Вопрос 44. Политическая идеология



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 44. Политическая идеология



П.И.- систематизированная совокупность политических идеалов, оценок, ценностей, теорий, концепций, целей, которые служат обоснованию и оправданию политических действий по завоеванию и удержанию власти. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, её трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Содержанием политической идеологии является область ценностных суждений, имеющих силу веры. Цель идеологии – формирование сознания людей и формирования их поведения путём воздействия на сознание. Политическая идеология на практике реализуется в виде определённого содержания политических теорий, доктрин и политических программ.

Уровни функционирования политической идеологии:

1 – теоретико – концептуальный (политическая философия)

2 – программно – политический (здесь принципы и идеи преобразуются в политическую программу, лозунги, требования властвующей элиты)

3 – актуализированный (определяет степень эффективности идеологии)

Функции идеологии:

1.познавательно – воспитательная

2.нормативно – ценностная

3.интегрирующая

4.мобилизационная

В отличие от науки, чьей задачей является поиск истины, функции идеологии прежде всего сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и задач, по которым люди должны ориентироваться в политическом пространстве. Обладая ярко выраженным групповым характером, идеология должна создавать позитивный образ проводимой (или предлагаемой населению) политической линии, ее соответствия интересам того или иного класса, нации, государства. При этом идеология должна не столько заниматься пропагандированием, распространением тех или иных идеалов и ценностей сколько стимулировать целенаправленные действия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций.

Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на базе интересов какой-либо социальной или национальной, либо на почве сознательно сформулированных цепей, не опирающихся на определенные социально-экономические страты или группы населения. Способность реально интегрировать общество будет непосредственно зависеть от того, насколько идеи и положения идеологии соответствуют обыденным взглядам и представлениям населения о предпочтительном стиле жизни, а также и от того, найдет ли данная доктрина адекватные уровню общественного сознания формы интерпретации своих теоретических заключений.

 

Вопрос 45. Конституция РБ

Конституция Республики Беларусь является ценностной, гуманистической парадигмой построения социального, правового, демократического государства. Идеологический компонент Конституции закреплен в разделении властей, обеспечении прав личности, формировании аксиологического подхода к правам человека, построения социально ориентированного правового государства.

Конституция – основной закон государства, который определяет основы конституционного строя, права и свободы граждан, административно-территориального устройства, права центральных и местных органов власти, обладает высшей юридической силой.

Гарантом Конституции РБ является Президент РБ А.Г. Лукашенко, который обеспечивает конституционные права граждан, стабильность развития белорусского общества.

Функции Конституции:

•Юридическая - конституция – это главный источник права, является базой для развития текущего законодательства и закрепляет основы конституционного строя, определяет основы правового положения личности

•Политическая – определяет политическую систему общества, устанавливает основы организации власти, статус государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства.

• Идеологическая - конституция наиболее авторитетный закон, обращается к признанным в обществе ценностям, убеждает человека следовать тому, что записано в Основном Законе. Все функции находятся в единстве, сочетаются и дополняют друг друга.

Вопрос 46. Политическая культура

Политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества.

Политическая культура представляет собой органичную часть политической жизни общества.Важность изучения этого феномена обусловлена значением самой политики, которая является необходимостью современного человека, играет роль указателя и ограничителя его многообразных действий во всех сферах жизни. В современном мире политическая культура выражает степень политической цивилизованности общества.

Политическая культура —один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества.Она выражает суть социально-политической системы, определяет “правила игры” в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без политической культуры говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. Она отражает многообразие политической жизни и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Политическая культура включает в себя не все политическое сознание и поведение, а усвоенные представления, навыки, умения, которые типичны, характерны для данных социальных субъектов.

Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как отдельной личности, так и общества в целом.

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим можно отнести следующие функции:

1.идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

2.ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

3.предписания(программирования),выражающей приоритетность определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека;

4.адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

5.социализации, характеризующей приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

6.интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

7.коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов.

1. Познавательные элементы. Это — знания о политике, которые составляют основу политической культуры. Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.

2. Эмоционально-оценочные элементы: чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности

3. Поведенческие элементы: различные формы участия граждан в политической деятельности. Политическое поведение — это проявление широкой системы обществ. отношений, в которой взаимодействуют полит. система, политические движения и партии, соц. и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и ее индивидуальное поведение.

При рассмотрении политической культуры современного белорусского общества необходимо учитывать, что с конца XVIII в. Беларусь стала неотъемлемой частью Российского государства, а в XX в. – СССР. Влияние российской политической культуры не могло не оставить свой отпечаток на политическое сознание и поведение белорусов. Т.О можно говорить об отсутствии в Беларуси единой политической культуры и наличия характерной для переходного общества фрагментарности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.62.49 (0.008 с.)