Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искусство и наука, понятия и образыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Искусство — один из видов общественного сознания и духовной культуры человечества. Как и другие их виды, в частности наука, оно служит средством познания жизни. В том, что наука изучает и исследует различные стороны жизни природы и общества, никто не сомневается. Но определяя сущность искусства, некоторые ученые, стоящие на моралистических или формалистических позициях, отрицают его познавательное значение или не уделяют ему должного внимания. На самом деле искусство всегда по-своему отражает и осмысляет жизнь, находящуюся за его пределами. Это может быть жизнь людей в ее внешних отношениях и событиях или же внутренний мир человеческой жизни, часто принадлежащий самим создателям художественных произведений, или, наконец, жизнь природы, так или иначе связанная с человеческой жизнью. Художественные произведения всегда о чем-то говорят своим читателям, слушателям, зрителям, что-то им открывают, дают им возможность о чем-то узнать. Есть такие сферы человеческой жизни, которые может осознать и осмыслить только искусство. Поэтому люди так высоко ценят художественные произведения, берегут их, снова и снова к ним обращаются. В чем же особенности искусства, отличающие его от науки и других видов общественного сознания, иначе го- воря, в чем его специфические свойства?1. Прежде всего, это различие в тех средствах, в которых искусство и наука выражают свое содержание. Сразу бросается в глаза, что наука применяет для этого отвлеченные понятия, а искусство — образы. На это отличительное свойство художественных произведений впервые обратили внимание свыше двух тысяч лет тому назад древнегреческие философы, в особенности Платон и Аристотель, называвшие искусство «подражанием природе». Они разумели под «природой» всю реальную жизнь — и естественную, и общественную, — которая всецело состоит из отдельных явлений. А «подражанием» они называли способность искусства воссоздавать эти отдельные явления жизни в изваяниях и картинах, в сценических представлениях, в поэмах и рассказах, иначе говоря, изображать отдельных людей, события в их жизни, явления природы. Не употребляя слова «образ», они, по существу, понимали, что искусство воссоздает, воспроизводит жизнь в образах. Определение искусства как «подражания природе» встречается во многих теоретических работах вплоть до XVIII в. Так, один из французских просветителей — Д. Дидро — указывал, что «каждое произведение искусства достойно похвалы, когда оно во всем и везде соответствует природе»... «Но кто предписывает вам быть строгим подражателем?» (54, 554, 575; разрядка наша. — Г. Я.), — спрашивает он, обращаясь к художнику. Гегель, обращавший главное внимание на пересоздание, претворение явлений жизни в произведениях искусства, отказался от такой терминологии. Он утверждал, что специфика искусства — это создание «идеала». Под «идеалом» он разумел выражение идеи («раскрытие духа») во «внешнем явлении», в его «живой индивидуальности», т. е. в образе (42, 12, 160). Но Гегель, употребляя иногда слово «образ», не придавал ему определяющего значения. Это сделали позднее теоретики искусства, опирающиеся на сильные стороны «Эстетики» Гегеля. Среди них был В. Г. Белинский. Он так писал о раз- 1 Еще римские ученые установили, из чего должно состоять определение всякого вида предметов. Определение, писали они, складывается в результате: 1) отнесения данного вида предметов к его ближайшему роду; 2) указания на те особенности, которыми этот вид предметов отличается от всех других видов того рода. Значит, «специфика» — это видовые отличительные свойства всех предметов и явлений жизни. личиях между философией и наукой, с одной стороны, и искусством — с другой: «Философ говорит силлогизмами, поэт — образами и картинами... Политико-эконом, воору-жась статистическими числами, доказывает, действуя на ум своих читателей или слушателей... Поэт, вооружась живым и ярким изображением действительности, показывает в верной картине, действуя на фантазию своих читателей... Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой — картинами» (29, 311). Позднее Г. В. Плеханов, возражая Л. Н. Толстому, утверждавшему, что суть искусства — в передаче художником испытанных им чувств другим людям, указывал, что искусство выражает не только чувства, но и мысли художника и передает их «в живых образах» (74, 4). В настоящее время мысль о том, что специфическое свойство искусства заключается прежде всего в его образности, разделяют очень многие теоретики, в особенности те, которые исходят из познавательного значения искусства. Что же такое образы в отличие от рассуждений, доказательств, умозаключений (силлогизмов), которые создаются с помощью отвлеченных понятий? В чем 'различие между образами и понятиями? Те и другие есть средства отражения реальной действительности в сознании людей, средства ее познания. Но понятия и образы по-разному отражают жизнь в двух основных ее сторонах, существующих во всех ее явлениях. Предварительно нужно выяснить наличие и соотношение этих сторон. Все, что существует на свете, состоит из отдельных, или «единичных», материальных явлений и предметов. Человечество живет на Земле, состоящей из отдельных материков с равнинами, горами, реками, населенных множеством отдельных растений и животных. Само человечество состоит из отдельных людей, которые создают орудия труда, машины, средства передвижения, произведения искусства, предметы бытового обихода и т. д. Духовная жизнь людей, их мысли, чувства, стремления также принадлежат отдельным личностям, которые передают их друг другу с помощью жестов, знаков, слов, предложений или целых сочинений. Но каждый человек (как и каждое растение, здание, орудие, произведение науки или искусства) представляет собой единство двух разных сторон: общего и индивиду- ального. С одной стороны, каждый человек — это представитель определенного рода живых существ, а в историческом развитии этого рода — какой-то национальности, социального слоя, профессии и т. д. Эти особенности свойственны не только ему одному, но и множеству других людей того же народа, той же эпохи, подобного же общественного положения. У него могут проявляться различные нравственные достоинства и недостатки (ум, доброта, слабоволие, эгоизм и т. д.), которые характерны и для других людей. Это существенные особенности человека. Но каждый человек обладает и множеством таких черт и свойств, которыми он отличается от всех других людей той же национальности, социального строя, пола, возраста, нравственных качеств. Это его личные, неповторимые, индивидуальные свойства. Во всех людях, во всех живых существах, явлениях, процессах, предметах общие свойства их жизни и индивидуальные черты не обособлены, а тесно связаны между собой и пронизывают друг друга. Общее, родовое никогда не существует без индивидуального и вне его, но всегда выражается в нем, раскрывается через него. И индивидуальное всегда заключает в себе родовые особенности. Однако индивидуальное может по-разному проявлять в себе общее. Оно может быть особенно отчетливым, активным, значительным проявлением общего, родового, существенного или же выражать его не очень ясно и сильно, или же, наконец, совсем слабо, почти незначительно. В каждой области жизни, в каждом роде ее явлений всегда встречаются и те, и другие, и третьи его представители. В том случае, если тот или иной род представлен множеством отдельных явлений, большинство из них выражают в себе обычно существенные свойства этого рода средней степенью ясности и силы. Так, среди большой группы студентов, посвятивших себя изучению определенной науки, лишь некоторые обнаруживают выдающиеся способности по избранной специальности; отдельные студенты оказываются мало или даже вовсе не способными к ней; а большинство занимает середину между ними, проявляя одаренность, но не очень большую, не исключительную. Или, например, среди множества берез в лесу немногие поражают высотой, прямизной ствола, развесистостью кроны, немногие — низко-рослостью, кривизной и однобокостью кроны, прочие же не привлекают к себе особого внимания, так как не отли- чаются ни совершенством выражения своих родовых свойств, ни большими изъянами. Высокая степень отчетливости и активности выражения общего, родового в индивидуальности того или иного явления делает это явление типом своего рода, т и-пическим явлением (гр. typos — отпечаток, оттиск). Типичны не те отдельные явления жизни, которые, как часто неверно думают, воплощают в себе свойства своего рода с небольшой степенью ясности и силы, которые выступают средними, рядовыми его представителями, часто составляющими в нем большинство. Типичны такие явления, которые, по выражению Чернышевского, «превосходны в своем роде», в индивидуальности которых родовые черты «отпечатались» резко, рельефно. Явление может быть необычным, исключительным в своей индивидуальности и именно поэтому может оказаться превосходным в своем роде, типичным для него. Значит, не следует противопоставлять «исключительное» «типическому», как это нередко делается. Так, в каждой области знания типичными учеными являются те люди, которые обнаруживают в своей научной деятельности особенно большую талантливость интеллектуальную, идейную целеустремленность и самоот верженность. Такими были, например, выдающиеся деятели русской науки физиолог И. П. Павлов, ботаник Н. И. Вавилов, геолог В. И. Вернадский и др. Так же и в области искусства. Например, среди церковных зданий, созданных в России в стиле классицизма (конец XVIII — начало XIX в.), типичными оказываются не те, которые во множестве построены второразрядными архитекторами по селам и провинциальным городам, а такие выдающиеся образцы этого вида зодчества, как Казанский собор в Ленинграде или церковь «Всех скорбящих» в Москве, на Ордынке. Необходимо различать, следовательно, в явлениях жизни их родовые, существенные особенности и степень типичности каждого отдельного явления для всего рода. Но превосходность отдельного явления в его роде не означает, конечно, превосходности всего этого рода явлений в той или иной области жизни. Сам род явлений может иметь разное значение для общества: и, более или менее положительное, и более или менее отрицательное. Так, типичным представителем политической реакции в конце царствования Александра I был военный министр Аракчеев, самый крайний и активный вдохновитель реакционного курса, подавляющего свободу общества, создатель «военных поселений», невыносимых для народа. Так же бывает и в области искусства. Часто спорят, например, о достоинствах джазовой музыки, не различая достоинств всего этого рода музыки и отдельных его произведений. Есть отдельные джазовые пьесы, превосходные в своем роде. Но весь этот род музыки значительно уступает по достоинствам содержания классическим родам инструментальной музыки — камерной и симфонической. Типичность явлений общественной жизни, равно как и жизни природы, имеет очень большое значение, прежде всего для практической деятельности людей. Так, земледельцы стремятся проводить сев самыми крупными, всхожими семенами. Зоотехники улучшают скот, отбирая самых породистых, продуктивных животных. Не меньшее значение типичность явлений имеет для науки и искусства. Ученые проводят свои исследования и эксперименты на типических проявлениях тех или иных закономерностей жизни. И художники всегда интересуются самыми яркими и значительными представителями той или иной социальной среды и эпохи, делая их прототипами своих вымышленных персонажей. Но для искусства изображение типического всегда является главной и самодовлеющей задачей, а для науки изображение типических явлений имеет лишь служебное и вспомогательное значение. В основном наука познает жизнь не в образах, а в отвлеченных понятиях. Отвлеченное понятие — это мысль об общих, родовых, существенных свойствах явлений жизни, абстрагированных от индивидуальных черт каждого отдельного явления. Своей абстрактностью научные понятия отличаются от обычных словесных понятий, которыми люди мыслят в повседневной практической деятельности — производственной, общественной, бытовой. Так, в повседневной жизни люди думают: «Прошел дождь, теперь пшеница будет лучше расти». Человек, подумавший так, прекрасно знает, что такое дождь вообще и пшеница вообще. Но он имеет в виду дождь, только что выпавший в известном ему месте, и пшеницу, растущую на известном ему поле. Он не думает о том, что такое дождь как метеорологическое явление, какие процессы его вызывают, что он отличается от града и снега или что такое пшеница как ботаническое явление в отличие от ржи или ячменя. Иначе говоря, он видит общее в индивидуальном, но не отвлекает в своей мысли общие свойства явлений от их индивидуальных черт, а только отличает первые от вторых. Он интересуется при этом не общими свойствами самими по себе, а их конкретным, индивидуальным проявлением. Иначе мыслят люди, оперирующие отвлеченными, абстрактными понятиями. Они интересуются общими, родовыми свойствами явлений самими по себе; на этой основе они классифицируют явления и устанавливают связи и взаимоотношения между общими, существенными свойствами явлений и процессов. Отдельное же индивидуальное явление может служить им только примером этих общих свойств и связей. Но общие свойства явлений часто очень сложны, раз-носторонни, изменчивы. Поэтому содержание общего понятия о том или ином явлении может быть передано не одним суждением, а целым рядом суждений, выраженных в отдельных предложениях. Например, при определении общего понятия «метафора» литературоведы сначала относят это явление не к его ближайшему роду, а к роду более общему, более широкому в своем объеме. Они говорят, что «метафора» — это вообще одно из «средств словесной изобразительности». Затем они указывают на «ближайший род» определяемого явления, на то, что «метафора» — это слово, имеющее «иносказательное, переносное значение». И наконец, они выясняют специфическое, видовое отличие «метафоры», заключающееся в том, что ее иносказательность основана на принципе сходства между явлениями жизни (звезды мигают, душевное волнение, теплый прием). А затем они добавляют, что «метафора» может вместе с тем выражать эмоциональное отношение говорящего к изображаемой жизни и поэтому часто служит «эпитетом» изображенных явлений. Некоторые области знания, такие, как наука, философия, технология, особенно заинтересованы в создании и систематизации отвлеченных понятий. Они часто пользуются для их обозначения не обычными словами живых национальных языков, но строго определенными в своем содержании терминами (лат. terminum — предел, граница), заимствованными в большинстве случаев из классических «мертвых» языков — древнегреческого и латинского. Разработка отвлеченных понятий требует специализа- ции мышления. Особенно отчетливо специализация мышления проявляется в различных областях науки. Поэтому об ученых часто говорят, что они «мыслят понятиями». И чтобы подчеркнуть существенные различия между наукой и искусством, о художниках, творцах произведений искусства говорят, что они «мыслят образами». Что же такое образ? В чем его отличие от отвлеченного понятия? В философии «образами» называют всякое отражение жизни в сознании людей, всякое ее «отображение». Для философов «образ»— это и восприятие человеком отдельного явления, конкретное представление о нем, возникающее в его сознании, и зрительные, слуховые и прочие ощущения, из которых складываются такие представления, и отвлеченные понятия о родовых свойствах явлений. В науках об искусстве, в частности в литературоведении, слово «образ» имеет другое значение. Для искусствоведов «образ» это не просто отражение отдельного явления жизни в человеческом сознании, а зто воспроизведение уже отраженного и осознанного художником явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков — с помощью речи, мимики и жестов, очертаний и красок, системы звуков и т. д. Образы всегда воспроизводят жизнь в ее отдельных явлениях и в том единстве и взаимопроникновении их общих и индивидуальных черт, какое существует в явлениях самой действительности. Можно мыслить об их общих, родовых свойствах всех людей в их отличии от животных или о свойствах людей определенной национальности и эпохи. Но создать зрительный или словесный образ человека вообще, англичанина или индуса вообще невозможно. Это будет не образ, а зрительная или описательная схема. Образ человека — это изображение отдельного лица с множеством присущих ему индивидуальных черт, а также подробностей окружающей его жизни. Таково, например, отличие художественной скульптуры от макетов человеческой фигуры, применяемых при изучении анатомии. ВИДЫ ОБРАЗНОСТИ Искусство создает образы для того, чтобы по-своему отразить жизнь и осмыслить ее. Но и наука очень часто пользуется образами в качестве вспомогательного средства при изложении мысли. Образы науке нужны для того, чтобы сделать рассуждения и выводы, создаваемые посред- ством отвлеченных понятий, непосредственно ощутимыми, наглядными. Наука применяет образы для иллюстрации своих обобщений, она создает иллюстративные образы. Так, когда ученый-этнограф излагает свои выводы об особенностях производства и бытового уклада какого-то племени, например эскимосов или бушменов, он для наглядности приводит читателям или слушателям изображения отдельных охотничьих или бытовых сцен из жизни этих племен. Или когда ученый-астроном говорит о существовании в космическом пространстве двух видов «галактик» (огромных скоплений звезд) — шаровых и спиральных, он стремится пояснить эту классификацию примерами и приводит фотографии отдельных галактик обоих видов, снятые через сильнейшие телескопы. В обоих случаях ученые иллюстрируют свои обобщения изображением отдельных явлений, в которых общие, родовые свойства жизни проявляются в каких-то индивидуальных ее чертах. При этом ученому не безразлично, какая именно сцена охотничьей жизни эскимосов или какая именно галактика оказалась на тех фотографиях или зарисовках, которые он показывает. Ему необходимо, чтобы эта отдельная сцена или отдельная галактика была по своим индивидуальных чертам наиболее ярким, превосходным образцом среди подобных явлений, чтобы его читатели и слушатели со всей отчетливостью увидели и поняли их общие родовые свойства.''Иначе говоря, ученые всегда пользуются для иллюстрации своих обобщающих наблюдений и выводов изображениями т и п и ч н ы х явлений жизни. Но при этом они всегда берут такие типичные явления, которые существовали или существуют в реальной действительности, в которых сами ученые или другие люди могли увидеть, осмыслить, оценить степень их типичности и затем нарисовать, сфотографировать, описать с сохранением всех их подробностей, всех их индивидуальных черт. Ученые не имеют права придумывать иллюстрации к своим обобщениям, создавать их в своем воображении, преувеличивать и усиливать с помощью своей фантазии интересующие их свойства и стороны типичных явлений. Они должны исходить из фактов реальной жизни и точно воспроизводить их. Они обязаны указывать при этом, кто, где, когда видел, узнал и верно воспроизвел приводимые ими факты. В противном случае ученые поставят под сомнение свои обобщения и выводы. Иначе говоря, научно-иллюстратив- ные образы не заключают в себе гиперболизации изображаемой жизни. Другая важная особенность иллюстративных образов науки заключается в том, что эти образы лишены эмоциональной выразительности. Ученый может раскрыть через индивидуальные черты изображаемого интересующие его общие, существенные свойства жизни, но он не может выражать через них свое эмоциональное отношение к этим общим свойствам. Так, этнограф, подбирая для иллюстрации отдельные сцены из охотничьей жизни эскимосов, должен выбирать те из них, которые особенно хорошо раскрывают обычные для этого племени приемы охоты, способы применения орудия и т. д. Но он не может брать на себя нравственную оценку жизни этих людей и показывать сцены, в которых запечатлелись бы случаи особенного геройства или, наоборот, особенной трусости охотников. Ученый должен прояснять только то, что интересует его науку, и быть объективным в своих наблюдениях и выводах. Однако иллюстративные образы применяются не только в науке. Нередко образы используются для того, чтобы выразить более широкие и злободневные общественные интересы, в основном публицистические. В жизни часто происходят такие события, в которых участвуют лица, интересные своими общими, повторяющимися свойствами для широких слоев общественности той или иной страны, имеющие для нее нравственно-политическое значение. При этом всегда есть люди — деятели прессы, репортеры, очеркисты, — которые стремятся информировать общество о таких повторяющихся событиях. Естественно, что они не изображают в своих очерках первое попавшееся из интересующих их событий и лиц, так или иначе в нем участвующих, а ищут такое событие и таких лиц, в индивидуальности которых существенные свойства жизни, важные для общества, проявлялись бы особенно отчетливо, ярко, значительно. Иначе говоря, очеркисты также выбирают для изображения типические в своем роде явления жизни, которые могут служить хорошей иллюстрацией существенных особенностей, имеющих общественное значение. Таковы, например, очерки об индустриальном развитии нашей страны, охватывающем жизнь многих людей, всегда требующем от своих участников трудовой смекалки, упорства, выдержки, нередко смелости, мужества, даже самоотверженности и героизма. Очеркисты и стремятся показать обществу во всех подробностях вы- дающиеся образцы этих нравственно-трудовых качеств, проявленных определенными лицами в определенной обстановке. Образы такого рода очерков отчасти подобны образам научно-иллюстративным. Их значение заключается в том, чтобы воспроизвести реально существующих людей со всеми подробностями. Создатели такого рода очерков должны добросовестно информировать общество о том, что было на самом деле. Поэтому они также должны соблюдать точность в передаче подробностей изображаемой жизни, не изменяя их по своему желанию, не преуве-личирая с помощью этих подробностей интересущие их стороны действительности. Публицистически-иллюстративные образы, подобно научно-иллюстративным, лишены гиперболизма. В них не имеет решающего значения и эмоциональная выразительность. Общественные идеалы и стремления создателей публицистических очерков часто очень активны. Одни явления они обычно стремятся показать в сочувственном освещении, другие — в осуждающем. Они могут выразить свое отношение к изображаемой жизни в тех общих рассуждениях, которыми часто предваряют или заключают изображение, а также тем, что об одних подробностях жизни скажут больше, о других — меньше, о третьих вовсе умолчат. Но они не могут при этом изменять такие подробности, чтобы не вводить общество в заблуждение. Иллюстративные образы науки и публицистики воспроизводят типические явления такими, какими они были в действительности. Но бывают и другого рода образы, создатели которых не ставят перед собой подобной задачи и изображают явления жизни не ради их типичности, а ради их н е п о в -торимой индивидуальности, если она интересна в том или ином отношении. Это — фактографические образы. Часто такие образы создают для того, чтобы запечатлеть важные для людей события из их личной, семейно-бытовой жизни. Они возникают в частной переписке, дневниках, воспоминаниях, или мемуарах (лат. memoria — память). Таковы, например, талантливо написанные мемуары Т. А. Кузьминской, свояченицы Л. Н. Толстого, «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне», в которых она подробно повествует о своей юности, жизни в своей семье и посещениях усадьбы Толстого, ставшего мужем ее сестры. Иногда такие образы создают для того, чтобы сохра- нить в памяти общества события гражданской жизни. В древности их создавали летописцы, в большинстве своем ученые монахи, чьи записи остаются бесценными памятниками, необходимыми для установления лиц и событий далекого прошлого. В наше время печатается множество воспоминаний о недавних великих событиях, например Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войне или о Великой Отечественной войне. В последние столетия в связи с усложнением общественной жизни, развитием средств сообщения и печати в обществе все усиливается интерес к образной информации о наиболее важных, только что происшедших событиях в политической, культурной, производственной жизни разных народов мира. Газеты и журналы предлагают читателям образные сообщения о таких событиях, написанные обычно в форме очерков и часто включающие в свой текст фотографические снимки происшедшего. Читатели с большим вниманием знакомятся с очерками, воспроизводящими то, что однажды где-то произошло, но очевидцами чего они, читатели, не могли быть. Например, когда осенью 1963 г. в техасском городе Далласе был злодейски убит президент США Джон Кеннеди, это событие потрясло весь мир. Многим сейчас же захотелось узнать, как это произошло, как это могло случиться. В прессе различных стран появились подробные описания этого происшествия, составленные по рассказам и снимкам многочисленных свидетелей. Летописи, мемуары и такого рода очерки знакомят общество с отдельными событиями и лицами, в них участвующими, представляющими единство общих и индивидуальных свойств. Но авторы таких произведений стремятся обратить внимание других не на общие свойства происшедшего, а именно на неповторимые, индивидуальные его черты. Они создают образы для познания индивидуального в реальной действительности и не делают при этом каких-либо обобщений. В результате возникают образы, передающие информацию о том, что однажды где-то произошло. Так, буржуазные очеркисты, стремящиеся восстановить во всех подробностях картину убийства президента Кеннеди, не предлагают при этом выводов о том, каков был вообще этот президент, какова была его политика, кто мог быть его врагом, или о том, как вообще нужно охранять жизнь главы государства. Такие выводы можно дать только в форме рассуждений, а не образов. Следовательно, фактографические образы имеют нечто общее с образами иллюстративными. Очеркист-фактограф также должен соблюдать точность в передаче индивидуальных подробностей происшедшего, он не имеет нравственного права их искажать и придумывать. Он может выражать свое отношение к изображаемым лицам и событиям только отбором и выделением некоторых подробностей, наиболее для него важных. Итак, фактографические образы воспроизводят такие явления жизни, которые значительны по своей индивидуальности. Иллюстративные образы воспроизводят явления ради их типичности, реально существующей в жизни. И те, и другие не изменяют индивидуальности явлений, показывая их такими, какими они были в действительности. В создании тех и других образов творческое воображение их автора не имеет значения и не проявляется сколько-нибудь заметно. В отличие от иллюстративных и фактографических изображений образы искусства всегда являются созданием творческой мысли и воображения художника. Они возникают не для иллюстрации обобщающих наблюдений и выводов и не для информации о случившемся. У них свое, специфическое назначение и свои особенности, из него вытекающие. Художественные образы наиболее близки к образам публицистически-иллюстративным. В них также воспроизводятся типические явления жизни в свете тех или иных общественных интересов и идеалов. Но происходит это иначе. В отличие от публицистики и науки искусство не довольствуется степенью типичности явлений, которую они имеют в жизни. Искусство претворяет в своих образах индивидуальность явлений, чтобы они стали еще более типичными, чтобы они еще более отчетливо, ярко, законченно воплощали в себе существенные особенности. Оно творчески типизирует жизнь. Типизация — это такое воспроизведение жизни, в процессе которого существенные свойства ее явлений получают усиленное, преувеличенное (гиперболическое) выражение в их новых, вымышленных индивидуальных чертах. Поэтому типизация жизни может осуществляться посредством изображения ее явлений только в образах, а не в отвлеченных понятиях. Другое отличительное свойство художественных образов — это их отчетливо ощутимая эмоциональность. Общественные интересы и идеалы, в свете кото- рых творцы произведений искусства осознают типичные явления жизни, всегда порождают в их душе соответствующие чувства, переживания, стремления. И создавая изображения типического, они выражают в них свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением индивидуальных подробностей изображаемого — деталями художественных образов, а также внешними средствами изображения — художественной речью, сочетаниями звуков, мимикой и жестами, очертаниями и красками и т. д. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей. Третья отличительная особенность образов художественных произведений заключается в том, что они всегда являются основным и самодовлеющим средством выражения содержания этих произведений. Они не дополняют заранее данные или предполагаемые обобщения жизни в качестве наглядных примеров, а содержат обобщения жизни только в самих себе, выражают их своим собственным «языком» и не требуют добавочных пояснений. Эти специфические свойства образов искусства вытекают из специфических особенностей его содержания, его значения в жизни людей. В чем же состоит это значение? Этот вопрос надо изучать и решать исторически. Дело в том, что искусство, как и другие области духовной культуры человечества, не возникло сразу. Оно постепенно складывалось в исторической жизни общества, расчленяясь все более и более с другими видами его духовной деятельности. Гегель называл начальный период становления искусства «предыскусством». Правильнее было бы его называть первобытным синкретическим творчеством.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.64 (0.012 с.) |