Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Европейская античная культура
К древнему миру историки относяткультуру античности, которая открывает новую страницу в истории – европейскую культуру. Античной (лат. антикус - древний) культурой гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую, ставшую колыбелью европейской цивилизации. Греческая и римская культуры при их сравнении имели много общего, но и различия их были значительны. Религия, искусство, политика имеет некоторое своеобразие в Греции и Риме. В то время как греки представляли себе всякое божество личностью, наделяли его яркой индивидуальностью, римляне старались выяснить значения явлений и закрепить за каждым из них своего бога. Римская религия отличается задумчивостью и искренностью, но не отличается возвышенностью, в ней мало идеального; римлянам совершенно чуждо обожествление героев. Идея, что земные преступления - это проступки перед божеством и прощение возможно только после наказания, была распространена и у римлян, но человеческих жертвоприношений у них не было. Подобие жертвоприношений можно проследить только на примерах казни или на войне, когда какой-нибудь великодушный человек, думая привлечь милость богов, бросался на верную смерть. Религия была основана главным образом на привязанности к земным благам. Римлянин искал у своих богов помощи в своей действительной трудовой жизни, он как бы вступал в договор с божеством и ждал его благосклонности после выполнения обещаний и обязательств.
В Греции города-полисы развивали демократию, Солон и Перикл много сделали для того, чтобы привлечь народ к участию в народных собраниях, к выборам своих руководителей, законодательной и исполнительной власти. В Риме также комиции имели большое значение в период республики. В I в. до н.э. Римская республика однако превращается в империю, где императоры почти полностью узурпировали власть.
В искусстве Крита отсутствует каноничность; в архитектуре, живописи, в росписях керамики господствует асимметричность. Оно поражает непосредственно-радостным восприятием жизни, что стало характерной чертой искусства всего античного мира. На острове не было обнаружено храмовых построек, только остатки обширных дворцов. В 1899 г. английский археолог Артур Эванс (1851-1941) приступили к раскопкам в городе Кноссе. В результате раскопок был обнаружен громадный дворец. С востока сооружение было ограничено глубоким оврагом, с юга - рекой, с севера - морем. Он имеет сложную планировку
Живопись была главным украшением Кносского дворца, в сохранившихся настенных росписях которого раскрывается жизнь древних его обитателей, их праздники, состязания с быками. На одном из восстановленных изображений, которое стало в настоящее время символом Крита, представлена сцена таврокатапсии — ритуального боя с быком. Тема укрощения быка как тема победы над смертью была очень популярна в крито-микенском искусстве. Очень часто в живописи встречается изображение женщин, которых исследователи прозвали «парижанками», «дамами в голубом», «придворными дамами», хотя может быть, это жрицы, заклинательницы змей или богини. У них осиные талии, пышные открытые платья, затейливые прически, тонкие носы с горбинкой и маленькие рты.
Критские художники предпочитают плавную линию, красивый удлиненный силуэт с тонкой талией, свободно вьющийся узор, красивое сочетание чистых сине-зеленых и желто-красных цветов. Росписи поражают безмятежностью, радостью, свежестью восприятия окружающего мира и жизни.
Критская цивилизация погибла в XV в. до н. э. В качестве причины ее гибели ученые выдвигали разные версии: нашествие племен ахейцев, страшное землетрясение, извержение вулкана, цунами. Критской культуры не стало, но еще около 300 лет существовала близкая ей микенская культура на территории современной материковой Греции.
Суровость, малолюдность Микен очевидны при сопоставлении с шумным, праздничным Кноссом. Однако микенские архитекторы переняли у критян троны и дворцовые скамьи, а также манеру украшать росписями стены и длинные проходы с колоннами. Критские мастера, покидая свои опустевшие города, переходили на службу к микенским правителям, поэтому микенское искусство представляет собой в какой-то мере продолжение критского — столь тесно они переплетены друг с другом. Микенское изобразительное искусство отказывается от схемы построения мира, созданной критянами, исчезают многоцветность, воздушность, разнообразие природы. Главное место занимают такие сюжеты, как охота, взятие городов и т. д. В подобных изображениях — плоских и декоративных — пространство почти не ощущается. Но в этой сравнительной бедности микенского художественного языка заложены композиционная сила, порядок, логика. В микенском искусстве все чаще начинала звучать тема войны, трагедии, смерти. Как свидетельствуют изображения, мужчины микенской эпохи — это прежде всего охотники и воины, они побеждают львов, приступом берут города, сра жаются и умирают.
К XII в. до н. э. Микенская цивилизация была разрушена дорийцами, новыми греческими племенами.
явлением этого времени стал необычайно интересный и своеобразный геометрический стиль в искусстве, а также записанный позднее устный героический эпос о Троянской войне. Именно в гомеровский период было заложено основание материальной и духовной культуры Греции. Отчетливые признаки греческой культуры проявляются в VII-VI вв. греческой архаики (греч. аrhaikos - древний), а в V в. наступает ее расцвет, который назван периодом греческой классики. Последний период - III-I вв. до н.э.- эпоха эллинизма. На Балканском полуострове возникают античные города-государства (полисы), где строятся дороги, мосты, водопроводы, складывается общегреческий рынок, чеканится монета. На основе финикийской создается греческая письменность, развиваются медицина, астрономия, история, география, математика. В отличие от Древнего Востока в городах-государствах Греции (кроме Спарты) складывается республиканский строй правления. Не единоличный властелин — наместник бога на земле, а коллектив свободных граждан начинает управлять жизнью полиса. Свободные греки пользовались избирательным правом, избирались на государственные должности, общественная пассивность осуждалась. Таким образом, они создали идеал свободного, политически активного, гармонически развитого духом и телом человека. Отцом греческой демократии был Солон (VI в. дон. э.), который хотел, чтобы в Афинах законы государства предоставляли большую свободу отдельным личностям. В государственное устройство он внес демократический принцип, призвал народ участвовать в народных собраниях, на которых утверждались законы, избирались судьи, обсуждались политические дела, представленные Советом четырехсот. Каждый гражданин от 20 до 50 лет имел право голоса. Будучи сам аристократического рода (потомок царя Кодра), отказавшись от роли тирана, Солон стал самым прогрессивным законодателем Афинского Государства - изменил законы греческого архонта Драконта, за исключением относящихся к убийцам, создал новую конституцию, по которой четыре политических учреждения руководили управлением страны: архонты, Совет четырехсот, Народное собрание и Ареопаг.
Если Солон начинал демократию в Греции, то эпоха, которая относится к жизни и деятельности Перикла, была завершением демократического развития Афин. Истинное величие эпохи Перикла заключается не только в политических реформах, но и в зданиях, воздвигнутых в Афинах на Акрополе. Был выстроен новый театр для музыкальных и поэтических состязаний во время Панафинейских празднеств, затем воздвигнут великолепный храм Афины-Девы, знаменитый Парфенон, со множеством изумительных скульптурных и рельефных украшений, был создан драгоценный портал Пропилеи, предназначавшийся для прохождения торжественных процессий в дни великих празднеств.Перикл восстановил сожженный Ксерксом храм Афины Полиас — град охранительницы. Греческая мифология составляет основу искусства эллинов. Она знаменует собой конец понимания природы как грозной силы, олицетворяющей космос. Боги греческой мифологии подобны людям, каждый из них наделен своим характером, своей индивидуальностью, они не вызывают не только страх, напротив, совершенные и прекрасные, они являются для греков тем идеалом, к которому нужно стремиться, их уважали.
Очень важно для понимания мировоззрения, что представлений о греховности человека перед богом у грека не было, а следовательно, и огромной пропасти между ними не существовало. В Греции была этическая система, право, законы на основе человеческой мудрости, а не на основе деяний богов. «Человек есть мера всех вещей» — таков главный принцип мировоззрения, который выдвинул древнегреческий философ Протагор. Эта идея стала основополагающей для всех, кто почитал гармонию природы, стремился во всем увидеть соразмерность. Золотое сечение было непреложным знанием для скульптора, художника, архитектора, музыканта. Основные понятия-о музыке возникли в Древней Греции: гармония и мелодия, ритм и метр, хор и оркестр, рапсодия и симфония. Музыка по-гречески — «искусство муз». У греков была муза лирики и муза танцев, муза комедии и муза трагедии, муза истории и даже астрономии. Все они во главе со своим предводителем Аполлоном занимались музыкой. Музыка в классической Греции проникала всюду, объединяя все искусства и все науки, риторику и политику, богов и людей, небо и землю в единое гармоническое целое — космос. Музыка вместе с танцами, ритмом и пением приближает к богам, считали греки. Через танец музыка соединялась с пластикой и живописью, через слово с поэзией и красноречием. В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, т. е. музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу, таким образом
осмысливали как состязание музыки природы и музыки человека. В греческой мифологии легендарный сын Зевса — Амфион укрощает зверей своим пением,а игрой на лире заставляет камни складываться в городские стены. Орфей своим искусством покоряет даже силы Аида, заставляя отпустить к нему Эвридику. Хороводы, по убеждению греков, ведут звезды и планеты, человеку они также необходимы, поэтому для каждого возраста предназначались свои хороводы. p Kzod5+OIrCHEx03qpMd1VrKr6CQNXwhnZaDjha6j7JlUexkrUfrAT6BkT44fVkMcSDY9C9GBvRXU N0iZhf3+4r2h0IL9TEmPu1tR92nDrKBEvdJI+zQrAkc+KsX4WY6KPbWsTi1Mc4SqqKdkLy58PJBI iLnA8SxlJO6hkkPRuJORz8P9hKU/1aPXw5XPfwEAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAE8ekSbgAAAA CwEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj8FOwzAQRO9I/IO1SNxSx4HQKsSpKiouHJAoSHB0YyeO sNeW7abh7zEnelzt08ybdrtYQ2YV4uSQA1uVQBT2Tk44cvh4fy42QGISKIVxqDj8qAjb7vqqFY10 Z3xT8yGNJIdgbAQHnZJvKI29VlbElfMK829wwYqUzzBSGcQ5h1tDq7J8oFZMmBu08OpJq/77cLIc Pq2e5D68fg3SzPuXYVf7JXjOb2+W3SOQpJb0D8OfflaHLjsd3QllJIZDwTY1yyyHusqjMlGw+zWQ I4dqfceAdi293ND9AgAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsA AAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAKg/FOo9AgAALQQAAA4A AAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAE8ekSbgAAAACwEA AA8AAAAAAAAAAAAAAAAAlwQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACkBQAAAAA= " stroked="f">
Центром общественной жизни города был также храм, который сооружался на возвышении или на центральной площади. В храме хранились казна, художественные сокровища, библиотека, около него проводились собрания и праздники, поэтому в архитектуре преобладало храмовое строительство. Греческие храмы и скульптура обычно подкрашивались, что придавало храмам праздничный, нарядный вид. Архитектура греческой классики (V в. до н.э.) предстает в гармонии со средой, в соразмерности с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой. Ярким примером архитектуры высокой классики является ансамбль афинского Акрополя. Центральным сооружением Акрополя был храм Парфенон, в котором находилась 13-метровая статуя Афины-Парфенос. Чувство пропорций, соразмерность всех частей, точность расчета делают Парфенон безупречным произведением греческой архитектуры. Греки считали, что природа прекрасна и в ней нужно искать истинную красоту. Боги и люди прекрасны и нравственны одновременно: красивый человек не может быть безнравственным, поскольку он создан богом красивым не случайно. Задача скульптора состояла в том, чтобы отразить эту красоту, вдохнуть божественную силу жизни, заставить ожить мертвый камень. Греки воспринимали целостного человека, и облик его должен был выражать органичное единство, гармонию, полноту бытия. Лицо не выделялось, отдельная часть ничего не значила без целого. Античный мир безмерно любил симметрию, старался увидеть ее во всем внешнем мире. В целом греки считали, что видимый мир есть единственно подлинная действительность. Облик человека дата них был явлением природной красоты, и красоту человеческого тела составляла симметрия его членов. Но выражающие природное совершенство тела древнегреческих статуй говорят больше, чем их лица, на которых нет выражения, но тем не менее греки показали главное — то, как много можно сказать через человеческий облик в целом. Тело может выражать соразмерность форм, радость бытия, торжество гармонии, трепет, ликование, блаженство, восторг, удовлетворенность, напряженность, силу и слабость. Через тело скульпторы показывали свое отношение к человеку, оценку его как нравственного или безнравственного. В греческой культуре эстетическая оценка доминировала над этической, т. е. в Греции внешняя красота считалась благом. Поэзия Греции, дошедшая до нашего времени в небольшом количестве, вела вое начало от музыкальной песенной лирики, исполняемой под аккомпанемент струнного инструмента (кифары) или духового (флейты). Величайшим поэтом не только Греции, но и мировой литературы является Гомер — по преданию слепой сказитель, создавший два эпических произведения - «Илиаду» и «Одиссею», послуживших источником для многих произведений последующих эпох.
Эсхлит, Софокл и Еврипид прославили греческую литературу и театр, в творчестве которых театральное искусство достигло своего высшего выражения. Кроме лирической поэзии в Греции зародился роман, появившийся в I в. до н.э. Духовная культура Древней Греции формировалась в области философии. Такие имена, как Фалес, Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон,
Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойствен узкий профессионализм. Философ делал замечательные открытия в области математики и астрономии, известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат. И большинство из известных греков, память о которых наследовали потомки, были поэтами.
В III в. до н. э. после распада державы Александра Македонского наступила эпоха эллинизма. Искусство эллинизма (приблизительные хронологические рамки периода эллинизма — III — последние десятилетия I в. до н. э.) характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с «варварскими» принципами культуры, с наукой и техникой, философией и религией. Кругозор эллинов расширился значительно — это определялось во многом военными походами, торговыми и научными путешествиями в далекие страны. Границы, замыкавшие кругозор грека — гражданина полиса, снимаются, формируется незнакомое ранее «чувство мировых просторов».
tT mvQFnY3TcUDW4OvDJrXS4Tor2RZ0GvvPl7Pcy/FcV8F2TKqDjUyUPurjJTmI44ZyCANJ4wtf7dUr odqhZAYO+4vvDY0GzCdKetzdgtqPG2YEJeqlRtlnSZb5ZQ9ONr5I0THnkfI8wjRHqII6Sg7m0oUH 4olruMLx1DII98DkSBp3Muh5fD9+6c/9kPXwyhe/AAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAbsjCvt8A AAAKAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwU6DQBCG7ya+w2ZMvBi7tFQolKVRE43X1j7AwE6B lN0l7LbQt3c86W0m8+Wf7y92s+nFlUbfOatguYhAkK2d7myj4Pj98bwB4QNajb2zpOBGHnbl/V2B uXaT3dP1EBrBIdbnqKANYcil9HVLBv3CDWT5dnKjwcDr2Eg94sThpperKEqkwc7yhxYHem+pPh8u RsHpa3p6yabqMxzT/Tp5wy6t3E2px4f5dQsi0Bz+YPjVZ3Uo2alyF6u96BXE8WbJKA9JDIKBJM24 XKVgla1jkGUh/1cofwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQDewtXaPwIAAC0EAAAO AAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBuyMK+3wAAAAoB AAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJkEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAApQUAAAAA " stroked="f">
Настоящей сердцевиной Италийской земли была средняя часть пространства, где лежат Этрурия, Кампания и Лаций. В те времена, о которых можно судить уже с достаточными основаниями, на Апеннинском полуострове обитали племена янигское, этрусское и италийское, последнее делилось на две ветви: к одной принадлежали латины, к другой — умбры, марсы, вольски, самниты. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков. Уже в VIII в. до н. э. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Происхождение и язык этрусков не выяснены. Религия этрусков носила мифологический характер, но в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, подчинявшиеся высшим силам, сведений о которых сохранилось очень мало. Архитектура этрусков похожа на греческую, но они использовали камень только для фундамента, каркас делали из дерева, а стены из кирпича-сырца. Храмы расписывались и украшались скульптурой из терракоты. Скульптурные портреты и бюсты, связанные с заупокойным культом, устанавливались на крышках погребальных урн или саркофагов и передавали индивидуальные черты умерших. В IV в. до н. э. территория этрусков была завоевана Римом, но традиции искусства этрусков оказали незначительное влияние на рим ское, большее значение для Рима приобрела греческая культура. Религия Рима также схожа с греческой, однако все боги, руководимые Юпитером, отличались своими именами. Главными богами также считались Янус, Юнона и Минерва, С римской религией в ее древнейшем виде мы знакомимся по списку праздников, который составлен был еще в то время, когда ни одно греческое божество не получило место среди римских.
На центральной площади Рима — форуме — размещались основные общественные здания — сенат, суд, архив, тюрьма, трибуна; ставились прижизненные и посмертные статуи прославленных горожан Рима. Главным и величайшим достижением Рима была политическая и правовая культуры: Римская республика и римское право стали примером для всех последующих поколений. Римляне создали великое государство — и весь строй их жизни, все их склонности вели к тому, что все преклонялось перед государством. В Риме вошло в систему образования и стало чрезвычайно активно развиваться ораторское искусство, гражданин, стремившийся стать политическим деятелем и государственным мужем, должен был в совершенстве овладеть всеми приемами риторики. Красноречие помогало стать известным, завоевать любовь народа и получить возможность быть избранным этим народом на высокую государственную должность в комициях (народных собраниях). С установлением республиканского строя высшая исполнительная власть оказалась в руках ежегодно избиравшихся консулов. Они избирались на центральных собраниях из числа патрициев. Наряду с консулами в Римской республике верховным носителем власти было народное собрание. Это был группа полноправных римских граждан, к которым относились только те, у которых отец или мать имели гражданские права. Все граждане Рима формально могли, участвовать в народном собрании, быть избранными на государственные должности, иметь собственность, служить в войсках Рима. За плебеями было признано право на самостоятельную организацию и избрание из своей среды ежегодно нескольких должностных лиц — народных трибунов. Таким образом, был учрежден трибунат.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.052 с.) |