Вопрос 34 Понятие и сущ-ть полит. Деят-ти.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 34 Понятие и сущ-ть полит. Деят-ти.



Основное содержание политической жизни составляет политическая деятельность – динамический аспект политики, разнообразные действия, направленные на реализацию политических целей. М. Вебер отмечал, что любой общественный институт перестает существовать в политическом смысле, если исчезает возможность функционирования определенных типов совместных действий людей.

Рассмотрение проблемы политической деятельности может основываться на двух подходах. С точки зрения первого из них, политическая деятельность понимается как саморегуляция политической системы, основными субъектами которой выступают институты самой этой системы – властвующие элиты, политические лидеры, различные группы интересов и т. д. Второй подход рассматривает воздействие на политическую систему неких внешних социальных сил и характерен для марксистской методологии. Учитывая тесную взаимосвязь политической системы общества с другими общественными подсистемами, можно охарактеризовать и специфику политической деятельности.

Политическая деятельность – совокупность организованных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных реализации общих социально-политических интересов и целей. В сферу политической деятельности включаются отношения различных социальных субъектов с институтами власти, а ее суть заключается в организации управления людьми. М. Вебер отмечал, что главным аспектом политической деятельности является сохранение «существующих интересов господства»

ВОПРОС 35Полит. поведение и полит. участие личности: мотивы, формы. Причины неучастия в полит. жизни.

Полит. поведение – это разновидность соц. активности субъектов, действия которых носят мотивированный характер, и выражает реализацию ими своих полит. статусов. С другой стороны полит. поведение представляет универсальную хар-ку полит. жизни, применимую к любым субъектам властных отношений. Полит. поведение бывает индивидуальным, групповым, массовым, институализированным и неинституализированным. Но в полит. науке сложились разные подходы к пониманию полит. поведения:

- как совокупность любых действий в сфере политики;

- как область выражения смыслополагающих (М. Вебер) или инстинктивно выраженных мотиваций;

- как связь с достижением определенного уровня взаимоотношений полит. субъектов, в котором они разделяются на «друзей» и «врагов», с наличием организационно-институциональной оформленности носителей власти.

Содержание и характер полит. поведения зависит от:

- типа субъекта;

- мотивов его действий;

- средств достижения целей;

- состояния соц. среды, в которой совершаются действия;

- типа объекта воздействия.

В целом на полит. поведение человека значительное действие оказывают биологические, психологические и социокультурные факторы.

Типы полит. поведения:

1.С точки зрения осмысленности действий, выделяются:

- осознанные действия, в основе которых лежат ценностные, рациональные мотивы;

- неосознанные, при которых мотивация выведена из-под контроля сознания. Например, к ним можно отнести действия, возникающие в толпе в качестве реакции на нестандартные ситуации (охлократия – власть толпы, события в Югославии, Грузии, Украине, Кыргызстане).

2. С точки зрения публичного хар-ра действий выделяются:

- открытые (например, участие в выборах, манифестациях, митингах);

- закрытые (например, полит. пассивность, абсентеизм, деятельность подпольных организаций).

3. По соответствию официальным, господствующим нормам полит. системы, полит. поведение подразделяется на:

- нормативное (законопослушание, лояльность, конформизм);

- девиантное, отклоняющееся от официальных предписаний (например, терроризм).

4. С точки зрения преемственности полит. развития:

- традиционное полит. поведение, характерное для данного общества, режима, менталитета;

- инновационное (новые черты как в отношениях между субъектами, так и с институтами власти).

5. По доминирующему характеру мотиваций полит. поведение делят на:

- автономное (действие определяют сами субъекты полит. процесса);

- мобилизационное (действия вызваны по преимуществу внешними причинами, навязаны извне).

Полит. участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на гос. или общественную политику, управление гос. делами или на выбор полит. руководства, лидеров на любом уровне полит. власти. Различают политическое участие:

– индивидуальное и коллективное; – добровольное и принудительное; – активное и пассивное;– традиционное и новаторское; – легитимное и нелегитимное.

По масштабу полит. участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях.

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности:

1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

2) регулярное участие во всякого рода выборах, полит. компаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе полит. лидеров и контроле за их деятельностью;

3) участие в деятельности полит. организаций, движений, партий;

4) выполнение полит. обязанностей в рамках гос. органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью полит. институтов;

5) посещение полит. собраний , освоение и передача полит. информации, участие в полит. дискуссиях;

6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение полит. институтов через такие формы полит. участия, как: митинги; демонстрации; забастовки; голодовки; кампании неповиновения или бойкот; освободительные войны и революции;

7) воздействие на ход полит. процессов через обращения и письма;

8) встречи с полит. лидерами , представителями гос. и полит. организаций и движений.

Конкретные формы, виды, способы, уровни участия граждан в политике выражают функциональные свойства данной полит. системы и являются результатом воздействия и проявления полит. интересов, расстановки соц.-классовых сил, особенностей полит. режима, властных структур, полит. сознания, традиций и культуры. Для авторитарныхполит. систем и режимов, например, характерно стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике. Для тоталитарных режимов – обеспечить мобилизационное, контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократических режимов – создать необходимые предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике.

ВОПРОС 36Суть полит. лидерства. Роль лидерства в полит. системе.

Лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида

Полит. лидерство – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого они выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих полит., властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.

Хаар-ки полит. лидерства:

1) наличие собственной полит. программы или новаторской стратегии и тактики, которые разработаны лидером или выдвигаются от его имени;

2) умение выражать и отстаивать взгляды и интересы той или иной группы;

3) определенные черты хар-ра , проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, гибкость и т. д.);

4) необходимый уровень полит. культуры ;

5) имидж руководителя , отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе;

6) популярность , умение завоевывать сторонников и влиять на людей, коммуникабельность, ораторские способности или иные качества, как-то заменяющие их;

7) наличие «команды» помощников и исполнителей, способных организовать действия своих сторонников;

8) умение добиться определенного уровня поддержки со стороны широких народных масс, от официальных структур власти или от общественных организаций;

9) умение быть подобным своим сторонникам или избирателям, вести себя так, чтобы каждый член группы мог приблизиться к лидеру;

10) выступление от имени общества или той группы, интересы которой представляет лидер, демонстративное подчеркивание приоритета общественного над личным.

В политике различают лидеров трех уровней:

1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы.

2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные соц. слои ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов.

3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой полит. лидерство представлено в виде соц. института.

Существует целый ряд современных теорий, пытающихся объяснить феномен лидерства. Марксистская концепция исследует это явление, отталкиваясь от классового принципа. Полит. лидер – последовательный, сознательный и умелый выразитель интересов и воли класса, играющий по отношению к классу в известном смысле вспомогательную, служебную роль. Основоположники марксизма пытались показать, что историю творят люди.

Концепция «личностно-психологических качеств» трактует лидерство как индивидуально-психологическое явление. З. Фрейд полагал, что некоторые люди в своей ориентации на лидерство и упорной борьбе за самоутверждение и власть компенсируют возникший в детстве или юности комплекс неполноценности.

Концепция «черт лидерства» основана на бихевиористском подходе: необходимо выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера. Американский социолог Э. Богардус перечислил качества, которыми должен обладать лидер, – ум, энергия, способность предвидеть, привлекать к себе внимание, такт, чувство юмора, твердый характер.

Концепция «функций ситуации». Ее сторонники исходят из того, что те или иные черты лидера варьируются в зависимости от ситуаций. Они полагают, что лидерство – это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации, и убеждены, что в ситуациях, весьма благоприятных или, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на решение ключевых задач, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей.

ВОПРОС 37Функции и типы полит. лидерства.

1. Типология лидерства по М. Веберу – в зависимости от идеальных типов господства : традиционное – основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке; легальное – основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка; харизматическое – основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера исключительных качеств.

2. Типология лидерства по Г. Лассуэллу – в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения: агитационное – воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером; организационное – влияющее на полит. процесс посредством использования возможностей структуры, организации; теоретическое – воздействующее силой интеллекта, логики.

4. Типология лидерства по Р. Такеру – в зависимости от целей лидеров и от воздействия на общество: консервативное – базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся, современном виде; реформаторское – стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур; революционное – ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации.

В зависимости от вида институциональности выделяют формальное (функциональные отношения) и неформальное (личные отношения участников) лидерство.

По хар-ру деятельности лидера различают: универсальное (постоянно проявляющееся качество лидера) и ситуационное (проявляющееся в определенной ситуации).

По используемым лидерами методам управления обществом: демократическое – выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению; авторитарное – предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах.

По содержанию лидерство полит. делится на творческое, когда лидер разрабатывает и предлагает программу поведения, и исполнительное, когда лидер выступает лишь исполнителем уже заданной программы.

В зависимости от субъектов может быть индивидуальное и групповое полит. лидерство, в зависимости от объекта – общенациональное, партийное, территориальное.

По отношению к власти выделяют правящее и оппозиционное лидерство.

В зависимости от срока действия полит. лидерство может быть временное и постоянное.

Функции лидерства: соц.-организационная (интегративная) – организация и управление, мотивация и интеграция в единую соц. общность; культурно-организационная (социокультурная) – социализация ценностной ориентации людей; нормативно-регулятивная – координация и регулирование полит. интересов.

ВОПРОС 38Основные теории элит. Функции, типология, циркуляция элит.

Французское слово «элита» означает лучший, отборный, избранный.

Полит. элита – это большая соц. группа, обладающая определенным уровнем полит. влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества.

Корни концепции элит уходят в глубокую древность, когда общество уже делили на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Платон считал, что править древнегреческим обществом должны аристократы духа – философы. В древневосточной традиции правитель должен использовать рекомендации мудрых советников. В Древнем Египте управлять могли высшие жрецы.

Современное истолкование термина «полит. элита» было введено в политологию в начале 20 в. Первые классические теории элит были разработаны в кон. 19 – нач. 20 вв. итальянскими политологами Г. Моской и В. Парето, а также австрийским политологом Р. Михельсом.

Существование элиты обусловлено следующими факторами: психологическими и соц. особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; наличием закона разделения труда, который требует проф. занятия управлением, определенной специализации; значительностью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; обширными возможностями использования управленческой деятельности в целях получения соц. привилегий (т.к. подобная деятельность напрямую связана с распределением ценностей); невозможностью осуществления всеобъемлющего, тотального контроля за полит. руководителями; аполитичностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Главная задача полит. элиты – создание устойчивого равновесия полит. сил, формирование стабильного и эффективного режима, разработка и обеспечение стратегического курса эффективного, конкурентоспособного и демократического развития.

Полит. элита является центральным звеном гос. управления, от деятельности которого в значительной степени зависят направление и ход полит. развития общества, функционирование полит. системы.

Функции полит. элиты:

– стратегическая – определение полит. программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев;– организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение полит. решений в жизнь;– интегративная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его полит. и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

Типология полит. элиты по вертикали :

– высшая – принимающая значимые для всего гос-ва решения;– средняя – губернаторы, депутаты парламента, лидеры полит. партий и движений;– низшая – полит. деятели местного масштаба.

Типология полит. элиты по горизонтали:

– федеральная – на уровне всего гос-ва;– провинциальная – на уровне округов, областей.

По своей структуре властная элита может быть подразделена:

– на гос.-управленческую; – партийно-полит.; – общественно-полит.;– корпоративно-административную и олигархическую; – военно-полит.; – научно-консультационную; – контрэлиту.

Полит. элита делится также:

– на правящую, которая непосредственно обладает гос. властью;– оппозиционную, которая к получению данной власти стремится, находясь в состоянии конфронтации с правящей.

ВОПРОС 39Полит. кризисы и конфликты, их источники и виды.

Полит. Конфликт– столкновение, противоборство различных соц.-полит. сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего полит. статуса, с полит. перспективами развития общества. Противоположными ему формами являются сотрудничество или соперничество.

Стороны полит. конфликта: индивиды; малые и большие соц. группы; этнические группы: род, племя, народ, нация, цивилизация; соц.-полит. организации.

Основу полит. конфликта составляют соц.-экономические, этнические и полит. противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения.

Стадии развития конфликта:

1) скрытая, или латентная, форма:

– понимание возникновения объективной конфликтной ситуации;– осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации;– осознание препятствия для удовлетворения интереса;– осознание своих интересов и препятствий другой стороной;– отрицательный ответ на предпринятые одной из сторон конкретные действия;

2) открытая, или стадия противостояния:

– полит. воззвания, угрозы;– активное создание помех и причинение косвенного вреда;– действия, направленные на захват и удержание спорного объекта;– подчинение и захват субъекта (объекта);– насилие или нанесение прямого физического ущерба;

3) послеконфликтная стадия:

– тупик;– применение насилия;– мирное урегулирование.

Функции полит. конфликтов: негативные – при отсутствии воли к сотрудничеству и мирному урегулированию могут привести к катастрофам, разрушению окружающей среды; позитивные – способствуют четкому формулированию позиций участников, созданию союзов и коалиций; позволяют предотвратить процессы дестабилизации власти и дезинтеграции общества.

Типы полит. конфликтов:

1) по времени действия: затяжные или скоротечные;2) по интенсивности: слабые или сильные;3) по масштабам действия: локальные или региональные;4) по формам проявления: мирные и немирные;5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные;7) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;8) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние;

Региональный конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных соц.-полит. ориентаций в регионе.

Этнополит. конфликты – форма межгруппового полит. действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций.

Полит. кризис - состояние полит. системы общества, выраженное в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении полит. напряженности и нестабильности.

Можно выделить внешнеполит. кризисы, которые обусловлены международными конфликтами, и внутриполит. кризисы (правительственный, парламентский, конституционный).

Правительственный кризиснаступает вследствие утраты правительством доверия в обществе, парламенте.

Парламентский кризис означаетпаралич парламента. Выход из него - либо отставка правительства, либо роспуск парламента и назначение досрочных выборов.

Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия основного закона страны - конституции. Она утрачивает легитимность, требуется ее качественный пересмотр.

 

 

40. разреш. Конфл и управление ими.

Политический конфликт – одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством за распределение властных полномочий.

Управление конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранение разногласий между ними.

Технологии урегулирования конфликтов:

•скрытие и публичная оценка истинных причин конфликтов, замыслов и намерений субъектов;

•общественный государственный контроль конфликтов;

•обязательное создание специальных институтов по управлению конфликтов, состоящих из экспертов, аналитиков, представителей власти, способных организовать диалог и переговорный процесс;

•изучение внутренних и внешних факторов возникновения и развития конфликта, их учет, стратегии и тактики управления конфликтами;

•налаживание коммуникаций переговорного процесса, побуждение к добровольному соглашению и примирению.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.019 с.)