Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 5. Слово в культуре Возрождения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
17. Типологические черты культуры Возрождения. Новые представления о мире и человеке. Самоутверждение автономного субъекта. Внутренние противоречия антропоцентризма. Восстановление связи с древнегреческой и латинской культурой («любовь к древним»). Двойственная позиция по отношению к Средним векам. Новый синтез культурных миров. Взаимоориентация и взаимопроникновение различных языков в культуре Возрождения. Идеал гуманистической учености и обращение к народным традициям. Роль филологии в мировоззрении Ренессанса. Зарождение нового отношения к Слову. Слово Божие и слово человеческое. Становление национальных литератур. Расцвет типографского дела. Появление массового читателя. Итальянское Возрождение. Речь Петрарки на Капитолии: отделение поэзии от религии. Лирика Петрарки: зарождение индивидуализма, открытие «внутреннего Я». Земная страсть как высокое одухотворенное чувство. Поиск новой гармонии между земным и божественным миром и безысходные противоречия. Формулировка главнейших антиномий новоевропейской души. Поэзия как исповедь. Сонет в творчестве Петрарки. «Декамерон» Боккаччо: становление жанра европейской новеллы. Конститутивные признаки жанра. Прием сюжетного обрамления книги новелл. Архитектоника «Декамерона»: «горизонтальное» и «вертикальное» измерения. Противоречие между обрамлением и обрамляемым. Широкая панорама бытовой и частной жизни. Реабилитация телесно-материального аспекта человеческой жизни и возвращающееся чувство греховности земных наслаждений. Метаморфозы рыцарской поэзии: «Неистовый Роланд» Ариосто. Итальянизация каролинговского эпического цикла. Структура поэмы, основные герои и сюжетные линии. Стихия сказочности. Свобода и Божественное Провидение. Трансформация образа рыцаря: момент авторской иронии в поэме.
18. Зарождение гуманизма в немецкой культуре. Итальянские влияния. Опора на собственные средневековые традиции. Обращение к античной культуре как к арсеналу средств борьбы с католической церковью: популярность сатирических диалогов Лукиана. Религиозная проблематика литературы немецкого Возрождения. Отказ от идеализированного видения человека и мира как общее свойство немецкого художественного сознания. Тяготение к сатире. Заострение образов, фарсовый колорит. Стремление к широкому охвату и систематизации жизненных явлений. Тема глупости в немецкой литературе. «Корабль дураков» Бранта. Понятие неразумия, приходящее на смену понятию греха. Тесная связь с национальной традицией. «Энциклопедическая» форма и дидактизм поэмы. Эразм Роттердамский как руководитель «республики гуманитарных наук». «Похвала Глупости» Эразма как центр «дурачествующей» литературы Возрождения. Жанр похвального слова и пародии на него. Композиция «Похвалы Глупости». Мория как образ подлинной мудрости, не отделяющей себя от жизни. Отказ от противопоставления «мудрости» и «неразумия». Жизнь как игра противоречивых стремлений. Недопустимость односторонности в подходе к явлениям жизни. Изменение интонации речи Мории во второй части книги: переход юмора в сатиру. Обличение глупости предрассудков. Отождествление Глупостью себя с самим духом религии Христа и возможные интерпретации этого фрагмента. «Силены Алкивиада» как ключик к аллегориям Госпожи Глупости. Вопрос о еврейских священных книгах и борьба гуманистов с обскурантами в начале XVI в. Роль Иоганна Рейхлина в полемике. «Письма темных людей» как сатира, призванная поддержать Рейхлина. Содержание и стиль «Писем». Лютеровский перевод Библии и его роль в становлении немецкой национальной литературы. Литературная деятельность У. фон Гуттена.
19. Особенности французского Возрождения. Итальянское влияние и его преодоление. Творчество Рабле: синтез ученой и народной карнавальной традиции. Карнавализация литературы. Мудрость в маске шутовства. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Проявление концепции гротескного тела в сюжете и стиле романа. Веселое «отелеснивание» бестелесной средневековой правды. «Пантагрюэлизм» как выражение нового мироощущения. Жизнеутверждающий характер смеха Рабле. Незавершенность, неуравновешенность картины мира в романе. Телемское аббатство как прообраз идеального жизнеустройства. Образ Панурга. Поэзия Плеяды. «Защита и прославление французского языка» Дю Белле как поэтический манифест Плеяды. Принцип подражания древним и его национальная модификация. Подражание как промежуточное звено в создании французской поэзии. Лирика Ронсара и Дю Белле. Петраркизм и антипетраркизм. Роль Плеяды в вызревании эстетики классицизма. «Опыты» Монтеня как основа последующей литературно-философской эссеистики. Философская проблематика «Опытов». «Книга, неотделимая от своего автора». Особенности психологического самоанализа Монтеня: внимание к самым незаметным впечатлениям и переживаниям. «Обмирщение» психологии. «Нестройность» и «неупорядоченность» композиции как результат запечатления в слове экспериментального метода самонаблюдения.
20. Жанровое, стилистическое и тематическое разнообразие творчества Шекспира. Основные жанры: историческая хроника, комедия, трагедия, трагикомедия, сонеты. Источники сюжетов шекспировского театра. Магистральный сюжет комедий Шекспира: клубок из нескольких любовных историй со всякими превратностями и превращениями, внешними переменами в положении героев и внутренними метаморфозами чувства. Любовь как центральная ценность комедийного мира Шекспира. Поэтизация и идеализация естественных чувств. Власть Природы над человеческим сердцем. Фальстаф – народный смеховой персонаж карнавального типа («Виндзорские насмешницы»). Отражение кризиса ренессансного сознания в трагедиях Шекспира. «Гамлет» как трагедия трагедий: обращенность к самой основе трагического. Роль Тени в трагедии. Существование героя на грани двух миров. Значение метафоры «Порвалась дней связующая нить…». Монологи Гамлета. Его «безумие» и «безволие». Проблема театра и жизни. Трагедии 1600-х гг. Тема высокого назначения и достоинства человека, его способности творить свою судьбу. Доблесть героическая и демоническая. Выявление катастрофической непрочности существования человека и миропорядка. Конфликт протагониста с миром, осознание им истинной сущности мира и своих возможностей как преодоление трагического заблуждения. «Отелло», «Макбет», «Король Лир».
21. Роман Сервантеса как феномен перехода к культуре Нового времени. Уникальное художественное пространство романа. Фабула и герой «Дон Кихота» как плод писательского вымысла. Сущность донкихотовской ситуации: протест активной личности, воодушевленной представлением о жизни, достойной человека, против убожества жизненных условий. Пародийное и серьезное начало романа. Воспроизведение обобщенной модели рыцарского романа. Двойственность авторской иронии. Элементы эксцентрики и гротеска. Тема «истинного рыцарства» человеческой натуры. Мудрое безумие героя. Три выезда Дон Кихота как три этапа становления творческой концепции Сервантеса. Донкихотская пара. Многоплановость реальности и множество точек зрения в романе. Многоязычность текста (роман как «лингвистический эксперимент»). Повествование как сюжет повествования: обнажение приемов наррации. Органичная взаимосвязь формы и содержания романа. Нанизывание вставных эпизодов и проблема целостности произведения.
Раздел 6. Словесность в культуре мусульманского Востока.
22. Своеобразие культуры ислама. Преемственность средневековой культуры мусульманского Востока по отношению к эллинизму. Картина мира в Коране. Особенности мусульманского художественного мышления. Символизм как творческий метод. Искусство рукописной книги: каллиграфия и миниатюра. Плеяда художественных индивидуальностей: Фирдоуси, Рудаки, Хосров, Хайям, Руми, Джами, Навои.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.007 с.) |