партии; политическое поведение и сознание; международные отношения»

2. Переход от недемократических властеотношений к демократическим: зарубежный и отечественный опыт. Процесс становления демократии длителен и достаточно сложен. Известно, что к современному демократическому государственному устройству западные страны шли очень долгое время. В Англии, например, борьба в защиту индивидуальных прав граждан и общества от произвольного вмешательства королевской власти просматривается еще с XII в.

Переход к демократии наиболее вероятен в условиях мирных перемен. Одну из форм трансформации можно назвать реформой сверху, что происхо-дит тогда, когда авторитарные правители по своей воле, обусловленной не давлением со стороны оппозиции, а осознанной необходимостью, решают изменить систему. При этом они обладают достаточной мудростью и целеустремленностью, чтобы воплотить в жизнь программу демократических перемен. Политическая активность масс в этом случае должна ограничиваться институциональными формами, т.е. осуществляться не в форме спонтанных выступлений, бунта, а через существующие политические институты и должна контролироваться властями. Взрывы же стихийной политической активности масс сопровож-даются анархией, разрушительными последствиями и приводят к ужесточению власти вплоть до установления диктатуры под предлогом восстановления об-щественного порядка и безопасности. Как реформы сверху, осуществлялось движение к демократии в Турции, Бразилии, бывшем СССР, Венгрии и др. странах. Начать демократические преобразования нелегко, но еще сложнее завершить их, требуются неизмеримо большие усилия. Уход старого режима еще не даёт автоматической гарантии того, что демократия будет успешно построена. Появляется немало проблем, которые предстоит решать. Важнейшим условием успеха демократизации является политическая стабильность, предполагающая реформирование общества в рамках закона.

Демократизация порождает такое явление, которое Э. Фромм метко назвал "бегством от свободы". Речь идёт о том, что в условиях политической и экономической модернизации происходит ломка традиционных структур, в которые были включены люди ранее; они лишаются привычных "опор", схем политического поведения. Происходит снятие традиционных ограничений, твердо направляющих жизнь человека в прежних условиях. Человек становится свободным, но одновременно на него ложится тяжесть ответственности за решения, касающиеся его собственной судьбы, а также проводимой в обществе политики. В государствах СНГ явление "бегства от свободы" имеет свою специфику, связанную с особенностями нашего развития в прошлом. Народы этих государств оказались в наиболее сложном положении по сравнению с другими демократизирующимися государствами, поскольку сроки существования тоталитарных структур здесь были особенно велики и произошел почти полный разрыв с прошлым, его экономическими и политическими механизмами, традициями и опытом. В результате тоталитарные порядки вошли в плоть и кровь народа. Они нередко определяют, причем на бессознательном уровне, восприятие действительности, сам способ мышления. Отсталая политическая культура большинства населения, отсутствие демократических традиций, засилье бюрократии приводит к тому, что введение демократических институтов приобретает зачастую декларативный характер, в самой же демократии выпячивается лишь её внешняя сторона в ущерб содержанию. В целом же явление "бегства от свободы" связано и с некоторыми особенностями самой демократии. Изначально, как уже было сказано, с ней ассоциируются многие возвышенные идеалы и цели - народовластие, индивидуальные свободы и права человека, плюрализм, всеобщее благосостояние и т.п. Однако в действительности демократия этого не гарантирует.

Переход от тоталитаризма к демократии на рубеже XX – XXI вв. был предрешен развитием как социально-экономических тенденций, так и политических трансформаций в российском обществе.

Данный переход от бывшего тоталитарного режима в русло демократических основ для России имеет свои специфические особенности.

Во-первых он вызван самим крахом коммунистического режима, который себя изжил и подтвердил свою несостоятельность и неспособность на существование, так как он противоречил всем мировым политическим стандартам и являлся искусственным, надуманным, практически не подкрепленным.

Во-вторых такой колоссальный политический переворот был совершен «безболезненно», т.е. без революционного вмешательства за считанные часы, так как уже мало кто верил в дееспособность коммунистического режима.

В-третьих, экономика страны, производственная, культурная, научная сферы уже нуждались в немедленной интеграции в мировую практическую базу новых разработок и форм сотрудничества.

Демократический путь развития стране позволил беспрепятственно общаться и быть признанной на европейском континенте. Инвестиции в экономику нашей страны западных государств позволили России более тесно сотрудничать со своими западными соседями, а не наводить недоразумение и страх тоталитарными установками и непризнанием мировых ценностей в силу тогда действующей коммунистической идеологии.

Билет №2

1. Понятийно-категориальный аппарат политической социологии. Как и всем научным дисциплинам, социологии политики или политической социологии присуще наличие своего категориального аппарата, слагаемые которого являются в основном идентичными для других гуманитарных наук и, прежде всего, для политологии. Если центральным понятием политологии выступает власть в её институциональном значении, то для социологии политики данная категория интересна с точки зрения её взаимодействия с социальным окружением, социальной средой которая является одновременно местом воспроизводства властных отношений. Социальная среда представляет собой совокупность социальных классов и групп, где генерируются интересы, потребности, идеи, ценности, установки с целью их последующего агрегирования и перевода в политику, в которой они имеют возможность реализоваться с помощью политического представительства. Власть - это не только отношение передачи политического воздействия одного субъекта на другой через материально-организованный институт, в результате чего один из них становится властным. Этот уровень прямых связей наиболее интересен для изучения социологии политики, так как он воспроизводит отношения: человек - человек, социальная группа - социальная группа, а также их взаимовлияние.

Проблема политического участия индивида и ее последующее разрешение возникает в границах социальной общности. В дальнейшем соотношение человека и власти, берущее здесь начало, трансформируется в организацию системы более высокого уровня, содержание которой составляют не сами социальные общности, а сформированные на их основе социальные институты. Сама власть концентрируется на «вершине» социального института и распределяется посредством создания представительства большинства. Отношения участвующих в ее распределении индивидов регламентируются юридически оформленными документами. Организационное оформление социальных институтов, исходя из их целевых установок и функциональной деятельности, выражается в различных названиях политического и неполитического характера: партии, социальные движения, профессиональные союзы, молодежные, женские объединения, самодеятельные организации. Все они выступают в качестве субъектов политического действия, участвуя в формировании и функционировании политической системы. С точки зрения структурно-функционального анализа функционирование политической системы есть политический процесс. Наряду с понятием «политический процесс» некоторые авторы используют категорию «политическая жизнь», что означает процесс возникновения, функционирования, развития и смены политических систем. Политическая жизнь шире политического процесса и включает все формы жизнедеятельности людей - политическое участие, конфликты, кризисы, реформы, соглашения.

Участие каждого индивида в политической жизни предлагается измерять с помощью нескольких групп общих количественных показателей формы участия в политической жизни, факторы участи, способ участия. Процесс протекания политической жизни зависит от многих слагаемых, среди которых важное значение имеют политическая социализация и политическая культура. Политическая культура основывается на общей культуре и может рассматриваться как способ «воспроизводства политической жизни общества», как «показатель развития политической системы». Структурно она включает в себя: культуру политического сознания, культуру политического поведения и культуру функционирования политических институтов. Политическая культура описывает взаимоотношения властных структур, индивидов, социальных групп, наций. «Стабильность» как наиболее общая социологическая категория характеризует состояние общества в целом. В основании стабильности лежит относительное равновесие между величинами, которые, с одной стороны, постоянно воспроизводят систему, а с другой - стремятся к её изменению. Политическая стабильность характеризуется соблюдением законов и установленных норм, прав и свобод граждан, гарантированным обеспечением политического порядка в обществе. Её составляющие непосредственно соотносятся с элементами политической системы. Категориальный аппарат политической социологии не ограничивается вышеприведенным перечнем. Представлены наиболее общие и широко используемые понятия, которые отражают в основном специфику этой области знания. Краткая и не во всем бесспорная характеристика социологических категорий свидетельствует о трудностях становления и развития политической социологии.

2. Политические отношения, их особенности и предмет.

Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают с того момента, когда извечная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства. Их корни в конечном счете находятся в экономике общества, в тех отношениях, которые возникают в ходе удовлетворения первичных наиболее фундаментальных потребностей людей. Такая деятельность содержит в себе факторы, которые способствуют как объединению (кооперация, взаимозависимость индивидов и социальных групп друг от друга), так и разъединению людей (конкуренция, соперничество из-за источников и условий существования и т. д.). Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики: их смысл заключается в установлении связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство, и в этом его необходимость и специфика как социального института, выступает инструментом поддержания и регуляции этой связи; возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государствами, партиями. рмин «политика» имеет много значений, но чаще всего и в теории и на практике он употребляется в двух: 1. Целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений. 2. Характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований. В английском языке для выражения различия этих двух смыслов политики используются даже два слова: policy (первое значение) и politics (второе значение). Так в языке фиксируется наличие двух аспектов бытия политических отношений: деятельного, при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений, взаимосвязь с другими видами социальной деятельности; и институционального, указывающего на структурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. Институтом и называется отношение, организованное на основе определенной нормы, санкционированного правила. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками: во-первых, они служат важнейшим средством определения и выражения интересов социальных групп, действующих в обществе, формирования и воплощением воли субъектов политики; во-вторых, они связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти; в-третьих, направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности.

Билет 3

Политика и общество.

Политика в обществе всегда выступает в определенных конкретных видах и направлениях. В зависимости от субъекта политики, характера и содержания проблем и вопросов, которые она решает (сфера управления, объем, масштаб и т.п.), существуют разные классификации видов политики.

Так, если рассматривать политику в широком смысле, то, с точки зрения ее субъектов, можно выделить: государственную политику, партийную политику, политику социальной или корпоративной группы (например, политика дворянства), политику организации и политику в организации (например, политика администрации фирмы), политику конкретного лидера (например, политика мэра города).

Но чаще всего под политикой понимают политику государства — то есть государственную политику. Существуют различные классификации видов государственной политики.

Политика неразрывно и многообразно связана со всеми сферами жизни общества: экономикой, моралью, правом, духовной, религиозной и другими сферами. Она не должна господствовать над ними, но только она может и должна обеспечить благоприятные условия для эффективного функционирования всех звеньев общественной системы. Именно в этом заключается универсальный характер политики. Можно сказать, что не все в обществе имеет политический характер, но почти все может иметь политическое значение.

Хотя политика управляет многими сферами жизни общества, она, в то же время, сама испытывает на себе влияние многих факторов: социально-экономических, этнонациональных, глобальных. В результате политические отношения вызывают целую гамму других отношений, посредством которых индивиды включаются в борьбу за усиление своего влияния, за возможность занять доминирующее положение в обществе. Данная сложная совокупность образует взаимосвязанную целостность, в этом проявляется системный характер политики.

 

Билет 4

Политика и экономика.

Предметом рассмотрения здесь будет отношение «собственность-власть». Ведь от того, как соединяются власть и собственность, формируются и соответствующие политические и экономические системы, а следовательно и их взаимодействие. Здесь имеют место две основные формы:

1) централизованно-управляемая экономика (в данном случае индивид лишен гражданских прав; отсутствует правовое государство; экономика и политическая власть неэффективны);

2) полная конкуренция (свободная экономика).

Однако полная конкуренция будет эффективна лишь тогда, когда никто из участников рыночного процесса не будет нарушать правила игры. Роль государства как раз и заключается в том, чтобы эти правила устанавливать и охранять. Из этого вытекает важная современная форма взаимодействия политики и экономики - государственное регулирование экономики.

Задача государства - поддержание стабильности, равновесия в обществе и конкурентных начал в экономике.

Регулирование экономики со сторон государства осуществляется на всех трех уровнях экономики: макроуровень (государство в целом), мезоуровень (отрасль), микроуровень (предприятие).

Теперь, что касается основных направлений экономической деятельности государства. Одно из них это антимонопольная политика. Вторым направлением является развитие государственной собственности. Речь идет о так называемой смешанной экономике. При смешанной экономике сочетаются:

- рыночное и регулирующее (со стороны государства) начала;

- плюрализм форм собственности и целей производства.

Главная задача смешанной экономики - обеспечение стабильности социально-экономических отношений. Различные сектора экономики заняты решением разных задач. Частный сектор решает задачи рентабельности; государственный сектор – задачу удовлетворения общественных потребностей.

Перераспределение - это функция, в которой наиболее проявляется роль политики во взаимодействии ее с экономикой. Если рынок порождает неравенство, то государство его, это неравенство, нейтрализует.

В теории государственного регулирования экономики можно выделить две основные концепции: кейнсианскую и неоклассическую.

Кейнсианская. Главная задача в соответствии с данной концепцией - это борьба с безработицей. Для этого допускалась инфляция, использовалась бюджетная политика. Здесь было характерным значительное вмешательство государства в экономику. Результатом является рост государственного сектора при сохранении системообразующих элементов общества (рынок, разделение собственности и власти).

Неоклассическая. Здесь предпочтение отдается уже рынку (государственное участие сокращается); государству отводится вспомогательная роль, его участие в экономике становится не прямым, а косвенным (при помощи регулирования кредитно-денежной системы). «Враг №1» здесь – не безработица, а инфляция.

 

Билет №5

1. Политическая социология и другие науки. То, что социология политики - это наука о политике, имплицитно содержится уже в самом ее названии. Однако политика - это объект исследования многих научных дисциплин. Среди наук, изучающих политику, центральное место, как это и должно быть, занимает политология, если понимать ее как комплексную дисциплину, состоящую из множества более частных, специальных наук о политике. Среди этих последних политическая философия, политическая психология, политическая антропология, политическая история, политическая география и, наконец, социология политики. В центре всего этого комплекса находится собственно теория политики, или политология в узком смысле этого слова. Социология политики это реализация социологической парадигмы в изучении политической жизни общества. Можно говорить соответственно и о философской, психологической, антропологической, исторической, географической и других парадигмах изучения политики, политической сферы жизни общества. Каждая из них, в том числе и социологическая парадигма изучения политики, имеет свою специфику и особенности. Эти последние обусловливаются спецификой и особенностями предметов исследования соответствующих наук. Социологическая парадигма занимает одно из главных мест среди названных подходов. Исключение составляет, разве что, философская парадигма, хотя, как известно, философия – не является собственно наукой. Она - мировоззрение, а, следовательно, в данном случае речь может и должна идти не о собственно научном, а о мировоззренческом подходе к интерпретации политики. Социологическая парадигма же - это научная парадигма, ведь социология - наука в точном смысле этого слова, с той лишь разницей, однако, что это наука общественная, а не естественная или техническая. Социология - это прима наука об обществе как таковом, об обществе в целом. Ее предмет одноименен с обществом, тождественен понятию «общество», что и зафиксировано в самом названии ее: социология (социо - общество; логос - учение, то есть учение об обществе). Непосредственно предметной областью ее является социальное, социальная жизнь общества. Специфика социальных отношений заключается в том, что они имеют как бы вертикальный характер в отличие от экономических, политических и иных отношений, располагающихся в виде отдельных слоев (страт) общественных отношений. Социальные отношения тем самым пронизывают все прочие общественные отношения, пересекаются с этими последними. Экономические, политические, идеологические и прочие отношения выступают поэтому как конкретные формы проявления социальных отношений. Социология изучает любые социальные, а, тем самым, и вообще все общественные отношения, в том числе и политические. И именно как специфическую форму проявления социальных отношений, социального. Социологическая парадигма - это парадигма изучения социального в политике, или, что одно и то же, политической формы проявления социального.

2. Политика и социальная сфера жизни общества. Социальная сфера - область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства путем распределения материальных и духовных благ; обеспечения прогресса всех сторон общественной жизни; улучшения положения человека труда. Содержанием социальной сферы являются социальные отношения между социальными группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни. Социальная сфера связана с многообразными интересами, повседневной жизнью трудовых коллективов, бытом, благополучием каждой семьи. Отношения, которые складываются в данной сфере, включают в себя отношения между личностью и обществом, а также между различными группами и общностями. Это последнее проявляется в социальной структуре общества. Именно социальная структура и является определяющим фактором воздействия социальной сферы на политику. Социальная политика - одно из главных направлений внутренней политики государства. Она направлена на то (и в этом ее сущность!), чтобы обеспечить: (1) воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых оно черпает себе поддержку; (2) создание условий для расширенного воспроизводства и своей деятельности и стабильность общественной системы.

Базовыми целями социальной политики являются достижения равновесия, стабильности, целостности, и динамизма при наличии материальных ресурсов соответствующих политических сил и социальной системы. Важной задачей социальной политики является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через:

1) предоставление государственных гарантий для нейтрализации (компенсации) последствий различных негативных проявлений (голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т. д.;

2) перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определенного уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность;

3) регулирование образа жизни (налогами, средствами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы - в сочетании репрессивными средствами - например, борьба с наркотиками и т. д.).

Существенной проблемой социальной политики является определение приоритетов, то есть задач которые признаются обществом на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения.

Таким образом социальную политику можно определить как деятельность государства, направленную на развитие социальной сферы, на удовлетворение потребностей людей и гармонизацию отношений личности и общества, различных социальных групп. Она реализуется при помощи социальных институтов. Такое определение социальной политики дается, например, в пособии «Политическая социология».

К главным функциям социальной политики относят:

(1) защитную функцию - обеспечение прожиточного минимума: минимум зарплаты, пенсии; регулирование уровня цен; обеспечение работой;

(2) стабилизирующую функцию, - обеспечивающую устойчивость общества;

(3) воспитательную функцию.

Что касается принципов социальной политики, то среди них центральное место занимают:

- комплексность, целостность, системность;

- учет развития потребностей (закон возвышения потребностей);

- стремление к социальной справедливости: народовластие, равенство, социальные гарантии (работа, образование и т. д.).

Существуют различные типы социальной политики:

1) консервативный;

2) либеральный;

3) социалистический;

4) социал - демократический;

Чертами консервативного типа социальной политики являются:

- невмешательство или, по крайней мере, незначительное вмешательство государства в социальную сферу;

- поощрение деятельности негосударственных организаций в обеспечении и социальной защите населения;

- сохранение социальных программ.

Черты либерального типа социальной политики:

- умеренное (дозированное) вмешательство государства в социальную сферу;

- регулирование потребительского спроса;

- расширение сферы социального страхования;

- регулирование рынка труда;

- активная и динамичная политика доходов.

Главной чертой социалистического типа социальной политики является монополия государства в реализации социальной политики и социальной защищенности.

Главная особенность социал - демократического типа социальной политики заключается в том, что она является близкой к либерализму. Разница лишь в том, что либералы проводят свою политику «в целях противостояния социализму, а социал -демократы - в целях движения к демократическому социализму».

В качестве субъектов социальной политики выступают:

- человек - работник;

- работодатель;

- государство.

Концентрированное выражение роли политики в отношении социальной сферы проявляется в политике так называемого «социального государства».

Социальная политика реализуется через: (1) государственные «одномоментные» решения; (2) социальные мероприятия; (3) социальные программы.

Социальное государство - это государство способное осуществлять современную социальную политику: заботиться о трудовом устройстве граждан, правах человека, создавать надежные системы здравоохранения, образования, социального обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения, бороться с преступностью.

Таким образом, социальная политика - мощное средство активизации трудовой деятельности, развития личности и стабилизация социально - политической и духовной сферы общества.

Билет №6

1. Политическое и социальное: понятия и их соотношение. «Политическое» – это фундаментальная категория всякой науки о политике. Квалифицированное, профессиональное рассмотрение любых значимых вопросов, образующих предметное поле политической науки предполагает достаточно четкое понимание того, что такое политическое. При помощи данного понятия (его грамматической формой является прилагательное) мы конкретизируем, то есть придаем предметный смысл общим терминам («власть», «борьба», «участие» и т.д.) применительно к той сфере жизни людей, которая и изучается политическими науками. Это так называемое относительное прилагательное. Оно указывает на признак предмета, через отношение его (данного предмета) к другим предметам. Между тем, данному понятию, то есть понятию «политическое», в нашей политической науке уделяется совсем мало внимания, если не сказать больше: вообще никакого внимания не уделяется. «Политическое» в политической науке аналогично понятию «социальное» в социологии. Кстати, тоже слабо разработанные и мало, незаслуженно мало привлекающее к себе внимание как социологов-теоретиков, так и социологов-преподавателей, авторов учебников и учебных пособий. Изучающим политическую социологию важно иметь представление не только о том, что такое «политическое», но и о том, что такое «социальное». Ведь «политическое» – это специфическая форма, как уже отмечалось ранее, проявления «социального». Политическое – понятие, определяющее тот вид общественных отношений или деятельности, которые связаны так или иначе с проблемой власти, ее завоевания, распределения, воздейст­вия на нее или взаимодействия с нею. Социальное – это то, что имеет место в сфере отношений между людьми, а также их группами и выступает в форме их взаимных действий, рассчитанных на ответную реакцию в виде ожидаемого результата.

2. Политика и мораль. Мораль (от лат. moralis - нравственный) — нравственность; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); одни из способов действий человека в обществе с помощью норм; правила, определяющие поведение людей. Есть ещё один термин, который следовало бы иметь ввиду рассматривая данную тему. Это – этика. Этика как термин имеет два значения:

1) этика как совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь группы, партии (партийная этика, врачебная этика, деловая этика и т.д.); применительно к нашей теме, употребляется и термин политическая этика;

2) этика, как учение о морали (нравственности), её развитии, принципах и нормах (правилах) поведения.

На политиков, замечает Б. Сутор, возлагается выполнение государственных задач в интересах общества как целого; они располагают в связи с этим особыми средствами принуждения и могут ими злоупотреблять, используя их к собственной выгоде и в ущерб многим людям. ”Следовательно, постоянно существует озабоченность тем, чтобы политика с её целями и средствами вписывалась в рамки существующих представлений о «добре» и «зле»”.

Однако, это лишь одна сторона дела, то есть взаимоотношения политики и морали. Другая сторона заключается в том, что мораль, в свою очередь может подходить к политике с такими требованиями, которые эта последняя не может оправдать.

Есть и третья сторона проблемы. «Попытки политически добиваться реализации определённых моральных представлений или притязаний, так же могут приводить к опасному извращению политики». (Б. Сутор).

Политическая этика, – а именно так называют методичную проработку взаимоотношений политики и морали, осмысление принципов и норм политических порядков и действий, – должна видеть все эти три опасности.

Основной тезис рассуждения Б. Сутора таков: «Политика должна всегда соответствовать этическим критериям, однако не может определяться только ими».

Политика занимается не морально-нейтральными вопросами, а вопросами взаимоотношения людей, сталкивающимися интересами и их возможным примирением на таких началах, которые можно было бы назвать началом добра и зла, либо справедливости.

Апелляция к «ценностям» и использование морального аргумента в таком случае весьма понятны. Политика никогда не была «свободной от ценностей», её обоснование и обсуждение никогда не обходилось без той или иной морали.

В отличие от других организационно-контрольных сфер мораль не имеет вещественных форм, - не монополизируется в аппаратах управления, институтах власти, - лишена центров управления и средств связи, и активизируется лишь в языке и речи. Вместе с тем, она везде присутствует, охватывает управляющие обществом сущности, все феномены политики.

История политических и этических учений знает три основных варианта взаимоотношений политики и морали:

1) полное подчинение моралью политики;

2) полный разрыв политики и морали;

3) совместимость политики и морали, с поддержанием в них напряженного взаимодействия.

Политика и мораль автономны по отношению друг к другу, хотя и относительно. Их отношения несимметричны.

И та и другая, организует, контролирует совместную жизнь людей. Однако, мораль контролирует и политику, а политика мораль не контролирует. Хотя может оказывать определенное воздействие на мораль. Мораль, в отличии от этики, стоит вне политики, и над ней.

Политика, в отличие от морали, ситуативна (оценивается в зависимости от ситуации); мораль же оценивается с точки зрения высших критериев и норм.

Билет № 7

Билет № 8

Политика и право.

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания,удержания и использования государственной власти.

Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и др. сферы общества.

Политическая деятельность - одна из форм общественной деятельности. Но это особая, специфическая сфера деятельности. Она представляет собой совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий по реализации своих политических интересов и прежде всего по поводу завоевания, использования и удержания власти.

Формы политической деятельности внутри политических партий различны: Споры, диспуты, широкий обмен мнениями как в аудитории, так и в средствах массовой информации; Цель диалога - выяснения точек зрения, достижения согласия по обсуждаемым вопросам, а главное - осуществление согласованных действий.

Политическая деятельность, как любая другая, разделяется на теоретическую и практическую.

Для теоретической деятельности характерны такие виды: познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировачная.

Для практической деятельности: обширный спектр видов, зависящий от конкретной сферы политической жизни, где осуществляются политические действия: это внешняя политика и международные отношения, выработка и реализация внутренней политики государства, участие в жизни партий, военная политика и т.д.

Политика и право

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей дейст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.198.127 (0.017 с.)