Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Словесное искусство в системе культуры.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Раздел 1. Словесное искусство в системе культуры. 1. Словесное искусство как форма культуротворческой деятельности. Роль слова в мифе и ритуале. Место словесного языка среди знаковых систем культуры. Язык как материал словесного творчества. Понятие просодии. Зависимость литературного процесса от особенностей языка. Понятие текста. Система выразительных средств литературы. Словесное искусство в устной и письменной культуре: фольклор и литература как две основные разновидности словесного творчества. Особенности творческого процесса в фольклорной и литературной сферах. Роды и виды словесного искусства. Эпос, лирика, драма. Проблема жанра в теории словесного искусства. Жанровая система фольклора и литературы. Проблема авторства. Поэзия и проза как основные формы словесности. Их важнейшие характеристики. Понятия метра, ритма, рифмы. Метрический, силлабический, силлабо-тонический способы стихосложения. Поэтика как наука о словесном творчестве. Стилистика. Проблема перевода литературного текста. Перевод как диалог культур. Возможные подходы к изучению литературного произведения. Принципы культурологического анализа произведений словесности.
Раздел 2. Словесность в культуре Древнего Востока. 2. Роль словесного искусства в культуре Древнего Египта. Моноязыковая среда древнеегипетской культуры. Иероглифическое письмо. Сакральное содержание произведений словесности, связь с заупокойным культом. Целостность мира архитектонических искусств и их взаимосвязь с иероглифической письменностью: египетские драмы-мистерии. «Тексты пирамид», автобиографические надписи вельмож, сборники поучений, сказки, гимны, любовная лирика. Своеобразие словесности Древнего Двуречья. Сосуществование различных языков в культуре Месопотамии. Священный брак как центральный сюжет словесного искусства шумеров. Подчеркивание связи нескольких элементов как основной структурный и композиционный прием шумерской поэзии. Повторы и длинноты: особая временная среда шумерских текстов. Аккадское словесное творчество. Заклинания. Вавилонская словесность. Эпос о Гильгамеше. Стилевые и композиционные особенности. Древнееврейская словесность. История еврейского народа в зеркале ветхозаветных текстов. Состав Ветхого Завета. Пятикнижие и пророческие книги. Стихотворные, ритмизованные прозаические и прозаические тексты. Рождение прозы. Словесное творчество как служение Богу. Диалогизм библейских текстов. Отсутствие пластически-объективирующих описаний, поэтики экфрасиса, речевых характеристик персонажей. «Внутрижизненность» словесности Ближнего Востока. Мудрец и пророк как типы субъекта словесного творчества. Отсутствие понятия индивидуального авторства. Феномен авторитета.
3. Периодизация и основные жанры древнеиндийской литературы. Общая характеристика санскрита. Художественные ценности древнеиндийской цивилизации. Своеобразие индийской мифологии и религии. Ведийская традиция: гимны и заклинания. Образ поэта-риши. Буддийский священный канон. Героический эпос: поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Стилистические особенности, тематические блоки. Понятие дхармы в древнеиндийском эпосе. Концепция нравственного выбора и сверхличного долга. Основные черты китайской художественной культуры: непрерывность, сохранение культурных центров, преемственность художественных стилей, - и их отражение в литературе. Особенности языка и письменности. Иероглиф «вэнь». Роль конфуцианства в развитии словесного творчества. Основные типы словесности: гадательные, натурфилософские, исторические книги, их толкования, песни, записи высказываний мудрецов. «Ши цзин» и «Чуские строфы». Развитие авторской литературы (Цюй Юань). Даосская традиция в литературе: «Дао Дэ Цзин» Лао-Цзы. Любовная лирика. Метрическая система китайской поэзии. Тавтофоны и глассолалии. Смысловая полифоничность иероглифов.
Раздел 6. Словесность в культуре мусульманского Востока.
22. Своеобразие культуры ислама. Преемственность средневековой культуры мусульманского Востока по отношению к эллинизму. Картина мира в Коране. Особенности мусульманского художественного мышления. Символизм как творческий метод. Искусство рукописной книги: каллиграфия и миниатюра. Плеяда художественных индивидуальностей: Фирдоуси, Рудаки, Хосров, Хайям, Руми, Джами, Навои. Раздел 8. Литература Просвещения и романтизма.
27. Просветительство как всеевропейское интеллектуальное движение. Программа обновления жизни на основании законов разума и справедливости. Отражение просветительской картины мира в литературе. Активная позиция художника. Интерес к личности в ее социальном бытии. Подчеркнутая концептуальность литературы. Дидактизм. Жанровая свобода. Преобладание прозаических жанров над поэтическими. Роман как форма, наиболее отвечающая просветительским задачам познания и адекватного изображения жизни. Многообразие типов романа. Интерес к полному и документально точному воспроизведению действительности. Принцип типизации. Противоречивость идейных установок просветителей. Литература английского Просвещения. «Робинзон Крузо» Дефо: элементы романа-путешествия, автобиографического приключенческого романа, романа воспитания. Проблема формирования человеческой личности и формирующих ее условий. Человек и цивилизация. Жизненное кредо Робинзона. Роль описания бытовых мелочей в романе. Прославление созидательного труда. Сатирико-фантастический роман Свифта «Путешествие Гулливера» и идеи релятивизма в культуре Просвещения. Иная версия «робинзонады»: человек в мире безумия и нелепости. Композиция книги. Полемика с социально-историческим оптимизмом «Робинзона» Дефо. Критика человеческой природы как таковой. Самокритика разума в романе: образы йеху и гуигнгнмов. Эпистолярные романы Ричардсона («Памела», «Кларисса Гарлоу», «История сэра Чарльза Грандисона»). Расширение сферы романа: интерес к частной жизни, исследование человеческих чувств. Движение страсти по приказу добродетели. Просветительский реализм Филдинга. «История Тома Джонса, найденыша». Перипетии и ситуация узнавания. Вопрос о человеческой природе: поиск «средней линии» между концепциями Свифта и Ричардсона. Отказ от идеализации героя, полнокровность его характера. Металитературные элементы текста: открытый диалог автора с читателем, разрушение иллюзии реальности, обнажение художественной условности повествования. Концепция юмора в романе. Французское Просвещение. «Персидские письма» Монтескье. Тема Востока как проявление интереса к иной цивилизации, к экзотике. Проблема свободы. Просветительский классицизм: традиции и новаторство. Трагедии Вольтера («Заира», «Магомет»). Проблема религии в драматургии Вольтера. «Заира»: открытие эпохи трагической чувствительности. Философские повести Вольтера («Кандид», «Простодушный» и др.): пародия на авантюрный роман греческого типа. Проблема мирового зла. Герои как «рупоры» идей. Столкновение различных концепций действительности. Испытание философских идей реальностью: познание посредством опыта. Полемика с Руссо: гибель «естественного» человека в борьбе с конкретным злом. Присутствие автора в тексте и управление судьбой героев. Язык и стиль повестей Вольтера. Литературное творчество Дидро: «изнанка» просветительского сознания. «Племянник Рамо»: диалог Философа и Шута. Противоречивость образа Племянника Рамо и его победа в споре. Проблема искусства и таланта. «Жак-фаталист»: новизна художественного метода. Хаотичность действительности и текста. Сближение эпоса и драмы. Проблема фатализма. Отношения хозяина и слуги. Дидро как реформатор французской драматургии («мещанская драма»). «Мемуары» и комедийный театр Бомарше.
28. Смена философских акцентов в культуре позднего Просвещения. Сентиментализм: культ добродетели и чувствительности сердца. Представления о взаимоотношениях чувства и разума. Отрицание примата разума и рассудочной логики в познании мира и человека. Усложнение просветительской концепции характера. Вопрос о способе изображения человеческой природы. Английский сентиментализм. Религиозно-философская проблематика «кладбищенской» поэзии. «Ночные думы» Юнга. Романы Стерна («Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»). Субъективное сознание как исходный пункт его творчества. Эмоциональная атмосфера романов. Изображение прихотливой смены настроений и психологических полутонов. Искусство скрытого намека. Чувствительность как предмет иронии (сентиментализм и «постсентиментализм»). Доброта и эгоизм героев. Значение индивидуального в человеке: «эстетика конька». «Чудаки» Стерна. Демонстративное отречение от всех литературных правил и норм. Смешение традиционных типов повествования. Обнажение всех художественных приемов. Возможность наблюдения за процессом написания романа. Фрагментарная форма изложения. Нарушение хронологии. Графическое изображение творческого метода автора в «Тристраме Шенди». Принцип ассоциации идей. Нарочитый беспорядок в структуре романа как воплощение логического замысла и как модель мыслительного процесса. Французский сентиментализм. Руссо и руссоизм. Идея «естественного человека». Критика цивилизации с позиций культа природы. Роман «Юлия, или Новая Элоиза» как энциклопедия руссоизма в художественной форме. Метаморфоза чувств: торжество «жестокой добродетели» над любовью. Естественное и гражданское состояние человека. Противоречия в мировоззрении Руссо. «Случайная» смерть Юлии. История милорда Эдуарда. Психологизм «Исповеди» Руссо. Альтернативное направление во французской литературе XVIII в.: выход за пределы просветительской идеологии. Творчество Прево («История Манон Леско»). Парадоксальный, «иррациональный» характер Манон: сочетание высокого и низменного, прекрасного и вульгарного. «Опасные связи» Ш. де Лакло.
29. Просвещение в немецкой культурной среде. Тяготение к отвлеченным теоретическим проблемам. Лессинг: драматургия («Эмилия Галотти», «Натан Мудрый») и литературная критика («Лаокоон»). Движение «Бури и натиска». Бунтарский индивидуализм, культ чувства и природы. Ранее творчество Гете: любовная лирика, философские оды, драма «Гец фон Берлихинген». Символизм «предметной» поэзии Гете. Эпистолярный роман «Страдания юного Вертера»: немецкий вариант сентиментализма. Пафос страдания и жертвы. Кризис мятежного титанизма. Образы Гомера и Оссиана. Раннее творчество Шиллера: лирика, драмы «Разбойники», «Коварство и любовь». Лирика 1780-х гг.: «Ода к радости», «Боги Греции». Веймарский классицизм – заключительный этап немецкого Просвещения. Содружество Гете и Шиллера. Отказ от индивидуального бунтарства, подчинение объективным законам. Обращение к принципам античного искусства («благородная простота и спокойное величие»). Влияние теории Винкельмана и философии истории Гердера. Творчество Шиллера веймарского периода: труды, посвященные проблемам эстетики, философская лирика, баллады, классические трагедии. Трилогия «Валленштейн». «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль». Характерные особенности драматургии Шиллера. Творчество Гете после переезда в Веймар. Замысел романа «Театральное призвание Вильгельма Мейстера». Драмы веймарского периода: «Эгмонт», «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо». «Римские элегии», «Коринфская невеста» – защита языческого жизнеутверждающего начала. Воспитательный роман «Годы учения Вильгельма Мейстера». Изменение первоначального замысла: обращение героя от театральной деятельности к практической. Влияние воспитательного романа Гете на романтический роман. «Западно-восточный диван»: идейно-художественные особенности позднего поэтического сборника Гете. Драматическая поэма «Фауст» как духовный центр творчества Гете и выражение глубинных основ европейской культуры. «Фаустовская душа» - обобщение поисков, обретений, утрат, надежд и разочарований новоевропейской мысли. Творческая история «Фауста». Народная легенда о докторе Фаусте и ее специфическая интерпретация у Гёте. Диалектика в раскрытии главных образов – Фауста и Мефистофеля. Сущность их договора. Композиция «Фауста». Принципиальная смысловая незавершенность и открытость поэмы. Аллегории и символы в «Фаусте». Универсальный, всеобъемлющий тип художественного мышления Гёте.
30. Русская литература XVIII в. Переходный характер литературы Петровского времени: движение от барокко к классицизму. Творчество Феофана Прокоповича. Литература 1730-50-х гг: формирование классицизма. Восприятие европейских традиций и национальное своеобразие. Формирование мировоззренческой платформы русского Просвещения. Социально-политическая и эстетическая программа просветителей. Теория просвещенного абсолютизма. Пафос государственного строительства и общественных преобразований. Тематика и жанровая система русского классицизма. Одическая и сатирическая поэзия. Интерес к событиям современности. Литературная деятельность Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова. Этапы реформы стихосложения. Упорядочение литературного языка. Теория трех языковых «штилей» (Ломоносов). Период 1760-х – начала 1770-х: журнальная сатира (Новиков), повесть (Чулков). Выдающиеся писатели конца XVIII в. Фонвизин и его роль в становлении русской национальной комедии. Комедия «Недоросль» как вершина русской драматургии XVIII в. Классицистические принципы и элементы гротеска. Поэзия Державина: начало дворянского периода отечественной литературы. Образы Петра и Фелицы в державинских одах. Монументальное видение России. Философские раздумья о Боге и человеке («Бог»). Образная система и особенности стиля Державина. Развитие русского сентиментализма. Радищев: «бунтовщик хуже Пугачева». «Путешествие из Петербурга в Москву»: философская, социальная, эстетическая проблематика. «Чувствительный путешественник» в российской культурной реальности. Эмоциональный строй произведения и тема чувствительности. Структура текста. Сентиментализм в творчестве Карамзина: повесть «Бедная Лиза». Писатель как «сердца наблюдатель по профессии». Чувство как главный двигатель творческого процесса. Стиль повести. Языковая реформа Карамзина: отрицание ломоносовского принципа «трех штилей», ориентация на «средний» слог. Крылов: новаторский характер басен и их глубокая связь с драматургией. Двуплановость смысла басен. Особенности стиха Крылова. 31. Романтизм как тип творчества, художественный метод и стиль в европейской культуре. Значение философии Фихте и Шеллинга для теории романтизма. Представления романтиков об интеллектуальной и творческой деятельности. Искусство как священная игра, отдаленно воспроизводящая бесконечную игру мироздания. Переоценка мировой литературной традиции. Отказ от художественных принципов классицизма. Формулировка оппозиции классического и романтического начал в культуре. Критика литературной нормативности как таковой. Интерес ко всему уникальному и неповторимому. «Категорический императив гениальности» (Ф.Шлегель). Конфликт «гения» и «толпы». Самоощущение романтиков: дух избранничества и пророческий тон. Конфронтация с действительностью. Ситуация двоемирия. Романтическая ирония – «настроение», которое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь над всем обусловленным, включая и «собственное свое искусство, и добродетель, и гениальность» (Ф.Шлегель). Новое понимание природы языка. Интерес к мифологии, собирание и изучение фольклора. Идеализация Средневековья. Принцип историзма. Философия романтизма – национальный вклад немецкой культуры в мировой художественный процесс. Формирование эстетической платформы нового искусства в рамках йенской школы. Романтическая повесть и роман (Вакенродер, Тик, Ф.Шлегель, Ж.-П. Рихтер и др.). Романтическая лирика (Брентано, Новалис) и ее герой: от органической цельности и слияния всех душевных сил до трагической разорванности, ощущения одиночества и бесцельности существования. Творчество Новалиса. Символика «Гимнов к ночи». «Ученики в Саисе» - «подлинно символический роман природы». Образ ребенка в романе. Мотив тайны и ее познания. Сказка о Розоцветик и Гиацинте. «Генрих фон Офтердинген»: апофеоз поэзии. «Голубой цветок» как символ творческого самораскрытия личности по внутреннему закону. «Биокомпозиция» произведений Новалиса. Новое открытие греческого мифа в творчестве Гельдерлина: ощущение «варварских» истоков греческой красоты. Образ Эллады как прошлого, настоящего и будущего человечества. Лирический герой Гельдерлина: подвиг внутреннего освобождения. «Гиперион, или Греческий отшельник»: проблема миросозидающей, исторической и политической активности человека. Спор о целях и средствах изменения мира. Образ Диотимы. Идея «эксцентрического» пути. «Смерть Эмпедокла»: проблема взаимоотношений человека и природы, его исторической деятельности, непосредственности знания. Тема жертвы и вторичного рождения. Особенности лирики Гельдерлина. Образы античной мифологии в драматургии Клейста («Пентесилея»). Патологическое и неестественное. Страсть к кровавым и отталкивающим подробностям. Фантастический мир Гофмана. «Фантазии в манере Калло», «Ночные рассказы», «Серапионовы братья» – вершина романтической новеллистики в Германии. Ирония над современным жалким состоянием человека. Антикосмическое существо уютного бюргерского быта и его фантасмагорическая изнанка. Гротеск у Гофмана. Мотив власти вещей над человеком. Образы, передающие жизнь, лишенную жизни: куклы и автоматы. Переплетение двух миров: проявление космической жизни в мертвых вещах быта. Иррациональные ужасы, разрушающие уютные филистерские представления о мире. Музыкальная стихия произведений Гофмана. Образ Иоганнеса Крейслера. «Житейские воззрения кота Мурра»: романтический образ мира и художественная структура романа. Атмосфера княжеского двора. Проблема любви и искусства. Тема гениальности и духовной свободы. Проблема душевного разлада. Романтическая ирония Гофмана. Творчество Г.Гейне как явление переходного периода.
32. Литература английского предромантизма. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона. Переосмысление понятий прекрасного и возвышенного (Э.Бёрк). Зарождение и основные мотивы «готического» романа. «Замок Отранто» Г.Уолпола. Поэзия Блейка: «Песни невинности», «Песни опыта», «Бракосочетание рая и ада», «пророческие поэмы». Творчество Блейка в контексте традиции пророческой поэзии. Концепция Воображения и творчества. Романтический мифологизм («трансцендентальный реализм»), «эмблематические» персонажи. Представления Блейка о Добре и Зле и персонификации этих понятий в его поэзии. Поэты «озерной школы»: литературные манифесты, стихотворения, поэмы. Теоретические размышления и поэзия Кольриджа: «Сказание о старом мореходе», «Кристабель», фрагмент «Кубла Хан». Байрон и байронизм: открытие одинокого, разочарованного, опустошенного героя-скитальца, но наделенного воинствующим вольнолюбием, духом противоречия, язвительности и презрения по отношению к «толпе» («Чайльд-Гарольд»). Титаническая («восточные поэмы») и демоническая («Манфред», «Каин») ипостаси байронической личности. Тотальный конфликт с миром и разлад с самим собой. Шелли: лирика, символическая драма «Освобожденный Прометей». Образ Прометея: проблема свободного жизнетворчества и переустройства мира. Китс: «Изабелла, или Горшок с базиликом», «Канун святой Агнесы», «Ода о греческой вазе», «Ода к соловью». Эстетическая проблематика поэзии Китса: «Гиперион», «Ламия». В.Скотт как создатель жанра исторического романа («Квентин Дорвард»).
33. Французский романтизм. Тесная связь с современностью, внимание к политическим вопросам. Идея рока: следование судьбе как сохранение целостности собственной личности. Романтическая фантастика: повести Нодье и Готье. Религиозная линия: Шатобриан, Ламартин, Виньи, Нерваль. Тема «мировой скорби». Гюго: романтическая реформа театра в теории (предисловие к драме «Кромвель» как «скрижали романтизма») и на практике («Эрнани»). Отказ от классицистических канонов. Введение принципов контраста, гротеска, стилистической полифонии и романтической бунтарской проблематики. Лирика Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери» как исторический роман нового типа («от Вальтера Скотта обратно к Гомеру»). Роман-мистерия: борьба гармонизирующих и разрушительных сил. Фейерверк романтических контрастов, образных метаморфоз, сюжетных перипетий (красота - уродство, верность - предательство, страстная любовь - равнодушие, обожание - ненависть, ангельская чистота - демонизм и т.п.). Причудливая панорама средневекового Парижа (от обитателей трущоб до королевского дворца). Собор как воплощение времени, истории, созидательной мощи народа. Любовь Квазимодо и Клода Фролло к Эсмеральде как идейно-композиционный стержень романа. Тема рока, объединяющая всю пестроту мира романа. Тема «болезни века» в творчестве Мюссе: «Исповедь сына века». Романы Жорж Санд («Консуэло»). Искусство как высшая сфера действительности. Искусство и любовь: различные способы сосуществования мужской и женской души в творчестве.
34. Своеобразие американского романтизма. Становление американской национальной литературы. Взаимодействие с европейской художественной мыслью: отказ от прямого подражания. Осмысление уникального исторического опыта нации, лишенной древних корней. «Американская мечта». Императив оригинальности и самобытности. Внимание к американскому типу сознания, общества, культуры. Цель – постижение американского как существенно другого по сравнению с европейским. Обостренное чувство новизны. Идея демократии. Философские идеи Эмерсона и Токвиля. Идея органической целостности бытия. Эмпирическое и трансцендентное, достоверное и воображаемое, интуиция и рационализм и литературе американского романтизма. Проблема свободы личности и связанные с ней противоречия. Личность и общество. Социальная и экзистенциальная проблематика. Взаимодействие просветительского рационализма и мистицизма. Авантюрно-приключенческие романы Купера. Тема продвижения цивилизации на запад. Индейцы и белые: столкновение двух типов сознания. Натти Бампо как носитель нравственного начала. Поэзия вольной природы и героического подвига. Стремительное развитие сюжета. «Романтический роман» Готорна: «Алая буква». Проблематика вступительного очерка. Контраст «Таможни» и основного текста. Анализ пуританской психологии. Романтическое отчуждение Эстер. Аллегории и символы в романе. Развитие жанра короткого рассказа, впитавшего в себя местные легенды, сказки, исторические анекдоты (В.Ирвинг, Н.Готорн), и исполненного пафоса освоения Нового Света и связанных с ним коллизий. Новеллистика По. Противоречия творчества По. Романтическая поэтика смешения фантастики с реальностью. Серия «страшных рассказов», построенных на психологических казусах и кошмарах («Тайна Мари Роже», «Черный кот», «Сердце-обличитель»). Проблематика художественного творчества («Проклятие дома Ашеров») и тема летаргии. Мотив двойника. По как основатель жанра детектива («Убийство на улице Морг»). Поэзия По. Стихотворение «Ворон» и авторский его анализ. Роман Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит». Мифологические и библейские мотивы. Образы кита и океана. Богоборчество капитана Ахава: «Я – само обезумевшее безумие». Структура романа. Лирика Уитмена («Листья травы»). Воспевание отдельной личности и космического братства людей. Слияние лирического героя с вселенской жизнью. Грандиозные символы. Библейская ритмика и проповеднический пафос стихов. Противоречия индивидуализма и веры в «американскую мечту»: появление трагических мотивов.
35. Романтизм в России. Жанр романтической элегии. Развитие жанра баллады (Жуковский). Роль оригинального творчества и переводов Жуковского в истории русского романтизма. «Героическая» поэзия романтиков-декабристов (Рылеев, Кюхельбекер, Бестужев-Марлинский). Русская романтическая поэма: Гнедич, Пушкин, Рылеев, Козлов, Баратынский, Подолинский, Лермонтов. Типический образ героя и структура конфликта: общая схема и варианты ее интерпретации. Роль романтического начала в творчестве Пушкина: «южные поэмы», романтическая лирика, «маленькие трагедии», «Дубровский», «Египетские ночи», «Пиковая дама». «Южные поэмы» Пушкина: темы романтического отчуждения, любви, свободы. «Цыганы» как «высшее и самое полное цветение русского романтизма» (Анненков). Ирония над романтическим сознанием в «Евгении Онегине». «Мцыри» и «Демон» Лермонтова как завершение развития жанра романтической поэмы. Образ романтического героя во вселенском масштабе. Романтизм в лирике и прозе Лермонтова. Русский байронизм. «Герой нашего времени»: романтические и реалистические элементы. Структура романа. Романтизм Гоголя: оживление фольклорных традиций («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий»). Осознание расколотости, раздвоения мира. Романтическая трактовка специфической петербургской темы («Петербургские повести»). Диссонансы петербургской жизни. Повесть «Портрет» в контексте эстетических раздумий Гоголя. Сатирическая манера в произведениях Гоголя: деформация обыденного мира, издевка над обывателями. Элементы романтизма в «Мертвых душах». Русская романтическая повесть (Бестужев-Марлинский, Погодин, Полевой, Одоевский) и роман (Одоевский). «Русские ночи» Одоевского: композиция, философская проблематика, художественные особенности.
Примерный перечень вопросов к зачетам (в основном вопросы предполагают общую характеристику указанной литературной традиции и анализ какого-либо принадлежащего к ней текста по выбору студента)
1. Понятие словесного творчества. 2. Литература и фольклор. 3. Литература Древнего Египта и Месопотамии. 4. Древнееврейская литературная традиция (тексты Ветхого Завета). 5. Типологическое сопоставление традиций древневосточной словесности и античной литературы. 6. Общая характеристика древнегреческой литературы. 7. Древнегреческий эпос: поэмы Гомера. 8. Древнегреческий эпос: поэмы Гесиода. 9. Древнегреческая лирика. 10. Древнегреческая трагедия: творчество Эсхила. 11. Древнегреческая трагедия: Софокл и Еврипид. 12. Древнегреческая комедия. 13. Древнегреческая проза. 14. Древнеримская литература: общая характеристика. 15. Древнеримская лирическая поэзия. 16. Древнеримский эпос (Вергилий «Энеида», Овидий «Метаморфозы»). 17. Жанр романа в античной литературе. 18. Рефлексия по поводу словесного творчества в античной культуре («Поэтика» Аристотеля, «Наука поэзии» Горация). 19. Общая характеристика литературы западноевропейского Средневековья. 20. Книги Нового Завета. 21. Латинская литература Средневековья. 22. Средневековый эпос: кельтские скелы. 23. Германский средневековый эпос. 24. Французский и испанский средневековый эпос. 25. Рыцарский роман. 26. Лирика вагантов. 27. Лирика трубадуров и миннезингеров. 28. Городская средневековая литература. 29. Творчество Данте. 30. Общая характеристика литературы Византии. 31. Анализ произведения византийской литературы. 32. Общая характеристика русской средневековой литературы. 33. Анализ произведения русской средневековой литературы. 34. Общая характеристика литературы стран ислама в эпоху Средневековья. 35. Анализ произведения литературы мусульманских стран эпохи Средневековья. 36. Общая характеристика литературы Возрождения. 37. Литература итальянского Ренессанса. 38. Литература немецкого Возрождения. 39. Литература французского Возрождения. 40. Творчество Шекспира. 41. «Дон Кихот» Сервантеса. 42. Постренессансное состояние европейской литературы. 43. Маньеризм и барокко в итальянской и испанской литературе. 44. Литература английского, немецкого, французского барокко. 45. Литература европейского классицизма. 46. Русская литература XVII в. 47. Отражение просветительского сознания в литературном процессе. 48. Литература раннего и зрелого Просвещения во Франции (Монтескье, Вольтер, Дидро). 49. Литература раннего и зрелого Просвещения в Англии (Дефо, Свифт, Филдинг). 50. Литература английского и французского сентиментализма. 51. Литература немецкого Просвещения. 52. Творчество Гете («Страдания юного Вертера», «Фауст», лирика). 53. Литература русского Просвещения. 54. Философские и эстетические основы романтизма. 55. Романтизм в немецкой литературе. 56. Литература английского романтизма. 57. Литература французского романтизма. 58. Литература американского романтизма. 59. Романтизм в русской литературе. 60. Реализм как художественный метод литературы эпохи Позитивизма. 61. Реализм во французской литературе первой половины XIX в. 62. Реализм во французской литературе второй половины XIX в. 63. Реализм в английской литературе. 64. Реализм в русской литературе XIX в. 65. Поэзия Бодлера. 66. Лирика Верлена, Рембо, Малларме. 67. Явление декаданса в литературе. 68. Английский эстетизм. 69. Литература русского «серебряного века». 70. Модернистское сознание в литературе. 71. Основные направления в западноевропейской литературе первой половины XX в. (футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). 72. Литература «потока сознания». 73. Творчество Ф. Кафки. 74. Интеллектуальная проза Т.Манна и Г.Гессе. 75. Литература экзистенциализма. 76. Литература абсурда. 77. Французский «новый роман». 78. Американская литература XX в. 79. Отечественная литература советского периода. 80. Постмодернистское сознание в литературе. 81. Анализ произведения литературы постмодернизма.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА История всемирной литературы. Т. 1-8. М., 1983-94. История французской литературы. Т. 1-3. М.-Л., 1946-59. История английской литературы. М.-Л., 1943-58. История немецкой литературы. В 3-х тт. М., 1985-86. История немецкой литературы. В 5-ти тт. М., 1962-76. История литературы США. Т. 1-3. М., 1999-2000. История русской литературы. В 10-ти тт. М.; Л., 1941-1955. Андреев Л.Г. История французской литературы. М., 1987. Де Санктис Ф. История итальянской литературы. Т. 1-2. М., Эко У. Сказать почти то же самое. Опыты о переводе. СПб., 2006. Сартр Ж.-П. Что такое литература? – СПб., 2000.
К разделу 1.
К теме 1: Белинский В.Г. О разделении поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Избранные сочинения. М.-Л., 1949. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. Левинтон Г.А. Замечания к проблеме «литература и фольклор» // Труды по знаковым системам, VII. Уч. зап. Тартуского гос. Университета. Вып. 365. Тарту, 1975. С. 76-87. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. Томашевский Б.В. Поэтика. М., 1996. Томашевский Б.В. Стих и язык. М.-Л., 1959. Жирмунский В.М. Теория литературы, поэтики, стилистики. Избранные труды. Л., 1977. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 2000. Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. Поливанов Е.Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники // Вопросы языкознания. 1963, № 1. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., Прогресс, 1975. – С. 47-114.
К разделу 2.
Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. Литература Востока. Сб. ст. Вып.1. Петербург, 1919. К теме 2: Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971. Тексты пирамид. СПб, 2000. Лирика Древнего Египта. М., 1965. От начала начал. Антология шумерской поэзии. СПб, 1997. Я открою тебе сокровенное слово: Литература Вавилона и Ассирии. М., 1981. Лирическая поэзия Древнего Востока. М., 1984. Библия. Ветхий Завет. От Бытия до Откровения. Пятикнижие Моисеево. М., 1993. Мень А. Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М., 2000. Фрезер Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989. Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Екатеринбург, 2005. Библия в культуре и искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1995». Вып. XXVIII. М., 1996. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М., 1977. Косидовский З. Библейские сказания. М., 1966. Келлер В. Библия как история. М., 1998. Библия: литературные и лингвистические исследования. М., 1998. К теме 3: Махабхарата. Рамаяна. М., 1974. Невелева С.Л. Махабхарата. Изучение древнеиндийского эпоса. М., 1991. Серебряков И.Д. Столепестковый лотос. Антология древнеиндийской литературы. М., 1996. Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая. Опыт культурологического анализа. СПб, 1994. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.
К разделу 3. История греческой литературы / Под ред. С.Соболевского. М.-Л., 1946-1960. Тронский И.М. История античной литературы. 4 изд. Л., 1983. Круазе А. и М. История греческой литературы. 1916. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая литература эпохи независимости. Изд. «Огни», 1919. Античная литература / Под ред. А.Лосева и А.Тахо-Годи. 4 изд. М., 1986. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1970. Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. Л., 1989. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. М., 1971 и 1972. Коган П.С. Очерки по истории древних литератур. Т.1. Греческая литература. Гиз., 1923. Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971. Аверинцев С.С. Образ античности. СПб., 2004. Гаспаров М. Об античной поэзии. Поэты. Поэтика. Риторика. СПб, 2000. Античная поэтика. М., 1991. Снелль Б. Греческая метрика. М., 1999. Денисов Я.И. Основания метрики древних греков и римлян. М., 1888. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1-2 вв.н.э. М., 1979. Античная научно-художественная литература. Памятники поздней античной научно-художественной литературы II-V века. Переводы. М., 1964. История римской литературы / Под ред. Соболевского. Т. 1-2. М., 1959-1962. История римской литературы / Под ред. Н.Дератани. М., 1954. История римской литературы. М., 1959. Тт. 1-2. Модестов В.И. Лекции по истории римской литературы. 1988. Дополнение – 1905. Покровский М.М. История римской литературы. 1942. Поэтика древнеримской литературы: жанры и стиль. М., 1989. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения. Т.1. М., 1990. Хрестоматия по античной литературе. В 2-х частях. М., 1965. Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1. От Илиады до Парфенона. М., 1992. Т.2. От Антигоны до Сократа. М., 1991. Т.3. От Еврипида до Александрии. М., 1991. Преображенский П.Ф. В мире античных идей и образов. М., 1965. Гринцер П.А. Две эпохи литературных связей // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971. К теме 4: Гомер. Илиада. М.-Л., 1935. Гомер. Илиада. Л., 1990. Война мышей и лягушек. М., 2000. Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983. Шталь И.В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М., 1978. Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М., 1956. Ярхо В.Н. Эпос. Ранн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.96 (0.015 с.) |