Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Партийность и классовость литературы социалистических странСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выше шла речь о партийности и классовости литературы, которая издавна создавалась и до сих пор создается в разных странах в условиях разделения общества на антагонистические классы, с их глубоким имущественным, правовым, политическим неравенством. В 1917 г. в России произошла социалистическая революция, положившая начало строительству общества нового типа, в котором нет экономической эксплуатации и политического угнетения одних классов другими. После второй мировой войны и разгрома фашизма строительство нового общества, не разделенного на антагонистические классы, началось в ряде стран Европы и Азии, а позднее — Африки и Америки. Во всех этих странах стала постепенно создаваться новая литература, вдохновленная конкретно-историческими идеалами построения и защиты общества нового, социалистического типа. Ее можно называть поэтому социалистической литературой в отличие от литературы буржуазного и феодального общества. Произведения этой литературы также рассматриваются с точки зрения их партийности и классовости. Почему это так? Потому, с одной стороны, что процесс подавления и перестройка крупной буржуазной собственности на социа- листический лад происходит в некоторых социалистических странах по отдельным этапам, путем последовательного сращения ее с общенациональной промышленностью. Мелкая частная промышленность и торговля в городах и мелкая земельная собственность в деревне нередко продолжают существовать еще длительное время. Даже в Советском Союзе, первой социалистической стране, которая долгое время находилась во враждебном окружении и в которой национализация земли и буржуазной собственности проходила быстро и резко, сельское буржуазное и единоличное крестьянское хозяйство существовало еще полтора десятилетия после начала революции. Значит, каждая социалистическая страна по-своему проходит период развития, когда антагонистические классы еще отчасти существуют. Поэтому идеология общества не может быть единой. И в художественной литературе могут проявляться различные, иногда, даже противоречащие друг другу идейные тенденции, В литературе социалистических стран напряженная политическая борьба старых собственнических классов и их партий с новой властью и стоящими на ее стороне трудящимися массами, организованными рабочими, коммунистическими партиями нередко осмысляется и оценивается по-разному. Так, например, в романе Фадеева «Разгром» выражается идейное утверждение борьбы партизанского отряда, возглавленного сучанскими рабочими-шахтерами и руководимого интеллигентом-коммунистом
Левинсоном, и отрицание враждебных белогвардейских сил, а также колеблющейся, слабой в своей революционности мелкобуржуазной интеллигенции в лице Мечика. В повести Фурманова «Чапаев» показан процесс идейного роста партизанского вожака Чапаева под влиянием большевика-комиссара Клычкова. Но в «Тихом Доне» Шолохова идейный акцент уже другой. Здесь наибольшее значение для писателя имеет не столько руководство коммунистов идейно колеблющейся массой казачества в борьбе с белогвардейскими отрядами, сколько самый процесс колебаний середняцкой прослойки казачества в лице Григория Мелехова, приводящий его к идейному тупику. А в ранней повести Вс. Иванова «Партизаны» первый план повествования занимают сибирские крестьяне-партизаны и подчеркивается стихийность и неорганизованность их участия в гражданской войне. Такие различия в идейном содержании художественной литературы народов, строящих социализм, усложнялись и другим обстоятельством. В создании этой литературы принимали и принимают участие и такие писатели, которые получили идейное воспитание и начали творить еще в среде старой буржуазно-дворянской интеллигенции, в условиях старого, классового, буржуазного общества. Некоторые из них смогли довольно быстро идейно перестроиться и внести свой вклад в развитие социалистической литературы наряду с писателями, вышедшими из пролетарских и прогрессивно-демократических низов. В русской литературе такими были Федин, Леонов, А. Толстой и др. Но были писатели, которые гораздо медленнее изживали свое дореволюционное, несоциалистическое мировоззрение, а иногда и не могли всецело его изжить. Таким был, в частности, один из талантливейших русских поэтов Сергей Есенин. За короткий (пятнадцатилетний) период своего творчества он прошел сложный путь идейного и творческого развития. Но основу его идеологического «миросозерцания», сложившегося еще до Великой Октябрьской социалистической революции, составляют мотивы любования старым, патриархальным укладом русской крестьянской жизни и связанной с ним русской природой, а также мотивы горького, подчас трагического осознания безвозвратности исчезновения этого бытового и нравственного уклада. Есенина на какое-то время вдохновила происходившая в стране революционная борьба — он и себя готов был назвать большевиком. Но, по сути дела, его вдохновляла не пролетарская революционность, а борьба широких слоев крестьянства за землю и волю против самодержавно-помещичьего строя. Его увлечение революцией было поэтому недолгим. Поэзия Есенина в последние годы его жизни все больше проникалась мотивами элегической грусти по уходящей старой крестьянской Руси и связанными с этим мотивами личной идейной и нравственной «неприкаянности» и тупика, хотя в некоторых произведениях (поэме «Анна Снегина» и др.) поэт приходил, отчасти, к осознанию закономерностей социалистической революции. Значит, при отчетливости исходных классовых корней творчества Есенина идейная направленность и партийность его произведений была очень сложной и изменчивой. Но, рассматривая проблему классовости и партийности литературы социалистического общества, необходимо ставить вопрос гораздо шире. Дело в том, что с о-ц и а л ь н о-п олитическая, а отсюда и идейная жизнь всех социалистических стран и каждой из них в отдельности антагонистически противостоит социально-политической и идейной жизни окружающих их стран буржуазных. В наибольшей мере такой антагонизм обращен к странам, капиталистическое развитие в которых находится на очень высоком уровне и приводит поэтому к особенно глубоким и обостренным классовым конфликтам, а отсюда и к особенно сильной и глубокой враждебности их правящих классов к социалистическим странам, ко всем принципам их социальной и идеологической жизни. Чем в большей мере страны социализма изживают классовые антагонизмы в своей собственной жизни и через это внутренне консолидируются, тем сильнее они классово-антагонистически противостоят развитым капиталистическим государствам с их враждебной социализму империалистической политикой и идеологией. Из всего этого вытекает классовость и порождаемая ею партийность всей идеологии, в частности художественной литературы, в международном масштабе. Особенно прямо и активно она выражается в творчестве представителей социалистической литературы разных стран тогда, когда они непосредственно изображают реакционные, антидемократические черты в общественной жизни, идеологии и быте капиталистических стран. Таковы, например, еще в дореволюционной социалистической литературе очерки М. Горького «Город Желтого Дьявола», или, позднее, лирический цикл «Стихи об Америке» В. Маяковского, или роман И. Эренбурга «Трест Д. Е.», или, отчасти, роман К. Федина «Города и годы» и т. п. Еще сильнее международная антагонистическая классовость и вытекающая из нее партийность социалистических литератур проявляются тогд;. когда в произведениях изображается империалистическая, позднее — фашистская военная агрессия против социалистических стран. Таковы, например, многочисленные стихотворения Демьяна Бедного или стихотворения Маяковского из «Окон РОСТА», направленные против буржуазной интервенции 1919—1922 гг., «Молодая гвардия» Фадеева, «Непокоренные» Горбатова, военные повести и романы Симонова, Казакевича и других писателей, направленные против фашистских захватчиков. Глава VII ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (принципы художественного отражения жизни) В предыдущих главах, рассматривающих вопрос об особенностях идейного содержания литературных произведений, речь шла преимущественно об активных сторонах этого содержания, вытекающих из мировоззрения писателя, — об его идейном осмыслении и эмоциональной оценке изображаемой жизни. О социальных характерах, которые отражаются в произведении, говорилось только как об основном предмете художественного познания, могущем возбудить у писателя то или другое его осмысление, ту или иную оценку. При этом разъяснялось, что человеческие, социальные характеры всегда отличаются большей или меньшей сложностью, разносторонностью, что писатели, исходя из своего мировоззрения, всегда проявляют особенно большой идейный интерес к некоторым сторонам, свойствам, отношениям социальных характеров и в процессе создания произведений именно эти стороны так или иначе выделяют, усиливают, развивают. Но пока еще совсем не говорилось о том, что социальные характеры людей, которые писатели творчески типизируют в своих произведениях и которые тем самым в < ц них осознаются и отражаются, имеют свои реальные свойства, не зависящие от сознания писателей, от того, как они их оценивают, что характеры имеют свои реальные внутренние закономерности. Это новый вопрос, также относящийся к особенностям содержания литературных произведений. Суть этого вопроса заключается в том, что в зависимости от склада своего мировоззрения писатели могут осознавать или не осознавать реальные внутренние закономерности изображаемых ими характеров, что, и не осознавая их, они могут все же с большей или меньшей глубиной отражать эти закономерности в художественном воспроизведении характеров. Если писатель, создавая действия, отношения, переживания своих вымышленных героев, исходит при этом из внутренних закономерностей их социальных характеров, его произведения приобретают тем самым такое свойство, которое обычно называют реализмом. Если же писатель обходит эти внутренние исторически конкретные закономерности характеров своих героев в угоду исторически отвлеченной идейно-эмоциональной тенденции своего замысла, то его произведения оказываются нереалистическими. Реалистическое и нереалистическое воспроизведение социальных характеров это и есть принципы художественного отражения жизни. Еще сравнительно недавно, в 1930-е и 1940-е годы (а иногда и сейчас), такие принципы советские литературоведы называли художественными, или творческими, методами. Однако за последние 10—15 лет значение термина «метод» несколько изменилось. Многие литературоведы теперь этим словом называют особенности идейного содержания произведения в целом — принципы отбора, осмысления, оценки характеров, а иногда и особенности формы (художественные «приемы»). Но, конечно, в науке недопустимо употребление одного и того же термина в разных значениях. Здесь понятие метода будет рассматриваться в том значении, в каком определены выше принципы художественного отражения жизни. СУЩНОСТЬ РЕАЛИЗМА В художественной литературе реализм развивается постепенно, в течение многих столетий. Но понимание того, что он существует, и самый термин «реализм» возникли лишь в середине XIX в. Уже тогда писатели и критики в России — сначала Пушкин, потом Белинский — обратили внимание на о с о б у ю общность писателей, творивших в разное время и сильно отличавшихся друг от друга по своим общественным воззрениям, тематике, проблематике, пафосу творчества. Эта общность была признана в дальнейшем и учеными. Они стали объединять таких непохожих друг на друга писателей, как Шекспир и Сервантес, Стендаль и Бальзак, Диккенс и Теккерей, Гоголь и Л. Толстой, Горький и Шолохов, одним названием — «реалисты». Сначала критики увидели в реализме преимущественно процесс преодоления писателями той односторонности в изображении характеров людей, которая была до того свойственна произведениям средневековой литературы, классицизма, романтизма, и способность разностороннего изображения характеров. С этой точки зрения критики, вслед за Пушкиным, противопоставляли Шекспира классицисту Мольеру и романтику Шиллеру. Тем самым был верно отмечен один из существенных признаков реализма. Но для полного определения этого принципа художественного отражения жизни надо было поставить и решить вопрос о том, почему реалистически изображенные характеры сохраняют свою разносторонность. Близко к решению такого вопроса подошел еще Пушкин, заметив по поводу шекспировских пьес, что в них «обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры» (80, 210. Разрядка наша. — Я. Я.). В середине XIX в. русская революционно-демократическая критика, благодаря материалистическому пониманию человеческой природы, пыталась обосновать идею зависимости художественного характера от объективных социально-исторических обстоятельств и подготовила тем самым верную трактовку реалистического принципа отражения жизни. Абстрактное изображение личности, без попыток объяснения причин ее поведения, воспринималось этой критикой как отход от такого принципа. Так, Добролюбов выразил неудовлетворенность образом Валковского в романе Достоевского «Униженные и оскорбленные», увидев в нем абстрактное «собрание злодейских черт», и противопоставил его классическим типам реалистической литературы — гоголевскому Чичикову и гончаровскому Обломову — по той причине, что последние объяснены авторами социально-психологически. Но прежде чем прийти к научной формуле реализма, теоретическая мысль должна была поставить и решить вопрос о том, что такое «обстоятельств а», которые влияют на изображаемые характеры, и почему развитие характеров в зависимости от них является основной чертой реализма. Еще демократическая теоретико-литературная мысль открыла социальную природу обстоятельств, формирующих характеры, и это было важным методологическим ключом к познанию реалистической литературы. Обстоятельства стали понимать не как внешние особенности среды, обстановки и т. п., а как социальные отношения и социальную борьбу, определяющие историческое движение общества, а следовательно, и отдельной личности. Поэтому в том случае, если критики замечали, что писатель более глубоко, чем его предшественники, осознает связь созданных им художественных персонажей с социальными обстоятельствами страны и эпохи и более глубоко раскрывает взаимодействие между ними, то в этом они видели развитие реализма, совершенствование реалистического принципа отражения жизни. Так, Чернышевский, сопоставляя Гоголя и Салтыкова-Щедрина, отметил преимущество последнего в одном отношении: автор «Губернских очерков», в отличие от Гоголя, «очень хорошо понимает, откуда возникает взяточничество, какими фактами оно поддерживается, какими фактами могло бы быть истреблено» (103, 633). Но только конкретно-историческая теория, определив сущность человека как совокупность общественных отношений, а затем научно объяснив само содержание этих отношений, могла создать и создала предпосылки для верного и полного выяснения взаимодействия между двумя основными «слагаемыми» в реалистической литературе: характерами и обстоятельствами. Конкретным литературоведческим определением специфики реалистического отражения жизни следует считать точную формулу Энгельса, данную им в письме к М. Гарк-несс: «... реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение (точнее дан перевод в 1-м издании: «верность передачи». — Я. Я.) типичных характеров в типичных обстоятельствах» (б, 35). В письме к Ф. Лассалю по поводу его трагедии «Франц фон Зиккинген» Энгельс дал определение типического характера, с одобрением отмечая, что главные действующие лица его произведения «являются действительно представителями определенных классов и направлений» и «черпают мотивы своих действий не в... индивидуальных прихотях, а в том историческом потоке, который их несет» (4, 492). Но Энгельс видит у Лассаля в изображении главного героя трагедии, рыцаря Зиккингена, восстающего против высшей феодальной власти, отступление от реализма, потому что Зиккинген показан без четкой и последовательно социальной обусловленности своего характера. В том же письме Энгельс говорит и о типических обстоятельствах. В его трактовке они выступают как существенные социальные отношения в соответствующую эпоху. Лассаль не показал в своей трагедии широкого социального фона, не выявил различия классовых интересов дворян и крестьян, не раскрыл также участия в событиях передовых слоев городской буржуазии. Значит, он не воспроизвел полностью основных типических обстоятельств немецкой общественной жизни XVI в., не раскрыл в конкретной связи с ними характеров своих героев и его творческий принцип не оказался достаточно реалистическим. Опираясь на концепцию Энгельса, можно сделать вывод, что своеобразие реалистического принципа отражения жизни заключается в том, что все основные существенные особенности и отношения изображаемых характеров воспроизводятся в их обусловленности типическими обстоятельствами. Хороший пример — развитие характера царя Бориса в первой русской реалистической трагедии «Борис Годунов» Пушкина. Антагонизм между царем и народом, представляющий собой основное типическое обстоятельство трагедии, оказывает своё воздействие на чувства и переживания царя. От того, как развивается этот антагонизм, полностью зависит острота переживаний Бориса: чем больше народ, страдающий от гнета, осуждает царя, тем сильнее становятся муки совести Бориса, убившего царевича Димитрия (60, 119—121). Так как подобное взаимодействие обстоятельств и характеров в настоящем художественном произведении не подчеркивается, не демонстрируется автором открыто, то отсюда и возникает представление, будто в реалистических произведениях происходит «саморазвитие» характеров. На самом деле характеры персонажей развиваются не сами по себе, а под воздействием типических обстоятельств, хотя последние могут быть и не изображены в произведении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.179 (0.009 с.) |