Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 34 Понятие и сущ-ть полит. Деят-ти.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основное содержание политической жизни составляет политическая деятельность – динамический аспект политики, разнообразные действия, направленные на реализацию политических целей. М. Вебер отмечал, что любой общественный институт перестает существовать в политическом смысле, если исчезает возможность функционирования определенных типов совместных действий людей. Рассмотрение проблемы политической деятельности может основываться на двух подходах. С точки зрения первого из них, политическая деятельность понимается как саморегуляция политической системы, основными субъектами которой выступают институты самой этой системы – властвующие элиты, политические лидеры, различные группы интересов и т. д. Второй подход рассматривает воздействие на политическую систему неких внешних социальных сил и характерен для марксистской методологии. Учитывая тесную взаимосвязь политической системы общества с другими общественными подсистемами, можно охарактеризовать и специфику политической деятельности. Политическая деятельность – совокупность организованных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных реализации общих социально-политических интересов и целей. В сферу политической деятельности включаются отношения различных социальных субъектов с институтами власти, а ее суть заключается в организации управления людьми. М. Вебер отмечал, что главным аспектом политической деятельности является сохранение «существующих интересов господства» ВОПРОС 35 Полит. поведение и полит. участие личности: мотивы, формы. Причины неучастия в полит. жизни. Полит. поведение – это разновидность соц. активности субъектов, действия которых носят мотивированный характер, и выражает реализацию ими своих полит. статусов. С другой стороны полит. поведение представляет универсальную хар-ку полит. жизни, применимую к любым субъектам властных отношений. Полит. поведение бывает индивидуальным, групповым, массовым, институализированным и неинституализированным. Но в полит. науке сложились разные подходы к пониманию полит. поведения: - как совокупность любых действий в сфере политики; - как область выражения смыслополагающих (М. Вебер) или инстинктивно выраженных мотиваций; - как связь с достижением определенного уровня взаимоотношений полит. субъектов, в котором они разделяются на «друзей» и «врагов», с наличием организационно-институциональной оформленности носителей власти. Содержание и характер полит. поведения зависит от: - типа субъекта; - мотивов его действий; - средств достижения целей; - состояния соц. среды, в которой совершаются действия; - типа объекта воздействия. В целом на полит. поведение человека значительное действие оказывают биологические, психологические и социокультурные факторы. Типы полит. поведения: 1.С точки зрения осмысленности действий, выделяются: - осознанные действия, в основе которых лежат ценностные, рациональные мотивы; - неосознанные, при которых мотивация выведена из-под контроля сознания. Например, к ним можно отнести действия, возникающие в толпе в качестве реакции на нестандартные ситуации (охлократия – власть толпы, события в Югославии, Грузии, Украине, Кыргызстане). 2. С точки зрения публичного хар-ра действий выделяются: - открытые (например, участие в выборах, манифестациях, митингах); - закрытые (например, полит. пассивность, абсентеизм, деятельность подпольных организаций). 3. По соответствию официальным, господствующим нормам полит. системы, полит. поведение подразделяется на: - нормативное (законопослушание, лояльность, конформизм); - девиантное, отклоняющееся от официальных предписаний (например, терроризм). 4. С точки зрения преемственности полит. развития: - традиционное полит. поведение, характерное для данного общества, режима, менталитета; - инновационное (новые черты как в отношениях между субъектами, так и с институтами власти). 5. По доминирующему характеру мотиваций полит. поведение делят на: - автономное (действие определяют сами субъекты полит. процесса); - мобилизационное (действия вызваны по преимуществу внешними причинами, навязаны извне). Полит. участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на гос. или общественную политику, управление гос. делами или на выбор полит. руководства, лидеров на любом уровне полит. власти. Различают политическое участие: – индивидуальное и коллективное; – добровольное и принудительное; – активное и пассивное;– традиционное и новаторское; – легитимное и нелегитимное. По масштабу полит. участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях. Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности: 1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов; 2) регулярное участие во всякого рода выборах, полит. компаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе полит. лидеров и контроле за их деятельностью; 3) участие в деятельности полит. организаций, движений, партий; 4) выполнение полит. обязанностей в рамках гос. органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью полит. институтов; 5) посещение полит. собраний, освоение и передача полит. информации, участие в полит. дискуссиях; 6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение полит. институтов через такие формы полит. участия, как: митинги; демонстрации; забастовки; голодовки; кампании неповиновения или бойкот; освободительные войны и революции; 7) воздействие на ход полит. процессов через обращения и письма; 8) встречи с полит. лидерами, представителями гос. и полит. организаций и движений. Конкретные формы, виды, способы, уровни участия граждан в политике выражают функциональные свойства данной полит. системы и являются результатом воздействия и проявления полит. интересов, расстановки соц.-классовых сил, особенностей полит. режима, властных структур, полит. сознания, традиций и культуры. Для авторитарныхполит. систем и режимов, например, характерно стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике. Для тоталитарных режимов – обеспечить мобилизационное, контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократических режимов – создать необходимые предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике. ВОПРОС 36 Суть полит. лидерства. Роль лидерства в полит. системе. Лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида Полит. лидерство – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого они выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих полит., властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации. Хаар-ки полит. лидерства: 1) наличие собственной полит. программы или новаторской стратегии и тактики, которые разработаны лидером или выдвигаются от его имени; 2) умение выражать и отстаивать взгляды и интересы той или иной группы; 3) определенные черты хар-ра, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, гибкость и т. д.); 4) необходимый уровень полит. культуры; 5) имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе; 6 ) популярность, умение завоевывать сторонников и влиять на людей, коммуникабельность, ораторские способности или иные качества, как-то заменяющие их; 7) наличие «команды» помощников и исполнителей, способных организовать действия своих сторонников; 8) умение добиться определенного уровня поддержки со стороны широких народных масс, от официальных структур власти или от общественных организаций; 9) умение быть подобным своим сторонникам или избирателям, вести себя так, чтобы каждый член группы мог приблизиться к лидеру; 10) выступление от имени общества или той группы, интересы которой представляет лидер, демонстративное подчеркивание приоритета общественного над личным. В политике различают лидеров трех уровней: 1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы. 2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные соц. слои ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов. 3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой полит. лидерство представлено в виде соц. института. Существует целый ряд современных теорий, пытающихся объяснить феномен лидерства. Марксистская концепция исследует это явление, отталкиваясь от классового принципа. Полит. лидер – последовательный, сознательный и умелый выразитель интересов и воли класса, играющий по отношению к классу в известном смысле вспомогательную, служебную роль. Основоположники марксизма пытались показать, что историю творят люди. Концепция «личностно-психологических качеств» трактует лидерство как индивидуально-психологическое явление. З. Фрейд полагал, что некоторые люди в своей ориентации на лидерство и упорной борьбе за самоутверждение и власть компенсируют возникший в детстве или юности комплекс неполноценности. Концепция «черт лидерства» основана на бихевиористском подходе: необходимо выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера. Американский социолог Э. Богардус перечислил качества, которыми должен обладать лидер, – ум, энергия, способность предвидеть, привлекать к себе внимание, такт, чувство юмора, твердый характер. Концепция «функций ситуации». Ее сторонники исходят из того, что те или иные черты лидера варьируются в зависимости от ситуаций. Они полагают, что лидерство – это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации, и убеждены, что в ситуациях, весьма благоприятных или, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на решение ключевых задач, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. ВОПРОС 37 Функции и типы полит. лидерства. 1. Типология лидерства по М. Веберу – в зависимости от идеальных типов господства: традиционное – основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке; легальное – основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка; харизматическое – основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера исключительных качеств. 2. Типология лидерства по Г. Лассуэллу – в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения: агитационное – воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером; организационное – влияющее на полит. процесс посредством использования возможностей структуры, организации; теоретическое – воздействующее силой интеллекта, логики. 4. Типология лидерства по Р. Такеру – в зависимости от целей лидеров и от воздействия на общество: консервативное – базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся, современном виде; реформаторское – стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур; революционное – ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации. В зависимости от вида институциональности выделяют формальное (функциональные отношения) и неформальное (личные отношения участников) лидерство. По хар-ру деятельности лидера различают: универсальное (постоянно проявляющееся качество лидера) и ситуационное (проявляющееся в определенной ситуации). По используемым лидерами методам управления обществом: демократическое – выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению; авторитарное – предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах. По содержанию лидерство полит. делится на творческое, когда лидер разрабатывает и предлагает программу поведения, и исполнительное, когда лидер выступает лишь исполнителем уже заданной программы. В зависимости от субъектов может быть индивидуальное и групповое полит. лидерство, в зависимости от объекта – общенациональное, партийное, территориальное. По отношению к власти выделяют правящее и оппозиционное лидерство. В зависимости от срока действия полит. лидерство может быть временное и постоянное. Функции лидерства: соц.-организационная (интегративная) – организация и управление, мотивация и интеграция в единую соц. общность; культурно-организационная (социокультурная) – социализация ценностной ориентации людей; нормативно-регулятивная – координация и регулирование полит. интересов. ВОПРОС 38 Основные теории элит. Функции, типология, циркуляция элит. Французское слово «элита» означает лучший, отборный, избранный. Полит. элита – это большая соц. группа, обладающая определенным уровнем полит. влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества. Корни концепции элит уходят в глубокую древность, когда общество уже делили на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Платон считал, что править древнегреческим обществом должны аристократы духа – философы. В древневосточной традиции правитель должен использовать рекомендации мудрых советников. В Древнем Египте управлять могли высшие жрецы. Современное истолкование термина «полит. элита» было введено в политологию в начале 20 в. Первые классические теории элит были разработаны в кон. 19 – нач. 20 вв. итальянскими политологами Г. Моской и В. Парето, а также австрийским политологом Р. Михельсом. Существование элиты обусловлено следующими факторами: психологическими и соц. особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; наличием закона разделения труда, который требует проф. занятия управлением, определенной специализации; значительностью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; обширными возможностями использования управленческой деятельности в целях получения соц. привилегий (т.к. подобная деятельность напрямую связана с распределением ценностей); невозможностью осуществления всеобъемлющего, тотального контроля за полит. руководителями; аполитичностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне сферы политики. Главная задача полит. элиты – создание устойчивого равновесия полит. сил, формирование стабильного и эффективного режима, разработка и обеспечение стратегического курса эффективного, конкурентоспособного и демократического развития. Полит. элита является центральным звеном гос. управления, от деятельности которого в значительной степени зависят направление и ход полит. развития общества, функционирование полит. системы. Функции полит. элиты: – стратегическая – определение полит. программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев;– организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение полит. решений в жизнь;– интегративная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его полит. и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций. Типология полит. элиты по вертикали: – высшая – принимающая значимые для всего гос-ва решения;– средняя – губернаторы, депутаты парламента, лидеры полит. партий и движений;– низшая – полит. деятели местного масштаба. Типология полит. элиты по горизонтали: – федеральная – на уровне всего гос-ва;– провинциальная – на уровне округов, областей. По своей структуре властная элита может быть подразделена: – на гос.-управленческую; – партийно-полит.; – общественно-полит.;– корпоративно-административную и олигархическую; – военно-полит.; – научно-консультационную; – контрэлиту. Полит. элита делится также: – на правящую, которая непосредственно обладает гос. властью;– оппозиционную, которая к получению данной власти стремится, находясь в состоянии конфронтации с правящей. ВОПРОС 39 Полит. кризисы и конфликты, их источники и виды. Полит. Конфликт – столкновение, противоборство различных соц.-полит. сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего полит. статуса, с полит. перспективами развития общества. Противоположными ему формами являются сотрудничество или соперничество. Стороны полит. конфликта: индивиды; малые и большие соц. группы; этнические группы: род, племя, народ, нация, цивилизация; соц.-полит. организации. Основу полит. конфликта составляют соц.-экономические, этнические и полит. противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. Стадии развития конфликта: 1) скрытая, или латентная, форма: – понимание возникновения объективной конфликтной ситуации;– осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации;– осознание препятствия для удовлетворения интереса;– осознание своих интересов и препятствий другой стороной;– отрицательный ответ на предпринятые одной из сторон конкретные действия; 2) открытая, или стадия противостояния: – полит. воззвания, угрозы;– активное создание помех и причинение косвенного вреда;– действия, направленные на захват и удержание спорного объекта;– подчинение и захват субъекта (объекта);– насилие или нанесение прямого физического ущерба; 3) послеконфликтная стадия: – тупик;– применение насилия;– мирное урегулирование. Функции полит. конфликтов: негативные – при отсутствии воли к сотрудничеству и мирному урегулированию могут привести к катастрофам, разрушению окружающей среды; позитивные – способствуют четкому формулированию позиций участников, созданию союзов и коалиций; позволяют предотвратить процессы дестабилизации власти и дезинтеграции общества. Типы полит. конфликтов: 1) по времени действия: затяжные или скоротечные;2) по интенсивности: слабые или сильные;3) по масштабам действия: локальные или региональные;4) по формам проявления: мирные и немирные;5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные;7) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;8) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние; Региональный конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных соц.-полит. ориентаций в регионе. Этнополит. конфликты – форма межгруппового полит. действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций. Полит. кризис - состояние полит. системы общества, выраженное в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении полит. напряженности и нестабильности. Можно выделить внешнеполит. кризисы, которые обусловлены международными конфликтами, и внутриполит. кризисы (правительственный, парламентский, конституционный). Правительственный кризис наступает вследствие утраты правительством доверия в обществе, парламенте. Парламентский кризис означаетпаралич парламента. Выход из него - либо отставка правительства, либо роспуск парламента и назначение досрочных выборов. Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия основного закона страны - конституции. Она утрачивает легитимность, требуется ее качественный пересмотр.
40. разреш. Конфл и управление ими. Политический конфликт – одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством за распределение властных полномочий. Управление конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранение разногласий между ними. Технологии урегулирования конфликтов: •скрытие и публичная оценка истинных причин конфликтов, замыслов и намерений субъектов; •общественный государственный контроль конфликтов; •обязательное создание специальных институтов по управлению конфликтов, состоящих из экспертов, аналитиков, представителей власти, способных организовать диалог и переговорный процесс; •изучение внутренних и внешних факторов возникновения и развития конфликта, их учет, стратегии и тактики управления конфликтами; •налаживание коммуникаций переговорного процесса, побуждение к добровольному соглашению и примирению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.80 (0.009 с.) |