Раздел 10. Литературные процессы в культуре второй половины XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 10. Литературные процессы в культуре второй половины XX вв.



 

44. Интеллектуальная проза первой половины XX в. Т.Манн - создатель интеллектуального романа. Эпический стиль Т.Манна и особое понимание «объективности» как иронии. Энциклопедическая многосоставность романа «Волшебная гора», использование обобщающих символов и сложных литературных реминисценций. Спор гуманизма и декадентства в романе. «Иосиф и его братья»: роман-миф. Роль мифа в структуре и содержании модернистских художественных текстов. Миф в фашистской идеологии. Роман об Иосифе как «битва на территории врага». Проблематика человеческого поступка. Трагедия необретенного пути. «Доктор Фаустус»: трагедия неправильного исторического выбора и ответственности за него. Творчество Гессе: поиски гармонии человека и исторической реальности. Образ Востока. Тема трагической самоизоляции и отчуждения человека от мира. Концепция игры («Игра в бисер»).

 

45. Экзистенциализм как философское направление. Экзистенция как человеческий способ бытия. Ощущение кризиса всех позитивных ценностей. Утверждение уникальности человеческого существования и поиски смысла жизни в трагическом и абсурдном мире. «Пограничные ситуации», проблема выбора. Понимание свободы как тяжелого бремени для человека. (Сартр). Требование нон-конформизма. Экзистенциальные феномены: «страх», «тошнота» (Сартр), «скука» (Камю) как особые модусы человеческого существования. Экзистенциалистские произведения Сартра («Тошнота» и др.) и Камю («Посторонний», «Чума»). Теория абсурдного романа в «Мифе о Сизифе» Камю.

 

46. Западноевропейская культурная ситуация после Второй мировой войны. Литература абсурда в контексте культуры середины XX в. Литературный текст как «история, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, лишенная всякого смысла и значения». Театр Ионеско. Антидрама «Лысая певица»: «трагедия языка». Персонажи, лишенные метафизических корней и психологии. Философская проблема утраты осознания времени и места. Зияющие дыры в сознании героев. Ощущение пугающей пустоты и ужаса перед миром, не имеющим смысла. Приемы парадоксального осмысления мира. Трагифарс «Стулья»: пьеса об итогах человеческого существования. Тема умирания как один из основных мотивов театра Ионеско. Проблематика романа «Наедине с одиночеством»: экзистенциальная тоска и попытки ее преодоления. Творчество Беккета: драмы, радиопьесы, романы. «Опустошенность» героев Беккета. Стремление исчерпать возможные варианты действия. Речевая деятельность как проклятие и спасение. Рассказывание историй.

 

47. Авангардистский «новый роман» как феномен перехода к постмодерну (А. Роб-Грийе, Н.Саррот). Новое мироощущение: абсолютизация разочарования в действительности. Творчество Роб-Грийе: роман «из пыли» рассыпающегося мира. Отсутствие связей с широким ценностным контекстом. Рассуждения Роб-Грийе «о нескольких устаревших понятиях». Неотделимость размышлений о строении и функционирования текста от самого текста. Структурная и смысловая разомкнутость, установка на альтернативность восприятия. «Поэтика возможного»: повторения, вариации, уводящие от отправной точки. Идеальный текст-модель и серийность равновероятных вариантов. Мотив стирания-переписывания текста. Образ ластика. Романы Саррот: теория «тропизмов». Отказ от «гнилых трясин» психологического романа.

 

48. Литературные процессы в американской культуре первой половины XX в. Социальный роман Т.Драйзера. Жизненный крах психологии собственничества и продажности («Американская трагедия»). Хемингуэй и литература «потерянного поколения». Романтико-гуманистические традиции в литературе (У.Фолкнер, М.Митчелл, Д.Дос Пассос, Ф.Фицджеральд, К.Сэндберг, Р.Фрост, Д.Беллоуз, Р.Кент). Поиски гуманистических нравственных ориентиров в атмосфере распада социальных связей и кризиса традиционных общечеловеческих ценностей. Интерес к «маленькому человеку» как носителю безусловной «правды жизни». Модернистские тенденции в поэзии США (Т.С.Элиот, Э.Паунд).

Роль литературы в американской литературе второй половины XX в. Исследование противоречий современного мира. Трагизм усредненного и обезличенного существования (Дж.Сэлинджер, Дж.Апдайк). Мотивы одиночества и эскейпизма. Движение «битников» («разбитого поколения») - поэт А.Гинзберг, прозаик Дж.Керуак. Протест против «истэблишмента», стандартизации жизни. Проповедь бродяжничества, свободной любви и отрешения от мира общественной лжи и насилия. Формирование молодежной «контркультуры». Проблемы американской «цивилизации потребления». Раскрытие асоциального и аморального подтекста в прагматических ценностях современного человека: научно-фантастические романы-предупреждения К.Воннегута, Р.Бредбери.

 

49. Русская литература в условиях тоталитаризма. Разрушение преемственности российской культуры. Поглощение культуры классовой идеологией. «Революция и искусство», «искусство и народ» – центральные проблемы художественной жизни и творчества. Неоднозначность художественного сознания. Литература «соцреализма». Идеологические истоки соцреализма, становление его основополагающих художественных принципов (М.Горький). Связь с практикой революции и тоталитаризма. Формирование «социального заказа» и принципа «партийности». «Железный поток» Серафимовича и «Разгром» Фадеева как образцы соцреализма. Нормативность и тенденциозность изображения действительности. Агитационно-пропагандистское начало (Маяковский и др.). Культ вождя. Функции литературы соцреализма в тоталитарном обществе.

Особенности художественного сознания демократического крыла интеллигенции. Противоборство позитивно-созидательных и мифологизирующих тенденций в литературе. Разоблачение социальных мифов (Замятин, Зощенко, Мандельштам, Булгаков, Платонов). Жанр антиутопии. Раскрытие присущей тоталитарному обществу обстановки лжи, насилия и моральной деградации. Критика дегуманизированного мира и его подавляющей человеческую личность псевдоколлективистской психологии.

Советская послевоенная литература. Развитие советской литературы времен «железного занавеса» (кон.40-х - нач.50-х), в условиях «оттепели» (рубеж 50-60-х) и в период «застоя» (сер.60-х - сер.80-х). Формирование важнейших направлений: «военная» и «деревенская» проза. Правда о тоталитарной системе и осмысление судеб народа в эпоху национальной катастрофы (произведения Солженицына, Твардовского и др.). Идеологическое расслоение литературы: конформистская и апологетическая литература, с одной стороны, и социально-критическое направление авторов «Нового мира» Твардовского (и их последователей), с другой. Падение «железного занавеса» и прекращение «холодной войны». Попытки воссоединения расколотого мира, сближения Запада и Востока. «Возвращенная литература», литература «Самиздата» и русского зарубежья как факторы литературного процесса.

 

50. Литературные процессы в ситуации постмодерна. Освоение опыта авангарда и восстановление авторитета классического наследия. Сложный сплав домодернистских традиций и иронически переосмысленных модернистских художественных традиций. Стирание граней между «высоким искусством» и «китчем», между серьезной проблемностью и занимательностью. Проза Х.Борхеса, поздний Дж.Фаулз, «Имя розы» У.Эко как яркие образцы постмодернистской литературы. Полистилизм искусства. Текст и метатекст в культуре постмодерна.

 

51. Специфика русского постмодернизма. Между экзистенциализмом и постмодерном: А.Синявский. Смерть как моделирующий метаобраз постмодернизма (Битов, Венедикт Ерофеев, С.Соколов). А.Битов как представитель «интеллектуальной» прозы. Сближение русского постмодернизма с американским «актуализмом». Идея борьбы идеалов Порядка, Гармонии с миром и Свободы личностного самовыражения. Творчество В.Пелевина как образец постмодернистской эстетики. 90-е гг. – признаки кризиса в русском постмодернизме (Т. Толстая, Викт.Ерофеев и др.).

 

Основные понятия дисциплины:

Авторский замысел, аллегория, аллюзия, драма, ирония, композиция, лирика, метафора, метонимия, олицетворение, проза, реминисценция, ритм, рифма, силлабо-тоническое стихосложение, синекдоха, стих, строфа, сюжет, тема, фабула, эпос, роман, дифирамб, идиллия, комедия, ода, риторика, сатира, хоровая и сольная мелика, элегия, элегия, ямб, эпиникий, гимнография, куртуазная лирика, летопись, литургическая поэзия, моралите, новелла, патерик, патристика (апологетика), притча, рыцарский роман, фаблио, шванк, баллада, барокко, «высокие» и «низкие» жанры, гонгоризм, гротеск, гуманизм, диссонанс, историческая хроника, классицизм, маньеризм, маринизм, натурализм, пародия, плутовской роман (пикареска), поэтика, реализм, «роман воспитания», «роман похождений», романтизм, романтический герой, сентиментализм, стилистическая полифония, утопия, фантасмагория, эмблематика, авангардизм, антиутопия, декадентство, «интеллектуальная проза», китч, литература «потерянного поколения», литература «потока сознания», литература «разбитого поколения», литература «Самиздата», литература «соцреализма», «новый роман», нонконформизм, постмодернизм, «проклятые поэты», роман-притча, «серебряный век», символизм, социальный миф, социальный роман, «старшие» и «младшие» символисты, сюрреализм, футуризм, экзистенциализм, экспрессионизм, эстетизм.

 

Примерный перечень вопросов к зачетам

(в основном вопросы предполагают общую характеристику указанной литературной традиции и анализ какого-либо принадлежащего к ней текста по выбору студента)

 

1. Понятие словесного творчества.

2. Литература и фольклор.

3. Литература Древнего Египта и Месопотамии.

4. Древнееврейская литературная традиция (тексты Ветхого Завета).

5. Типологическое сопоставление традиций древневосточной словесности и античной литературы.

6. Общая характеристика древнегреческой литературы.

7. Древнегреческий эпос: поэмы Гомера.

8. Древнегреческий эпос: поэмы Гесиода.

9. Древнегреческая лирика.

10. Древнегреческая трагедия: творчество Эсхила.

11. Древнегреческая трагедия: Софокл и Еврипид.

12. Древнегреческая комедия.

13. Древнегреческая проза.

14. Древнеримская литература: общая характеристика.

15. Древнеримская лирическая поэзия.

16. Древнеримский эпос (Вергилий «Энеида», Овидий «Метаморфозы»).

17. Жанр романа в античной литературе.

18. Рефлексия по поводу словесного творчества в античной культуре («Поэтика» Аристотеля, «Наука поэзии» Горация).

19. Общая характеристика литературы западноевропейского Средневековья.

20. Книги Нового Завета.

21. Латинская литература Средневековья.

22. Средневековый эпос: кельтские скелы.

23. Германский средневековый эпос.

24. Французский и испанский средневековый эпос.

25. Рыцарский роман.

26. Лирика вагантов.

27. Лирика трубадуров и миннезингеров.

28. Городская средневековая литература.

29. Творчество Данте.

30. Общая характеристика литературы Византии.

31. Анализ произведения византийской литературы.

32. Общая характеристика русской средневековой литературы.

33. Анализ произведения русской средневековой литературы.

34. Общая характеристика литературы стран ислама в эпоху Средневековья.

35. Анализ произведения литературы мусульманских стран эпохи Средневековья.

36. Общая характеристика литературы Возрождения.

37. Литература итальянского Ренессанса.

38. Литература немецкого Возрождения.

39. Литература французского Возрождения.

40. Творчество Шекспира.

41. «Дон Кихот» Сервантеса.

42. Постренессансное состояние европейской литературы.

43. Маньеризм и барокко в итальянской и испанской литературе.

44. Литература английского, немецкого, французского барокко.

45. Литература европейского классицизма.

46. Русская литература XVII в.

47. Отражение просветительского сознания в литературном процессе.

48. Литература раннего и зрелого Просвещения во Франции (Монтескье, Вольтер, Дидро).

49. Литература раннего и зрелого Просвещения в Англии (Дефо, Свифт, Филдинг).

50. Литература английского и французского сентиментализма.

51. Литература немецкого Просвещения.

52. Творчество Гете («Страдания юного Вертера», «Фауст», лирика).

53. Литература русского Просвещения.

54. Философские и эстетические основы романтизма.

55. Романтизм в немецкой литературе.

56. Литература английского романтизма.

57. Литература французского романтизма.

58. Литература американского романтизма.

59. Романтизм в русской литературе.

60. Реализм как художественный метод литературы эпохи Позитивизма.

61. Реализм во французской литературе первой половины XIX в.

62. Реализм во французской литературе второй половины XIX в.

63. Реализм в английской литературе.

64. Реализм в русской литературе XIX в.

65. Поэзия Бодлера.

66. Лирика Верлена, Рембо, Малларме.

67. Явление декаданса в литературе.

68. Английский эстетизм.

69. Литература русского «серебряного века».

70. Модернистское сознание в литературе.

71. Основные направления в западноевропейской литературе первой половины XX в. (футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм).

72. Литература «потока сознания».

73. Творчество Ф. Кафки.

74. Интеллектуальная проза Т.Манна и Г.Гессе.

75. Литература экзистенциализма.

76. Литература абсурда.

77. Французский «новый роман».

78. Американская литература XX в.

79. Отечественная литература советского периода.

80. Постмодернистское сознание в литературе.

81. Анализ произведения литературы постмодернизма.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

История всемирной литературы. Т. 1-8. М., 1983-94.

История французской литературы. Т. 1-3. М.-Л., 1946-59.

История английской литературы. М.-Л., 1943-58.

История немецкой литературы. В 3-х тт. М., 1985-86.

История немецкой литературы. В 5-ти тт. М., 1962-76.

История литературы США. Т. 1-3. М., 1999-2000.

История русской литературы. В 10-ти тт. М.; Л., 1941-1955.

Андреев Л.Г. История французской литературы. М., 1987.

Де Санктис Ф. История итальянской литературы. Т. 1-2. М.,

Эко У. Сказать почти то же самое. Опыты о переводе. СПб., 2006.

Сартр Ж.-П. Что такое литература? – СПб., 2000.

 

К разделу 1.

 

К теме 1:

Белинский В.Г. О разделении поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Избранные сочинения. М.-Л., 1949.

Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

Левинтон Г.А. Замечания к проблеме «литература и фольклор» // Труды по знаковым системам, VII. Уч. зап. Тартуского гос. Университета. Вып. 365. Тарту, 1975. С. 76-87.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

Томашевский Б.В. Поэтика. М., 1996.

Томашевский Б.В. Стих и язык. М.-Л., 1959.

Жирмунский В.М. Теория литературы, поэтики, стилистики. Избранные труды. Л., 1977.

Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 2000.

Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

Поливанов Е.Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники // Вопросы языкознания. 1963, № 1.

Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., Прогресс, 1975. – С. 47-114.

 

К разделу 2.

 

Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.

Литература Востока. Сб. ст. Вып.1. Петербург, 1919.

К теме 2:

Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971.

Тексты пирамид. СПб, 2000.

Лирика Древнего Египта. М., 1965.

От начала начал. Антология шумерской поэзии. СПб, 1997.

Я открою тебе сокровенное слово: Литература Вавилона и Ассирии. М., 1981.

Лирическая поэзия Древнего Востока. М., 1984.

Библия. Ветхий Завет.

От Бытия до Откровения. Пятикнижие Моисеево. М., 1993.

Мень А. Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М., 2000.

Фрезер Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989.

Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Екатеринбург, 2005.

Библия в культуре и искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1995». Вып. XXVIII. М., 1996.

Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М., 1977.

Косидовский З. Библейские сказания. М., 1966.

Келлер В. Библия как история. М., 1998.

Библия: литературные и лингвистические исследования. М., 1998.

К теме 3:

Махабхарата. Рамаяна. М., 1974.

Невелева С.Л. Махабхарата. Изучение древнеиндийского эпоса. М., 1991.

Серебряков И.Д. Столепестковый лотос. Антология древнеиндийской литературы. М., 1996.

Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая. Опыт культурологического анализа. СПб, 1994.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

 

К разделу 3.

История греческой литературы / Под ред. С.Соболевского. М.-Л., 1946-1960.

Тронский И.М. История античной литературы. 4 изд. Л., 1983.

Круазе А. и М. История греческой литературы. 1916.

Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая литература эпохи независимости. Изд. «Огни», 1919.

Античная литература / Под ред. А.Лосева и А.Тахо-Годи. 4 изд. М., 1986.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1970.

Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. Л., 1989.

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. М., 1971 и 1972.

Коган П.С. Очерки по истории древних литератур. Т.1. Греческая литература. Гиз., 1923.

Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.

Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971.

Аверинцев С.С. Образ античности. СПб., 2004.

Гаспаров М. Об античной поэзии. Поэты. Поэтика. Риторика. СПб, 2000.

Античная поэтика. М., 1991.

Снелль Б. Греческая метрика. М., 1999.

Денисов Я.И. Основания метрики древних греков и римлян. М., 1888.

Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1-2 вв.н.э. М., 1979.

Античная научно-художественная литература. Памятники поздней античной научно-художественной литературы II-V века. Переводы. М., 1964.

История римской литературы / Под ред. Соболевского. Т. 1-2. М., 1959-1962.

История римской литературы / Под ред. Н.Дератани. М., 1954.

История римской литературы. М., 1959. Тт. 1-2.

Модестов В.И. Лекции по истории римской литературы. 1988. Дополнение – 1905.

Покровский М.М. История римской литературы. 1942.

Поэтика древнеримской литературы: жанры и стиль. М., 1989.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения. Т.1. М., 1990.

Хрестоматия по античной литературе. В 2-х частях. М., 1965.

Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1. От Илиады до Парфенона. М., 1992. Т.2. От Антигоны до Сократа. М., 1991. Т.3. От Еврипида до Александрии. М., 1991.

Преображенский П.Ф. В мире античных идей и образов. М., 1965.

Гринцер П.А. Две эпохи литературных связей // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.

К теме 4:

Гомер. Илиада. М.-Л., 1935.

Гомер. Илиада. Л., 1990.

Война мышей и лягушек. М., 2000.

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Шталь И.В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М., 1978.

Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М., 1956.

Ярхо В.Н. Эпос. Ранняя лирика. М., 2001.

К теме 5:

Античная лирика. М., 1968.

Эллинские поэты в переводе В.В.Вересаева. М., 1963.

Эллинские поэты VIII-III вв. до н.э. Эпос, элегия, ямбы, мелика. М., 1999.

Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980.

Ранняя греческая лирика: (Миф, культ, мировоззрение, стиль). СПб, 1999.

Ярхо В.Н. Эпос. Ранняя лирика. М., 2001.

Древнегреческая элегия. СПб, 1996.

Греческая эпиграмма. М., 1960.

Древнегреческая застольная, шутливая и эротическая эпиграмма. СПб, 1997.

Античные гимны. М., 1988.

Александрийская поэзия. М., 1972.

К теме 6:

Античная драма. М., 1970.

Эсхил. Трагедии. М., 1989.

Софокл. Трагедии. М., 1989.

Еврипид. Трагедии. В 2-х тт. М., 1969.

Аристофан. Комедии. В 2-х тт. М., 1954.

Менандр. Комедии. Фрагменты. М., 1982.

Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

Федоров И. Греческая драматургия. М., 1960.

Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000.

К теме 7:

Ораторы Греции. М., 1985.

Геродот. История в девяти томах. М., 1999.

Платон. Т. 1-4.

Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Золотой осел. М., 1969.

Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. 1-2. М., 1987.

Феофраст. Характеры. М., 1993.

Поздняя античная проза. М., 1960.

Аристотель. Риторика. Поэтика. М., 2000.

Аристотель и античная литература. М., 1975.

Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб, 2000.

Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.

К теме 8:

Теренций. Комедии. М., 1988.

Плавт. Избранные комедии. М., 1967.

Цицерон М.Т. Избранные сочинения. М., 1975.

Цицерон М.Т. О природе богов. Философские трактаты. М., 1985.

Античная лирика. М., 1968.

Катулл. Книга стихотворений. М., 1986.

Морева-Вулих Н.В. Римский классицизм: творчество Вергилия, лирика Горация. СПб., 2000.

Вергилий.

Гораций. Собрание сочинений. СПб, 1993.

Овидий. Собрание сочинений. Т. 1-2.СПб, 1994.

Римская сатира. М., 1989.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

Гаспаров

Аверинцев С.С. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С.С. Поэты. М., 1996. С. 19-42.

К теме 9:

Сенека. Письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986.

Поздняя античная проза. М., 1960.

Лукиан из Самосаты. Избранное. М., 1962.

Марциал. Эпиграммы. СПб, 1994.

Ювенал. Сатиры. М., 1937.

Поздняя латинская поэзия. М., 1982.

Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. М., 1956.

Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб, 2000.

 

К разделу 4.

Пинский Л. Магистральный сюжет. М., 1989.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1982.

Художественный язык средневековья. М., 1982.

Евдокимова Л.В. У истоков французской прозы: Прозаическая и стихотворная форма в литературе XIII в.

Средневековые французские фарсы. М., 1981.

Бахтин М.М. Творчество Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

Типология и взаимосвязь средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974.

История западноевропейской литературы. Раннее Средневековье и Возрождение / Под ред. Жирмунского. 1947.

Проблемы литературной теории в Византии и латинском Средневековье. М., 1986.

Древнеанглийская поэзия: Сборник. М., 1982.

Аверинцев С.С. Между «изъяснением» и «прикровением»»: ситуация образа в поэзии Ефрема Сирина // Аверинцев С.С. Поэты. М., 1996.

К теме 10:

Лёзов С.В. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М., 1996.

Ауни Д. Новый Завет и его литературное окружение. – СПб., 2000.

Косидовский З. Сказания евангелистов. М., 1981.

Кубланов М.М. Новый завет. Поиски и находки. М., 1968.

Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 17-64.

К теме 11:

Августин. Исповедь. М., 1991.

Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова.

Абеляр П. История моих бедствий. М., 1994.

Бонавентура. Путеводитель души к Богу.

Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М., 1970.

Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972.

Памятники средневековой латинской литературы IV-VII веков. М., 1998.

Б.И.Ярхо и исследование жанра видений. Вступительная заметка, публикация и примечания А.Б.Грибанова // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989.

Средневековые латинские новеллы XIII в. Л., 1980.

Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972.

К теме 12:

Ирландские саги. М.-Л., 1961.

Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991.

Похищение быка из Куальнге. М., 1985.

Исландские саги. Т. 1-2. СПб, 1999.

Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.

Младшая Эдда.

Кудруна. М., 1983.

Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976.

Песнь о Сиде. М.-Л., 1959.

Борон, Р. де. Роман о Граале. СПб, 2000.

Средневековый роман и повесть. М., 1974.

Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. М., 1980.

Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976.

Эпос Северной Европы: пути эволюции. М., 1989.

Широкова Н.С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб, 2000.

Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.

Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Л., 1984.

Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968.

Михайлов А.Д. Французский героический эпос: Вопросы поэтики и стилистики. М., 1995.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. М., 1983.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976.

Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000.

Декс П. Семь веков романа. М., 1962.

К теме 13:

Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974.

Поэзия вагантов. М., 1975. (Гаспаров М.Л. Поэзия вагантов).

Жизнеописания трубадуров. М., 1993.

Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М., 2001.

Фогельвейде, В. фон дер. Стихотворения. М., 1985.

К теме 14:

Фаблио. Старофранцузские новеллы. М., 1971.

Роман о Лисе. М., 1987.

История хитрого плута, Лиса Рейнарда. – СПб., 2004.

Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков. М., 1991.

Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть «фаблио» и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986.

К теме 15:

Данте А. Малые произведения. М., 1968.

Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965.

Мандельштам О.Э. Разговор о Данте // Мандельштам О.Э. Сочинения. Т. 2. М., 1990. С. 214-255.

Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2000. С. 150-335.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.

 

К теме 16:

Физиолог. СПб., 2002.

Византийские легенды. Л., 1972.

Памятники византийской литературы IV-IX веков. М., 1968.

Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М., 1969.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

Юрченко А.Г. Александрийский физиолог. Зоологическая мистерия. СПб, 2001.

Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета. 9-15 вв. М., 1978.

Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1-. СПб, 1997-.

Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы. М.-Л., 1952.

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Л., 1973.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3 изд. М., 1979.

Успенский Б.А. Языковая ситуация Киевской Руси и ее значение для истории русского литературного языка. М., 1983.

Верещагин Е.С. Из истории возникновения первого литературного языка славян. Переводческая техника Кирилла и Мефодия. М., 1971.

Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». М., 2000.

Демин А. Художественные миры древнерусской литературы. М., 1993.

Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе Средневековья XI-XIII веков: очерки литературно-исторической типологии. М., 1980.

Федотов Г. Русская народная вера по духовным стихам.

К разделу 5.

Европейская новелла Возрождения. М., 1974.

Европейские поэты Возрождения. М., 1974.

Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Бахтин М.М. Творчество Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

Бибихин В.В. Новый ренессанс. М., 1998.

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб, 1996.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

К теме 17:

Петрарка Ф.

Боккаччо Д. Декамерон.

Ариосто Л. Неистовый Роланд. Т. 1-2.

Бибихин В.В. Новый ренессанс. М., 1998.

Мокульский С.С. Итальянская литература. Возрождение и Просвещение. М., 1966.

Дживелегов А.К. Очерки итальянского Возрождения. Т.1-2. М., 1929.

Мокульский С.С. Итальянская литература. Возрождение и Просвещение. М., 1966.

Баткин Л.М. Петрарка на острие собственного пера: Авторское самосознание в письмах поэта. М., 1995.

Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.

Хлодовский Р.И. Декамерон: поэтика и стиль. М., 1982.

Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988.

Де Санктис Ф. История итальянской литературы. Т. 1-2. М., 1963-64.

К теме 18:

Немецкие шванки и народные книги XVI в. М., 1990.

Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971.

Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVII вв. М., 1955.

Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979.

Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.

Штраус Д. Ульрих фон Гуттен. СПб, 1896.

Гейдер Л. История немецкого гуманизма. СПб, 1899.

К теме 19:

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Виппер. Поэзия Плеяды. М., 1976.

Монтень М. Опыты.

К теме 20:

Берковский Н.Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе. СПб., 2002.

Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971.

Выготский Л.С. // Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции: Собрание трудов. М., 2001.

Чернова А.Д. …Все краски мира, кроме желтой: опыт пластической характеристики персонажа у Шекспира. М., 1987.

Брандес Г. Шекспир: Жизнь и произведения. М., 1997.

Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. Л., 1989.

Аникст А.А. Шекспир. М., 1964.

Холлидей Ф.Е. Шекспир и его мир. М., 1986.

Кепель А.А. Зашифрованный мир Шекспира, или Игры гения. М., 2001.

Комарова В.П. Шекспир и Монтень. Л., 1983.

К теме 21:

Сервантесовские чтения: Сборник статей. Л., 1985.

Державин К.Н. Сервантес. Жизнь и творчество. М., 1958.

Светлакова О.А. «Дон Кихот» Сервантеса: Проблемы поэтики. СПб, 1996.

Снеткова Н.П. «Дон Кихот» Сервантеса. М.-Л., 1965.

Погоняйло А.Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб, 1998.

Фуко М. Слова и вещи.

Берковский Н.Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе. СПб., 2002. (Новеллы Сервантеса)

Набоков В.В. Лекции о «Дон Кихоте». М., 2002.

Мелетинский Е.В. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

 

К разделу 6.

К теме 22:

Эстетика Бытия и эстетика Текста в культурах средневекового Востока. М., 1995.

Бертельс А.Е. Художественный образ в искусстве Ирана IX-XV веков (Слово и Изображение). М., 1997.

Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. М., 1981.

Ставиский Б.Я. В стране Роксаны и Тимура. М., 1970.

 

К разделу 7.

Европейская поэзия XVII в. М., 1977.

Паскаль Б. Мысли. М., 1994.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

Грасиан Б. Остроумие, или искусство изощренного ума // Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977. С. 169-465.

Теория литературных стилей: Типология стилевого развития нового времени. М., 1976.

К теме 23:

Молина, Т. де. Дон Хиль Зеленые Штаны. Берлин, 1923.

Кальдерон. Драмы. В 2-х книгах. М., 1989.

Грасиан Б. Карманный оракул. Критикон. М., 1984.

Iberica. Кальдерон и мировая культура. Л., 1986.

К теме 24:

Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М., 1990.

Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. – М., 2002.

Английская лирика первой половины XVII века. М., 1989.

Слово скорби и утешения. Немецкая поэзия времен Тридцатилетней войны. М., 1963.

Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. М., 1964.

Чамеев А.А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986.

К теме 25:

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М., 1968.

Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Сигал Н.А. Пьер Корнель. Л.-М., 1957.

Барт Р. Из книги «О Расине» // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Кадышев В.С. Расин. М., 1990.

Франс А. Жан Расин // Франс А. Собрание сочинений. В 8-ми тт. Т. 8. С. 348-370.

Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

К теме 26:

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

История русской литературы XVII-XVIII вв. М., 1969.

Гаспаров М.Л. Русский силлабический тринадцатисложник // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995.

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Л., 1973.

 

К разделу 8.

Алексеев М.П. Из истории английской литературы. М.-Л., 1960.

Анисимов И.И. Французская классика со времен Рабле до Р.Роллана. М., 1977.

Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.

Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

Мортон А. От Мэлори до Элиота. М., 1970.

Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

Мокульский С.С. Итальянская литература. Возрождение и Просвещение. М., 1966.

История зарубежной литературы XVIII века. М., 1991.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов, 1992.

Европейский романтизм. М., 1973.

Зарубежная литература XIX в. Романтизм. Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

Берковский Н.Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе. СПб., 2002.

 

К теме 27:

Французский театр эпохи Просвещения. Т. 1-2. М., 1957.

Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980.

Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М., 1973.

Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1986.

Державин К.Н. Вольтер, Франсуа Мари. М., 1946.

Барская Т. Дени Дидро. Л.-М., 1962.

Роджерс П. Генри Филдинг: биография. М., 1984.

К теме 28:

Юнг Э. Ночные размышления.

Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

Ман, П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке, Пруста. Екатеринбург, 1999.

К теме 29:

Аникст А.А. творческий путь Гете. М., 1986.

Аникст А.А. Гете и Фауст: от замысла к свершению. М., 1983.

Лагутина И.Н. Символическая реальность Гете: Поэтика художественной прозы. М., 2000.

Тураев С.В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989.

Конради К.О. Гете: Жизнь и творчество. В 2 т. М., 1987.

Бент М.И. «Вертер, мученик мятежный…»: Биография одной книги. Челябинск, 1997.

Абуш А. Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения. М., 1964.

Берковский Н.Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе. СПб., 2002. (О Шиллере).

Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.

Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. М., 1955.

Славятинский Н.А. О «Валленштейне» Шиллера // Шиллер Ф. Валленштейн. М., 1981.

К теме 30:

История русской литературы XVII-XVIII вв. М., 1969.

Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII в. М.-Л. 1961.

Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.

Лотман Ю.М. Карамзин. СПб, 1997.

К теме 31:

Новалис. Гимны к ночи. М., 1996.

Гельдерлин Ф. Сочинения. М., 1969.

Избранная проза немецких романтиков. Т. 1-2. М., 1979.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Дейч А.И. Судьбы поэтов: Гельдерлин. Клейст. Гейне. М., 1987.

Поэзия немецких романтиков. М., 1985.

Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934.

Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л., 1991.

Аверинцев С.С. Поэзия Клеменса Брентано // Аверинцев С.С. Поэты. М., 1996. С. 277-308.

К теме 32:

Де Ла-Барт Ф. Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции. Киев, 1905.

Соколова Т.В. Философская поэзия А. де Виньи. Л., 1981.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.32 с.)