Вопрос 23. Понятие и сущность исполнительной власти.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 23. Понятие и сущность исполнительной власти.



Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.

Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство – Совет министров РБ. Это центральный орган гос управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство – коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть.

Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.

Основные функции Правительства:

• руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

• разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

• разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении;

•обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, гос политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;

•принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

•выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью РБ, организует управление государственной собственностью;

•обеспеч выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряж Президента.

Правительство РБ издает постановления, имеющие общую силу на всей территории РБ.

Социально-экономические задачи Правительства: обеспечить устойчивое экономическое развитие страны на основе инновационных технологий и реализовать концепцию социально-ориентированной рыночной экономики, где основными приоритетами являются образование, здравоохранение, качество жизни, социальная защита менее обеспеченных слоев граждан и реализация программы «социально-экономического развития Республики Беларусь» до 2015 г, создание условий для развития постиндустриального общества.

 

ВОПРОС 24 Правовое гос-во: сущность, основные признаки. Развитие правового гос-ва и гражданского общества в РБ.

Правовое гос-во –полит. организация, при которой осуществляется максимально возможная соц. и политико-юридическая защищенность интересов и прав каждого человека, гарантируется и охраняется нормальное функционирование гражданского общества. Главное в правовом гос-ве – верховенство закона во всех сферах общественной жизни и связанность гос-ва и его органов законами.

Право – механизм, форма регулирования поведения людей, соц. общностей, которые устанавливаются гос-ом в целях достижения и осуществления общественной стабильности и порядка. Правовое гос-во можно определить как правовую форму организации и деятельности полит. власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Оно выступает основой взаимной соц. ответственности личности и общества.

Принципы правового гос-ва:

1. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования. Правовое гос-во должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Гос-во должно разработать такую систему соц. действий, при которой права человека и гражданина явл. первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций гос. власти выступает вторичной, производной. Например, в ст. 2 Конституции РФ установлено, что «человек, его права и свободы явл. высшей ценностью». Современная правовая наука в виде естественных признает систему гражданских (личных), полит., экономических, соц. и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

2. Наиболее последовательное «связывание» гос. власти правом, формирование для гос. структур правового режима ограничения:

– разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;

– федерализм, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

– верховенство закона. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти;

– взаимная ответственность гос-ва и личности;

– высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

– наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового гос-ва – это идея взаимоуправления гражданского общества и гос-ва, предполагающая разрушение монополии гос-ва на власть с одновременным изменением соотношения свободы гос-ва и общества в пользу последнего и отдельной личности.

Принципы правового гос-ва необходимо рассматривать во взаимосвязи. Они отражают привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель, а также средства достижения названных целей.

Становление правового гос-ва – длительный процесс, зависящий от целого ряда факторов. Наиболее существенными из них являются:

– уровень соц.-экономического и культурного развития общества;

– наличие истор. традиций правовой жизни и правовой культуры, которые приобретаются обществом под воздействием гос-ва и общественной морали на протяжении веков;

– совершенство самого права, регулирующего общественную жизнь.

Правовое гос-во – это «идеальный тип» гос-ва, к становлению которого стремится прогрессивное человечество. Оно сочетает в себе все лучшее, что есть в богатой мировой теории и практике гос. строительства.

Созданию и укреплению правового гос-ва могут способствовать следующие меры.Совершенствование существующего законодательства путем его модификации и систематизации – создание широкого круга новых законодательных актов, обеспечивающих правовые основы регулирования жизнедеятельности общества.Формирование у граждан и должностных лиц устойчивого правового сознания – привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдения закона как гаранта благополучия членов общества.

ВОПРОС 25Понятие, признаки, предпосылки формирования гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности соц., культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и независимых от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности. Среди институтов гражданского общества выделяют:

– семью;– церковь;– систему образования;– научные, проф. объединения;– объединения по интересам, спортивные организации;– профсоюзы;– фонды, ассоциации.

Гражданское общество – это совокупность соц. образований, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности гос-ва.

Понятие гражданского общества раскрывается в широком и узком смыслах. В широком смысле гражданское общество включает все соц. структуры и отношения, которые не регулируются непосредственно гос-ом. В таком случае элементы гражданского общества присутствуют в любом гос-ве, даже тоталитарном, т.к. невозможно полностью ликвидировать естественные формы жизнедеятельности людей.

Гражданское общество в узком смысле – это общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает соц.-экономической основой демократического и правового гос-ва.

Если для гос. власти и гос. структур характерны вертикальные отношения подчинения, то гражданское общество строится на отношениях по горизонтали – солидарности и справедливой конкуренции свободных и равноправных партнеров.

Особенность гражданского общества состоит в разделении полит. и соц. сфер, полит. и соц. функций. Правовой статус человека противопоставлен его соц.-экономической роли в гражданском обществе. Частные права, частные интересы освобождены от контроля со стороны гос-ва.

Главное предназначение гражданского общества – достижение согласия, или консенсуса, между различными соц. силами и интересами, противодействие различным разрушительным силам и направление их в созидательное русло. Гражданское общество существует за счет органического сосуществования в его рамках разнородных соц. сил, институтов, организаций, заинтересованных групп, которые объединены стремлением к общей гармоничной жизни.

Одна из основных характеристик гражданского общества – светское начало (в отличие от средневековой теократии – господства религии в общественной жизни). Гос-во демократическое не нуждается в религии для своего признания, а вера – личное дело верующего, который сам выбирает церковь, конфессию. Свобода совести – одно из основополагающих прав личности и гражданина.

Единицей соц. взаимодействий в гражданском обществе является группа.Группа –совокупность людей, объединяющихся для реализации определенной цели. Характерная черта группы – функциональная зависимость ее членов друг от друга. Группа действует в силу своих интересов, установок, ценностей. Если эти цели будут сформулированы четко и определенно, жизнеспособность группы будет эффективной. Группы классифицируются:

– по роли в жизни общества; – размерам;– предназначению;– функциям.

Существуют так называемые заинтересованные группы , объединенные общностью интересов, например ассоциации финансистов, предпринимателей, врачей, адвокатов; молодежные, женские организации.

ВОПРОС 26Понятие, признаки, возникновение и развитие полит. партий.

Партия в переводе с латинского означает «часть», «группа». Понятие партии получило распространение еще в Древнем мире. Однако полит. партии как действующий элемент полит. системы появляются лишь в процессе становления демократии и парламентаризма (18-19 вв.).

Полит. партия –наиболее активная и организованная часть соц. группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за полит. власть.

Цели полит. партии – преследование определенных целей, достижение решающих позиций в осуществлении гос. власти, влияние на полит. жизнь и организацию общества. В полит. системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и соц. слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики. Партии занимают значительное место в полит. системе общества. Если другие институты полит. системы – профсоюзы, ассоциации, объединения и другие общественные организации – занимаются полит. деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту соц.-экономических и иных интересов их членов, то главным призванием полит. партий являются стремление к завоеванию и осуществлению власти , борьба за руководство государственными делами.

Полит. партия как наиболее последовательный выразитель устремлений определенного класса, слоев общества представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать гос. власть для реализации своих основных интересов.

Партия является звеном вертикальной связи между гос-ом и гражданским обществом, участвующим во всех фазах полит. процесса: от мониторинга интересов до принятия и осуществления решений.

Роль партий в полит. жизни:

– формирование вариантов правительственной политики;

– влияние на полит. социализацию;

– мобилизация избирателей.

При столкновении интересов гос-ва и гражданского общества полит. партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие госуд. структур путем борьбы за полит.власть конкретными методами и средствами.

Народные массы влияют на программы и полит. платформы партий, формируя и направляя их. В свою очередь, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку.

Основные признаки полит. партии:

– организация идеологического характера, носитель определенной идеологии;

– объединение, существующее относительно продолжительное время;

– организация, стремящаяся к завоеванию и осуществлению полит. власти;

– организация, стремящаяся к обеспечению себе массовой поддержки со стороны населения того или иного гос-ва;

– организация, имеющая устав и программу;

– объединение, активно участвующее в избирательных кампаниях.

Т.к. сущность партии состоит в объективном выражении, защите и проведении в жизнь полит. интересов определенных соц. групп и слоев общества, партию можно определить как определенную группу полит. интересов.

Структуру полит. партий составляют:

– партийный аппарат – организованная группа людей, для которых партийная, полит. деятельность является профессией;

– рядовые члены (партийная масса).

Соц. базу партии составляют ее сторонники, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени. Избиратели, регулярно отдающие данной партии свои голоса на выборах, составляют ее электорат .

ВОПРОС 27Типология и функции полит. партий.

Функции полит. партий:

– выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших соц. групп;

– активизация и интеграция определенной части людей;

– борьба за полит. власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки;

– подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

– разработка партийной идеологии, создание и реализация полит. программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

– полит. воспитание общества в целом или его части;

– подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы гос-ва и борьба за их избрание. Полит. партии развитых демократических стран явл. элементами полит. организации гражданского общества. Они не обладают гос. функциями, самостоятельны и автономны, борются за завоевание избирательного корпуса, готовят полит. руководителей, с тем чтобы, войдя в гос. структуры, через своих представителей управлять гос. и общественной жизнью страны.

Партии и гос.во четко разделяют сферы своих функций. Партии организуют полит. процесс, а власть находится у гос-ва. Полит. партии не обладают гос. властью, но, становясь парламентскими, они частью своих представителей-депутатов выполняют гос. функции. При этом партии и гос-во не противостоят друг другу, а служат взаимодополняющим противовесом.

Типы партийных систем:

1) в зависимости от характера полит. режима выделяют партийные системы:

– демократические широкие гражданские права и свободы человека;

– авторитарные непререкаемое подчинение власти;

– тоталитарные контроль гос. системы всех сфер жизни общества;

2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее:

– однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление полит. власти в обществе (Коммунистическая Партия Советского Союза, Коммунистическая партия Китая);

– двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги»), республиканцы и демократы в США);

– многопартийные в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными , т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий (Швеция, Дания, Голландия);

«двухсполовинные» – ведущие партии не располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к формированию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия);

3) в зависимости от соотношения партий с различным полит. статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;

4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные;

5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные

ВОПРОС 28Современные партийные системы и их классификация. Хар-ка полит. партий в РБ.

Классификация полит. партий:

1) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (ориентированные на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного полит. лидера);

2) по соц. направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т. п.;

3) по методам выполнения программы: революционные (направленные на радикальное качественное преобразование общества) и реформаторские (стремящиеся улучшить качество общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий : реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

5) по месту в полит. спектре : левые, центристские и правые;

6) по представительству в высших органах гос. власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (которые в силу своего юридического статуса могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами – демократические и антидемократические;

8) по характеру членства : кадровые (хар-ся немногочисленностью, свободным членством, организационной нестабильностью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, укрепить связи, упрочить структуру);

9) по организационной структуре : парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (действующие на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов);

10) по интересам отдельных классов и соц. групп (рабочие, крестьянские, буржуазные, интеллигенции).

В 90-е годы в РБ сформировалась реальная много партийность, что является важнейшим фактором демократизации общества. На наш взгляд, правомерен тот факт в республике, что в современных условиях осуществляется институционализация партий - регламентация их образования и деятельности посредством особого правового механизма. Это обусловлено той ролью, которую партии играют в нынешней полит. системе РБ, а также попыткой при помощи законов установить определенные ограничения, гарантирующие, что деятельность партий не будет выходить за пределы основных принципов и целей белорусского современного гос-ва. Для регистрации полит. партий требуется соблюдение определенных и четко фиксированных требований. Наше законодательство требует, чтобы партии строились на демократической основе, постоянно информировали о составе руководства, источниках финансирования и использования средств.

Следует, однако, заметить, что полит. партии в РБ пока не пользуются особым доверием населения. Тем не менее в условиях переходного периода становления и развития нашего общества полит. вес партий республики как представителей интересов различных слоев населения важен и необходим. Их задача сегодня и в обозримом будущем - как защита национальных интересов и традиций, так и разрешение соц., полит. и экономических конфликтов, обеспечение консенсуса в обществе, формирование и использование механизмов достижения легитимности полит. системы. Без этого не может быть реального становления государственности РБ.

ВОПРОС 29Понятие «общественная организация» и «общественное движение». Их место и роль в полит. системе.

Общественно-полит. организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть.

Они представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к полит. власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы). Как правило, в движение вливаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя рамками их уставов и программ, а также не имеющие четко выраженных полит. интересов. Общественные организации – это инструмент для реализации потребностей , соц. и полит. интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Соц. база движений широкая, пестрая – к одному и тому же общественному движению могут принадлежать представители различных соц., идеологических, национальных, конфессиональных и др. групп.

Признаками общественно-полит. организации являются: широкая соц. основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Общественно-полит. движения, как правило, придерживаются только одной полит. концепции и добиваются решения одной крупной полит. проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей (как партии).

Общественно-полит. движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, обращая внимание данной власти на решение своих проблем. Центром полит. активности в общественно-полит. движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы. В отличие от полит. партии, в общественно-полит. движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

Задача общественных организаций – выражение, защита и реализация интересов различных соц., профессиональных, возрастных и других групп общества.

Основные типы общественно-полит. организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления.

Виды общественно-полит. движений:

– в зависимости от сферы деятельности: социально-полит., этнополит., конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные;

– в зависимости от целей: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические;

– в зависимости от количества участников: массовые либо элитарные;

– в зависимости от места в полит. спектре: левые, центристские и правые;

– в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т. п.;

– в зависимости от соц. состава: профессиональные, женские, молодежные;

– в зависимости от характера возникновения: сознательно организуемые и стихийные;

– в зависимости от методов действий: насильственные и ненасильственные.

ВОПРОС 30Сущность и структура полит. процесса, его стадии, виды.

Полит. процесс – это совокупная деятельность соц. общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные полит. цели; деятельность соц. субъектов по осуществлению полит. решений.

Полит. процесс раскрывает две основные формы полит. волеизъявления граждан:

– различные способы презентации рядовыми участниками полит. процесса своих интересов – участие в выборах, референдумах, членство в полит. партиях;

– формы принятия и реализации управленческих решений, осуществляемых полит. лидерами и элитами.

Полит. процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться в оппозиции к нему. Однако все формы полит. поведения и деятельности субъектов объединены одной и той же внутренней потребностью: повлиять на принимаемые гос. властью полит. решения. Поэтому основная цель полит. процесса состоит в принятии и реализации таких полит. решений, которые должны сочетать различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества.

Полит. процесс осуществляется в рамках полит. системы общества, в региональных и глобальных масштабах. Внутри общества полит. процесс осуществляется:

– на гос. уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне;

– внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, трудовых коллективов;

– в тех или иных полит. партиях и общественных движениях.

Изменения и преобразования в полит. сфере общества происходят в результате взаимодействия различных субъектов политики и влияния ряда факторов.

Основные этапы формирования и развития полит. процесса:

– этап выработки и представления полит. интересов групп и граждан институтам, принимающим полит. решения;

– этап принятия полит. решений, в которых концентрируется межгрупповая, гос. и коллективная полит. воля;

– реализация полит. решений, воплощение волевых устремлений институтов власти, различных субъектов политики.

Демократические полит. процессы сочетают различные формы прямого и представительного народовластия. Недемократические полит. процессы характеризуются наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих полит. партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной полит. культуры и менталитета граждан. Стабильный полит. процесс характеризуется устойчивыми формами полит. мобилизации и поведения граждан, а также отработанными механизмами принятия полит. решений. Нестабильный полит. процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, соц. конфликты. Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп должным образом и вызывает нестабильность полит. процесса.

Основные виды полит. процессов:

– формирование органов полит. системы (институтов) – создаются ранее не существовавшие полит. учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

– воспроизведение компонентов и признаков полит. системы в процессе ее функционирования – полит. жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших полит. отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии. Здесь используются такие механизмы, как традиции, процедуры, юр. и идеологические предписания;

– принятие и исполнение полит. решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения полит. целей, направления полит. действий. Взаимодействуя, эти процессы рождают действия, направленные на обеспечение постоянства, незыблемости полит. отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.

Структура полит. процесса состоит из ряда последовательно совершающихся и циклически повторяющихся стадий (в различных источниках рассматриваются по-разному):

1 Конституирование. Эта стадия происходит обычно в переломный, революционный период: повторяется и закрепляется, видоизменяется и обновляется исторический тип полит. системы, ее классовая природа. Связи с другими подсистемами общества. Воссоздаются полит. отношения и институты, полит. нормы и ценности, символы. Воспроизводятся сами участники полит. процесса как выразители определенных полит. позиций, носители соответствующих взглядов, исполнители тех или иных полит. ролей.

2 Вторая стадия представляет собой принятие политико-управленческих решений. Сюда включаются такие обязательные элементы, как выделение из полит. контекста конкретных проблем, сбор информации, рассмотрение возможных альтернатив, последствий принимаемых решений, выбор и корректировка плана действий.

3 Третья стадия предстает реализация политико-управленческих решений. Главным вопросом здесь выступает выбор средств и методов количественного регулирования. Они могут быть насильственными и ненасильственными, идеологизированными и неидеологизированными.

ВОПРОС 31Роль выборов в полит. системе современного общества. Избирательный процесс, типы избирательных систем.

Выборы – процедура непосредственного избрания тех или иных лиц путем открытого или тайного голосования для выполнения каких-либо гос. или общественных (в том числе партийных) функций.

Обязательные элементы процедуры выборов: назначение выборов и даты их проведения; определение избирательных округов и избирательных участков; создание избирательных комиссий (Центральной, окружных, территориальных, участковых); составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; проведение предвыборной агитации; голосование; подсчет голосов; обнародование результатов голосования; проведение в случае необходимости повторного голосования и повторных выборов, контроль за ходом голосования; контроль подсчета голосов; связь со СМИ; юр. сопровождение для оперативного реагирования на факты нарушения законодательства о выборах; обеспечение явки избирателей для голосования.

Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления – региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и т. д. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.

Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах.

Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юр. нормах, а также сложившейся практикой деятельности гос. и общественных организаций (мажоритарные и пропорциональные системы).

- Мажоритарная избирательная система (избранным считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов), направлена на преимущественное обеспечение стабильности и управляемости общественной жизни, а вторая - наилучшей представительности интересов различных соц. групп.

- Пропорциональная избирательная система (распределение мандатов между партиями, участвовавшими в выборах, производится в соответствии с количеством поданных за них голосов (пропорционально им). В странах с пропорциональной системой избиратель голосует за список полит. партии, а для определения победителей существует минимум голосов, необходимых для получения мандата).

ВОПРОС 32 Личность как субъект политики. Типы полит. позиций личности.

Идея об огромной роли человека как субъекта политики получила широкое признание в истории полит. мысли. В произведении «Республика» Платон выделял различные полит. позиции в зависимости от типа человеческой природы. В «Политике» Аристотель исходил из предположения, что человек по природе является полит. существом.

В теоретическом плане идеи врастания человека в полит. отношения можно свести к различным моделям. Так, существует модель «подчинения», получившая первоначальное развитие в концепции Т. Гоббса. Он считал, что первейшей характеристикой природы человека является вечное и бесконечное желание одних власти над другими, которое прекратится только смертью. Каждый отдельный человек неразумен, эгоистичен и неспособен совладать со своими страстями, поэтому его подчинение монополисту власти является единственной альтернативой анархии («война всех против всех»).

В настоящее время идея «подчинения» кардинальной модификации фактически не получила, изменилась лишь ее мотивировка. Так, у Д. Белла, У. Мура, С. Липсета – это потребности управления; необходимость достижения большего равенства – у Дж. Роулса, Г. Гонса, К. Джонкинса; устойчивость демократии – у Р. Даля, У. Корнхаузера.

Сущ. модель «интереса». Она предполагает более опосредованные отношения между человеком и властью и более сложную структуру человеческой личности. Суть модели в следующем: интерес является тем психологическим механизмом, который приводит в движение политику. При этом человек делает только то, в чем видит свой интерес.

В современных условиях идет интенсивный поиск новых теоретических подходов к проблемам взаимоотношения человека и политики. Особенно актуальной выступает теория ролей (Дюверже, Хайек, Коэн, Липсет, Д. Белл и др.) Ее сущность сводится к идее о том, что полит. процесс представляет игру «серьезных людей», в которой участники подчиняются определенным правилам игры.

ВОПРОС 33Полит. социализация личности как детерминанта полит. поведения.

Полит. социализация – процесс усвоения определенных полит. знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения полит. опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником полит. жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Процесс полит. социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления соц.-полит. опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.

Факторы, влияющие на процесс полит. социализации: учреждения (семья, школа, институт, предприятие); группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам); СМИ (печать, радио, телевидение, компьютерные информационные системы); характер и тип гос. устройства, полит. институты, партии и движения; культура, наука, искусство; национальные традиции.

Выделяют следующие типы полит. социализации:

– гармонический – порождающий рациональное и уважительное отношение к правопорядку, гос-ву, гражданским обязанностям;

– гегемонистский – характеризующийся негативным отношением человека к любым соц. и полит. системам, кроме «своей»;

– плюралистский – свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами и характеризующий его способность менять свои полит. пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.

Важнейшей характерной чертой политической деятельности является то, что она ориентирована на коллективных субъектов и подчинена достижению неких общих целей. Ее субъект всегда выступает в качестве организованной общественной силы, высшим проявлением которой является государство. Отдельная личность также может выступать в качестве субъекта политической деятельности, но при условии, что она действует



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.027 с.)