Раздел 3. Искусство слова в античной культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Искусство слова в античной культуре.



4. Роль словесного искусства в системе древнегреческой культуры. Духовно-содержательная характеристика литературы Древней Греции: движение от мифа к логосу. Укорененность словесности в полисном бытии. Развитие авторского самосознания. Проблема авторства на разных этапах древнегреческой культуры. Появление индивидуального стиля как выражение агонального характера греческой культуры. Возникновение литературной теории: обращение мысли на свое инобытие в слове. Языковая замкнутость греческой культуры. Особенности древнегреческого языка, связь его диалектов с определенными литературными жанрами. Жанр как наиболее существенная категория греческой литературы.

Древнегреческая эпическая традиция. Аэды и рапсоды. «Гомеровский вопрос». Поэмы Гомера. Гекзаметр: его происхождение и особенности. Эпический стих как одно из проявлений ритма в культуре того времени. Пространство и время в эпосе. Образ человека и мифологема судьбы в эпической картине мира. Галерея характеров. Гнев Ахилла в свете героической этики. Сюжет «Илиады» как смена фаз гнева. Мотив «неувядаемой славы». Взаимоотношения богов и людей. Психические процессы человека как отражение воли богов. Закон хронологической несовместимости. Роль перечней в гомеровском эпосе. Прием ретардации. Рельефность деталей: выявление вещи в форме и звуке (наивное «да» вещам). Гомеровские сравнения. Эпитеты как неотъемлемая принадлежность эпического повествования. Сюжет и композиция «Одиссеи». Прием транспозиции и возможные причины его применения. Тема смерти и возвращения на родину. Балансирование на краю гибели. Проявление религиозных чувств в гомеровских поэмах. Концепция добра и зла. Образы поэтов в поэмах Гомера. Значение текстов «Илиады» и «Одиссеи» для античной культуры.

Эпос Гесиода. Генеалогическая поэма «Теогония»: «сухой перечень имен» как рождение мира в слове и первый известный опыт систематизации пантеона. История происхождения мира. Мотив «усовершенствования» богов. «Труды и дни»: дидактический эпос и его особенности. Автобиографическое начало в поэме «Труды и дни». Размышления над проблемой происхождения зла. Внутренняя связь поэм: мироустройство и домоустройство как две стороны отношения к Земле. Рефлексия Гесиода по поводу поэтического творчества.

Философский эпос: поэма Парменида. Изобретение имени «сущее». Животный эпос «Война мышей и лягушек». Судьба греческого эпоса в эпоху эллинизма: творчество Аполлония Родосского.

 

5. Культовые истоки древнегреческой лирической традиции. Жанры лирики: элегия, эпиграмма, ямб, хоровая и сольная мелика. Критерий отнесения произведений поэзии к жанру. Строгость метрической системы как особенность художественного мышления греков. Культ поэтов в Греции. Поэт как функция божества. Миф как переживаемое. Рождение человека в лирике. Автор и лирический герой. Утрата эпического жизнеощущения, открытие мира внутренних переживаний.

Древнегреческая элегия: элегический дистих, появление строфического деления. Патриотические, философские, скорбные, любовные элегии. Архилох: перемены в системе ценностей. Роль ямбов в культе Деметры и Диониса. Алкей и Сапфо: поэзия культового содружества. Мотив Эроса в лирике Сапфо. Структура гимнов Сапфо. Анакреонт и анакреонтика. Торжественная поэзия (эпиникии) Пиндара. Структура эпиникия и его связь с гимнической традицией. Пиндар о поэтическом творчестве. Поэзия дифирамбов.

Риторическое мышление и его проявление в словесном искусстве. Поэтика синкрисиса. Общие места как средство систематизации явлений действительности. «Каталогизирующая энергия» древнегреческой литературы. Эпиграмма как проявление риторического мышления.

Особенности лирики эллинистического периода. Александрийская ученая поэзия (Каллимах).

6. Рождение древнегреческой драмы из культа Диониса. Дифирамб как исток трагедии. Взаимосвязь текста драмы и театрального действия. Трагедия как форма культового служения. Структура трагедии: пролог, эписодии, эксод. Песни хора: парод и стасим. Роль актеров и хора. Тетралогии и трилогии. Понятия перипетии, трагической иронии, пафоса, катарсиса. Трактовка мифологических сюжетов. Театр как орудие политической борьбы.

Эсхил: «Персы», «Орестея», «Прикованный Прометей». Выход истины в непотаенное как организующий принцип действия. Сбывающееся пророчество или предчувствие у Эсхила. Ощущение присутствия таинственных причин происходящего. Проблема кровной мести в «Орестее». «Орестея» как трагедия со счастливым концом. «Прикованный Прометей»: трагедия лишенности знания. Драматические образы у Эсхила: сила воли и избыток чувства. Совпадение человеческих желаний и решений с решениями судьбы как высшее проявление свободы. Эсхил как создатель трагического языка.

Софокл: «Эдип царь», «Антигона». Тема рока и трагическая ирония у Софокла: проблема невозможности предвидения, несчастного заблуждения. Софокл как мастер перипетии. Катастрофа, связанная с обретением истинного знания. «Пессимизм» Софокла. Поединок Эдипа с судьбой. Мотив бессилия человеческого разума. Коллизия двух равнозаконных побуждений в «Антигоне». Внутренний конфликт человеческой души. Тема безумия.

Еврипид: «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде». Культовые и философские истоки творчества Еврипида. Конфликт Афродиты и Артемиды в «Ипполите». Вмешательство deus ex machina. «Философ на сцене»: софистические приемы в речи персонажей. Проблема взаимодействия мужского и женского начал. Женские образы у Еврипида. Сильные страсти и великие страдания. Проявления инстинктивных, полубессознательных сил в человеке. Техника «признания». Индивидуалистические «декларации» в трагедиях Еврипида.

Происхождение древнегреческой комедии из ритуальных фаллических песен. Исторические этапы ее развития. Древнеаттическая комедия: творчество Аристофана. «Ахарняне», «Мир», «Облака», «Птицы». Структура комедии: понятия агона и парабазы. Роль хора в комедии. Высмеивание современных социальных явлений. Разные оттенки насмешки. Проблема войны и мира у Аристофана. Образ Сократа в комедии «Облака». Стиль древней комедии. Прием «материализованной» метафоры. Новая аттическая комедия. Менандр: «Третейский суд». Философия счастливой случайности. Логика интриги. Изображение душевных кризисов и переворотов. Постепенное прояснение истины по ходу действия. Связь с современными философскими представлениями о человеческом характере.

 

7. Основные разновидности древнегреческой прозы: история, красноречие, философия, роман. Возникновение прозаической традиции в древнегреческой культуре. Логографическая традиция. «Отец истории» Геродот. «История» как «исследование» порядка событий, установленного божеством. Мотив исполняющегося пророчества. Единство действия в «Истории». Стиль Геродота: «нанизываемая речь». Подражание манере говора описываемых народов. Фукидид: начало исторической критики. Понятие периода. «Периодическая» речь Фукидида. Затемнение языка.

Значение ораторского искусства и риторики в культуре Древней Греции. Связь риторики и софистики. Судебное, политическое, эпидейктическое (торжественное) красноречие. Горгий: приближение прозаической речи к поэзии. Исократ: реформа в отношении стиля и композиции речи, изобретение большого ораторского периода, принцип недопустимости зияния. Политические речи Демосфена: особенности стиля и воздействие на слушателей.

Философская проза: диалог и трактат как литературные жанры. Возникновение жанра биографии: «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия: греческий «авантюрный роман испытания» и его хронотоп. Типическая сюжетная схема романа. Авантюрное романное время. Мотив встречи, узнания-неузнания. Роман как «антижанр».

Идеал эллинистической образованности. Возникновение массовой и «ученой» культуры. Профессионализация художественной деятельности. Энциклопедические сочинения. Грамматики и лексикографы. Традиция герменевтики. Рефлексия по поводу словесного творчества в античной культуре: «Поэтика» Аристотеля.

 

8. Искусство слова в культуре «второго классического народа античности». Периодизация древнеримской литературы: «архаическая», «классическая» («золотая» и «серебряная»), «поздняя» латынь. Синтез восточного и эллинского начал в культуре Рима. Особенности художественного сознания римлян: конкретность, прагматизм, утилитарность. Римская мифология. Древнейшие памятники римской поэзии: культовые гимны, обрядовые песни. Сатурнийский стих. Сравнительно позднее появление художественной литературы в процессе эллинизации римской культуры. Разрыв в художественной традиции: освоение греческого наследия и забвение собственного «варварского» прошлого. Роль художественного перевода в становлении римской литературы. Переложение «Одиссеи» Ливием Андроником: начало традиции поэтического перевода. Творчество Плавта и Теренция: «перелицовывание» образцов эллинистической комедии для римского зрителя. Формы обнаружения связи с греческими прообразами в римской культуре. III Ода Горация. Стилизация и самобытность: «свое» в формах «чужого». Роль греческих элементов в фонике латинского стиха: «просвечивание» одного языка сквозь другой. Греческие жанры в стихии латинского языка.

«Золотой век» римской литературы. Время Цицерона и расцвет римской прозы. Становление нормы «классической» латыни. Трактат Цицерона «Оратор»: изложение основы теории прозаического ритма. Принцип «обилия» в речах Цицерона. Круг поэтов-неотериков. Творчество Катулла: элегии, эпиграммы, «полиметры». Изображение противоречивых душевных состояний. Насмешливые ямбы Катулла.

Римский классицизм. Вергилий как создатель национального римского эпоса («Энеида»). «Соревнование» с Гомером: стилизация, преодолевающая самое себя. Особенности утверждаемых ценностей. Идея истории. Разыскание истоков и причин величия августовского Рима. Страдание как оборотная сторона выполнения исторической миссии. Образ Дидоны в поэме. Внимание к духовному миру юношества. Изображение нравственной и эмоциональной связи между разными поколениями. Художественные приемы поэзии Вергилия. Значение его творчества для последующей истории литературы.

Поэзия Горация: метрика, стиль, образный строй, композиция. «Золотая середина» как доминанта поэтического творчества и этический идеал. Отказ от крайностей, культ меры (умеренности) и гармонии во всех проявлениях человека. Независимость как высшая ценность. Роль Горация как великого «нормативиста», упорядочившего систему литературных жанров, универсала в поэзии, автора образцовых для последующих эпох сатир, од, идиллий и т.д. «Наука поэзии» Горация как рефлексия по поводу литературного творчества в древнеримской культуре.

Произведения Овидия: любовные элегии, «дидактическая» поэма «Искусство любви», мифологический эпос «Метаморфозы». Мотив искания вариаций одной темы. Декламационно-риторические элементы. «Метаморфозы»: проблема возникновения новых форм во Вселенной. Генезис как метаморфоза. Изображение космогонического и исторического процесса как череды превращений. Сплетение мифов в «Метаморфозах». Причудливость и изломанность сюжетной линии. Вставные эпизоды и рамочные конструкции. «Барочный» стиль Овидия.

Римская сатира (Гораций, Ювенал). «Сатирикон» Петрония. Произведения Лукиана.

 

9. Словесное искусство в поздний период римской культуры. «Серебряный век» древнеримской литературы. Господство риторически-декламационного стиля. Тематика частной жизни и внутреннего мира отдельного человека. Сенека как лучший мастер «нового стиля». Философские, поэтические и драматические произведения Сенеки. Хронотоп римского авантюрно-бытового романа. «Золотой осел» Апулея: метаморфоза как форма осмысления частной человеческой судьбы в ее кризисных моментах. Ограничение власти случая. Изображение бытовых реалий в романе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.045 с.)