Историко-культурные процессы европы в век просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-культурные процессы европы в век просвещения



Рис. 308. Картина У. Блейка, изображающая И. Ньютона, который определяет, как сила тяготения удерживает Вселенную
Глубокие изменения в экономической, социально-политической и духовной жизни европейского общества обусловили основные особенности культуры
XVIII в. Эта историческая эпоха получила эпитеты: "век разума","эпоха Просвещения".
Секуляризация общественного сознания как освобождение от религиозного давления, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание
интереса к научному и философскому знанию
, были характерными чертами того времени. XVIII столетие выдвинуло новое
понимание человеческого бытия: изменилось отношение к Богу, обществу, государству, возникло новое понимание самого человека. Главным предметом его внимания становится природа, ее законы. Эпоха Просвещения может быть названа также "золотым веком утопии", изучения
оптимальной формы человеческого бытия. Просвещение прежде всего провозглашало
веру в возможность изменять человека к лучшему, "рационально" преобразовывая
политические и социальные отношения. В этом веке все свойства человеческой природы считали зависимыми от окружающих обстоятельств, от политических институтов, систем
образования, законов. Детерминизм становится главным в рассуждениях мыслителей
XVIII в. Философия этого времени размышляла о таких условиях существования, которые
способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья. Европейская культура породила огромное количество романов, трактатов, описывающих идеальные общества,
пути их построения и установления. Знаменитая "Декларация независимости". включала в
себя утверждение о том, люди рождаются равными и от природы имеют право на жизнь, свободу, стремление к счастью.

В век разума возникают новые философские направления, которые обосновывают необходимосмть более глубокого изучения законов природы и познанием их объясняют улучшение общественных процессов. Работа Монтескье «О духе законов» полностью ставит психологию человека, формы жизнедеятельнности обществаи государственноке правление в зависимость от природных условий, в которых они находятся. Вольтер также призывает к познанию законов разума, к просвещенности
монархов, которые могут, по его мнению, способствовать разумному устройству
государства.

Французские мыслители Дидро, Гольбах и Гельвеций создают направление,
получившее название натуралистического материализма. Изучение натуралистической
основы познания и человеческого сознания привело англичан Дж. Беркли и Д. Юма к
субъективно-идеалистическим агностическим системам философии, а Д.Толанда и А.
Коллинза - к деизму в создании механистической картины мира.

Глубокие философские идеи Гердера, Гете и Шиллера, немецких просветителей
создали предпросылки для системы немецкой классической философии Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, которые воистину сделали ХУШ век «веком разума», создав науку о разуме и духе. Философия при этом превратилась в науку, рассматривающую мир, природу, общество и человека как стройную логическую систему, которая опирается на единое основание и всеобщие законы.

Если Кант исследует возможность познания, сам процесс познавания, то Фихте
исследует содержание знания, знание само по себе. По Фихте, природа сознания состоит в
том, что оно знает, а цель философского познания есть знание этого знания. Он поэтому
называл свою философию знанием знания - наукоучением. Фихте считал, что философия "не прирождена, но должна быть изучена, и поэтому о ней может судить только тот, кто
изучил ее"[135]

Сознание внешнего мира для Шеллинга, как и для Фихте, происходит благодаря
трансцендентальному субъекту. Он должен мыслиться как процесс, идущий от
бессознательного к полному сознанию самого себя. Таким образом и природа развивается
в дух. Основным принципом философии Шеллинга становится единство природы и
человека. Неорганическая и органическая природа рассматриваются им как две ступени
единой материи, а их развитие достигает "порога" человека и его способности мыслить.
Благодаря такому взгляду немецкая классическая философия вступает на путь
философского понимания единства всех природных форм и единства человека и природы.
В этом единстве человека с природой заключается идея свободы Шеллинга. Установление
его он считал главной задачей философии.

 

Опираясь на опыт своих предшественников в философии, Гегель в диалектической
логике показывает, как посредством противоречия, облачаясь в различные логические формы, всеобщее развивается в Истину. В своей философской системе, которая призвана
отразить развитие всей целокупной действительности, Гегель в философии права
показывает, как в конкретных формах всеобщее раскрывается в понятие всеобщего Блага,
как в эстетике доходит до всеобщего понимания Красоты, а в философии истории до
всеобщего понятия Свободы. Идея развития - это та всеобщая идея, которая является открытием Гегеля в
истории философии. Ее своеобразие в том, что все мироздание рассматривается в
развитии. Идея развития или развитие идеи является у Гегеля всеобщей, и она выступает
как процесс развития идеи в своих особенных формах. В Логике - это логические формы,
в природе и духе - это конкретные формы развития природы (формы движения), в религии
- исторические формы развития самой религии, ее виды, в праве - формы развития свободы. Во всех ответвлениях философской системы особенные формы повторяют один и
тот же логический
процесс абсолютной идеи, в котором все отдельные способы сняты. Как философия
природы и духа она выявляет, таким образом, многообразие частных законов, которые в
единичном фиксирует особенное, приводятся в порядок, подчиняясь всеобщим
диалектическим законам. Она есть всеобщий способ познания действительности еще и
потому, что в многообразии особенного находит всеобщую связь всех явлений, становясь
единством многообразия особенного. При этом Гегель ни в коей мере не ограничивает
метод философии только обобщением всех конкретных наук. Обобщение - это сфера
рассудка самих отдельных наук как особенных способов познания. Цель же философского
познания - поиск истинно-всеобщего, понятие природы и духа. Как это делается, Гегель
показывает, раскрывая суть своей философской системы.

Сама философия Гегеля явилась результатом всего исторического развития науки,
в котором все предшествующие моменты сняты, сохранены. Немецкий мыслитель "строил
здание" своей системы, используя весь историко-философский опыт,создал энциклопедического содержания систему, но его
диалектический гений проявился не только в том, что он обобщил этот материал, а в
том, что застывшее содержание истории науки заставил двигаться, развиваться внутри системы.

XVIII век породил много "типичных представителей" своей эпохи, целый ряд гениев-энциклопедистов, смело соединяющих науку, философию и мистические
прозрения в единое целое. Новое время представляло для обозрения потомкам свой
грандиозный эксперимент, в котором пыталось заменить всю средневековую иерархию
земного и небесного одним беспрерывным полем знания. Знание дает возможность
мыслителям XVIII в. говорить не только о доприродном и сверхприродном, но и
громогласно заявить, что все есть природа и все может быть выражено на языке причинно-следственных отношений. -
В такой задаче как раз и содержатся в свернутом виде попытки создать энциклопедический синтез, ввести в него эволюцию, а затем и эволюционную историю
как замену Божественного создания исудьбы земного мира. Для мыслителей эпохи Просвещения был вообще характерен универсализм
творческих и жизненных интересов. Ярчайшим памятником этой эпохи является
созданная во Франции "Энциклопедия искусств, наук и ремесел" (1752-1780),
грандиозный труд, включавший в себя 28 томов. "Энциклопедия" стала не просто сводом
информации во всех сферах культуры на Уровне самых передовых знаний XVIII в., но и
грандиозным гимном силе разума и прогресса. Она предлагала новые этические и
эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности. В ее
составлении участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии,
Голландии, Англии и других стран, а душой этого эпохального мероприятия был Дени
Дидро.

Рис. 309. Рисунок в стиле классицизма
Среди всего многообразия литературных школ и направлений наиболее
выделяются три основных, возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро. Вольтер был в
основном продолжателем французского классицизма, Руссо явился родоначальником
школы революционного романтизма, а Дидро был основателем и главой школы
французского материализма в философии и создателем школы реализма в литературе и
искусстве.

Первоисточником для создания человеческой культуры служит у Дидро сама
природа, являющаяся его "первой моделью". "Каков бы ни был уголок природы, вкоторый вы заглянете - первобытный или культурный, бедный или богатый, пустынный
или населенный, - вы всегда найдете в нем два прекрасных качества: истину и гармонию".
Только жизненная правда может и должна сделаться объектом искусства. Чем ближе художник к действительности, тем лучше и значительнее его творчество. Самой главной задачей искусстве для Дидро было служение передовым идеям эпохи. Вершиной литературного творчества Дидро является философская повесть «
Племянник Рамо», в которой широкая панорама общественных нравов и социальных
пороков тесно переплетается с глубиной аналитического исследования души главного
героя.

Рис. 311. Рисунок в стиле реализма
Рис. 310. Романтический рисунок
Универсальный гений Вольтера - философа, естествоиспытателя, поэта и прозаика
- в полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость.
Он неустанно обличал пороки государства, лицемерие официальной церкви, активно
участвовал в разрушении и ниспровержении всяческого рода предрассудков. Вольтер
оставил после себя колоссальное как по объему (более 70 томов сочинений), так и по
широте стилистической и жанровой палитры творческое наследие. Это
естественнонаучные трактаты, героические трагедии, философские повести, галантные
письма, комедии. Вольтер считал, что необходимо использовать любое оружие, которое в
данный момент может оказать наибольшее воздействие на граждан, поднимая их на борьбу с пороками жизни.
Нельзя не упомянуть одно из самых глубоких сатирических произведений Вольтера "Кандид, или Оптимизм". Оно в полной мере отразило как общие тенденции
развития просветительской литературы, так и оригинальные идеи автора. Судьба главного
героя Кандида складывается непросто, годы жестоких разочарований потребовались ему
для того, чтобы прийти к собственному мировосприятию.
Всю житейскую мудрость, смысл и назначение человеческой жизни Вольтер формулирует так: "Надо возделывать свой сад" — работать, что бы ни случилось, работа избавляет от "трех великих зол: скуки, порока и нужды ". В этом романе Вольтер также прибегает к излюбленному приему просветительской эстетики - обращается к описанию идеального государства. Пребывание Кандида в сказочной стране Эльдорадо не просто эпизод в романе, его смысловая нагрузка велика. Эльдорадо - это государство воплощенного "царства разума", просвещенная монархии, в которой имеют место философская религия (деизм), единство цивилизации и природы, культ наук и искусств, свободной и разумный труд всех жителей.

Основоположник просветительского романтизма в литературе, Руссо пошел значительно дальше Вольтера в ниспровержении рационалистических принципов аристократического классицизма. Он отвергал всякие формальные излишества в искусстве, отстаивая простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде. Как и Дидро, он считал, что в любом произведении искусства, если оно подлинно, красота неизменно переплавляется в моральные ценности. Личные чувства и эмоции должны быть подчинены высшему моральному долгу, поэтому положительные герои Руссо всегда приносят в жертву моральным принципам себя и свою жизнь. Отвергая рассудочную логику "здравого смысла", Руссо противопоставляет ей интуицию живого чувства. Смысл искусства для него заключается в том, чтобы воспитывать при помощи "чувствительности" ' добродетельного человека и гражданина. Человек, по сго мнению, велик именно своим чувством, а литература должна отражать его и воздействовать на него.

Морально-эстетические идеалы Руссо в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе "Новая Элоиза", это произведение явилось образцом сентиментального романа в письмах, в котором Руссо удалось совместить изображение глубоких и тонких лирических переживаний главных героев. Проникновенное произведение Руссо оказало огромное влияние на литературу эпохи Просвещения. Последователями Руссо были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете ("Страдания юного Вертера"), Шодерлачде Лакло ("Опасные связи") и многие другие известнейшие литераторы той поры. Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. рваренчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сослов щества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь,западной цивилизации. В XVIII в. Франция становится центром духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве проявляются новые веяния просветительской эпохи. Искусство ХУШ в. стремится отойти от "возвышенного", аллегорически-надуманного "простому", непосредственному, соизмеримому с повседневной жизнью человека, Это "жизненность", характеризующая мировосприятие эпохи Просвещения. Она проявляется и в философии, и в искусстве. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляются холодной официальности, торжественности и претенциозной возвышенности. Первые становятся главной темой.

Если сравнивать предшествующие этапы развития европейской культуры с веком Просвещения, то следует отметить, что художественную культуру XVIII в. в целом можно рассматривать как период ломки воздвигавшейся веками грандиозной религиозно-нравственной системы. В соответствии с ней искусство создавало модель жизни более значительной, чем земная жизнь чсловска. Срсдние вска превратили человека, согласно сложившей традиции, в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и этических ценностей. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал. В XVIIв. вся эта система стала освобождаться от общепринятых норм, а в ХУШ в., освободившись в сознании от строгой религиозной зависимости, сделав природу как таковую своим кумиром, человек нашёл интерес и удовольствие в наблюдениях за природными явлениями, за своим внутренним миром, мышлением и духом, в познании и свободном творчестве. Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и романтизм. Классицизм включал в себя идею подчинения человека общественной системе. Романтизм подчеркивал индивидуальное и личностное начала. Классицизм XVIII в. в отличие от XVII уже полностью отбрасывал античные классические формы и включал элементы романтизма. Это был новый классицизм эпохи Просвещения.

Рис. 312. Портрет в стиле сентиментализма
Новым в искусстве XVIII в. было направление сентиментализма. Оно отразило просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой природы. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыслей, и не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм и романтизм по своей сути похожие направления. Воспеваемый ими "естественный" человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными явлениями. Предчувствие великих потрясений наполняет культуру XVIII в., и сентиментализм и отражает эти настроения.

Рис. 313. Оформление интерьера в стиле «Рококо»
Век разума создает светский характер искусства и направлен на вытеснение религиозных тем. Светская живопись в XVIII в. впервые берет верх над церковной. Появление светского начала в религиозной живописи имело место в Италии, Австрии, Германии. Затем живопись, отражающая повседневность, наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение во всех европейских странах. Парадный портрет, популярный в прошлом, уступает место портрету интимному. В пейзажной живописи возникает и распространяется так называемый "пейзаж-настроения" (Ватто, Гейнсборо, Гварди). Особое внимание начинает уделяться эскизу. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженное в нем, вызывают большее, эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра начинает цениться больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художников В работах художников ХЧШ в. усиливается декоративное понимание цвета. Картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому художники стремятся к многокрасочности и яркости.

Светская культура эпохи Просвещения породила стиль «рококо» который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он применялся также в архитектуре (при планировке и оформлении интерьера), живописи (в декоративных панно, росписях, ширмах) и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии "играющего пространства". Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов и должен был создать дух уюта и удобства для человека.

В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки-салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и общества. Во Франции салоны играют необычайно важную роль не только в жизни интеллектуальной элиты, художников и зрителей, ценителей произведений искусства, но становятся местом для диспутов по серьезнейшим вопросам государственного устройства. Дени Дидро практически вводит новый жанр литературы - критические обзоры салонов.

ХVIII столетие часто называют "золотым веком театра". Имена Мариво, Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии. Театр оказался близким духу эпохи. Бурная общественная жизнь сама подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые формы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял задачи времени, он изобличал существующие порядки, срывал маски, прояснял истинное положение вещей в обществе.

Наряду с трезвым реализмом у человека стала появляться тяга ко всему фантастическому, необычному. Это было связано с кризисом ортодоксальной религии. Широчайшее распространение получило масонство, которое удивительно соединяло в себе конкретно-политические цели с глубоким философско-религиозным подтекстом и элементами театрализованных церемоний "посвящений". С этих пор масонство начинает свою историю и до сих пор привлекает многих своей мистической сущностью.

Важное место в иерархии духовных ценностей в ХУШ столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится прежде всего украшать жизнь, театр-обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых потаенных уголковчеловеческой души. Меняется отношение к музыке, которая еще в XVII в. была лишь прикладным инструментом воздействия как в светской,так и в религиозной сферах культур. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки - опера. В Германии, Австрии развивались наиболее "серьезные" Формы музыкальных произведений - оратория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта. Разум, культ света, представление о человеке как о венце Вселенной в опере Моцарта "Волшебная флейта" сочетаются с основными идеями утопий ХУШ в.

Зримым воплощением "лучших миров" для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них конструировался мир, альтернативный существующему. Мир, который отвечал представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, свободе и самодостаточности человеческой личности. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели - служить совершенной средойдля совершенного человека. Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали казавшиеся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком в соответствии со своим замыслом. При этом одной из равных задач было сохранение "впечатления естественности", ощущение "дикорастущей природы". В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы. Сад - отражение просветительских представлений о счастье как "естественном состоянии" "естественного человека", основным условием которого было возвращение к природе.

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает богатством жанров и стилей, глубиной постижения и мнгообразием форм воспризведения внутреннего мира человека и мира, в котором он живет, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

 

 

КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ В XIX ВЕКЕ

 

В политическом отношении XIX век в Европе стал эпохой национальных государств, их единство было главной идеей этого периода. Нации обретали самостоятельность и самоопределение, идя на жертвы и самоотречение. Возникновение современных национальных государств связано с идеями свободы, равенства и братства, провозглашенными Великой французской революцией 1789 г. Особенностью XIX в. стало то, что впервые в истории не привилегированные социальные слои, а народ, нация в целом, выступили в качестве верховного носителя национальной воли. В развитии национальных государств XIX в. обнаружились две тенденции. С одной стороны, акцент на значения национального сознания до крайности разжигал националистические и шовинистические настроения. В Европе освободительный процесс современных наций стал оформляться в самом начале XIX в. как реакция на политику экспансии французского императора Наполеона.

Требование создания национальных государств и политику национального объединения нельзя воспринимать вне связи с духовными и политическими течениями эпохи - либерализмом, демократией и социализмом. Эти идейные течения формировались в полемике с консервативными идеями, получившими распространение в Европе после 1815 года (период Реставрации). Либерализм - это течение, краеугольным камнем которого была вера в прогресс и возможность разумного, рационального устройства общества, выдвигало требование единого правового и национального государства, где власть подчинена демократической конституции, включающей принцип разделения властей. Демократизм ставил на первое место принцип равноправия и суверенитета народа (государственная власть исходит от народа). Возникшее в Х1Х веке течение социализм а, представители которого причиной социального неравенства и несправедливости считают существование частной собственности; с целью достижения коммунистической, гуманистической фазы развития требуют ее уничтожения путем революции. Консерватизм выступал за сохранение существующих политических, общественных и духовных отношений, защищал существующий общественный порядок как установленный Богом. Провал наполеоновского вторжения в Россию в 1812 г. активизировал борьбу европейских народов против французского господства. Венский конгресс 1814-1815 гг., подтвердив поражение Наполеона, оформил новую политическую систему в Европе, основанную, однако, на старых принципах и сохранившуюся, по существу, до Первой мировой войны. Мир в Европе, управляемой пятью державами - Австрией, Великобританией, Пруссией, Россией, Францией, сохранился на длительный период. Только революционные события 1848 г. во Франции повлияли на Германию и Австрию. Конституционное устройство, свобода печати, созыв общегерманского национального парламента, стали требованиями к германским правительствам, но революция была жестоко подавлена. Причиной ее провала стала разобщенность либерально-демократического движения, а также политика консервативных сил Пруссии и Австрии. Мечту политического либерализма о германском национальном государстве осуществил в результате трех войн (в 1864 - с Данией, в 1866-с Австрией и в 1870-1871 - с Францией) прусский государственный деятель Отто фон Бисмарк. Он объединил "кровью и железом" всю Германию в единую империю "сверху". В Италии победа сардинских королевских войск (в союзе с французскими) в войне против Австрии заложила основы объединенной Италии. Поход "Тысячи" под предводительством итальянского борца за свободу Джузеппе Гарибальди увенчался свержением властвовавших там Бурбонов. Объединение Италии завершилось в 1870 г. захватом папского государства, находившегося ранее под контролем Франции.

В Париже немецкими политэмигрантами была создана тайная политическая организаци - "Союз справедливых". Цель "Союза" - создание общества без частной собственности и разных классов. Организация возникла в Париже из основанного в 1834 г. "Союза отверженных", который опирался на революционные объединения. Организационные ячейки "Союза отверженных" действовали преимущественно в Западной Германии.

Революционные явления коснулись не только политической жизни в Европе, но и развития промышленности, техники. XIX век в истории отмечен как век небывалого прогресса в этой области деятельности. Развитие паровых машин шло в направлении создания не только машин для фабрично-заводских предприятий, но и паровозных паровых машин для железнодорожного транспорта, торговых судов и военных кораблей, для нужд сельского хозяйства и местной промышленности.

Изобретательство коснулось и художественной деятельности. Французский художник и изобретатель Луи Жак Манде Дагер разработал в 1839 г. первый способфотографии - дагеротипию, в которой светочувствительным веществом служил иодид серебра. Изобретателем фотография считается Жозеф Нисефор Ньепс, опытами которого пользовался и Дагер. Началась новая телеграфная эра в технике, когда преуспевающий художник Сэмюэл Морзе создал телеграфный код, названный в его честь "азбукой Морзе".

В Лондоне на всемирной выставке (1851) впервые представители разных стран и народов получили возможность показать всему свету свои достижения. Демонстрация достиженийтехнического прогресса помогала людям осознать реальности новой индустриальной цивилизации. Особый интерес у посетителей вызвал павильон Хрустальный дворец, построенный по проекту Джозефа Пекстона из стекла и железа.Изобретение новых способов производства стали британским инженером Генри Бессемером пошло на пользу железнодорожному транспорту, судостроению, а также военной промышленности. Строительство крупнотоннажных судов позволило за один рейс перевозить через океан примерно 4000 пассажиров из Европы в Америку. В 1861 г. немецкий изобретатель Филипп Рейс продемонстрировал действие телефона. Открытие Суэцкого канала (1869) было большим мировым событием в развитии инженерии. Новый канал соединил Красное и Средиземное моря, что значительно сократило протяженность морского пути из Европы в Азию и Австралию. Первая европейская железная дорога была открыта в середине века

Развитие науки в XIX в. не уступало технике. Жорж де Кювье стал известен как реформатор сравнительной анатомии и палеонтологии, Брайль создал систему письменности для слепых. Английский натуралист Чарльз Дарвин опроверг господствовавшие в науке представления о неизменности видов живых организмов, прежде всего человека. Теория Дарвина постепенно находила признание и оказывала все большее влияние не только на биологию, но и на науки об обществе, в которых считают неравенство среди людей неизбежным.

Изобретение Нобелем динамита вызвало революцию в военной технике и в промышленных технологиях. Химик Юстус Либих, один из создателей агрохимии и теории радикалов, открыл явление изомерии, пропагандировал методы удобрения почвы минеральными удобрениями, изложил теории гниения и брожения, минерального питания растений, открыл хлороформ и объяснил многие закономерности обмена веществ в организме человека. В самом конце XIX в. П. Н. Лебедев обнаружил на опыте и измерил давление света, предсказанное теорией Максвелла, А. С. Попов впервые использовал электромагнитные волны для беспроволочной связи.В 1897 г. Ж. Д. Томсон выяснил, что атомы не элементарны, а представляют собой сложную систему, в состав которой входят электроны. Это и другие открытия подготовили наступление новой эпохи физики

В экономической культуре большим событием стала экономическая система Давида Рикардо. В своем трактате "Начала политической экономии и налогового обложения", основываясь на трудовой теории стоимости, Рикардо опроверг утверждение А. Смита, что стоимость определяется трудом только в обществе, находящемся в первобытном состоянии. Он доказал, что труд на последующих этапах общественного развития - единственный источник стоимости товара. Рикардо проводил четкое различие между трудом, затраченным на производство товара, и трудом, покупаемым как товар. Прибыль собственника, покупающего рабочую силу, и заработная плата наемного рабочего - две составляющие одной и той же стоимости.

Французский мыслитель граф Сен-Симон основал утопическое направление сенсимонизм. Идеи Сен-Симона легли в основу программы общественных перемен, которая предполагала обобществление собственности и плановое хозяйство. В зависимости от этого должны были измениться и человеческие отношения. Это направление утратило свое значение к середине XIX в.

Одним из виднейших представителей немецкого классическогогуманизма является Карл Вильгельм фон Гумбольдт, друг И. В. Гете и Ф. Шиллера. В философии и истории Гумбольдт обращался к опыту Великой французской революции и выдвигал идеи о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие отдельного человека и народа. Видный мыслитель и социалист Шарль Фурье выступил против неравенства, эксплуатации и угнетения по нравственным или религиозным мотивам. Он предлагал разделить страну на автономные аграрно-производственные объединения, в которых каждые 300 семей составляли бы сообщество.

В XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом было разработано учение, которое стало теорией пролетариата - марксизмом и повлияло на политическую атмосферу в странах Европы и России, а в ХХ в. и всего мира. В основе их учения о коммунизме лежит идея об истории как смене общественно-экономических формаций, о коммунистическом как гуманистическом общественном строе без частной собственности. Идеи марксизма во второй половине XIX в. были очень популярны во многих европейских странах. Они отвечали настроениям преобразования общества.

Сам Маркс сначала изучал юриспруденцию и историю философии. Его учителем был Г. В. Ф. Гегель, а одной из первых его работ была "К критике гегелевской "Философии права"". В самом начале XIX в. в лице Гегеля философия достигла апогея развития как наука. Основываясь на идеях предшественников: Канта, Фихте и Шеллинга, этот выдающийся немецкий мыслитель создал всеобъемлющую систему, включающую все области человеческого знания. Полагая в качестве субстанции абсолютную идею, он при помощи диалектического метода показал, каким образом она является источником развития "всего" в мире.

Радикальный поворот в истолковании культуры был обозначен в скептицизме А. Шопенгауэра, поставившего под сомнение прогрессивную направленность всякой разумной деятельности человека. С точки зрения А. Шопенгауэра, в процессе длительной социальной эволюции человек не сумел развить свой организм до более совершенного, чем у любого другого животного. В борьбе за свое существование он выработал в себе способность заменять деятельность собственных органов инструментами. К ХХ в. развитие машинного производства актуализировало эту проблему. В результате, считал А. Шопенгауэр, оказалось бесполезным обучение и совершенствование органов чувств. Разум, следовательно, - не особая духовная сила, а отрицательный итог отключения от основной функции. Это отклонение, по мнению философа, привело к отрицанию "воли к жизни". Созданный человеком огромный мир культуры, в котором представленыгосударство, языки, наука, искусство, технологии и прочее, грозит ухудшить саму человеческую сущность. Космос культуры, по Шопенгауэру, живет по собственным законам, выходящим за пределы духа и воли человека.

В представлении его последователя Ф. Ницше отчуждение человека от культурного процесса имеет еще более острые формы. Ницшеанская философия строится на полном отрицании христианских Ценностей и ценностей культуры. Искусство предстает как дополнение и завершение бытия. При этом философ выступает против "утомленной культуры" своего времени, против разобщенности индивидуумов и видит спасение лишь в возвращении современной ему Европы к традициям античности и к воспитанию сверхчеловека. Ф. Ницше считает, что серая масса производителей культуры будет постоянно стремиться подавлять творческие импульсы гениев-одиночек. Смысл же мирового процесса заключается только в отдельных личностях, гениях человеческого рода, которые способны создавать новые формы жизни через разрушение прежних. Нигилистическое по духу, ницшеанство оправдывает жестокость и антигуманизм сверхчеловека, наделенного и "волей к жизни", и "волей к власти", великой задачей придать смысл общественной истории и способностью создать высшую культуру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.044 с.)