Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Город вчера, сегодня, завтраСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Целостная форма произведения архитектуры выражает способ ее организации и существования в контекстах среды и культуры; она выступает как материальное воплощение информации, существенной для духовно-практической деятельности человека, как носитель эстетической и художественной ценности. Для распространенных поныне представлений о бытие формы и ее обусловленности остается основной классическая триада Виттрувия – «Firmitas, utilitas, venustas», что обычно переводится как - «Польза, прочность, красота». Благодаря великолепной лаконичности триада воспринимается как нечто непреложное. В этой метафизической триаде прочность – это свойство, объективно присущее сооружению,- выстраивается в ряд с ценностями – утилитарной (польза) и эстетической (красота). Такие разноплановые категории закрепляют представление о пользе и красоте как свойствах объекта и ценностях, которые зависят от потребности людей и их отношениях к объекту. Эту линию мысли довели до воплощения в художественную систему архитекторы периода эклектики, которые прямо отождествляли декоративные элементы с эстетической ценностью сооружений, не имели значения для утилитарно-практической функции, не зависели от конструктивной структуры, на которую наносились как грим. Практицизм, характерный для этого времени, позволял считать красоту частью триады, которую можно добавить или снять, не нарушая ни полезности, ни прочности остающегося. Развивающаяся с середины XIXстолетия концепция функционализма основывалась на утверждении зависимости формы от ее функции. Луис Салливен, идеолог «чикагской школы» в архитектуре, довел идею до четкого афоризма – «Форма следует функции». На место триады Витрувия выступает прямая зависимость, в которой «функция (польза)» служит определяющей основой, и ведет от функции к форме. Осмысление архитектуры тем самым возвращается к античной классике, в которой все сводится к формуле «прекрасно все то, что имеет смысл». Как утверждал Сократ: «Все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено». Принципы функционализма, в конечном счете, основываются на предположении тождества красоты и пользы. Представитель рационалистической архитектуры были убеждены, что техническая рациональность в архитектуре – это экономия труда и мтериала при создании целесообразного сооружения, а архитектурный рационализм – это экономия психической энергии при восприятии пространственных и функциональных свойств сооружения. Рассудочно-логическое развитие основного принципа функционализма вело к механической утилитарности. Но рассудочный идеал чаще приводил к символическому воплощению через образные ассоциации, метод начали использовать не для развития функционалистической идеи, а для логического построения системы форм, несущих функциональный образ. Простота формы казалась несущей определенное значение; вместе с тем она стала переходным звеном, которое соединило функционализм с новой тенденцией европейской художественной культуры – кубизм и пост кубизм. Для европейского функционализма значительным было влияние посткубистической живописи, среди которых был неопластицизм Пита Мондриана. Его художественная программа, связанная с философией неоплатонизма, воплощалась в холодные геометрические абстракции – комбинации прямоугольных плоскостей, окрашенных в чистые цвета. В них виделось воплощение «высшей гармонии». Рациональные обоснования при этом переводились в плоскость формальных категорий. Наиболее ярким и последовательным проводником этих идей был архитектор Л. Мисс ван дер Роэ. Мисс ван дер Роэ отделял несущие, конструктивные элементы здания от тех, которые служат только для ограничения пространства. При этом для наружной стены, которая становилась только оболочкой, освобожденной от нагрузок, он использовал стеклянные поверхности, расчлененные лишь тонким стальным каркасом, соединяющим панели стекла. Стена зрительно дематериализовалась; архитектура сводилась до минимума, до грани исчезновения. Безусловная ценность простоты утверждалась афоризмом: «В меньшем – большее». Связи с социальными процессами в обществе сложны, опосредованы, подчас не явны. Однако связи эти несомненны, и лишь через их механизм мы получаем доступ к истинному содержанию архитектуры, области деятельности, где пересекаются многие тенденции развития производства, научно-технического прогресса, социальной жизни. культуры и идеологии. Настойчивое вовлечение архитектуры в формирующуюся массовую культуру, или точнее культуру для масс, с помощью которой «истеблишмент» стремится манипулировать сознанием этих масс, обостряет противоречивость в среде общества и самой профессии. Кризисные явления в архитектуре решительно обозначились на Западе после стихийных бунтов 60 – х годов, а до нас докатились лишь в новом столетии с изменением общественного строя. Кризис городов 20 столетия породил необходимость высотного строительства. Архитектура последовательно начала штурмовать пространство по высоте. Появляются первые небоскребы, и эта гонка зданий в высь не прекращается до сегодняшнего дня. Если вчера мы знали небоскребы Нью Йорка, то сегодня то, сегодня Токио и Шанхай, Дубаи и Гонконг, (да практически в каждой стране) словно соревнуются в преодолении земного тяготения, отрываясь этажами от земли. Небоскребы стали образовывать целые градостроительные комплексы. В них размещаются сотни контор и офисов, гостиницы и магазины, на этажах размещаются зоны отдыха и даже бассейны для плавания. В подземных многоэтажных гаражах размещаются тысячи автомобилей, освобождая городское пространство от стоянок. Строительство таких комплексов сокращает транспортные магистрали, делая города более компактными, а работающих на верхних этажах освобождает от зловония и выхлопных газов и автомобильного шума. Одновременно с развитием высотного домостроения возникает идея соединения этажей горизонтальным транспортом, транспортные магистрали поднимаются на эстакады, отрываясь от земли. Город сам по себе становится много этажным, высвобождая дорогие пространства земной поверхности. Люди стали стремятся к концентрации городских образований, придавая им масштаб городов с очень высокой плотностью застройки. Изредка такая плотность превышает любые допустимые пределы (подобно Токио), но видимо, это удел большинства современных мегаполисов. Высотная застройка дает возможность создавать искусственный ландшафт, вполне соизмеримый с природным. Нужда в стоянках для автомобилей, в организации подземного транспорта, необходимость в укрытии промышленных предприятий и военных объектов привели к подлинному освоению недр земли. Становятся обычными сообщения о строительстве подземных магистралей, метрополитенов. Возрастает с каждым годом количество туннелей, таких как под Ла-Маншем, Монбланом, многими городами, водными преградами, в горных массивах. Автомобильные развязки, стоянки, много этажные гаражи, мастерские, бойни, крытые рынки становятся неотъемлемой частью любого крупного города. Во многих городах под землю уходят торговые предприятия и торгово-развлекательные центры, кинотеатры, клубные здания, казино, музеи (правда, с нормативной базой здесь еще не всё гладко). Во многих странах возникает идея размещать жилье под землей, создавая полностью изолированное от городской суеты с обеспечением автономной искусственной средой обитания. Многие архитекторы, увлеченные идеей подземного строительства, создали грандиозные проекты подземных городов с полной инфраструктурой, доказывая возможность такого строительства для большинства объектов. Города можно бы было освободить от многих сооружений. И тогда, город подобно огромному дереву с мощной корневой системой мог бы черпать свои силы под землей, создавая чувство надежности, подчеркивая устремленность города ввысь. К сожалению, в большинстве умов подземное строительство сопряжено с суеверными представлениями о подземном мире, мире духов, мертвых, гномов и фей. Люди не хотят жить под землей. И всё же, у подземного строительства большие перспективы. Здесь может быть обеспечена максимальная звукоизоляция и стабильный тепловой климат, вне зависимости от природных поясов и катаклизмов, главное, обеспечение технического уровня, что сегодня не проблема. Идея свободного времени и связанного с ним строительства в достаточной степени нова, хотя для нас она кажется столь естественной и необходимой. Лишь в самом конце XIXвека английский предприниматель Кук впервые предложил организованные туристические поездки на поездах по интересным местам земли. Со временем стали строить первые гостиницы для туристов. Но эти поездки по большей своей части касались достаточно состоятельных людей пожелавших осмотреть мировые достопримечательности и насладиться экзотикой туземных народов. Развиваются оздоровительные места отдыха и мировые бальнеологические курорты, типа Карлсбада или Баден Бадена. Только в предвоенные сороковые годы 20 столетия были проведены первые опыты с организацией досуга, в том числе и курортно-оздоровительного. Однако только после тягот военного лихолетья, слегка освободившись от тягот восстановления разрушенного хозяйства, люди оценили прелесть привалов в случайных местах при свете костра, длительных поездок на велосипедах или пеших походов, рыбалка и отдых на безлюдном пляже. Постепенно возникает проблема досуга, которая приобретает остроту в связи с массовыми еженедельными и сезонными перемещениями людей. Эти массовые поездки неизбежно привели к тому, что вместо туристов одиночек появились организованные туристические группы. Сейчас. Когда отдых стал общедоступным, возникает острая необходимость управлять огромными потоками отпускников, одновременно отправляющихся в одном и том же направлении, стремящихся остановиться в одних и тех же, проверенных гостиницах, загорать на одних и тех же пляжах, которых уже не хватает на всех. Даже в небольших городах зеленые насаждения превращаются в одну из первоочередных потребностей горожан. Зеленые насаждения становятся предметом культа, особенно сейчас, когда мы столкнулись с противостоянием капитала и наживы. Культ зеленых насаждений – хотя и явление новое но уже превратилось в проблему «жилье – место работы – место отдыха». Роскошное жилье уже определяется не столько величиной, сколько количеством зеленых насаждений и размерами плавательных бассейнов, наличием полей для гольфа. Все хотят иметь доступ к городским скверам и паркам, возникает необходимость в спортивных и туристических лагерях, пространствах для прогулок с детьми и домашними животными. Дачное строительство спасает наши города от досугового перенаселения. Строятся общественные спорт комплексы, бассейны, организуются клубы верховой езды. Последовательно происходит переход от культуры организации труда к культуре организации досуга. Массовые, коллективные переселения отпускников, огромные еженедельные скопления людей в местах где проводят «уик-енды» - все это свидетельствует о том, что мы внезапно перескочили из эры прочно сложившегося оседлого образа жизни к эре кочевого образа жизни. основным фактором возврата к кочевому образу жизни послужил автомобиль, это подвижный и мобильный кров, в котором человек чувствует себя как дома.
Вопросы для контроля:
1. Основные составляющие искусства архитектуры. 2. Рациональная архитектура. Функционализм и конструктивизм. 3. Развитие архитектуры по вертикали и горизонтали. 4. Особенности подземной архитектуры. 5. Мобильная архитектура. 6. Архитектурные утопии города будущего. 7. Идея «свободного времени» преобразует мир. 8. Новые типы архитектурных сооружений. 9. Проблемы экологии существования и «искусственная природа».
Лекция – 12
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.176 (0.011 с.) |