Вступительная беседа. Архитектура - искусство строить 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вступительная беседа. Архитектура - искусство строить



Лекция № 1

Вступительная беседа. Архитектура - искусство строить

 

 

В прекрасной книге «Дизайн для человека», ее автор Виктор Папанек утверждает, что «все люди дизайнеры. Все что мы делаем, практически всегда дизайн, ведь проектировать свойственно человеку в любой его деятельности. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью составляет суть дизайна».

На заре XXвека возникла новая специальность – дизайн предметного пространства, окружающей среды и интерьера. Эта специальность родилась на пересечении целого ряда дисциплин формирующих окружающее пространство человека в архитектурной среде, здесь, в первую очередь, сама архитектура, мебельное искусство, оформительское и декораторское искусство. И другие важные для человека специальности.

Архитектура и дизайн.

Архитектор, по крайней мере, с того момента, когда стало фактом архитектурное проектирование в современном смысле слова, был всегда занят оформлением интерьеров. Достаточно вспомнить, что Микельанджело не только строит библиотеку Медичи, но и проектирует для нее лавки-пюпитры. Практика этого рода столь естественна, пока архитектор работает на индивидуального (или персонального государственного) заказчика, что до самой середины XIXвека ее никому не приходило в голову ее обсуждать. Так выдающемуся русскому архитектору Воронихину принадлежат более 500 листов с фрагментами интерьера, предметного убранства и мебели; по его эскизам придворный поставщик Генрих Гамбс выполняет гарнитуры мебели для дворца в Павловске. Не меньшую славу принесли выдающемуся русскому архитектору Росси не только проекты его Петербургских дворцов, но множественные разработки проектов мебели, выполненной русским мастером Бобковым. Много сделал в искусстве организации интерьера Дж. Кваренги и многие, многие великие мастера архитектуры.

Меняются стилистические системы, но практика остается. Всемирную славу приобрела мебель архитектора Анри Ван де Вельде. Интерьеры его собственного дома стали эталонным образцом стиля «модерн». Виктор Орта создает утонченный ансамбль мебели и деталей декора в брюссельской гостинице «Эствельде» (1896). Гектор Гримар ни разу не дрогнувшей рукой формирует стиль парижского метро (1900), а Френк Ллойд Райт создает всю систему конторского оборудования для компании «Ларкин» в Буффало (1904), или отеля «Империал» в Токио (1922), перед нами все та же добрая традиция. Эту традицию подержали в новейшие времена Мисс ван дер Роэ. И выдающийся француз Шарль Корбюзье. Еще в недавнее время архитекторы формировали стиль эпохи, стиль жизни, и не удивительно, что именно архитектор Вальтер Гропиус стал создателем школы Bauhaus, школы ставшей готовить первых дизайнеров, а Питера Беренса называют отцом современного дизайна.

Еще недавно, следуя за уверениями лидеров «современного движения» в архитектуре и дизайне, критики соглашались проводить резкую грань между ними и их предшественниками. Сегодня, с дистанции не только времени. Но из эволюции, видно, что грань размыта, а преемственность чрезвычайно сильна. Линия непрерывной эволюции, протянувшаяся из древности к модерну, от модерна к сегодняшнему постмодернизму, проведена достаточно четко. Сегодня, когда мы привыкли к одновременности существования всех традиций в искусстве, когда уверенность в том, что одно направление сменит другое, возросла роль дизайнера, дизайнера интерьера, могущего целенаправленно создавать стилистику жизненной среды.

Роль дизайнера в формировании интерьера, в основных своих чертах, сменила роль архитектора. зачастую, в условиях реального проектирования дизайнеру приходится решать задачи архитектуры пространства в целом. Вот потому необходимо будущему дизайнеру быть ознакомленным с основными предпосылками архитектурного проектирования. Необходимы знания элементов зданий, на которых будет базироваться вся его последующая деятельность, базовых строительных и проектных технологий и конструктивных элементов сооружений, на которых строится предметное окружение. Знать конструкции, которые органически вписываются в архитектурное пространство. Дизайнер архитектурного пространства обязан быть знаком с элементами строительного производства, строительными материалами, которые формируют современные и исторические сооружения и постройки, быть знакомым со всем комплексом языка архитектуры. Для этих целей необходим данный предмет – основы строительства и архитектурных конструкций.

Строительство возникло на заре развития человеческого общества в процессе борьбы человека с природными условиями как средство защиты от атмосферных воздействий и диких животных. За прошедшие тысячелетия зодчество прошло гигантский путь развития от простой хижины до высотных зданий, от первобытного свайного поселения до современного благоустроенного города. Основным назначением архитектуры всегда являлось создание необходимой для существования человека жизненной среды.

Искусственная среда создается человеком в соответствии с особенностями социальных процессов и уровнем культуры общества. Она состоит из архитектурной среды, т.е. зданий и сооружений, и предметной среды, т.е. из всего мира вещей, созданных человеком.

В архитектурную среду, наряду со зданиями и сооружениями имеющими организующее пространство, входят комплексы зданий и сооружений, организующие наружное пространство –улицы, площади, города.

Архитектуру исстари называли «искусством строить». Леон Баптисто Альберти в своем трактате «Десять книг о зодчестве» определил ее как «искусство, без которого никак нельзя обойтись и которое приносит пользу, соединенную с наслаждением и достоинством». Альберти подчеркивал гуманную направленность архитектуры; уже он назвал ее главную цель – служение людям.

Определение, данное Альберти, однако, неполно. Архитектор, не ограничивающий себя рутинным повторением стереотипов, создает нечто, не имеющее прямых прообразов в действительности. Вместе с тем созданное им всегда входит в различные сложившиеся контексты – систему поселений, систему сооружений определенного назначения и типа, в конечном счете - в систему искусственной среды, «второй природы», которую создает вокруг себя человек. Новое в этой системе служит обществу вместе с унаследованным от прошлого. Формирую окружение, благоприятное для человека, архитектура создает защищенные пространства, микроклимат которых можно регулировать (поддерживая, например, постоянную температуру независимо от времени года). Среда, преобразованная архитектурой, служит организации человеческой деятельности – определяет пространства для процессов, изолирует их или связывает в необходимой последовательности, обеспечивает возможности общения и уединения. Организующая роль зодчества проявляется не только в разграничении или соединений частей пространства, но и в воздействии на поведение людей через эмоции и сознание. Материальные структуры сооружений и пространства, которые они организуют, несут информацию о социально обусловленном поведении и практических навыках людей, об отношениях между ними. Она создает не только оболочку быта, обеспечивающую определенную степень комфорта. Но и вещественное свидетельство принадлежности к той или иной социальной группе, утверждает престиж владельца. Эта информация не только направляет поведение людей одного времени, но и связывает разные поколения, разные эпохи, она образует важную часть коллективной памяти человечества.

Архитектура закрепляет присущие данному обществу системы деятельности и человеческих отношений; уже тем самым она служит целям социализации личности. Вместе с тем архитектура может воплощать определенные идеалы – этические и эстетические, - придавая им убедительную, осязаемую предметность (как воплотила готика идеалы позднего средневековья или архитектура Возрождения – гуманистические идеалы нового времени).

В конечном счете, можно сказать. Что перечень функций архитектуры практически совпадает с основными функциями культуры, направленными на обеспечение общества всем необходимым для успешного противоборства с природой, для его постоянного развития.

Архитектура проходит постоянное обновление, но не порывает с преемственностью. Даже в периоды своих качественных изменений «искусство строить» в той или иной мере использует опыт прошлого и опирается на его наследие (которое остается частью системы среды) – иногда вопреки заявлениям архитекторов о полном разрыве с предшествующей историей. Связь с прошлым может принять форму спора с ним, выливающегося в инверсию привычного.

Культуре необходима взаимосвязь подвижности и устойчивости – развитие должно сочетаться с закреплением достигнутых результатов. Поведением животных управляет программа, которая наследуется; человеческая деятельность не предопределена наследственно; ее гибкая изменчивость – необходимое условие прогресса. Пространственные структуры, создаваемые зодчеством, принимают очертания, отвечающие сложившимся схемам деятельности человека, и фиксируют связанные с ними значения. В то же самое время система в целом остается открытой к изменениям, чтобы удовлетворять вновь и вновь возникающие потребности. Тем самым архитектура служит и движению прогресса и упрочнению его результатов. Совмещение нового и старого в окружении человека, того, что достигнуто материальным и духовным производством разных эпох, - одна из форм «памяти» культуры, которая обеспечивает непрерывность ее развития и неповторимое содержание ее национальных и местных форм.

Искусство строить зависит от архитектуры как материальных результатов деятельности. Эта зависимость выражается не только в обращении к наследию, но и в стремлении связность контекстов среды, учесть требования, определяемые опытом ее использования. И общественное отношение к ее сложившимся формам. И в конечном счете любая задача, которая становится перед архитектором, вырастает из цели общего порядка – преобразовать систему предметно-пространственного окружения в соответствии с актуальными потребностями общества.

Архитектура должна удовлетворять широкий диапазон потребностей человека и общества в целом. «Искусство строить» создает необходимую часть средств производства (заводов и фабрик и пр.) и материальные средства обслуживания непроизводственных потребностей общества (жилье, общественные здания, постройки для отдыха). Вместе с тем, архитектура обращена и к сфере общественного сознания. Создавая утилитарные ценности, она создает и духовные ценности.

Итак, архитектура – это искусственная, созданная по законам красоты среда, в которой протекают все социальные и физиологические процессы, связанные с жизнедеятельностью человека.

Эстетические ценности архитектуры влияют на то, как складываются отношения человека к жизни, его ценностные ориентации. Организованное архитектурой окружение воздействует на эмоции, сознание и поведение человека. Эстетическое воздействие – необходимая часть, той функции социализации личности, которые выполняет архитектура. Наконец, воплощение в архитектуре системы идей, обобщенных представлений о жизни и ее закономерностях относятся к числу важнейших средств утверждения определенного мировоззрения и идеологии. Архитектура выступает и как один из видов художественного освоения мира, как искусство. Ее художественные образы создаются в ходе преобразования пространственной среды, воплощая постигнутые зодчим закономерности природы и общественных отношений. Благодаря весомой материальности произведений архитектуры и их прямой вовлеченности в жизненные ситуации эти образы могут стать особенно убедительными.

Необходимость использовать большие материальные средства для воплощения архитектурных замыслов заставляет во многом подчинять эти замыслы закономерностям техники, вводить в них методы, возникающие в ее сфере(как вошли в современную архитектуру методы стандартизации). Осуществимость целей архитектуры зависит от технических возможностей, которыми она располагает. Продукты техники обильно насыщают современные здания. Обеспечивают их функционирование. Однако при всех связях архитектуры и техники архитектурная форма во многом принципиально отлична от формы технической. Так в сфере последней каждое усовершенствование обесценивает и вытесняет как менее целесообразное все, что раньше служило тому же назначению. Но в сфере художественных ценностей, в сфере искусства, прогресс, завоевывающий новые средства выражения или новые уровни постижения связи мира и человека, не отменяет уже достигнутого. Практическое назначение здания может измениться; могут уйти в прошлое идеология и миропонимание, которые воплощал зодчий, но эстетическая ценность может не только сохраниться, но и возрасти, связываясь с новым содержанием. Такова судьба Парфенона, храма Святой Софии, Московского Кремля и Колизея.

Особое место занимает архитектура и среди видов искусства. Ее, как и родственный ей дизайн, выделяет участие в организации среды и человеческой деятельности. Системность последней определяет системный характер того, что ей служит; произведениям архитектуры свойственно поэтому существование в системе, в ансамбле. Отсюда исходит организующая функция архитектуры по отношению к другим искусствам – архитектура образует основу среды, в которой существуют их произведения, определяет возможности синтеза.

В системе видов искусства архитектуру обычно относят к искусствам пространственным, в которых образ существует в пространстве и не изменяется во времени. Однако если принять во внимание всю сложность восприятия архитектуры, характеристика, которая дается ей в традиционной «системе видов», окажется достаточно условной. Структуры, создаваемые зодчеством, трехмерны, их величины крупны; представления о них складывается в сопоставлении картин, последовательно открывающихся с различных точек зрения. Подобная особенность присуща и скульптуре, тоже требующей осмотра с различных сторон. Но в скульптуре восприятие объема позволяет полностью раскрыть содержание произведения. В архитектуре же видимый извне «объем» здания, - как правило, лишь оболочка системы внутренних пространств. Еще более существенно, что образ произведения зодчества получает полное выражение лишь в единстве материально-пространственных структур и тех жизненных функций, которым они служат. На только сами здания, но и деятельность людей – их деловая суета в торговом центре, праздничное оживление в театре или сосредоточенность в библиотеке – определяет характер образа, порождаемого архитектурой. Режиссура жизненных процессов. Распределение в пространстве движения и покоя существенны не только для функциональной организации здания, но и для его выразительности; красота заключена уже в том, как вы движетесь в пространстве.

Восприятие архитектуры в ее связях с жизненными процессами тоже развертывается во времени. Среда изменчива и подвижна. Темп ее изменений обычно слишком медлен. Чтобы их процесс мог быть непосредственно воспринят.

За последние 150 лет прогресс техники породил «технические» виды искусства, вставшие рядом с традиционными. Подобным образом рядом с «искусством строить» и прикладным искусством возникли индустриальное домостроение и дизайн, где промышленная техника образует промежуточное звено между замыслом художника и результатом его творчества; она позволяет тиражировать произведения, исполнять его в любом числе идентичных и равноценных повторений. Тем самым были принципиально изменены методы формирования предметно-пространственного окружения; воспроизводство эстетических ценностей, уникальных по своей природе, стало невозможным.

Архитектурная форма.

Объектом восприятия, через который мы постигаем архитектуру вообще и особенности каждого ее произведения среди массы других, служит форма. Форма - способ постижения архитектуры. Через нее выражаются и постигаются образы, несущие общекультурную и идеологическую информацию, на нее направлены эстетическое творчество и эстетическая оценка. Форма в архитектуре понятие сложное. Это внутренняя связь и способ взаимодействия материальных элементов произведения архитектуры между собой и окружением, данные нам в чувственном восприятии. Форма создается преобразованием природного материала, которое направленно к удовлетворению определенных потребностей и подчинено законам природы. Вместе с тем это эстетически упорядоченная конструкция, следующая «законам красоты» и обладающая эстетической ценностью. Через форму выражается социокультурное и идейно-художественное содержание архитектуры.

Форма объекта в значительной степени зависит от его художественно осмысленного взаимодействия со средой, которое предусматривает либо непосредственный контакт архитектурного объекта с окружающей его природой или с человеком, либо контакт дистанционный. Архитектурная форма – это синтез художественного замысла, материала и конструктивного замысла, она предполагает внутреннюю связь и способ взаимодействия материальных элементов и пространств между собой и окружением, данных нам в чувственном восприятии.

Когда все формообразующие факторы проявляются в форме, т.е. когда форма полностью соответствует содержанию, ее следует считать совершенной.

Форма неотделима от материальной основы произведения зодчества, его объективных свойств и обращения к человеку. Целесообразные конструктивно, предназначены для организации жизненных процессов, материальные элементы и пространства произведения архитектуры могут рассматриваться как знаки, которые несут информацию, складывающуюся в сложное, многогранное содержание. Этот слой можно выделить как художественный язык архитектуры.

Художественный язык архитектуры глубоко специфичен; как и язык родственного архитектуре дизайна, его отличает неразделимая связь художественного и внехудожественного, самой жизни и ее отражения в образах. Проблемы художественного языка в архитектуре и дизайне переплетаются с очень широким комплексом проблем зодчества в целом и связаны с очень широкой социокультурной проблематикой.

Первопричиной и целью строительной деятельности человека является, как правило, полезное трехмерное пространство. Сегодня в нем протекает большая часть человеческой деятельности. В результате «обстройки» пространства или группы пространств возникает архитектурный объект. он как бы обволакивает внутренние пространства. поэтому комплексное оформление его поверхностей – одна из основных задач архитектора, а сегодня еще и дизайнера.

Внутренняя структура архитектурного сооружения зачастую хорошо читается во внешних формах объекта. Увидев снаружи готический собор, мы уже предполагаем внутри него огромные пространства. Компактная форма и однообразный ряд окон в современных административных зданиях позволяют предположить, что внутри они разделены на многочисленные кабинеты, конторские помещения.

Существовали и существуют теории, поднимающие подобные соотношения до обобщающих качественных признаков того или иного стиля. Однако ставшему популярным в XIXвеке тезису «форма следует функции» можно противопоставить множество примеров из истории архитектуры, когда функция заранее подчинялась заранее придуманной или заданной форме. Так вилла Ротонда в Виченце, построенная архитектором А.Палладио, с ее четырьмя одинаковыми фасадами и куполом над центральным помещением, без сомнения имеющая функциональные недостатки, представляет собой один из знаменитейших европейских архитектурных памятников, образец для подражания последующих эпох. Египетские пирамиды – гробницы – являют собой великолепный пример того, что архитектурному объекту вообще или почти не надо скрывать какие-либо внутренние пространства. в данном случае пластическая форма архитектурного объекта должна была оказывать символическое воздействие.

Ни в одну из архитектурных эпох не было недостатка в свидетельствах подобной силы выразительности. Здания, возникшие по заказу правителей и символизирующие их политическую, военную, экономическую или идеологическую власть, часто имели необычные формы и размеры. Их формы обогащались башнями, куполами и украшались орнаментом, в их сооружении и декорировании использовали благородные, полудрагоценные и экзотические материалы.

В зависимости от степени общественного развития и от возникающих в результате его форм материальной и духовной жизни возникли церкви и монастыри, дворцы и замки, укрепления и крепости, а также городские сооружения с их характерным обликом.

Постоянная смена традиций и новаций привели к отработке типов архитектурных сооружений и объектов в зависимости от определенных периодов истории архитектуры. Их основные формы допускают определенные обобщения; их отдельные формы обнаруживают необычайную вариабельность; их постоянные изменения свидетельствуют о постоянном поступательном архитектурном процессе. В качестве примера можно привести западноевропейское культовое зодчество с его римско-античными корнями или церковное зодчество славянских земель, берущее свое начало в греко-византийской культуре.

Задачи архитектуры в прошлом и настоящем столь же разнообразны. Как разнообразие архитектурных образов – каждый период истории архитектуры выдвигал и выдвигает новые типы зданий и соответственно новый архитектурный образ.

Так как до сегодняшнего дня наиболее рациональной формой строительных материалов признается прямоугольная и плоская, а помещения по традиции располагаются под прямым углом друг к другу или одно над другим, с незапамятных времен в районах, где часты дожди и снег, преобладают архитектурные сооружения с высокими крышами. Только в XXв. создание качественных уплотнителей позволило применять плоские крыши в дождливых местностях.

Способ воздействия и восприятия архитектурного сооружения зависит от его контура и объема. А также в значительной степени от свойств покрытия и облицовки. Фасады и крыши могут быть перпендикулярными. Горизонтальными или наклонными, плоскими или изогнутыми, искривленными, гладкими или шероховатыми, цельными или расчлененные, прозрачными и не прозрачными. На восприятие формы влияют также качество материала, цветовая гамма и конструктивные особенности здания.

 

 

Вопросы для проверки:

 

1. Природа – Человек – Архитектура – Дизайн.

2. Проектирование основное свойство человека

3. Архитектура – искусство строить.

4. Творчество художника – мышление инженера.

5. Архитектура и дизайн.

6. Основное содержание понятия «искусство строить».

7. Основные функции культуры и архитектуры.

8. Организующая и синтезирующая функция архитектуры.

9. Архитектурная форма и ее сущность.

 


Лекция №2

Тектоника и архитектоника.

Тектоника – одно из наиболее сложных в архитектуре средств выразительности и организации формы. Говоря о художественной выразительности архитектурных форм в первую очередь необходимо сказать о тектонике. Тектоника – важнейшее свойство современной архитектуры. В переводе с греческого языка, тектоника обозначает – все, что относится к строительству, а потому имеет массу толкований. В нашем искусствоведении под тектоникой принято понимать раскрытие эстетическими средствами материально-технической структуры сооружения и пластическое выражение физических свойств материала, а также особенностей производства, способствующих выявлению идейно-художественного замысла. Тектоника - образно раскрывает единство конструкции и объемно-пространственной структуры. Это - специфическое средство архитектурной выразительности, построенное на объективных законах природы /статики и динамики/. Тектоника - универсальный метод определения всего комплекса формальных закономерностей трехмерных, пространственных произведений искусства.

Итак, перед нами стоит задача – выявить общую закономерность архитектурного построения формы, как произведения материальной и духовной культуры. Для нас тектоника становится проявлением закономерной организации пространственной среды. Зачастую, под понятием тектоники мы подразумеваем саму структурную организацию среды, как наиболее настоятельную из наших потребностей в гармонизации окружающей нас среды.

Не менее интересным становится понятие – архитектоника, хотя оно, в значительной мере, сегодня отошло на второй план. Архитектоникой древние греки называли строительное искусство. Сегодня мы под этим понятием подразумеваем – основной принцип построения, связи и взаимообусловленности элементов целого. Конструктивная особенность сооружения, которая проявляется в соотношении частей и пропорций.

Архитектоника включает в себя, то лучшее, что мы хотим достичь в архитектурном произведении – всесторонность совершенства и организованность, рациональность логического построения формы, гармония внутреннего и внешнего. Это всесторонняя материальная и информационно – эстетическая связь внутреннего смысла и формы. Говоря о конкретных объектах, под архитектоникой мы обычно подразумеваем: зрительно воспринимаемое и понимаемое художественное воплощение назначения, функционирования пространственной организации конструктивно- технической основы во внешнем виде промышленного изделия, архитектурного сооружения, художественных произведений и объектов дизайна, их органическое единство, целостность, совершенство, правда и гармония.

Говоря так об архитектонике, мы вновь возвращаемся к понятию тектоника уже, как конструктивно-материальный аспект архитектоники. Наглядное и художественное воплощение свойств материала. Конструктивной и технологической основы объекта.

Все это необходимо знать, поскольку функциональная организация объемно-пространственных структур в материальную форму воплощается с помощью строительных материалов и конструкций. А их выбор обусловлен размерами объемов, возможностью устройства внутренних опор, нагрузок на перекрытия и наличием материалов. Да и все конструкции должны соответствовать необходимой функции пространства. все это предпосылки участвуют в эстетической организации идеи и приобретают художественные достоинства становясь архитектурной формой. Для этого необходимо понимать сущность работы конструкций, знать свойства материалов и выявлять специфику конструктивного решения в объемно-пространственном произведении.

С момента, когда человек активно включается в процесс тектонического преобразования окружающего его мира в объемно-пространственные структуры, которые мы называем архитектурой. С помощью строительных материалов и конструкций он организует пространство в функционально организованные структуры. Выбор материалов и конструкций определяется предполагаемыми размерами сооружений, возможностью устройства внутренних опор, распределения нагрузок от самих материалов и конструкций, и нагрузок от перекрытий и приходящих, временных нагрузок на них. Человек стремится, что бы конструкции соответствовали необходимой функции пространства. а сами конструкции участвовали в эстетической организации идеи, заданной самим архитектором, приобретали художественные достоинства и становились архитектурной формой.

 

Факторы, влияющие на форму.

В начале рассмотрим основные свойства дизайнерского проектного продукта как такового и только после этого определим, каким образом процессы формообразования в дизайне пересекаются с формообразованием в архитектуре. Вернемся к классической триаде архитектурного проектирования высказанной еще Витрувием: польза, прочность, красота. Собственно. Взаимосвязь утилитарных и эстетических проблем составляет единую сущность художественного конструирования. Но в условиях современного мира эта триада периодически подвергается нападкам и пробам ее пересмотреть или расширить. На сегодняшний день она звучит несколько в более расширенном варианте: польза, утилитарные удобства, красота, цена и качество изделий или объектов. Посмотрим на составляющие этой формулы.

Польза. Это, в первую очередь утилитарно-функциональное назначение объекта и характер его эксплуатации. Эта сторона объекта проектирования должна рассматриваться в каждом случае особо.

Прочность и устойчивость. Требования необходимые для надежности эксплуатации здания или сооружения. Это понятие накрепко связанно с понятием – долговечность, определяющим срок службы здания без потери его эксплуатационных характеристик.

Удобство эксплуатации. В сочетании с возможностями человека, и его особенностями обеспечивает повседневное эффективное использование проектируемого сооружения по его основному функциональному назначению. Удобство предполагает физические и психологические условия эксплуатации, учет закономерностей эргономики и «человеческого фактора».

Наиболее важным для нас является архитектурная выразительность объекта или попросту – красота. Это свойство не поддается точному определению, но мы точно знаем его важность. Любое сооружение или вещь мы привыкли определять в категориях: красивое – безобразное, прекрасное – отвратительное, идеальное.

Но формообразование в архитектуре определяется задачей – оптимальными средствами удовлетворить общественную потребность во всей сложности. При этом, формируя объект, архитектор не «складывает» полезность, прочность и красоту – он интегрирует факторы, влияющие на форму, на основе их эстетического осмысления, что отличает его деятельность от деятельности инженера конструктора. Из эстетического осмысления места объекта в системах среды и культуры, его собственного назначения и средств конструктивного воплощения возникает форма, обладающая эстетической ценностью и несущая определенные значения. И вопрос не в том, каким образом форма должна следовать функции (или конструкции, или функции и конструкции сразу). Вопрос в том, каким образом место объекта в системе, его конструкция и функция могут быть осмысленны эстетически, с тем, чтобы перейти в форму, которая дана нашему восприятию, и сделать ее носителем эстетической ценности. Форму определяет среда, культура и функция.

 

 

Вопросы для проверки:

 

1. Факторы, влияющие на форму.

2. Функциональная организация объемно-пространственной структуры.

3. Обусловленность арх. форм взаимоотношением с конструкцией и строительными материалами.

4. Традиционные, природные и искусственные материалы.

5. Тектоническая организация формы.

 

 


Лекция № 3

Лекция №4

Лекция №5

Лекция № 6

Лекция № 7

Век железобетона

 

В девятнадцатом столетии из новых строительных материалов применялась только сталь. Хотя принципы железобетона были известны уже во второй половине века, но основы его широкого применения в строительстве многоэтажных зданий были разработаны французом Франсуа Энебиком только в последнем десятилетии XIXвека. Совершенствование железобетона и превращение его в полноценный конструктивный материал совпало со всеобщим стремлением к созданию простых и целесообразных архитектурных форм. Настойчивые поиски новых форм и исследования конструктивных возможностей нового строительного материала создали несравненно более благоприятные условия, чем те, в которых развивались в прошлые века каменные и стальные конструкции. Отдавая должное Парижскому павильону машиностроения (1889 г.), и многим другим значительным стальным сооружениям, порожденных эпохой промышленной революции в XIXвеке, все же нельзя не отметить, что по сравнению с общим объемом строительства того времени эти постройки оставались в большей или меньшей степени единичными. К XXвеку выросло новое поколение архитекторов. Создавших славу работая с новом конструктивным материалом – железо бетоном, такие как В. Гропиус, Мисс ван дер Роэ, Ле Корбюзье.

Железобетон состоит из стали или, точнее, из тонких круглых стальных стержней толщиной от 8 до 32 мм. И бетона. Бетон состоит из смеси песка, гравия, цемента и воды, то есть представляет собой искусственный камень. Железобетон объединяет в себе прочность бетона на сжатие, и прочность стали на растяжение. При этом бетон защищает тонкие стальные стержни от огня и коррозии. Бетон, изготовленный из цемента, применяется для изготовления плит, балок или сводов. Принцип работы железобетонных конструкций. В железобетонной балке под нагрузкой возникают растягивающие усилия. Стальная арматура должна быть расположена на той стороне балки, где действуют растягивающие усилия.

Заслуга внедрения железобетона в практику строительства принадлежит Франсуа Энебику (1842 – 1921 г.). он первый построил здание, которое от фундамента до крыши представляло собой каркасную конструкцию из железобетона. Он создал типичную для железобетона форму ребристого перекрытия, в котором плита помимо своего основного назначения – служить плитой перекрытия – в значительной степени повышает несущую способность балок.

Принцип работы ребристой плиты заключается в том, что плита и балки составляют единое целое, часть плиты, увеличивающая площадь сжатой зоны повышает несущую способность балки.

Железобетоном – материалом, изготовляемым в жидком виде – можно заполнить любую форму; это открывает огромные возможности для архитектурного творчества. Но в способности железобетона принимать любую форму кроется опасность использования его для имитации форм, чуждых времени и самой конструкции. Это особенно ярко выразилось в работе замечательного киевского архитектора начала XXвека Вацлава Городецкого, представителя эклектической архитектуры, в его постройках псевдоготического костела, киевской кинасы и его собственного дома – «Дома с химерами».

Энебик, будучи выдающимся конструктором, использует железобетон исключительно как материал конструктивный. Первым удалось создать типичные для железобетона архитектурные формы французскому архитектору Огюсту Пере (1874 – 1954). Рациональность конструкций его первых сооружений еще и теперь не потеряла своего значения. Ограничив количество несущих вертикальных элементов небольшим числом стоек, Пере получает возможность произвольным размещением перегородок решать планировку каждого этажа по-разному. Этим был сделан первый шаг к свободной, не зависимой от обусловленной расположением несущих стен, планировке. Позднее свободная планировка стала одним из основных принципов эстетических взглядов архитектора Ле Корбюзье и его последователей.

Лекция № 8

Лекция № 9

Лекция – 10

Растрово–модульные системы.

Геодезические купола.

Сооружения из пластмасс

Вторая половина XXвека прошло под знаком создания градостроительства в пространстве. Говоря о пространственной архитектуре, мы в известной степени допускаем неточности, поскольку архитектура всегда была пространственной, во всяком случае, с того момента как человек покинул пещеры. Первые люди для защиты от диких животных ставили свои жилища-шалаши на столбы-сваи. Небоскреб, - детище нового времени созданное человеком развивается по вертикали. Но чтобы попасть с 30 этажа на 40 соседнего здания необходимо опустится вначале вниз и лишь, затем подняться вновь. Так возникает идея связи между группами высотных зданий в уровне разных этажей. Город начинает развиваться как пространственная структура. Технические средства, которыми человечество располагает сегодня позволяют осуществлять, то что еще вчера казалось невозможным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.072 с.)