Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительный анализ ступеней развития первобытной культуры человека.↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Традиционная точка зрения на историю человечества заключается в том, что его появление и эволюцию можно проследить с первобытных времен. Первобытная эпоха - это огромный период истории человечества, начало которого хронологически отсчитывается с возникновения человека (4,5 млн. лет назад) до времени формирования ранних цивилизаций (3 тыс. лет до н.э.).
В 1960г. палеантропологом Луисом Лики в Олдувайском ущелье Восточной Африки найдены останки обезьяночеловека, который умел изготавливать самые примитивные орудия труда, поэтому его назвали «хомо хабилис» (homo habilis «человек умелый»). Его возраст около 2 млн. лет. Установлено, что на земле примерно 2 млн. лет назад появляется еще один вид «человека умелого» - «хомо еректус» (homo erectus, «человек прямоходящий»), местом обитания которого была Восточная Африка. Внешне он напоминал австралопитека, но объем мозга у него приближался к современному. Питекантроп (локальный вариант homo erectus, характерный исключительно для Юго-Восточной Азии) изготавливал орудия более сложной формы из камня: резцы, рубила, скребки.
(homo neanderthalensis), которого в науке назвали «хомо сапиенс неандерталенсис» («человек разумный неандертальский»). От современного человека его отличали только низкий лоб и скошенный подбородок, он умел искусственно добывать огонь, поэтому смог приспособиться к условиям жизни ледникового периода. Около 40-35 тыс. лет до н.э. с началом последнего периода оледенения неандертальца сменил кроманьонец («хомо сапиенс сапиенс» homo sapiens sapiens - «человек дважды разумный»).
Ч. Дарвином в работе и «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Он обосновал эволюционную теорию, которая получила развитие в дальнейшем и стала строить свое обоснование эволюции человека на фактах и археологических находках, подтверждающих ее истинность Периодизация первобытной культуры, основанная на различиях в материалах и технике изготовления орудий труда, рассматривающая На картах отмечены территории наиболее важных стоянок homo erectus в 7. Азии; 5. Африке; 6. Европе: Время существования кроманьонцев можно разделить на следующие этапы: 1. Палеолит (древнекаменный век, 800-12 тыс. лет до н.э.) a. Нижний палеолит (800-100 тыс. лет до н.э.) b. Средний палеолит (100-40 тыс. лет до н.э.) c. Верхний палеолит (40-14 тыс. лет до н.э.) 2. Мезолит (среднекаменный век, 12-5 тыс. лет до н.э.) 3. Неолит (новокаменный век, 5-3 тыс. до н.э.). Эпоха бронзы (3-2 тыс. до н.э.) и эпоха железа (1 тыс. до н.э.) соответствует уже древним цивилизациям с высоким уровнем развития культуры.
Для общения с духами природы существовали специальные обряды, образующие две большие группы: мантику и магию. Если мантика — это всевозможные виды гаданий с целью узнать настоящее и будущее, то магия (лат. magia) — это воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей. Обрядами руководил знающий и понимающий язык природы человек (колдун, шаман или жрец), вырабатывал магические формулы, ритмически сложенные словосочетания-заговоры, настрои. Важную роль в жизни первобытных людей играли инициации (лат. initiation - совершение таинства посвящения) - обряды переходов, при которых происходили социальные и личностные изменения в жизни человека: рождение, переход из одного возрастного состояния в другое, брак, зрелость, смерть и др. Инициации проводились с целью подготовки к переходу в другое социальное состояние, сопровождались предварительными манипуляциями: тренировкой, размышлениями, иногда мучительными испытаниями, операциями обрезания, рубцевания, выбивания зубов, посвящением в тайны и мифы племени. Очень важную роль в верованиях древних людей играл культ мертвых, который выражался в способах захоронения и встречается уже у неандертальцев 60—40 тыс. лет назад. Хоронили умершего довольно долго одинаковым методом: в неглубокой яме или прямо под полом пещеры, присыпав красней охрой, иногда рядом с умершим хоронили животных. Обряды, связанные с культом умерших, свидетельствуют о том, что их боялись и желали, чтобы они не вернулись, для чего покойного не только пеленали, но и наносили ему раны и увечья, а могилу сверху придавливали камнем, откуда возник обычай установки надгробий. Культ умерших вырабатывался и соблюдался всеми членами первобытного коллектива. Древние люди верили, что мертвые становятся частью мира духов и в новом качестве продолжают сохранять связь с живыми, могут навредить или помочь, поэтому их не только боялись, но ждали от них и помощи[89].
В процессе становления первобытной культуры формировалось определенное мировоззрение и в нем система мироздания, в которой религия не выделялась в особую форму духовной культуры человека. Она была его жизнью и неразрывно связана с другими формами сознания и прежде всего с мифами, которые передавались устно из поколения в поколение, и благодаря им можно восстановить мировоззрение древних людей. Силы природы представляли в мифах многочисленные духи и боги, где каждый имел свое имя, функцию, характер, для каждого был разработан ритуал, создан текст молитв. Система мироздания в мифологии воплощается в образе Мирового дерева, выступавшего символом единства мира — неба и земли, иногда неба, земли и хтонического (подземного) мира. Три уровня мира управлялись соответствующими верховными божествами. Мировое дерево являлось воплощением Великой богини, образ которой появился в палеолите, но окончательно сложился в эпоху неолита. Очень часто на древних рисунках на вершине Мирового дерева изображался знак неба или солнца — круг или крест. У разных народов было свое священное дерево, которому поклонялись: дуб, ясень, ольха, пальма. фикус, ель, лавр, иногда Мировое дерево представляла ветка или пучок веток. Из древних времен сохранился обычай установки в центре жилища деревянной колонны, украшенной орнаментом (древняя Германия, доколумбовская Америка). У некоторых народов эта опорная колонна называлась «мать-столб» (в Иудее, Грузии, Японии, у эвенков), так как Мировое дерево мыслилось центром мироздания, его опорой. Крупнейшими достижениями для первобытного человека были: приручение животных, земледелие и, окультуривание диких видов растений, силки, ловушки стали первыми машинами; копьеметалки, лук, бумеранг, лучковое сверло, колесо - все эти приспособления были результатом мысли и деятельности человека. Не менее 400 тысяч лет назад началось систематическое использование огня. «Известны также архаические достижения в химии, в процессе жизнедеятельности первобытный человек использовал красители, яды, керамику, глазурь, стекло, металлургию, углежжение, известь»[90]. Краска (охра) была известна уже неандертальцам (в похоронном культе). Кроманьонцы с целью ее получения разработали специальную конструкцию костра для обжига руды, то есть начались разработки процессов и аппаратов. Глина - сложный объект с химической и структурной точки зрения, также был открыт и освоен окислительный (красная керамика) и восстановительный (черная керамика) обжиг, выплавка меди. «Кроманьонцы умели распрямлять мамонтовые бивни, по-видимому, путем обратимого размягчения кости при замачивании в слабых кислотах, например в настое листьев»[91]. Большое значение для воспроизведения картины первобытной культуры имеет искусство. Оно до сих пор остается фактически единственным источником для воспроизведения истории эволюции мышления и культуры архаических обществ. О разнообразных способах добывания огня (600-150 тыс. лет до н.э.) можно говорить как о наиболее древних элементах первобытной культуры. Сюда же относятся искусство приготовления пищи, оформление домашнего очага, гончарное дело, ткацкое искусство. Оружейное искусство включает создание копья, палицы, пики, метательного оружия, лука. Эпоха каменного века заканчивается с началом обработки металлов, получивших широкое применение с середины IV тыс. до н. э. В искусстве первобытный человек стремился понять красоту, гармонию окружающего его, мира, украсить дом, посуду, орудия труда, одежду и себя.
О значении палеолитических Венер в литературе существует много теорий, например: женские статуэтки были отражением действительности, воплощением живых палеолитических женщин; палеолитические Венеры представляли эстетический идеал своего времени; статуэтки Венер являлись отражением культа плодородия; женские ориньякские статуэтки являлись фигурками предков; были изображениями жриц; палеолитические Венеры это охранительницы домашнего очага и семьи, так как их находят чаще всего в специальных ямах-хранилищах, вырытых в полу жилища и т.д.
Это искусство максимально правдивого изображения природного явления, его можно назвать созданием культуры как «второй природы», которое произошло в процессе восприятия, познания и осознания первобытными людьми окружающего мира. По изображениям животных в наскальной живописи можно судить о преданиях и обрядах, которые явно были связаны с поисками выражения гармонии природы. Изображения животных, сохранившихся в пещере Ляско (департамент Дордонь во Франции около XV тыс. лет до н.э.) являются необычайно выразительными, технически совершенными по исполнению, полихромными: выполнены черной, желтой, красной и коричневой красками. Пещера Ляско была обнаружена в сентябре 1940 года, четырьмя мальчиками, которые играя, забрались в яму, отрывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Эта пещера, которую называют «доисторической сикстинской капеллой», превращена теперь в музей.
Живопись Ляско принадлежит к числу самых выдающихся художественных созданий эпохи палеолита, датируется приблизительно XVIII тысячелетием до н.э. Ее высокое качество и превосходная сохранность позволяют говорить о ней, как о классическом образце пещерного искусства. Изображения животных в Ляско резко индивидуальны, отличаются искусностью руки и меткостью глаза художника, который уже не раскашивает плоскость, а моделирует цветом объем тела животных. Краски были естественного происхождения, могли наноситься пальцем или палочкой, возможно кистью, которой мог служить пучок шерсти, скрепленный в основании. Назначение пещерного искусства до сих пор вызывает много предположений. Данные свидетельствуют, что эта пещера не служила местом длительного обитания людей, они приходили туда со своими, светильникам а и красками лишь для создания росписи и гравировки, но с какой целью? на этот вопрос нет однозначного ответа историков.
Танец также возник как вид первобытного искусства, его появление стимулировала охота, опыт наблюдения за животными, их движениями и привычками. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не только ритмы его поведения, не менее важной была с самого начала задача подражания звукам, издаваемым животными, и характерным движениям в разных обстоятельствах. В первобытной культуре развивалось и такое искусство как музыка. Древний человек воспринимал музыку как неотъемлемую часть мира. Он чувствовал музыку, которая изначально была вплетена в его понимание мира, а также в его психику. Природа поставляла человеку явления, которые подчинены ритму, наполнены звуками, а соединение звуков и подчинение их ритму порождает музыкальную гармонию или дисгармонию. В природе можно обнаружить музыку дождя, ветра, солнечную музыку, музыку моря, музыку леса, которая создает настроение человека, влияет на состояние его души, может вызвать радость и восторг или страх и отчаяние. В первобытной культуре существовала музыка, сопровождающая праздники и собрания, обряды, состязания, детские игры, убаюкивание детей. Вся музыка привязывалась к
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.122 (0.017 с.) |