Методологический инструментарий политической социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологический инструментарий политической социологии.



Политическая социология использует различные методы. Из диалектико-материалистических методов социология политики использует конкретно-исторический подход, рассмотрение социально-политических процессов в развитии т.п. Большое значение придаётся в социологии политики бихевиористскому методу, который исходит из возможности определить и охарактеризовать многие формы групповой политической активности, анализируя индивидуальное поведение людей.

Также политической социологией широко применяются общенаучные, междисциплинарные методы: анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического анализа, математические методы и моделирование.

Одним из оснований социологии политики, как и общей социологии, являются эмпирические методы и конкретно-социологические исследования: использование статистических данных, анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, наблюдение поведения людей в экстремальных условиях и т.п.

Необходимо отметить, что социологические методы, использующиеся политической социологией, делятся на: методы сбора первичной информации и методы обработки и анализа исходных данных. Методы сбора первичной информации, в свою очередь, подразделяются на: методы, связанные с установлением надёжной информации о каких-то единичных событиях или их сочетаниях (опросы, наблюдение, изучение документов) и методы, относящиеся к определению порядка, последовательности или системы фиксирования отдельных событий или их сочетаний (монографические, сплошные или выборочные обследования).

Среди методов анализа первичной информации можно перечислить: описание и классификацию, типологизацию, статистический анализ, экспериментальный анализ, системный анализ, социальное моделирование, генетический или исторический анализ. Особое место занимают получившие распространение в последнее время методы смыслового и качественного анализа.

 

Политика и общество.

Политика в обществе всегда выступает в определенных конкретных видах и направлениях. В зависимости от субъекта политики, характера и содержания проблем и вопросов, которые она решает (сфера управления, объем, масштаб и т.п.), существуют разные классификации видов политики.

Так, если рассматривать политику в широком смысле, то, с точки зрения ее субъектов, можно выделить: государственную политику, партийную политику, политику социальной или корпоративной группы (например, политика дворянства), политику организации и политику в организации (например, политика администрации фирмы), политику конкретного лидера (например, политика мэра города).

Но чаще всего под политикой понимают политику государства — то есть государственную политику. Существуют различные классификации видов государственной политики.

Политика неразрывно и многообразно связана со всеми сферами жизни общества: экономикой, моралью, правом, духовной, религиозной и другими сферами. Она не должна господствовать над ними, но только она может и должна обеспечить благоприятные условия для эффективного функционирования всех звеньев общественной системы. Именно в этом заключается универсальный характер политики. Можно сказать, что не все в обществе имеет политический характер, но почти все может иметь политическое значение.

Хотя политика управляет многими сферами жизни общества, она, в то же время, сама испытывает на себе влияние многих факторов: социально-экономических, этнонациональных, глобальных. В результате политические отношения вызывают целую гамму других отношений, посредством которых индивиды включаются в борьбу за усиление своего влияния, за возможность занять доминирующее положение в обществе. Данная сложная совокупность образует взаимосвязанную целостность, в этом проявляется системный характер политики.

 

Билет 4

Функции политической социологии как науки.

Социологии политики свойственны как общие, так и специфические функции. К функциям общего характера относятся, теоретическая, гуманистическая, прикладная, прогностическая.

Социология политики способна накапливать соответствующие знания, сравнивать их с имеющимися, синтезировать, получать новый их уровень в обобщенном или дифференцированном виде. Она не только поставляет эмпирический материал, но и способна на теоретические выводы высокой степени абстракции. Политическая социология, изучая взаимосвязи социальных и политических явлений, тем самым обозначила глубокое единство всех социальных дисциплин, подтвердила и свое право на существование как теоретической науки

Гуманистическая функция выражается в выявлении и реализации с помощью социологической интерпретации механизма взаимодействия человека, социальных общностей, государственных институтов, реальных способов достижения свободы личности, ее приоритетных интересов над ин­тересами государства. Культ человека, его права, потребности, его каждодневная жизнь, связанная с выявлением мнения, настроения, отношения к тому или иному факту социальной действительности, — все это относится к сфере социологического анализа. Тем самым посредством социологии реализуется один из основополагающих принципов в формировании правового государства.

Прикладная функция, заключается в сборе необходимых данных, их обработке и использовании, в совершенствовании политического управления, в предотвращении и разрешении социальных конфликтов, в оптимизации функционирования политической системы, в сохранении стабильных отношений в обществе. Рекомендации социологических служб помогают совершенствовать законодательство, корректировать информационно-пропагандистские направления средств массовой информации, разрабатывать и использовать различные управленческие доктрины, организовывать систему социальной защиты людей в условиях перехода к рыночным отношениям.

Прогностическая функция направлена на определение перспектив общественного развития, создания разнообразных моделей будущего состояния политической системы.

 

Политика и экономика.

Предметом рассмотрения здесь будет отношение «собственность-власть». Ведь от того, как соединяются власть и собственность, формируются и соответствующие политические и экономические системы, а следовательно и их взаимодействие. Здесь имеют место две основные формы:

1) централизованно-управляемая экономика (в данном случае индивид лишен гражданских прав; отсутствует правовое государство; экономика и политическая власть неэффективны);

2) полная конкуренция (свободная экономика).

Однако полная конкуренция будет эффективна лишь тогда, когда никто из участников рыночного процесса не будет нарушать правила игры. Роль государства как раз и заключается в том, чтобы эти правила устанавливать и охранять. Из этого вытекает важная современная форма взаимодействия политики и экономики - государственное регулирование экономики.

Задача государства - поддержание стабильности, равновесия в обществе и конкурентных начал в экономике.

Регулирование экономики со сторон государства осуществляется на всех трех уровнях экономики: макроуровень (государство в целом), мезоуровень (отрасль), микроуровень (предприятие).

Теперь, что касается основных направлений экономической деятельности государства. Одно из них это антимонопольная политика. Вторым направлением является развитие государственной собственности. Речь идет о так называемой смешанной экономике. При смешанной экономике сочетаются:

- рыночное и регулирующее (со стороны государства) начала;

- плюрализм форм собственности и целей производства.

Главная задача смешанной экономики - обеспечение стабильности социально-экономических отношений. Различные сектора экономики заняты решением разных задач. Частный сектор решает задачи рентабельности; государственный сектор – задачу удовлетворения общественных потребностей.

Перераспределение - это функция, в которой наиболее проявляется роль политики во взаимодействии ее с экономикой. Если рынок порождает неравенство, то государство его, это неравенство, нейтрализует.

В теории государственного регулирования экономики можно выделить две основные концепции: кейнсианскую и неоклассическую.

Кейнсианская. Главная задача в соответствии с данной концепцией - это борьба с безработицей. Для этого допускалась инфляция, использовалась бюджетная политика. Здесь было характерным значительное вмешательство государства в экономику. Результатом является рост государственного сектора при сохранении системообразующих элементов общества (рынок, разделение собственности и власти).

Неоклассическая. Здесь предпочтение отдается уже рынку (государственное участие сокращается); государству отводится вспомогательная роль, его участие в экономике становится не прямым, а косвенным (при помощи регулирования кредитно-денежной системы). «Враг №1» здесь – не безработица, а инфляция.

 

Билет №5

1. Политическая социология и другие науки. То, что социология политики - это наука о политике, имплицитно содержится уже в самом ее названии. Однако политика - это объект исследования многих научных дисциплин. Среди наук, изучающих политику, центральное место, как это и должно быть, занимает политология, если понимать ее как комплексную дисциплину, состоящую из множества более частных, специальных наук о политике. Среди этих последних политическая философия, политическая психология, политическая антропология, политическая история, политическая география и, наконец, социология политики. В центре всего этого комплекса находится собственно теория политики, или политология в узком смысле этого слова. Социология политики это реализация социологической парадигмы в изучении политической жизни общества. Можно говорить соответственно и о философской, психологической, антропологической, исторической, географической и других парадигмах изучения политики, политической сферы жизни общества. Каждая из них, в том числе и социологическая парадигма изучения политики, имеет свою специфику и особенности. Эти последние обусловливаются спецификой и особенностями предметов исследования соответствующих наук. Социологическая парадигма занимает одно из главных мест среди названных подходов. Исключение составляет, разве что, философская парадигма, хотя, как известно, философия – не является собственно наукой. Она - мировоззрение, а, следовательно, в данном случае речь может и должна идти не о собственно научном, а о мировоззренческом подходе к интерпретации политики. Социологическая парадигма же - это научная парадигма, ведь социология - наука в точном смысле этого слова, с той лишь разницей, однако, что это наука общественная, а не естественная или техническая. Социология - это прима наука об обществе как таковом, об обществе в целом. Ее предмет одноименен с обществом, тождественен понятию «общество», что и зафиксировано в самом названии ее: социология (социо - общество; логос - учение, то есть учение об обществе). Непосредственно предметной областью ее является социальное, социальная жизнь общества. Специфика социальных отношений заключается в том, что они имеют как бы вертикальный характер в отличие от экономических, политических и иных отношений, располагающихся в виде отдельных слоев (страт) общественных отношений. Социальные отношения тем самым пронизывают все прочие общественные отношения, пересекаются с этими последними. Экономические, политические, идеологические и прочие отношения выступают поэтому как конкретные формы проявления социальных отношений. Социология изучает любые социальные, а, тем самым, и вообще все общественные отношения, в том числе и политические. И именно как специфическую форму проявления социальных отношений, социального. Социологическая парадигма - это парадигма изучения социального в политике, или, что одно и то же, политической формы проявления социального.

2. Политика и социальная сфера жизни общества. Социальная сфера - область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства путем распределения материальных и духовных благ; обеспечения прогресса всех сторон общественной жизни; улучшения положения человека труда. Содержанием социальной сферы являются социальные отношения между социальными группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни. Социальная сфера связана с многообразными интересами, повседневной жизнью трудовых коллективов, бытом, благополучием каждой семьи. Отношения, которые складываются в данной сфере, включают в себя отношения между личностью и обществом, а также между различными группами и общностями. Это последнее проявляется в социальной структуре общества. Именно социальная структура и является определяющим фактором воздействия социальной сферы на политику. Социальная политика - одно из главных направлений внутренней политики государства. Она направлена на то (и в этом ее сущность!), чтобы обеспечить: (1) воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых оно черпает себе поддержку; (2) создание условий для расширенного воспроизводства и своей деятельности и стабильность общественной системы.

Базовыми целями социальной политики являются достижения равновесия, стабильности, целостности, и динамизма при наличии материальных ресурсов соответствующих политических сил и социальной системы. Важной задачей социальной политики является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через:

1) предоставление государственных гарантий для нейтрализации (компенсации) последствий различных негативных проявлений (голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т. д.;

2) перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определенного уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность;

3) регулирование образа жизни (налогами, средствами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы - в сочетании репрессивными средствами - например, борьба с наркотиками и т. д.).

Существенной проблемой социальной политики является определение приоритетов, то есть задач которые признаются обществом на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения.

Таким образом социальную политику можно определить как деятельность государства, направленную на развитие социальной сферы, на удовлетворение потребностей людей и гармонизацию отношений личности и общества, различных социальных групп. Она реализуется при помощи социальных институтов. Такое определение социальной политики дается, например, в пособии «Политическая социология».

К главным функциям социальной политики относят:

(1) защитную функцию - обеспечение прожиточного минимума: минимум зарплаты, пенсии; регулирование уровня цен; обеспечение работой;

(2) стабилизирующую функцию, - обеспечивающую устойчивость общества;

(3) воспитательную функцию.

Что касается принципов социальной политики, то среди них центральное место занимают:

- комплексность, целостность, системность;

- учет развития потребностей (закон возвышения потребностей);

- стремление к социальной справедливости: народовластие, равенство, социальные гарантии (работа, образование и т. д.).

Существуют различные типы социальной политики:

1) консервативный;

2) либеральный;

3) социалистический;

4) социал - демократический;

Чертами консервативного типа социальной политики являются:

- невмешательство или, по крайней мере, незначительное вмешательство государства в социальную сферу;

- поощрение деятельности негосударственных организаций в обеспечении и социальной защите населения;

- сохранение социальных программ.

Черты либерального типа социальной политики:

- умеренное (дозированное) вмешательство государства в социальную сферу;

- регулирование потребительского спроса;

- расширение сферы социального страхования;

- регулирование рынка труда;

- активная и динамичная политика доходов.

Главной чертой социалистического типа социальной политики является монополия государства в реализации социальной политики и социальной защищенности.

Главная особенность социал - демократического типа социальной политики заключается в том, что она является близкой к либерализму. Разница лишь в том, что либералы проводят свою политику «в целях противостояния социализму, а социал -демократы - в целях движения к демократическому социализму».

В качестве субъектов социальной политики выступают:

- человек - работник;

- работодатель;

- государство.

Концентрированное выражение роли политики в отношении социальной сферы проявляется в политике так называемого «социального государства».

Социальная политика реализуется через: (1) государственные «одномоментные» решения; (2) социальные мероприятия; (3) социальные программы.

Социальное государство - это государство способное осуществлять современную социальную политику: заботиться о трудовом устройстве граждан, правах человека, создавать надежные системы здравоохранения, образования, социального обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения, бороться с преступностью.

Таким образом, социальная политика - мощное средство активизации трудовой деятельности, развития личности и стабилизация социально - политической и духовной сферы общества.

Билет №6

1. Политическое и социальное: понятия и их соотношение. «Политическое» – это фундаментальная категория всякой науки о политике. Квалифицированное, профессиональное рассмотрение любых значимых вопросов, образующих предметное поле политической науки предполагает достаточно четкое понимание того, что такое политическое. При помощи данного понятия (его грамматической формой является прилагательное) мы конкретизируем, то есть придаем предметный смысл общим терминам («власть», «борьба», «участие» и т.д.) применительно к той сфере жизни людей, которая и изучается политическими науками. Это так называемое относительное прилагательное. Оно указывает на признак предмета, через отношение его (данного предмета) к другим предметам. Между тем, данному понятию, то есть понятию «политическое», в нашей политической науке уделяется совсем мало внимания, если не сказать больше: вообще никакого внимания не уделяется. «Политическое» в политической науке аналогично понятию «социальное» в социологии. Кстати, тоже слабо разработанные и мало, незаслуженно мало привлекающее к себе внимание как социологов-теоретиков, так и социологов-преподавателей, авторов учебников и учебных пособий. Изучающим политическую социологию важно иметь представление не только о том, что такое «политическое», но и о том, что такое «социальное». Ведь «политическое» – это специфическая форма, как уже отмечалось ранее, проявления «социального». Политическое – понятие, определяющее тот вид общественных отношений или деятельности, которые связаны так или иначе с проблемой власти, ее завоевания, распределения, воздейст­вия на нее или взаимодействия с нею. Социальное – это то, что имеет место в сфере отношений между людьми, а также их группами и выступает в форме их взаимных действий, рассчитанных на ответную реакцию в виде ожидаемого результата.

2. Политика и мораль. Мораль (от лат. moralis - нравственный) — нравственность; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); одни из способов действий человека в обществе с помощью норм; правила, определяющие поведение людей. Есть ещё один термин, который следовало бы иметь ввиду рассматривая данную тему. Это – этика. Этика как термин имеет два значения:

1) этика как совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь группы, партии (партийная этика, врачебная этика, деловая этика и т.д.); применительно к нашей теме, употребляется и термин политическая этика;

2) этика, как учение о морали (нравственности), её развитии, принципах и нормах (правилах) поведения.

На политиков, замечает Б. Сутор, возлагается выполнение государственных задач в интересах общества как целого; они располагают в связи с этим особыми средствами принуждения и могут ими злоупотреблять, используя их к собственной выгоде и в ущерб многим людям. ”Следовательно, постоянно существует озабоченность тем, чтобы политика с её целями и средствами вписывалась в рамки существующих представлений о «добре» и «зле»”.

Однако, это лишь одна сторона дела, то есть взаимоотношения политики и морали. Другая сторона заключается в том, что мораль, в свою очередь может подходить к политике с такими требованиями, которые эта последняя не может оправдать.

Есть и третья сторона проблемы. «Попытки политически добиваться реализации определённых моральных представлений или притязаний, так же могут приводить к опасному извращению политики». (Б. Сутор).

Политическая этика, – а именно так называют методичную проработку взаимоотношений политики и морали, осмысление принципов и норм политических порядков и действий, – должна видеть все эти три опасности.

Основной тезис рассуждения Б. Сутора таков: «Политика должна всегда соответствовать этическим критериям, однако не может определяться только ими».

Политика занимается не морально-нейтральными вопросами, а вопросами взаимоотношения людей, сталкивающимися интересами и их возможным примирением на таких началах, которые можно было бы назвать началом добра и зла, либо справедливости.

Апелляция к «ценностям» и использование морального аргумента в таком случае весьма понятны. Политика никогда не была «свободной от ценностей», её обоснование и обсуждение никогда не обходилось без той или иной морали.

В отличие от других организационно-контрольных сфер мораль не имеет вещественных форм, - не монополизируется в аппаратах управления, институтах власти, - лишена центров управления и средств связи, и активизируется лишь в языке и речи. Вместе с тем, она везде присутствует, охватывает управляющие обществом сущности, все феномены политики.

История политических и этических учений знает три основных варианта взаимоотношений политики и морали:

1) полное подчинение моралью политики;

2) полный разрыв политики и морали;

3) совместимость политики и морали, с поддержанием в них напряженного взаимодействия.

Политика и мораль автономны по отношению друг к другу, хотя и относительно. Их отношения несимметричны.

И та и другая, организует, контролирует совместную жизнь людей. Однако, мораль контролирует и политику, а политика мораль не контролирует. Хотя может оказывать определенное воздействие на мораль. Мораль, в отличии от этики, стоит вне политики, и над ней.

Политика, в отличие от морали, ситуативна (оценивается в зависимости от ситуации); мораль же оценивается с точки зрения высших критериев и норм.

Билет № 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.041 с.)