Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Термин и понятие Просвещения
Похожие статьи вашей тематики
Просвещение — идейное и общественное движение в Западной Европе и американских колониях; Век просвещения или Век разума — XVIII век, точнее, время примерно с 1688 года («славная революция» в Англии) до Великой французской революции. Тогда термин постоянно использовался в газетах и книгах мыслителями, ставившими своей целью понять человека и общество. Просвещение развернулось, когда в Нидерландах и Англии уже торжествовал буржуазный строй, то есть было Новое время. Идеи Просвещения там поддерживались господствующим классом, необходимость их реализации объяснялась потребностями растущей промышленности, всего производства (в Англии в это время шла промышленная революция). Культура Просвещения для Англии и Нидерландов относится к Новому времени. Однако методологически Просвещение всё же завершает Средние века, является продолжением и развитием Возрождения, что особенно ярко видно на примере Франции. Францию часто называют родиной Просвещения. Это не случайно: там к началу XVIII века сложилась непростая ситуация. В странах, соседствующих с Францией с севера, развивался капитализм, а во Франции держалась абсолютная монархия, господствующие позиции в жизни общества и в культуре занимала католическая церковь. Информация о переменах в Англии и Нидерландах постоянно циркулировала в сознании французского общества и широко обсуждалась, сопоставлялась с жизнью Франции. Успехи науки, промышленности, экономики и всей жизни ближайших северных соседей говорили сами за себя. В этих обстоятельствах образованные мыслящие люди во Франции неизбежно должны были искать пути улучшения жизни народа своей страны. Вместе с тем Просвещение развернулось и во многих других странах Запада. На фоне успехов буржуазного строя в Англии многие во Франции и других странах Западной Европы решили, что главный способ совершенствования общественной жизни — преодоление мёртвой хватки Средневековья во всех сферах культуры и в мировоззрении. Все рассуждения и расчеты приводили к заключению, что необходимо усиливать гуманизм. Утверждалось, что бедность и угнетение не должны быть неизбежной судьбой широких масс населения. Преодолеть наследство Средних веков должен был критический разум: с его помощью произойдут нужные изменения во всех сферах жизни и мышления, коренные реформы и даже, где это неизбежно, революции. Наиболее популярно стало требование грамотности народа — просвещения, которое и должно было обеспечить повышение стандарта жизни. Отсюда название движения и эпохи. Мыслителей Просвещения во Франции называли философами, а в Германии — просветителями. Многие сторонники и защитники Просвещения не были философами в общепринятом смысле слова, они были популяризаторами необходимости перемен. Среди них были журналисты и пропагандисты; однако и подлинные философы тоже активно занимались публицистикой.
Художественная культура Просвещения
В художественной культуре XVIII века произошли большие перемены. Совсем недавно в искусстве господствовал стиль барокко. Но идеи и менталитет Просвещения требовали иного художественного языка. На первый план выходили гуманистические ценности личностного плана, связанные с внутренним миром и переживаниями конкретного человека, не героя и не выдающегося деятеля. В литературе господствующие позиции занял роман. В это время работали Даниэль Дефо (ок. 1660-1731) и Джонатан Свифт (1667-1754), писавшие о возможностях, которые дают человеку разум и трудолюбие, Г. Филдинг (1707-1754). Зародился и новый стиль — сентиментализм. Он стал как бы переходным стилем к возникшему в следующем столетии романтизму. Ряд молодых немецких писателей Просвещения создали движение, которое они сами назвали «Буря и натиск» ("Sturm und Drang"). Его программа была разработана И.Г. Гердером. «Штюрмерами» (так называли себя, от немецкого слова Sturm) были И.В. Гете, Ф. Шиллер, Ф.М. Клингер, Р. Ленц и др. Их творчество отличал оптимизм, они считали, что «золотой век» не в прошлом, а в будущем. «Штюрмеры» проповедовали веру в потенции человека, проявляли глубокий интерес к индивидуальным переживаниям людей. Они доказывали необходимость исторического подхода к литературе и искусству в целом; считая, что искусство зависит от естественной (природной) и социальной среды, «штюрмеры» утверждали, что художественная культура каждого народа должна быть национальной. Следует отметить также активизировавшийся в XVIII интерес к культуре Востока, неевропейским культурным традициям. Стали использоваться восточные сюжеты и образы. Были переведены многие арабские, персидские, индийские тексты. Этот пласт культуры подтверждал представления о единой человеческой природе. В изобразительных искусствах и музыке ведущим надолго стал стиль рококо, изящный и лиричный, отказавшийся от монументальности и титанической силы барокко.
Рококо
Термин «стиль рококо», или «рококо», обозначает художественный стиль, распространённый в XVIII веке в Европе, особенно во Франции. Он использовался как в художественном оформлении интерьеров, так и в декоре, проявился в скульптуре, живописи, в мебели и в архитектурных деталях, хотя вряд ли в архитектуре вообще. Этот стиль был очень моден, он имел несколько популярных форм. Термин рококо получен из французского слова рокайль. Первоначально он означал элемент художественного оформления камнями и скалами. Название стало использоваться в его современном смысле около 1800 г., приблизительно в то же самое время, что и барокко, и, подобно барокко, было первоначально уничижительным. Отношение к рококо постепенно менялось в течение XIX века, начавшись с моды на коллекционирование французских картин и мебели XVIII века для имитации интерьеров рококо. Самые ранние формы рококо появились около 1700 г. в Версале и окружающих его замках как реакция на формальность французского классического барокко. В 1701 целый ряд комнат в Версале, включая спальню короля, ремонтировался в новом, облегчённом и более изящном стиле королевским оформителем Пьером Лепотром. Стиль развивался в период Регентства (1715-23) и долгого царствования Людовика XV (1723-74). Сущность художественного оформления интерьеров в стиле рококо проявляется в двух направлениях. Во-первых, формы почти плоские (в барокко предпочтение отдавалось технике высокого рельефа); во-вторых, оформитель работает с гладкой поверхностью, прерываемой только оконными проёмами и каминной полкой. В типичной декоративной схеме рококо вокруг комнаты (в том числе и на дверях) размещены ряды высоких деревянных панелей, украшенных позолоченной резьбой и барельефами. В панели на дверях иногда устанавливались картины. После 1720 г. панели были обычно окрашены в цвет слоновой кости. Наверху, внизу и в центре размещались узоры; нижние края панели украшались лепниной. В дальнейшем узоры появились на цоколях и на стыках стен и потолка по выкружкам, которые заменили карниз. Первоначально узоры размещались на лентах. Они составлялись главным образом из удлиненных C-и S-образных элементов; в них также вплетались растения, листья, цветы, иногда раковины и маленькие птицы. В более поздних образцах узоры были часто размещены асимметрично. Правда, асимметрия была больше характерна для трехмерных объектов, типа консолей, бра, подсвечников и украшений столов. Важной частью ансамбля рококо были зеркала. В целом возникал эффект блеска и оживления, что отвечало фону светской жизни аристократов в XVIII веке, с её акцентом на частной жизни и культом человеческих отношений. Наиболее известны работавшие в стиле рококо живописцы Ф. Буше, А. Ватто, В. Хогарт. Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) выступил как предшественник реализма. Английский живописец-портретист Томас Гейнсборо (1727-1788) создал галерею образов своих современников, показывавших одухотворенность, душевную утонченность портретируемых. Для живописи барокко были характерны мощные ритмы, темные цвета, героические сюжеты. В рококо они уступили место быстрым, тонким движениям, неярким цветам и сюжетам, демонстрирующим вариации любви: любовь романтичная, как в картине Антуана Ватто «Паломничество на остров любви» (1717), любовь эротическая, как в «Пленённом Купидоне» Франсуа Буше (1754) или любовь материнская, как в «Утреннем туалете» Жана Баптиста Шардена (ок. 1740). Скульптура также стала живой и не героической. Самым типичным её проявлением были портретные бюсты, удивительно реалистичные, как в «Реомюре» Жана Баптиста Лемуана (1751). Во второй четверти столетия стиль рококо распространился из Франции в другие страны, и прежде всего в Германию. Немецкие аристократы того времени преклонялись перед парижской модой, часто нанимали получивших обучение во Франции архитекторов и оформителей. В Германии стиль рококо стал более причудливым и своенравным. Высший пример немецкого стиля рококо — Зеркальный зал в павильоне Амалиенбург (1734-40), охотничьем домике в парке дворца Нимфенбург около Мюнхена. Германия, однако, — подобно Австрии и до некоторой степени Италии, — произвела также и свою форму рококо, стиль, скорее продолжавший барокко, а не противоположный ему. Поскольку стиль барокко в Австрии, Германии и Италии был уже намного свободнее, чем во Франции, требовались только довольно небольшие изменения в масштабе, темпе и настроении, чтобы превратить барочные декоративные формы в рококо. Этот тип рококо прижился и в церквях, и во дворцах. Самое красивое его проявление — интерьер церкви паломников «На лугах» (Die Wies) (1745-54) в южной Баварии. Другим большим вкладом Германии в стиль рококо было переоткрытие (1709-10) китайского искусства изготовления фарфора в Мейсене, около Дрездена. Мейсенские изделия достигли огромной популярности, и скоро каждый крупный двор в континентальной Европе имел свою собственную фабрику фарфора. Маленькие фарфоровые фигуры типа сделанных Францом Антоном Бустелли (1723-63) в Нимфенбурге – возможно, квинтэссенция рококо: они соединяют все его качества в особое искусство миниатюры. Стиль рококо начал сходить со сцены в 1760-х годах, когда критики определили его как безвкусный, фривольный и символизирующий испорченность общества. В течение 20 лет он вместе с барокко был вытеснен неоклассицизмом. Рококо в музыке отличался легкой, изящной поверхностностью. Для него типичны малые формы, подчеркивающие обаяние и изящество, не рассчитанные на серьезное впечатление. Музыка стиля рококо (начала и середины XVIII века) наиболее распространена во Франции и Германии. Но художественные вкусы этих двух стран определили и заметные отличия музыки рококо. Во Франции рококо в музыке возник как стиль галант (galant, галантный стиль). Он был реакцией на формальность и сложный контрапункт стиля барокко. Для стиля галант характерны красивые мелодии из коротких, правильных фраз, поддерживавшиеся простой гармонией. Ведущими композиторами были Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо. Это был инструментальный стиль, лучше всего приспособленный к клавесину, а также использовавшийся в ансамблевой музыке. Стиль галант обращался, прежде всего к аристократии и был моден в течение регентства и царствования Людовика XV (1715-74). Немецкой реакцией на барокко стал «чувствительный» стиль. Немцы избегали щедро украшенного французского стиля галант. Они предпочитали музыку с переменным настроением, в которой каждая фраза была нагружена ярким чувством. Композиторы добивались контрастов, используя широкий диапазон темпов и динамики, гармонии, модуляций и хроматизмов. Типичны работы Карла Филиппа Эммануэля Баха, Иоганна Стамица и И.И. Кванца. Стиль рококо в музыке утратил свои позиции с возвышением венского классического стиля Гайдна и Моцарта.
|