Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация видов искусств. Виды и жанры изобразительного искусства.

Поиск

Виды искусства

Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений. Аристотель отмечал, что виды искусства различаются средствами подражания («Поэтика», глава 1). Примерно в том же духе высказывались Лессинг и Гегель. По словам Н. А. Дмитриевой, границы между видами искусства определяются «формами, способами художественного выражения»[i] (в слове, в видимых изображениях, в звуках и т. п.). Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду с ними существуют танец и пантомима (искусства телодвижения), а также постановочная режиссура – искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино): здесь материальным носителем образности являются сменяющие друг друга во времени пространственные композиции.

Классификация по способу материального бытия подразделяет искусства на пространственные и временн ы е[1]. Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика относятся к искусствам пространственным. Все они оперируют объемно-пластическими материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их также называют пластическми искусствами. Между собой они различаются знаковой природой.

Архитектонические искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) ничего конкретно не изображают; художественный образ строится в них неизобразительным путем. Мысли, чувства, настроения людей, следовательно, они передают косвенным, ассоциативным путем.

Скульптура, живопись и графика являются изобразительными искусствами, в них принцип создания художественной формы строится на изображении (с помощью линий, красочного пятна, объема и т. д.) Важно: они изображают не впечатления от предметов (как, например, литература), а подобия самих предметов в их зримом бытии.

Архитектура в большей степени, чем другие искусства, связана с внехудожественными, утилитарными формами деятельности людей. Хорошо известно определение сущности зодчества, данное еще римским архитектором Витрувием: прочность, польза и красота. Эта истина остается незыблемой по сей день. Разнообразие форм архитектуры порождается многообразием ее функций. Она подразделяется на три относительно самостоятельных разновидности: зодчество, архитектура крупных форм и архитектура малых форм. В первую группу входят такие жанровые разновидности, как жилые постройки, общественные сооружения (культовые сооружения, спортивные и зрелищные сооружения, административные здания).

С крупными архитектурными формами связан богатый мир экстерьеров – ограды, решетки, фонари, киоски и пр. Сейчас это специализированная область благоустройства городских площадей, улиц, садов, парков, дорог и т. д.

Третью разновидность архитектуры составляют промышленные и монументальные объекты – заводы, фабрики, комбинаты, метро, набережные, обелиски… Это не здания с характерной для них замкнутой художественной структурой. Их отличает сложность конструкции, масштаб, значительная роль в градостроении. Само градостроительство есть своеобразный вид архитектонического творчества, своего рода «архитектурная режиссура», организующая городские ансамбли, организмы селений, районов, точно отражающая общественные процессы и их взаимосвязи.

Скульптура (часто это понятие приравнивают к понятию «пластика») – вид изобразительного искусства, произведения которого объемны, имеют трехмерную форму. С древних времен сама деятельность скульптора осознавалась как акт творения, подобный библейскому. В творчестве скульптора мысль не разобщается с материалом, порождая образ как сотворенную пространственную реальность. «Именно в пластике идея и чувственное явление сливаются в совершенном единстве и потому ее часто считали проявлением искусства, творчества как таковых. Не случайно могучий взлет искусства пластики в античной культуре философ Гегель полагал высшей точкой художественного развития вообще».[ii]

Поскольку скульптура пространственна, основной ее задачей становится передача существования и движения формы в пространстве. Они и являются основным предметом скульптуры. Творчество скульптора заключается в том, что из глыбы мрамора, из куска дерева и т. д. извлекать образ живого существа.

Живопись – один из основных и древнейших видов изобразительного искусства. Наиболее полное развитие она получила с распространением техники масляной живописи (XV в.). Сфера живописи по сравнению со скульптурой, несомненно, более широка. Она не ограничена только художественным изображением живых существ, в ее силах передать почти любые явления, почти весь видимый мир. На холсте можно запечатлеть и масштабное сражение, и закат над озером, и взгляд, полный радости.

Живопись, как и скульптура, передает живое в статичном, общее – в конкретно зримом, развертывающееся во времени действие - в единовременном. Мгновение, которое останавливает художник, как правило, является синкретическим, концентрирующим весь характер действия. В отличие от скульптуры, оперирующей объемами, основные средства живописца – цвет, линия, светотень, но, прежде всего, художник видит объект через призму цвета. Именно красочное пятно является основным изобразительно-выразительным средством живописного произведения.

Графика из всех видов изобразительного искусства наиболее парадоксальна. С одной стороны, этот вид искусства очень демократичен. С произведениями графического искусства мы встречаемся буквально на каждом шагу (книги, афиши, газеты, объявления, упаковки и пр.) Но в то же время это наиболее массовое искусство является элитарным, так как очень немногие знатоки понимают графику, разбираются в ней и умеют ценить ее.

Обычно, говоря о графике, указывают на то, что это искусство черного и белого (черная линия на белой поверхности). Но в то же время можно сказать о том, что в какой-то книге яркие, многоцветные иллюстрации.

Графика появилась еще в древние времена, но в качестве самостоятельного вида изобразительного искусства выделилась поздно, на рубеже XIX-XX вв. Созданные до этого времени произведения графического искусства из широко известных являются, прежде всего, эскизами и набросками (например, относящиеся к эпохе Возрождения).

Понятие графики противоречиво. Чаще всего исследователи называют основным признаком графики активное использование линии в противоположность точке как основе живописи. Другое, уже упомянутое определение графики, также получившее распространение, - искусство черного и белого. Например, такой точки зрения придерживался выдающийся советский художник-график В. А. Фаворский. Еще один подход к делению живописи и графики – по характеру основы: если работа выполнена на холсте, она относится к живописи, если на бумаге – к графике. В зарубежном художественном обиходе критерием является печать. Если рисунок или живописное произведение воспроизведены в печати или для этого выполнены, они становятся графикой вне зависимости от особенностей художественного языка или материала. Кроме всего сказанного, такие техники, как гуашь, акварель, пастель, относят и к живописи, и к графике.

Картина проясняется, если разделить понятия графики и графичности. Живописное произведение может оказаться по характеру графичным, а графическое произведение – быть живописным в силу использованных выразительных средств (как, например, живописным характером обладает серия пастельных работ Э. Дега, посвященная танцовщицам). Самыми типичными проявлениями графичности являются: линеарность, сведение к минимуму цветовых отношений (при этом совершенно не обязательно использование только черного и белого цветов), «воздух белой бумаги».

Временн ы е искусства в системе художественной культуры – литература и музыка, те виды искусства, произведения которых развертываются во времени.

Искусство слова – ему неоднократно отдавалось первенство среди всех других искусств. Слово практически всемогуще по своим изобразительным и выразительным возможностям, тогда как живопись и музыка односторонне отражают зримый и слышимый аспект бытия, с одной стороны; с другой стороны, поскольку язык является основным средством общения людей, литература кажется самым простым и общедоступным видом искусства.

Художественная речь отличается от нехудожественной отношением к словесному материалу: в художественной речи автор реализует установку на эстетическое воздействие, что ведет к максимальной организованности словесно-художественной формы. Вместе с тем, словесное художественное произведение не равно его словесным образам. Слово не исчерпывает образа, оно служит лишь материальным основанием, за которым скрывается словесно-образный смысл. Главными источниками образности слова являются его многозначность в художественном контексте, иносказательность, метафоричность, способность вызывать разнообразные ассоциации.

При помощи слова можно воссоздать не только зрительно воспринимаемую реальность, но и то, что доступно другим органам чувств – слуху, осязанию, обонянию. С помощью слова можно передать эмоциональное, интеллектуальное состояние человека.

Традиционно в литературе выделяют три рода: эпический, лирический и драматический.

Музыка – вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований. Музыка – специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями, например с речью, ее объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. Вместе с тем, музыка, сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, отличается от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью.

Из различных видов эмоций музыка воплощает главным образом настроения, но в музыкальном содержании также широко представлены эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов). Это позволяет музыке раскрывать не только эмоциональные состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не переводимом на язык слов), весьма тонком и заразительном выражении эмоций музыка не знает себе равных. Именно на этом основании широко распространено определение музыки как «языка души» (А. Н. Серов).

Сравнительно ограниченное место в содержании музыки занимают наглядные образы конкретных явлений действительности, что обусловлено меньшей способностью слуха по сравнению со зрением информировать человека о конкретных материальных признаках предметов. И все же в музыке нередко встречаются пейзажные, портретные зарисовки, картины из жизни. Причем в музыкальном произведении можно как передать звуки реального мира (например, пение птицы в «Соловье» Алябьева), так и ассоциативно сформировать определенную картину (например, путем включения в музыкальную ткань звуков, напоминающих пение птиц, создать у слушателя образ леса).

Музыке доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое, лирическое. При этом в силу ее неизобразительной природы музыке ближе всего лирика. Музыка может быть синтезирована со словом, пением (вокалом), сценическим действием, что обогащает ее и в формальном, и в содержательном аспектах.

Кроме пространственных и временных искусств, выделяют также пространственно-временн ы е, зрелищные искусства в системе художественной культуры. Это пантомима и танец, цирк и театр, кино и эстрада. Иххудожественный материал предметен, включен в пространственную среду и работает только в этой среде. Но при этом он не статичен, а живет во времени, развивается, трансформируется, видоизменяется. Существуя в пространстве сцены, арены, экрана, эти искусства, в то же время, представлены на обозрение публики, ориентированы на визуальное восприятие, что позволяет их назвать также зрелищными искусствами.

Зрелищные искусства – синтетичные по своей природе. В них соединяются как противоположные, так и близкие по своим характеристикам искусства. Так, например, театр объединяет на сцене искусство слова и пантомиму; кроме того, актерское мастерство на сцене окружено и поддержано архитектурой, музыкой, живописью.

Необходимо отметить, что в разные исторические эпохи ведущими оказываются различные виды искусства. Так, в Древнем Египте ведущую роль играли архитектура и скульптура, что объясняется религиозными воззрениями этой культуры, прежде всего заупокойным культом. В эпоху романтизма ведущими видами искусства становятся живопись, музыка, поэзия как наиболее «свободные» искусства, менее всего связанные с прессингом материала. Архитектура же теряет то место, которое она занимала в классицистический период. Это связано с тем, что романтики, в отличие от представителей предшествующих художественных направлений, стремились работать не на заказ, а по велению собственного сердца. Значительные же архитектурные сооружения могли быть созданы лишь по заказу состоятельных людей, обладающих своими предпочтениями и вкусом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.138 (0.011 с.)