Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средневековая культура европейского западаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В дохристианской античности не было единого Бога, представленного в духовной личности. Лишь в библейском послании возникает понимание Бога, как единого и уникального, и в своей божественности непостижимо возвышающегося над человеком и природой, и при этом остающимся уникальной духовной личностью. Библейское понимание уникальности Бога исключило любую возможность подразумевать под «божественным» что-либо другое. Кроме того, Библия открывает понятие веры, как особой способности души, присущей человеку изначально, - веры, которая всегда непосредственна, не требует рассуждения и доказательств, иррациональна.
Имея божественное происхождение, духовные ценности формируем пространство, лежащее выше видимого бытия, и которое основывается, прежде всего, на вере. Главная духовная ценность христианской веры - духовная любовь, предполагающая самопожертвование, милосердие и сострадание. С христианской точки зрения любовь подразумевает отношение Бога к людям, отношения людей между собой («любовь к ближнему»). Если сравнивать понимание любви в христианстве с толкованием этого понятия в других религиях, то следует признать принципиальное различие. Если восточные религии в целях совершенствования обращают человека к самому себе, к своему сознанию (буддизм, индуизм), или к поискам способа полного растворения своей субъективности и единичности во всеобщем ритме природы (даосизм), то христианство выдвигает иной принцип совершенствования - любовь к ближнему, ориентируя тем самым человека на обращенность к «другому». Через это отношение, имеющее триадическую структуру, формируются христианские ценности: любовь,
В совокупности Средневековье в Западной Европе длилось примерно одно тысячелетие. Начало этой эпохи связывают с падением Римской империи в конце V в. Окончание этой культурной эпохи совпадает с началом Ренессанса, т. е. с XV в. для стран Западной Европы. В исторической эволюции средневекового общества можно выделить три основных этапа (периода): раннее, зрелое, и позднее Средневековье. Наиболее характерные черты средневековая культура обретает примерно к Х в. Средневековьескладывалось вместе с возникновением и развитием христианства, и важнейшими переменами в IV в. в духовной жизни римской империи, когда язычество проигрывало борьбу за души людей и медленно отступало. Основными вехами этого пути можно назвать первый Вселенский собор христиан в Никее (325), осудивший ересь Ария; принятие христианства императором Константином перед смертью (337); второй Вселенский собор в Константинополе (381), после которого христианство получает статус государственной религии. В связи с этим нельзя не упомянуть безуспешную попытку императора Юлиана (ум. в 363 г.) восстановить язычество, поскольку старая религия еще имела немало сторонников, но конец ее был уже предопределен. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли оставаться высшими авторитетами, высшей духовной инстанцией стало Священное Писание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источником истины. Первым научным направлением переходной эпохи была
В процессе формирования христианской религии одним из сложных вопросов является отношение лиц в божественной Троице. Трудность рассмотрения этого отношения заключается в том, что соотношение рассматривается в Боге, понимаемом как целое и Единое. Возникшие в середине I столетия и продолжавшиеся около пяти веков дискуссии вокруг тринитарной сущности божественной Троицы привели к образованию собственно христианской философии. Сначала спор христианских мыслителей был инициирован тем пониманием Иисуса Христа, о котором прямо говорится в Евангелии как о божественном Логосе. Идеи Филона Александрийского привлекли внимание к проблеме соотношения Христа-Логоса и других лиц Троицы. Однако мысль о Логосе как посреднике между несотворенным и тварным не могла быть принята отцами Церкви, поскольку содержала момент принижения второго лица, отрыва Бога Сына от Бога Отца, поэтому требовалось найти форму, адекватно выражающую их отношения. Ее выработке предшествовали длительные дискуссии, в которых возникали различные варианты, но к Никейскому собору (325 г.) искомая формула была найдена и зафиксирована в Никейском Символе веры. В конце II века в Египетской церкви Ориген создал учение под влиянием платоновских идей о том, что Бог, Логос, Разум равны Богу и он означает то, что есть Иисус Христос, в котором Бог воплотился в облик своего Сына. Одно из главных его сочинений «О началах» посвящено систематическому изложению христианского вероучения. Борьбу против оригенизма начал Иероним. Участие в философской дискуссии принял Арий (IV в.), мыслитель ранней патристики, он исходил из понятия Бога как совершенного единства, самозамкнутого в себе. Эта божественная самозамкнутость, или монада, есть, по Арию, только Бог Отец, все иное чуждо Богу по сущности, так Троица не есть единый Бог, есть единый и единственный Бог - Бог Отец, Сын и Дух, поэтому, являются высшими существами из тварного мира, посредниками в миротворении. Вместе с тем Арий в отношении лиц Святой Троицы явно или неявно вносит момент времени, поскольку первичность Бога Отца означает предшествование всему тварному, а также Сыну во времени. Именно в случае предшествования во времени можно говорить о начале также и в смысле основания или источника бытия. Никейское определение отвергало арианское учение: в отношении Бога Сына к Богу Отцу был принят термин «единосущий». Однако, для этого потребовалось прояснить целый ряд понятий, таких как «начало», «основание», «предсуществование», «происхождение» и др.
конкретного «я», проявляющееся как единство ума, памяти и воли (О троице, 10, 11Д8-19)[112].
Христианское учение о творении мира связано с вопросом о природе зла. Христианская трактовка зла Августином противопоставлена гностической и манихейской, которые признают добро и зло в качестве равноправных субстанций. Зло не субстанциально, не имеет собственных источников существования, не есть бытие, а лишенность бытия есть его отсутствие. Августин выделяет три уровня рассуждения о зле: метафизический, моральный, физический. С метафизической точки зрения зла как такового нет в Космосе, поскольку оно возникает вследствие пустот или неустроения бытия, и оно может существовать лишь в отдельной части Вселенной, когда мы рассматриваем ее отдельно от других частей и от целого. Однако то, что представляется нарушением порядка в пределах одной части, в рамках всего целого не является таковым. С точки зрения целого любая тварь и любое событие имеют свое предназначение. Это относится ко всему, кажущемуся нам уродливым, страшным, ничтожным и др., поскольку все имеет свой смысл. Мы же воспринимаем только часть, доступную уму, поэтому склонны впадать в иллюзию, однако во всем присутствует знак целого, указание на некий высший смысл. С моральной точки зрения зло есть нарушение человеком божественных заповедей, т.е. грех, который исходит от порочных устремлений и желаний, следовательно, от порочной воли. Воля по своей сущности стремится к благу, поскольку человек как таковой не зол по природе, но стремится к добру. Но он может предпочесть высшему благу низшее и тем самым нарушить божественную иерархию. Такое «перепутывание» ценностей, когда низшее начинает незаконно занимать место высшего, обусловлено свободой человека и целиком ложится на его совесть. Люди склонны стремиться не к злому, а к земному, ощутимому, приносящему скорый результат, забывая о божественном, но в этом забвении о божественном кроется зло. Отпадение от Бога, стало быть, от добра, и есть коренной источник порочной воли, зло поэтому зависит от человека. С точки зрения физической зло представлено болезнями, недугами и смертью. Причина этого вида зла в грехопадении первых людей, которыми было разрушено совершенство созданного Богом мира. Преодоление этого вида зла на пути возвращения к Богу, особую роль в котором, согласно Августину, играет воля. Его учение о свободе воли получило широкую известность и включало понимание свободы как свойства воли человека, но не разума, так как разум может знать, в чем состоит благо, а воля может отвергать. По Августину, воля, следовательно, имеет свою автономию и более того, она «иное» по сравнению с разумом, ее выбор может быть иррациональным, не согласующимся с разумным пониманием. Именно вследствие этого происходит измена добру, а значит измена Богу. Наиболее часто рассогласованность разума и воли происходит по причине высокомерия или желания величия: человеку свойственно стремиться возвышаться над людьми и хотеть стать вровень с Богом. Однако свободная воля подлинно свободна, когда не допускает зла и состоит в направленности воли к выполнению божественных заповедей. Нужно употребить усилия воли, чтобы подчинить ее божественной благодати, которая не насилует волю, так как воля может свободно подчиниться благодати, а свободно утвердиться в благодати - значит обрести высшую степень свободы. Все эти мысли Августин выразил в своеобразной форме обращения к Богу - в исповеди Ему - (Исповедь)[113]. Таким образом, в христианстве объясняется то, что человек не должен жить во грехе, а долг его в стремлении к любви и добру. И если в индуизме в мире господствует закон кармы, устанавливающий справедливость, то в христианстве ее должен обеспечить Суд Божий. Эту идею Августин выразил в учении о двух градах - граде небесном и граде земном. Кроме того, христианскую концепцию создания и истории человеческого общества, выведенную из Библии, он представил в своем произведении «О граде божьем»[114]. В нем он также обосновал эсхатологию и наметил путь к «новому» человеку, который в своем поступательном движении обретет возможность нравственного совершенства и невозможность грешить. Главный вклад, который сделал Августин в истории европейского сознания, состоит в том, что он начал разговор об уникальной неповторимой человеческой личности, которая впервые стала предметом размышления в его философии. Августин рассматривает личность в тринитарном духе: как чистое «Я», в моральном и психологическом планах. В этой триаде она раскрывается в своем отношении к Абсолютной личности Творца. Взгляд на мир сквозь призму этого отношения стал важнейшей спецификой всей западной духовности. Особое значение, которое придается уникальности человеческой личности, выражается в сохранении в иудейско-христианской традиции представления о крылатом существе Тетраморфе, имеющим лица четырех животных, о видении которого рассказывают пророк Иезекииль и Иоанн Богослов. Этих животных в богословии принято истолковывать в качестве символов четырех апостолов: Человек (ангел) – символ апостола Матфея – указывает на человеческую природу Христа и его воплощение. Лев – Марк – указывает на двойственность, господство и царскую власть Христа-Царя – воскресение из мертвых. Бык –Лука – священнодейственное и священническое достоинство Христа – крестная жертва. Орел – Иоанн – дар Святого Духа, носящегося над Церковью – Вознесение Христа.[115] Еще один представитель патристики, который в своем учении о божественной Троице выступил против арианства, Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (480-524). Его сочинение «О святой троице» объясняло равенство трех лиц. Основные положения своего учения он изложил в труде «Утешение философией», написанном в тюрьме. В нем в лице женщины Философии, пришедшей к нему, он излагает свои взгляды на мир, Бога и человека. Боэций считает, что мир создан и управляем высшим разумным существом, Богом, который есть не что иное, как благо, из него как из источника истекают все остальные частные блага. Что же касается зла, то оно призрачно, ибо «не одно счастье, но и несчастье есть благо»[116]. Источником зла являются сами люди, которые погрязли в чувственности, телесности, они рабы тела, алчны, корыстолюбивы. В основе мира лежит промысел бога, который следует отличать от судьбы: «...осуществление временного порядка сделанного в уме Божеском есть Промысел, а изъявление его во времени именуется судьбою»[117], так и художник сперва создает в своем уме образ вещи, которая еще не подчинена законам времени, а потом уже приступает к ее воспроизведению. Иначе говоря, недвижный и простой чертеж вещей есть промысел, временной же порядок в мире - судьба. То и другое человеку неизвестно: «Потаен образ влияния судьбы образ влияния судьбы на мир», «...неизменный порядок природы... известен единому Творцу»[118]. Однако учение о промысле и судьбе несовместимо, считает философ, со свободой человека: «...Бог предугадывает все грядущее, и свобода человеческая через то ниспровергается», так что «свобода воли уже не может иметь места». Со своей стороны свобода человека подрывает всеведение бога и его промысел, и исходящую из промысла судьбу - реализацию промысла. Свобода человека означает, что у бога «не твердая способность проникать мрак будущности». Боэций не может найти выход из этого противоречия. И он заявляет, что «Бог предузнает, но не есть причиною неминуемости происшествия»[119]. Он ссылается на то, что знание существующих в настоящем времени вещей не делает их бытие неизбежным. Так же, думает он, предвидение грядущего не делает его неизбежным, так что «будущее одно и то же событие в отношении к знанию Божества есть необходимо, а касательно его самого свободно и неизбежности не подлежит». В результате получается, что знание бога о том, что мы совершим, не является причиной наших этих самых действий. В конце книги «Утешение философией» последнего западноевропейского античного философа Философия настоятельно советует людям: «...уклоняйтесь от зла, устремите сердце... к добродетели, а ум к истине»[120]. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы: от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-Х1Vвв.). Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Патристика способствовала тому, что идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами Библии, и в конечном счете философия отошла от идеалов и основ античности. Схоластика, которая пришла на смену патристике, породила спор о природе универсалий, в лице Фомы Аквинского вернулась к аристотелевской традиции и значительно повлияла на дальнейшее развитие логики и гносеологии. Схоластика прошла три этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII вв.); 2) зрелая форма (XII-XIII вв.); 3) поздняя схоластика (XIII-XIV вв.).
Известным реалистом в XI веке был итальянец по происхождению, главное духовное лицо Англии, архиепископ Ансельм Кентерберийский (1033-1109). По своим взглядам он является сторонником неоплатоновского августианизма. Как и Августин, Ансельм отстаивал тезис о примате веры перед разумом: «верю, чтобы понимать», т.е. для того, чтобы верить, не обязательно понимать, но для того, чтобы понимать, необходимо верить. Он доказывал, что вера не противоречит разуму и что поэтому все «истины откровения» доступны рациональному доказательству, прежде всего тезис о существовании бога. Ансельм представил два варианта такого доказательства, первое из которых было апостериорным, исходящим из опыта (изложенное в сочинении «Монологиум»), доказывало, что все конкретно сущее, т.е. единичное, чувственно данное, «вещное» - случайно и относительно. Любая «вещь» может как быть, так и не быть, в таком случае, если бы ничего больше не было, мир был бы случаен и неустойчив. Поэтому необходимо допустить, чтобы за случайным и относительным стояло нечто вечное, неизменное и абсолютное, которое было бы основой изменчивых явлений в мире, его чувственной игры. Таким образом, доказывал Ансельм, идя от случайного к необходимому, должно допустить особое начало в мире. Сам он, не удовлетворившись своим исходящим из опыта апостериорным доказательством бытия бога, выдвинул иное, априорное, исходящее из разума, доказательство. Оно содержится в его «Прибавлении к рассуждению» («Прослогион»), где говорится, что «вне всякого сомнения существует как в интеллекте, так и в реальности такой объект, выше которого нельзя помыслить». Но здесь все дело в переходе от интеллекта к реальности. Можно ли из понятия выводить реальность объекта, соответствующего этому понятию? Ансельм рассуждает так (это рассуждение как бы от противного): допустим существование такого «безумца», который отрицал бы бытие бога, утверждая, что «бога нет». Но ведь для вынесения такого атеистического суждения надобно, чтобы было известно, что такое бог, какова его сущность. Итак, что же такое бог? Бо- это то, выше чего ничего нельзя помыслить, он совокупность всех совершенств.
Если для ортодокса Ансельма авторитет веры был сильнее разума («верю, чтобы понимать»), то для Абеляра несомненна противоположная формула: «нужно понимать, чтобы верить», исследовать сперва разумом само содержание религиозного тезиса, а затем уже решать, верить в него или не верить. Безусловно такие заявления в XII веке даже для очень авторитетного человека были невозможной смелостью и даже дерзостью, нарушением традиции приоритета веры. Однако Абеляр, следуя за истиной и углубляясь в познание, придавал большое значение диалектике, как искусству отличения истины от лжи. В центре его внимания были доказательства христианских догм, он считал, что все положения христианской веры могут быть доказаны разумом, пытался разумно истолковать такую догму христианской церкви, как Троица. Бога он считал единым и единицей, а ипостаси - тройкой в данном отношении. На раскрытие этого отношения была направлена его «Диалектика».
Начатая папством идеологическая борьба против интереса мыслящих людей к естественно-научным проблемами продолжающаяся долгие годы, в конце концов привела к пониманию церкви необходимости обновления самого христианского учения, обновление произошло в форме соединения аристотелизма и христианства, приспособлению учения Аристотеля церковным доктринам. Христианизацию аристотелизма и долгожданное обновление христианского учения удачно произвел Фома Аквинский (1225-1274) и в целом орден доминиканцев. Главным трудом Фомы Аквинского является «Сумма теологии», где он раскрыл все положения своей философии. Она состоит закономерно из трех частей, в которых выражена логика от высшего к низшему - в творении мира, и от низшего к высшему - в познании. Первая часть произведения раскрывает понятие единого Бога, о его сущности, во второй говорится о человеке, как подобии Бога, о стремлении человека как разумного существа к Богу; в третьей - о Спасителе и путях спасения, о Христе как о человеке, и пути, устремляющем нас к Богу. Рассуждение о Боге у Фомы Аквинского тоже состоит из трех частей, в которых рассматривается: «1) то, что относится к божественной сущности; 2) то, что относится к разделению трех лиц; 3) то, что относится к исхождению разумных существ из Бога»[122]. Обосновывая сущность Бога, Фома обращается к аристотелевскому пониманию материи и формы и доказывает, что в Боге нет материи, «он есть форма своей же субстанции»[123]. «В то же время форма благодаря материи не становится совершенной»[124].
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.214 (0.015 с.) |