Раздел 4. Словесное искусство в культуре средних веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Словесное искусство в культуре средних веков.



10. Роль Слова и Книги в средневековой культурной парадигме. Доминанта слова в религиозном искусстве. Новый Завет: устная традиция и письменная фиксация. Исторические, учительные, пророческие книги. История искупительного служения Христа и изложение основ новой веры. Содержательные и стилистические особенности четырех Евангелий. Поэтика притчи. Евангельские притчи как пример христианского символизма: соединение внешнего и внутреннего смысловых планов. «Типическое» отношение между Новым и Ветхим Заветом. Проблема перевода и толкования Священного Писания. Грекоязычная переработка библейской поэтики: Септуагинта, переводы Акилы, Симмаха, Феодотиона. Дальнейшая ступень опосредования: латинские и прочие переводы. «Вульгата» св. Иеронима. Экзегетика как сопоставление переводов (Ориген). Роль библейских переводов в становлении национальных литератур.

Восприятие средневековым сознанием античного литературного наследия. Синтез античных и ближневосточных элементов в литературе. Система жанров. Циклизирующие тенденции. Литература и фольклор. Подвижность и вариативность средневековых текстов. Взаимодействие различных языков в культуре: отношения перевода и непереводимости. Ситуация «билингвизма». Латынь и народные языки. Религиозная и светская литература Средних веков. Проблема авторства. Принцип слияния чувств автора и слушателя (читателя). Многословность и молчание в средневековой литературе. Рукописная книга и характер ее оформления.

 

11. Ученая традиция: роль латинского языка в средневековой культуре. Преемственность и новаторство по отношению к древнеримской литературе. Внутренние изменения латинского языка. Система жанров. Амвросий Медиоланский как основатель ритмической литературной поэзии на латинском языке и зачинатель гимнического жанра. Житийная литература. Проповеди, эпистолография, историография. Жанр автобиографии. «Исповедь» Августина: открытие «внутреннего человека», уникальной личности. «Новый» человек в его отношении к Богу, к миру и к самому себе. Внимание к тончайшей динамике духовных процессов. Композиция книги. Философская и теологическая проблематика «Исповеди». Ритмическая проза Августина.

Латинская литература Каролингского возрождения (VIII-IX вв.). Жанр видений: повествование о посещении ясновидцем загробного мира. Принципы редактирования видений. «Видение Тнугдала». «Видение Веттина», записанное Хейтоном. Стихотворная техника эпохи: метры, ритмы, секвенции.

Период X-XI вв. (оттоновское возрождение). Воцарение рифмы в поэзии. XII в.: «Овидианское возрождение». Развитие жанра автобиографии: «История моих бедствий» Абеляра. XIII в.: «Путеводитель души к Богу» св. Бонавентуры как произведение мистической традиции. Сборник «Деяния римлян» как памятник аллегорической литературы. Феномен женского творчества в культуре Средневековья (Хротсвита Гандерсгеймская, Хильдегарда Бингенская).

 

12. Эпос и роман как доминирующие жанры литературы Средних веков. Миф и историческая реальность как источники формирования эпоса. Фигура эпического героя. Личные страсти и общественные интересы. Разнообразие эпических традиций европейских народов.

Кельтская традиция: ирландские саги (скелы). Древнейшие мифологические саги. «Битва при Маг Туиред» как центральное повествование мифологического цикла и как источник сюжета о св. Граале в рыцарских романах. Уладский цикл: «Похищение быка из Куальнге» и другие саги. Взаимодействие прозаических и поэтических фрагментов и «реторик» в ирландской литературе.

Германский эпос. Англосаксонская поэма «Беовульф». Скандинавская литература: саги и эддическая поэзия. «Старшая Эдда» как наиболее полное и художественно ценное собрание германской мифологии. Песни о богах: приключения богов, соревнования в мудрости, заклинания. Картина гибели богов в «Прорицании вёльвы». Песни о героях: генетическая связь с ритуалами жертвоприношения. Саги: прозаические рассказы о больших судьбах и суровых испытаниях. Реалистичность, исключительная сдержанность и насыщенность повествования. Позиция рассказчика в саге. Стихотворные произведения, вкрапленные в саги. Представление о магической силе поэзии. Немецкий эпос. «Песнь о Нибелунгах». Вражда между Хагеном и Кримхильдой как движущая сила повествования. Неоднозначность этической оценки поступков героев. «Кудруна»: высокая страсть как центральный мотив эпоса.

Французский эпос: «жесты». «Песнь о Роланде». Коллизия личных и общественных интересов. Фигура Карла Великого. Комплекс «племянника». Предательство Ганелона: преобладание личных интересов над общественными. Изображение героев с разных точек зрения. Система персонажей: параллели и противопоставления.

Испанский эпос: «Песнь о моем Сиде». Сид как носитель идеи реконкисты. Путь героя от унижения к удаче. Моральное и бытовое начало в поэме. Тема семьи. Реалистический тон повествования, отсутствие аффектации. Антиаристократическая тенденция поэмы.

Возникновение рыцарского романа. Генетические связи французского романа со своим национальным эпосом и кельтской богатырской сказкой. Основные мифологемы романа. Христианские ценности, идеалы придворной жизни, романтика дальних странствий, поиски дохристианского прошлого. Хронотоп рыцарского романа: чудесный мир в авантюрном времени. Королевство Артура как мир подлинной рыцарственности, возникший бесконечно давно и существующий вечно. Соотношение романического и эпического, «внутреннего» и «социального» начал. Творчество Кретьена де Труа. Конфликт любви и рыцарской доблести. Композиция романов Кретьена. «Эрек и Энида» и «Ивейн, или Рыцарь со львом»: зеркальное соотношение сюжетов и общий смысл. Роман о Тристане и Изольде: концепция неизбывной роковой страсти. Немецкий рыцарский роман: «Парсифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. Легенда о святом Граале. Проблема любви. Тема отношений героя с Богом. Символика романа.

 

13. Лирическая традиция в культуре Средневековья. «Предвагантская» литература XI в.: «Стих об аббате Адаме», «Пир Киприана». Лирика вагантов: античные и христианские истоки. Любовная тема: сочетание благочестивости и изощренного эротизма. Проблема соотношения живых порывов сердца и литературных условностей. Сатирическая линия: обличение нравов высшего духовенства. Мотив попрошайничества. Шутовские мотивы. Богохульное травестирование священных текстов как феномен культуры. Основные имена: Гугон (Примас) Орлеанский, Архипиита Кельнский, Вальтер Шатильонский. «Буранский» сборник вагантской лирики. «Вагантские строфы». Встреча латинского и народных языков в вагантских текстах.

Поэзия провансальских трубадуров как компонент «куртуазного универсума». Генетическая связь с латинской литургической поэзией. Обращение к народному языку как литературное новаторство. Культ прекрасной Дамы и земной любви как силы, способной преобразить человека. Устойчивые образы, ситуации, формулы. Основные жанры: альба, кансона, тенсона, сирвента. Формальная усложненность метрики и строфики. Жанр жизнеописания трубадуров: комментарии к песням, куртуазные анекдоты, мифологические мотивы (сюжет о «съеденном сердце» и др.). Роль жизнеописаний в становлении жанра новеллы.

Лирика немецких миннезингеров. Особенности немецкого художественного сознания: склонность к размышлениям и морализации. Творчество Вальтера фон дер Фогельвейде: «песни» и «шпрухи». Любовные, сатирические, религиозные мотивы его лирики.

 

14. Особенности «городского сознания» и городской культуры позднего Средневековья: торжество здравого смысла и рассудительности, внимание к самым тривиальным и даже уродливым проявлениям обыденной жизни, противостояние куртуазному возвеличиванию любви, дидактизм. Широкое распространение художественной прозы. Фаблио как наиболее популярный жанр городской литературы, призванный «смешить людей». Качества героев фаблио (практическая сметка, лукавство, изворотливость) и амбивалентное отношение к ним.

Сатирический животный эпос: «Роман о Лисе». Фольклорные и книжные источники. Сниженное изображение человеческой жизни. Мотив конфликта героя с социальной средой.Двойственная моральная оценка характера лиса Ренара. Ренар как предшественник героев-авантюристов эпохи Возрождения.

Аллегоризм как свойство средневекового сознания. Аллегорический эпос: «Роман о Розе». Образы-персонификации отвлеченных понятий: Приветливость, Дружба, Жалость, Злоязычие, Стыд, Природа, Разум. Любовная и сатирическая линии романа.

Проявление «готического» мышления в лирике: особенности поэтического языка Ф.Вийона. Остроумие двусмысленностей. Ирония как фигура стиля (принцип «понимай наоборот»). Мозаическое построение стихотворений. «Большое завещание»: печальные размышления о жизни и смерти. Сатирические выпады Вийона.

 

15. Творчество Данте как феномен перехода к культуре Возрождения. «Новая жизнь»: жизненные факты и символика. Соотношение поэтических и прозаических элементов текста. «Божественная комедия» как лироэпическое произведение. Композиция поэмы: строгая симметрия, числовая символика. «Энциклопедия» христианства, данная как переживание. Постановка основных проблем христианского мировоззрения. Отражение космологии, теологии, философии, антропологии, научных знаний в тексте поэмы. Дидактический момент («экзамен»). Конкретный политический подтекст: оценка современных событий. Поэтическое самоопределение автора: признание божественной обусловленности творческого акта. Данте об искусстве и художнике. Образ Беатриче и размышления о сущности любви. Земное и небесное в поэме. Активная роль героя в поэме. «Божественная комедия» как символическая запись странствий души. «Подвижные» и «неподвижные» персонажи. Траектория движения героя. Абсолютная и относительная системы координат в мироздании. Учение о свете. Аллегоризм «Божественной комедии». Причина выбора итальянского языка для написания поэмы. О.Мандельштам о Данте: «геологическая» структура поэмы.

 

16. Словесное искусство в православной среде. Преемственность и новаторство византийской литературы: смешение традиций классической античности, эллинизма, императорского Рима и Ближнего Востока. Утверждение христианского мировоззрения. Роль слова в литургическом синтезе храмового действа. Особенности средневекового греческого языка. Моноязыковая среда византийской культуры. Становление новых жанров: литургическая поэзия, жития святых и др. Проповедническое искусство В.Великого и И.Златоуста. Гимнография Романа Сладкопевца. Возникновение рифмы. Сатирический диалог. Предренессансные тенденции поздневизантийской литературы.

Устная поэзия восточно-славянских племен до появления письменности. Истоки и генезис русской литературы. Миссия Солунских братьев. Изобретение славянского письма. Перевод богослужебных книг на старославянский язык. «Трансплантация» византийских мировоззренческих представлений в массив языческой славянской культуры. Образование на Руси двух типов литературного языка. Ситуация диглоссии. Тенденции ассимиляции и диссимиляции церковнославянского и древнерусского языков. Феномен русской книжности. Искусство книги на Руси. Ограниченность личностного начала в литературе. Особенности жанровой системы русской средневековой литературы. Роль внелитературных функций произведений в определении их жанровой принадлежности. Значение темы произведения для отнесения его к жанру. Иерархия жанров. Смена стилей в русской литературе: стиль «монументального историзма», стиль «плетения словес», стиль «второго монументализма».

Период Киевской Руси: «Слово о Законе и Благодати» Илариона, Киево-Печерский патерик, «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Моление» Даниила Заточника. Период феодальной раздробленности и борьбы за объединение: «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского» и «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Период создания и развития централизованного государства: «Домострой», «Великие Четьи-Минеи», «Степенная книга», Послания Ивана Грозного.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.30.41 (0.024 с.)