Европейская античная культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейская античная культура



 

К древнему миру историки относяткультуру античности, которая открывает новую страницу в истории – европейскую культуру.

Античной (лат. антикус - древний) культурой гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую, ставшую колыбелью евро­пейской цивилизации. Греческая и римская культуры при их сравнении имели много общего, но и различия их были значительны. Религия, искус­ство, политика имеет некоторое своеобразие в Греции и Риме.

В то время как греки представляли себе всякое божество личностью, наделяли его яркой индивидуальностью, римляне старались выяснить значения явлений и закрепить за каждым из них своего бога. Римская религия отличается задумчивостью и искренностью, но не отличается возвышенностью, в ней мало идеального; римлянам совершенно чуждо обожествление героев. Идея, что земные преступления - это проступки перед божеством и прощение возможно только после наказания, была распространена и у римлян, но человеческих жертвоприношений у них не было. Подобие жертвоприношений можно проследить только на при­мерах казни или на войне, когда какой-нибудь великодушный человек, думая привлечь милость богов, бросался на верную смерть. Религия была основана главным образом на привязанности к земным благам. Римлянин искал у своих богов помощи в своей действительной трудовой жизни, он как бы вступал в договор с божеством и ждал его благосклонности после выполнения обещаний и обязательств.

Авторитетом для Рима в эпоху его расцвета была греческая культура, и в Италию шел непрерывный поток греческих философов, риторов, поэ­тов, скульпторов, архитекторов, учителей, занимавших там уже довольно видное положение и формирующих эллинское образование, которое ста­ло неизбежной и важнейшей частью высшего образования в Риме.

Рис. 197. Рога Минотавра. Кносс. о. Крит
Образцовым для Рима было и греческое искусство, поэтому гречес­кий язык получил распространение в высшем обществе, греческие статуи заполнили общественные здания. Однако в римском искусстве не было той высокой идеи, которая вдохновляла греческое искусство. Художники в Риме были низведены до положения слуг, ремесленников и даже рабов. Римляне строили дороги и акведуки, термы (бани) и ипподромы.

В Греции города-полисы развивали демократию, Солон и Перикл много сделали для того, чтобы привлечь народ к участию в народных собраниях, к выборам своих руководителей, законодательной и исполни­тельной власти. В Риме также комиции имели большое значение в пери­од республики. В I в. до н.э. Римская республика однако превращается в империю, где императоры почти полностью узурпировали власть.

Рис. 199. Генрих Шлиман
Рис. 198. Артур Эванс
Греко-римская культура возникла не внезапно, что до­казали раскопки, проведенные на островах Эгейского моря и на юге Балканского полу­острова двумя выдающимися археологами XIX и XX вв. - Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом. Они открыли античную культуру, центром которой в 3-2 тысячелетии до н.э. был остров Крит, а позже греческий город Микены. Этот период античной культуры полу­чил название крито-микенский, или минойской, время существования которого насчитывает поч­ти тысячу лет.

 
Рис. 200. Реконструкция Кносского дворца
Остров Крит является началом европейской культуры, он упоминается в древних египетских текста, сюжеты многих греческих мифов связа­ны с этим островом, но критские письмена еще не расшифрованы, но сохранились памятники материальной культуры и искусства, по которым можно предполагать, какой уровень развития был в минойской цивилизации.

В искусстве Крита отсутствует каноничность; в архитектуре, живописи, в росписях керамики господствует асимметричность. Оно поражает непосредственно-радостным восприятием жиз­ни, что стало характерной чертой искусства все­го античного мира.

На острове не было обнаружено храмовых построек, только остатки обширных дворцов. В 1899 г. английский археолог Артур Эванс (1851-­1941) приступили к раскопкам в городе Кноссе. В результате раскопок был обнаружен громад­ный дворец. С востока сооружение было огра­ничено глубоким оврагом, с юга - рекой, с се­вера - морем. Он имеет сложную планировку

Рис. 201. «Парижанка». Фрагмент фрески из Кносса. 1450 г. до н.э.
помещения располагаются вокруг внутреннего двора, иногда на разных уровнях и соединяются между собой запутанными ходами, лестницами и коридорами, некоторые из них уходят под землю. Кносский дворец действительно напоминает лабиринт древнегреческого мифа, в котором обитал полубык-получеловек Минотавр. Эванс решил, что Кносскнй дворец и был мифическим лабиринтом, выстроенным из камня и дерева (в основном кедра). О том, что это был культовый комплекс, свидетельствовали найденные изображения лабриса — двойной ритуальной секиры, служившей своего рода эмблемой критян. Лабрис, как правило, соседствовал с букранием (греч. - череп быка) — символической формой в виде бычьих черепов или же со стилизованными рогами. Названные Эвансом священными, рога скорее всего символизировали царя, супруга царицы, почитавшейся на праздниках как Великая богиня.

Живопись была главным украшением Кносского дворца, в сохранившихся настенных росписях которого раскрывается жизнь древних его обитателей, их праздники, состязания с быками. На одном из восстановленных изображений, которое стало в настоящее время символом Крита, представлена сцена таврокатапсии — ритуального боя с быком. Тема укрощения быка как тема победы над смертью была очень популярна в крито-микенском искусстве. Очень часто в живописи встречается изображение женщин, которых исследователи прозвали «парижанками», «дамами в голубом», «придворными дамами», хотя может быть, это жрицы, заклинательницы змей или богини. У них осиные талии, пышные от­крытые платья, затейливые прически, тонкие носы с горбинкой и ма­ленькие рты.

Рис 202. «Богиня со змеями»
Ритуал на Крите часто включал в себя сцены эпифании (внезап­ного явления богини). Божество, воплощаемое жрицей, представало перед глазами участников ритуала, для которого предназначался тронный зал Кносского дворца. С залом соединялись служебные помещения, в одном из которых жрица переодевалась в боги­ню, затем она представала перед избранными участниками ритуала, появляясь внезапно из глубокой тьмы, освещенная факелами. Богиня восседала в течение краткого мига на каменном троне с геральдическими росписями: пальмами и грифонами (мифическими существами с туло­вищем льва, крыльями и головой орла). Женщи­ны-критянки на изображениях обычно грациоз­ны, мужчины-критяне (их тела всегда окрашены в ярко-коричневый цвет) стройные, быстрые и подвижные.

Критские художники предпочитают плавную линию, красивый удлиненный силуэт с тонкой талией, свободно вьющийся узор, красивое со­четание чистых сине-зеленых и желто-красных цветов. Росписи поражают безмятежностью, радостью, свежестью восприятия окружающего мира и жизни.

Рис. 203. Ваза в стиле «Камарес»
Критяне были наделены страстной, трепет­ной, всепоглощающей любовью к живому миру: каждая травинка, цветок, мотылек или птичка казались им исполненными особого смысла. Это были не просто живые существа, но божес­тва, священные создания. Позднее в греческих мифах о безвременно погибших красавцах Гиацинте и Нарциссе отразилась вера критян в божества-цветы, которые срывали лишь раз в году на особых риту­альных праздниках. Все боги-цветы считались земным отражением небесных богов-светил — Солнца, Луны или звезд.

Рис. 204. Крепостная Тиринфская стена, которую древние греки называли «циклопической»
К середине 2-го тысячелетия до н. э. в искусстве Крита произош­ли большие перемены. Произведения критских мастеров утратили не­посредственность, в них все больше ощущались сухость, жесткость, стилизация. Старые сюжеты оказались подчинены логике и рациона­лизму. Что привело к столь заметным изменениям в искусстве — точ­но не выяснено. Возможно, что на Крите в это время уже появились микенцы, пришедшие на территорию Греции около 2000 г. до и. э.

Критская цивилизация погибла в XV в. до н. э. В качестве при­чины ее гибели ученые выдвигали разные версии: нашествие пле­мен ахейцев, страшное землетрясение, извержение вулкана, цунами. Критской культуры не стало, но еще около 300 лет существовала близкая ей микенская культура на территории современной материковой Греции.

Рис. 205. Согровищница Атрея – гробница Агамемнона
Микенская культура (1600-1.100 гг. до н. э.) получила свое название по имени города на по­луострове Пелопоннес. Ахейцы — племена ин­доевропейского происхождения — пришли на территорию Греции около 2000 г. до н. э. и ста­ли предками греков. Они же внесли в искусство примитивизм и сухость. Микенцы перестроили Тронный зал и другие помещения Кносского дворца. По образцу критского письма микенцы создали собственную письменность — для за­писи текстов на греческом языке

В искусстве Микен также не чувствуется ре­лигиозного влияния, но в отличие от критского оно более суровое и простое. Жители городов Микен и Тиринфа строили свои города-кре­пости на высоких холмах, укрепляя их стенами. Отсюда и появилось название «акрополь» - верхний город. Планировка микенских двор­цов-акрополей существенно отличается от при­нятой на Крите. Дело не только в крепостной стене и воинственном духе сооружений. Их яс­ное и четкое построение имело очень мало об­щего со сложными и запутанными критскими дворцами. Основу микенского дворца составля­ло длинное прямоугольное здание.

Рис. 206. Золотая погребальная маска Агамемнона
Центром дворца является мегарон — боль­шой прямоугольный зал с очагом посередине. Вокруг мегарона группируются жилые и под­собные помещения. Мегарон послужил прооб­разом для греческих храмов. Росписи, сохра­нившиеся в Тиринфском дворце, изображают сцены охоты и битв, но характер их более схе­матичен и сух, композиции статичны.

Суровость, малолюдность Микен очевидны при сопоставлении с шумным, праздничным Кноссом. Однако микенские архитекторы пере­няли у критян троны и дворцовые скамьи, а так­же манеру украшать росписями стены и длин­ные проходы с колоннами. Критские мастера, покидая свои опустевшие города, переходили на службу к микенским правителям, поэтому микенское искусство представляет собой в ка­кой-то мере продолжение критского — столь тесно они переплетены друг с другом. Микенское изобразитель­ное искусство отказывается от схемы построения мира, созданной критянами, исчезают многоцветность, воздушность, разнообразие природы. Главное место занимают такие сюжеты, как охота, взятие городов и т. д. В подобных изображениях — плоских и декоратив­ных — пространство почти не ощущается. Но в этой сравнительной бедности микенского художественного языка заложены композици­онная сила, порядок, логика. В микенском искусстве все чаще на­чинала звучать тема войны, трагедии, смерти. Как свидетельствуют изображения, мужчины микенской эпохи — это прежде всего охот­ники и воины, они побеждают львов, приступом берут города, сра­ жаются и умирают.

К XII в. до н. э. Микенская цивилизация была разрушена дорий­цами, новыми греческими племенами.

Рис. 208. Перикл
Рис. 207. Акрополь в Афинах
XI—IX вв. до н. э. в Древней Греции полу­чили название гомеровского преиода. Характерным

яв­лением этого времени стал необычайно интересный и своеобразный геометричес­кий стиль в искусстве, а также записанный позднее устный героический эпос о Троянской войне. Именно в гомеровский период было заложено основание ма­териальной и духовной культуры Греции. Отчетливые признаки гре­ческой культуры проявляются в VII-VI вв. греческой архаики (греч. аrhaikos - древний), а в V в. наступает ее расцвет, который назван периодом греческой классики. Последний период - III-I вв. до н.э.- эпоха эллинизма.

На Балканском полуострове возникают античные города-государс­тва (полисы), где строятся дороги, мосты, водопроводы, складывается общегреческий рынок, чеканится монета. На основе финикийской со­здается греческая письменность, развиваются медицина, астрономия, история, география, математика.

В отличие от Древнего Востока в городах-государствах Греции (кроме Спар­ты) складывается республиканский строй правления. Не единолич­ный властелин — наместник бога на земле, а коллектив свободных граждан начинает управлять жизнью полиса. Свободные греки поль­зовались избирательным правом, избирались на государственные должности, общественная пассивность осуждалась. Таким образом, они создали идеал свободного, политически активного, гармонически развитого духом и телом человека.

Отцом греческой демократии был Солон (VI в. дон. э.), который хотел, чтобы в Афинах законы государства предоставляли большую свободу отдельным личностям. В государственное устройство он внес демократический принцип, призвал народ участвовать в народных собраниях, на которых утверждались законы, избирались судьи, об­суждались политические дела, представленные Советом четырехсот. Каждый гражданин от 20 до 50 лет имел право голоса. Будучи сам аристократического рода (потомок царя Кодра), отказавшись от роли тирана, Солон стал самым прогрессивным законодателем Афинского Государства - изменил законы греческого архонта Драконта, за исключением относящихся к убийцам, создал новую конституцию, по которой четыре политических учреждения руководили управлением страны: архонты, Совет четырехсот, Народное собрание и Ареопаг.

Если Солон начинал демократию в Греции, то эпоха, которая относится к жизни и деятель­ности Перикла, была завершением демократи­ческого развития Афин. Истинное величие эпохи Перикла заключается не только в политических реформах, но и в зданиях, воздвигнутых в Афи­нах на Акрополе. Был выстроен новый театр для музыкальных и поэтических состязаний во вре­мя Панафинейских празднеств, затем воздвигнут великолепный храм Афины-Девы, знаменитый Парфенон, со множеством изумительных скуль­птурных и рельефных украшений, был создан драгоценный портал Пропилеи, предназначав­шийся для прохождения торжественных процес­сий в дни великих празднеств.Перикл восстано­вил сожженный Ксерксом храм Афины Полиас — град охранительницы.

Греческая мифология составляет основу искусства эллинов. Она знаменует собой конец понимания природы как грозной силы, оли­цетворяющей космос. Боги греческой мифо­логии подобны людям, каждый из них наделен своим характером, своей индивидуальностью, они не вызывают не только страх, напротив, со­вершенные и прекрасные, они являются для гре­ков тем идеалом, к которому нужно стремиться, их уважали.

Рис. 209. Зевс Олимпийский. Реконструкция
Героями мифов древних греков были боги, возглавляемые Зевсом, восседающим на Олимпе. Каждый бог был наделен своей функцией, помогал или мешал людям в их жизненной деятельности. Гера, пок­ровительница брака, являлась женой Зевса. Афина, дочь Зевса, вои­тельница, была покровительницей мудрости и ремесел; Посейдон, брат Зевса, — бог морей; Арес — бог войны;

 

Рис. 211. Аполон Бельведерский
Рис. 210. Аид и Персефона
Деметра — богиня земли и плодородия, всего, что может произрастать на земле; Гея - богиня земли. Афродита считалась богиней любви сво­бодной, плотской; Аполлон — бог солнечного света, покровитель искусств, наук; Артемида, сестра Аполлона, — богиня охоты; Гефест — бог кузнечного ремесла; Гермес — покровитель торговли и путников; Дионис — покровитель растительности, виноградарства и виноделия. Все названные — боги высшего ранга, но в Греции существовали полубоги низшего ранга, среди которых выделялись герои. Герои имели полубожественный статус, но были смертны. Например, Геракл — сын Зевса и земной женщины Алкме­ны, Великие греческие поэты Гомер и Гесиод установили родослов­ную богов, описали их образы, определили функции. Представления о загробном мире в греческой религии заключаются в следующем: влас­телином царства мертвых является Аид, у ног которой находится пес Цербер. Когда человек умирает, к нему подлетает бог Тантос, отрезает прядь волос и забирает душу, которая попадает к Аиду, самая мрачная часть царства Аида - Тартар - это пропасть, где томятся души особо провинившихся людей.

Очень важно для понимания мировоззрения, что представлений о греховности человека перед богом у грека не было, а следовательно, и огромной пропасти между ними не существовало. В Греции была этическая система, право, законы на основе человеческой мудрости, а не на основе деяний богов. «Человек есть мера всех вещей» — таков главный принцип мировоззрения, который выдвинул древнегречес­кий философ Протагор. Эта идея стала основополагающей для всех, кто почитал гармонию природы, стремился во всем увидеть сораз­мерность. Золотое сечение было непреложным знанием для скульпто­ра, художника, архитектора, музыканта.

Основные понятия-о музыке возникли в Древней Греции: гармония и мелодия, ритм и метр, хор и оркестр, рапсодия и симфония. Музыка по-гречески — «искусство муз». У греков была муза лирики и муза танцев, муза комедии и муза трагедии, муза истории и даже астроно­мии. Все они во главе со своим предводителем Аполлоном занимались музыкой. Музыка в классической Греции прони­кала всюду, объединяя все искусства и все науки, риторику и политику, богов и людей, небо и землю в единое гармоническое целое — космос. Музыка вместе с танцами, ритмом и пением приближает к богам, считали греки. Через танец музыка со­единялась с пластикой и живописью, через слово с поэзией и красноречием. В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, т. е. музыка­лен. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу, таким образом
устанавлива­ется единство между миром и человеком. Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней ключ к познанию мира и познанию себя. Греки не сводили всю музыку к той, которую создавали их музыкан­ты, она
Рис. 212. Древнегреческий театр
начиналась для них с той великой музы­ки природы, отражением и фрагментом которой были музыкальные творения человека. Музыка природы наполнялась человеческим смыслом. С Паном — богом дикой природы - связывалась му­зыка лесов и полей. Миф о музыкальном состя­зании Пана и Аполлона, свирели и лиры, греки

осмысливали как состязание музыки природы и музыки человека. В греческой мифологии леген­дарный сын Зевса — Амфион укрощает зверей своим пением,а игрой на лире заставляет камни складываться в городские стены. Орфей своим искусством покоряет даже силы Аида, заставляя отпустить к нему Эвридику. Хороводы, по убежде­нию греков, ведут звезды и планеты, человеку они также необходимы, поэтому для каждого возраста предназначались свои хороводы.

p Kzod5+OIrCHEx03qpMd1VrKr6CQNXwhnZaDjha6j7JlUexkrUfrAT6BkT44fVkMcSDY9C9GBvRXU N0iZhf3+4r2h0IL9TEmPu1tR92nDrKBEvdJI+zQrAkc+KsX4WY6KPbWsTi1Mc4SqqKdkLy58PJBI iLnA8SxlJO6hkkPRuJORz8P9hKU/1aPXw5XPfwEAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAE8ekSbgAAAA CwEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj8FOwzAQRO9I/IO1SNxSx4HQKsSpKiouHJAoSHB0YyeO sNeW7abh7zEnelzt08ybdrtYQ2YV4uSQA1uVQBT2Tk44cvh4fy42QGISKIVxqDj8qAjb7vqqFY10 Z3xT8yGNJIdgbAQHnZJvKI29VlbElfMK829wwYqUzzBSGcQ5h1tDq7J8oFZMmBu08OpJq/77cLIc Pq2e5D68fg3SzPuXYVf7JXjOb2+W3SOQpJb0D8OfflaHLjsd3QllJIZDwTY1yyyHusqjMlGw+zWQ I4dqfceAdi293ND9AgAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsA AAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAKg/FOo9AgAALQQAAA4A AAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAE8ekSbgAAAACwEA AA8AAAAAAAAAAAAAAAAAlwQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACkBQAAAAA= " stroked="f">
Рис. 213. Маска греческого актера
Соединение противоположностей — грубо­ватой народной музыки Диониса и аристократи­ческой, «ученой» музыки Аполлона — породило греческую драму и греческий театр. Народные песни дали начало основным жанрам драмы и театра, а народный сельский инструмент авлос зазвучал в театре и на празднествах. Хо­ровое пение было для греков основой всей общественной и культур­ной жизни. Высокая античная трагедия невозможна без напоминания о бесконечности мира, в котором все происходит.

Рис. 214. Дискобол
Театр Греции — древнейший на территории Европы, он достиг своего расцвета в V в. до н. э. Древнегреческая драма и театр возник­ли из сельских праздников в честь бога Диониса. Но затем театр стал государственным учреждением, и организацию театральных представ­лений брало на себя государство. Актеры пользовались в Греции боль­шим уважением и

Рис. 215. Рождение Афродиты. Рельеф с передней стороны трона Лудовизи
занимали высокое общественное положение. Женские роли всегда исполнялись мужчинами.

Центром общественной жизни города был также храм, который сооружался на возвышении или на центральной площади. В храме хранились казна, художественные сокровища, библиотека, около него проводились собрания и праздники, поэтому в архитектуре преобла­дало храмовое строительство. Греческие храмы и скульптура обычно подкрашивались, что придавало храмам праздничный, нарядный вид.

Архитектура греческой классики (V в. до н.э.) предстает в гармо­нии со средой, в соразмерности с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой. Ярким примером архитектуры высокой классики является ансамбль афинского Акрополя. Центральным сооружением Акрополя был храм Парфенон, в котором находилась 13-метровая статуя Афины-Парфенос. Чувство пропорций, соразмерность всех частей, точность расчета де­лают Парфенон безупречным произведением гре­ческой архитектуры.

Греки считали, что природа прекрасна и в ней нужно искать истинную красоту. Боги и люди прекрасны и нравственны одновременно: кра­сивый человек не может быть безнравственным, поскольку он создан богом красивым не случай­но. Задача скульптора состояла в том, чтобы от­разить эту красоту, вдохнуть божественную силу жизни, заставить ожить мертвый камень.

Греки воспринимали целостного человека, и облик его должен был выражать органичное единство, гармонию, полноту бытия. Лицо не выделялось, отдельная часть ничего не значила без целого. Античный мир безмерно любил симмет­рию, старался увидеть ее во всем внешнем мире. В целом греки считали, что видимый мир есть единственно подлинная действительность. Об­лик человека дата них был явлением природной красоты, и красоту человеческого тела состав­ляла симметрия его членов. Но выражающие природное совершенство тела древнегреческих статуй говорят больше, чем их лица, на которых нет выражения, но тем не менее греки показали главное — то, как много можно сказать через человеческий облик в целом. Тело может выражать соразмерность форм, радость бытия, торжество гармонии, трепет, ликование, блаженство, восторг, удовлетворенность, напря­женность, силу и слабость. Через тело скульпторы показывали свое отношение к человеку, оценку его как нравственного или безнравс­твенного. В греческой культуре эстетическая оценка доминировала над этической, т. е. в Греции внешняя красота считалась благом.

Поэзия Греции, дошедшая до нашего времени в небольшом количес­тве, вела вое начало от музыкальной песенной лирики, исполняемой под аккомпанемент струнного инструмента (кифары) или духового (флейты). Величайшим поэтом не только Греции, но и мировой ли­тературы является Гомер — по преданию слепой сказитель, создавший два эпических произведения - «Илиаду» и «Одиссею», послуживших источником для многих произведений последующих эпох.

Рис. 217. Сократ

 

Рис. 218. Платон
Рис. 216. Легендарная Сафо. Фреска в Помпеях
Лирика греков разнообразна по жанрам: это торжественные или военно-патриотические оды, басни и эпиграммы. Большое место в поэ­зии занимает любовная лирика, талантливой вы­разительницей, которой была Сафо. Она писала оды, гимны, элегии, эпитафии, праздничные и застольные песни стихом, названным в ее честь «сафическим». Все ее произведения — или при­зывы к любви, или жалобы на нее, полные страс­тной мольбы и горячих желаний. В честь Сафо вычеканили ее изображение на монетах.

Эсхлит, Софокл и Еврипид прославили гре­ческую литературу и театр, в творчестве которых театральное искусство достигло своего высшего выражения. Кроме лирической поэзии в Греции зародился роман, появившийся в I в. до н.э.

Духовная культура Древней Греции форми­ровалась в области философии. Такие имена, как Фалес, Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон,

Рис. 219. Афродита Милосская
Аристотель, известны сегодня каждому образо­ванному человеку. Древнегреческие философы заложили основу философии, создали ее язык, сформулировали существенные положения и категории данной области знания, обозначили все ее необходимые моменты, ко­торые в последующих исторических системах развивались более полно. Многие из философов были великими пророками, так как они знали всеобщие закономерности Мирового Логоса.

Период классики фиксирует важную особен­ность духовной культуры: эллину не был свойс­твен узкий профессионализм. Философ делал замечательные открытия в области математики и астрономии, известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат. И большинство из известных греков, память о которых наследовали потомки, были поэтами.

Рис. 220. Александр Македонский. Мозаика из Помпеи. 2 в. до н.э.
Конец V—IV в. до н. э. знаменуется в Греции непрерывными война­ми Афин и Спарты, в это время усилились и внутренние противоречия полиса: он больше не был таким стройным и процветающим организ­мом, как в V в. Дух сплоченности, гражданственности и коллективиз­ма ослабевает, в искусство проникают чувства неустойчивости бытия, тревоги и трагизма.

 

В III в. до н. э. после распада державы Алек­сандра Македонского наступила эпоха эллиниз­ма. Искусство эллинизма (приблизительные хро­нологические рамки периода эллинизма — III — последние десятилетия I в. до н. э.) характери­зуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с «варварскими» принципами культуры, с наукой и техникой, философией и религией. Кругозор эллинов расширился значи­тельно — это определялось во многом военны­ми походами, торговыми и научными путешест­виями в далекие страны. Границы, замыкавшие кругозор грека — гражданина полиса, снима­ются, формируется незнакомое ранее «чувство мировых просторов».

Рис. 221. Ника Самофракийская
Бурно развивающаяся архитектура, во многом связанная со стремлением правителей просла­вить мощь своих государств в архитектурных памятниках и строительстве новых городов, тяготела к гига­нтским размерам. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий, - мозаика, де­коративная скульптура, расписная керамика. В эпоху эллинизма далее в скульптурах богинь утрачивалось былое величие, но эллинисти­ческие скульпторы все же волновали зрителей своими произведениями и находили для этого высокохудожественные формы. Таков «Лаокоон» скульпторов Александра, Полидора, Афинадора. Сюжет, почерпнутый из гомеровской «Илиады», - смерть троянского жреца Лаокоона и его сыновей, посланная богами за то, что он возражал против внесения в город знаменитого троянского коня, рассматривается как страшная человеческая трагедия. Однако нередко эллинистические скульпторы обращаются к клас­сическим образцам, как, например, Афродита Милосская, скульптура Александра и Ника Самофракийская.

tT mvQFnY3TcUDW4OvDJrXS4Tor2RZ0GvvPl7Pcy/FcV8F2TKqDjUyUPurjJTmI44ZyCANJ4wtf7dUr odqhZAYO+4vvDY0GzCdKetzdgtqPG2YEJeqlRtlnSZb5ZQ9ONr5I0THnkfI8wjRHqII6Sg7m0oUH 4olruMLx1DII98DkSBp3Muh5fD9+6c/9kPXwyhe/AAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAbsjCvt8A AAAKAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwU6DQBCG7ya+w2ZMvBi7tFQolKVRE43X1j7AwE6B lN0l7LbQt3c86W0m8+Wf7y92s+nFlUbfOatguYhAkK2d7myj4Pj98bwB4QNajb2zpOBGHnbl/V2B uXaT3dP1EBrBIdbnqKANYcil9HVLBv3CDWT5dnKjwcDr2Eg94sThpperKEqkwc7yhxYHem+pPh8u RsHpa3p6yabqMxzT/Tp5wy6t3E2px4f5dQsi0Bz+YPjVZ3Uo2alyF6u96BXE8WbJKA9JDIKBJM24 XKVgla1jkGUh/1cofwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQDewtXaPwIAAC0EAAAO AAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBuyMK+3wAAAAoB AAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJkEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAApQUAAAAA " stroked="f">
Последний период греческой культуры ха­рактеризуется широким ее распространением среди народов, живших в бассейне Средизем­ного моря. Закат эллинизма связан с развитием искусства античного Рима.

Рис. 222. Руины Древнего Рима.
История Древнего Рима волнует наше воображение обилием драматических со - бытий, ярких выдающихся личностей. Она охватывает период с VII в. до н.э. по V в. н.э. В римской культуре, рим­ском искусстве многое взято у Древней Греции и у древнеи­талийской культуры этрусков.

Настоящей сердцевиной Италийской земли была средняя часть про­странства, где лежат Этрурия, Кампания и Лаций.

В те времена, о которых можно судить уже с достаточными основаниями, на Апеннинском полуострове обитали племена янигское, этрусское и италийское, последнее делилось на две ветви: к одной принадлежали латины, к другой — умбры, марсы, вольски, самни­ты. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков. Уже в VIII в. до н. э. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Происхождение и язык этрусков не выяснены. Религия этрусков носила мифологический характер, но в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, под­чинявшиеся высшим силам, сведений о которых сохранилось очень мало. Архитектура этрусков похожа на греческую, но они использо­вали камень только для фундамента, каркас делали из дерева, а стены из кирпича-сырца. Храмы расписывались и украшались скульптурой из терракоты. Скульптурные портреты и бюсты, связанные с заупо­койным культом, устанавливались на крышках погребальных урн или саркофагов и передавали индивидуальные черты умерших.

В IV в. до н. э. территория этрусков была завоевана Римом, но тра­диции искусства этрусков оказали незначительное влияние на рим ское, большее значение для Рима приобрела греческая культура. Ре­лигия Рима также схожа с греческой, однако все боги, руководимые Юпитером, отличались своими именами. Главными богами также счи­тались Янус, Юнона и Минерва, С римской религией в ее древнейшем виде мы знакомимся по списку праздников, который составлен был еще в то время, когда ни одно греческое божество не получило место среди римских.

Рис. 223. Руины Римского Форума
У римлян издревле существовали жрецы и их коллегии для служе­ния Марсу и Юпитеру, были авгуры, понтифики, фециалы. Они пред­ставляли коллегии сведущих людей, специально занятых общими бого­служебными порядками, изучением способов, как лучше всего общаться с богами, понимать их волю и знамения. Эти люди истолковывали явле­ния, наблюдавшиеся при жертвоприношении, были своего рода прори­цателями. Авгуры занимались гаданиями, понтифики были хранителя­ми точных знаний — мер, весов, счисления времени, фециалы хранили международные законы и договоры. Жрецы не имели права вмешиваться в государственные дела, а выступали как советники. Боги не нуждались в художественных изображениях. Отсутствие всякого творчества в рели­гиозной сфере послужило причиной того, что фантазия римлян развива­лась плохо, поэзия и философия не сразу сумели подняться над уровнем посредственности, но зато она была доступна всем, удовлетворяла ду­ховные потребности простых людей. Насколько греки остаются недося­гаемым образцом всестороннего развития человеческого духа, настолько римляне велики строго самобытным развитием своего духовного уклада. Римская религия не препятствовала усвоению чужих богов.

Рис. 224. Римский форум. Реконструкция
Со временем римская религия вобрала в себя и отрицательные мо­менты других верований. С востока распространился культ Кибелы, матери богов, и в самые трудные годы Пунической войны огромные суммы были употреблены на то, чтобы приобрести у одного из азиат­ских городов и доставить в Рим черный камень, который почитался за саму Кибелу Затем явился в Рим культ Вакха и скоро соединился здесь с безобразнейшими оргиями, так что в течение длинного ряда лет правительство вело с культом упорную и даже жестокую борьбу, прежде чем удалось положить конец его распространению. И в сто­лице, и во всей Италии бродило множество странствующих жрецов, гадателей, прорицателей, влияние которых пагубно сказывалось и в области верований, и в области нравственности.

На центральной площади Рима — форуме — размещались основ­ные общественные здания — сенат, суд, архив, тюрьма, трибуна; ста­вились прижизненные и посмертные статуи прославленных горожан Рима. Главным и величайшим достижением Рима была политическая и правовая культуры: Римская республика и римское право стали при­мером для всех последующих поколений. Римляне создали великое государство — и весь строй их жизни, все их склонности вели к тому, что все преклонялось перед государством.

В Риме вошло в систему образования и стало чрезвычайно актив­но развиваться ораторское искусство, гражданин, стремившийся стать политическим деятелем и государственным мужем, должен был в со­вершенстве овладеть всеми приемами риторики. Красноречие помога­ло стать известным, завоевать любовь народа и получить возмож­ность быть избранным этим народом на высокую государственную должность в комициях (народных собраниях).

С установлением республиканского строя высшая исполнитель­ная власть оказалась в руках ежегодно избиравшихся консулов. Они избирались на центральных собраниях из числа патрициев. Наряду с консулами в Римской республике верховным носителем власти было народное собрание. Это был группа полноправных римских граждан, к которым относились только те, у которых отец или мать имели гражданские права. Все граждане Рима формально могли, учас­твовать в народном собрании, быть избранными на государственные должности, иметь собственность, служить в войсках Рима. За плебе­ями было признано право на самостоятельную организацию и избра­ние из своей среды ежегодно нескольких должностных лиц — народ­ных трибунов. Таким образом, был учрежден трибунат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.052 с.)