Сравнительный анализ ступеней развития первобытной культуры человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ ступеней развития первобытной культуры человека.



Традиционная точка зрения на историю человечества заключается в том, что его появление и эволюцию можно проследить с первобытных времен. Первобытная эпоха - это огромный период истории человечества, начало которого хроно­логически отсчитывается с возникновения челове­ка (4,5 млн. лет назад) до времени формирования ранних цивилизаций (3 тыс. лет до н.э.).

Древнейший период человеческой истории от появления первых людей до возникновения первых цивилизаций получил название первобытного, а культура, которая формировалась человеком в процессе своего развития за этот временной период стала называться первобытной культурой. В связи с огромной удаленностью от текущего времени ее исследование довольно затруднено и оставляет много вопросов. Так «периодизация первобыт­ного общества представляет сложную и еще не решенную до конца научную проблему»[85].

Рис. 104. Человек прямоодящий
Рис. 103. Австралопитек
У археологов, этнографов, антро­пологов проблемы начинаются с вопроса: кого считать первым, самым древним человеком? Какие останки относятся именно к человеку, а какие еще принадлежат животному - человекообраз­ной обезьяне? Что позволяет считать че­ловека человеком- воспроизведенный антропологами вес и объем мозга, или внешность и походку человека; а может быть - умение трудиться, признаком которого служат найденные рядом с останками орудия и продукты труда? Ответы ученых сводятся к разным точкам зрения. Дело осложняется еще тем, что определение времени, к которому принадлежат останки, зависит от уровня развития нашей техники. Еще в 70-е гг. XX в. ученые утверждали, что самый древний человек жил один миллион. лет назад. Сегодня - в XXI в. - радиологический метод, определяя время существования предмета с точностью до тысячеле­тий, показывает, что самые древние останки принадлежат эфиопс­кому австралопитеку (Australopithecus afarensis, «южная обезьяна из Афара»). Их обнаружил в 1924г. южно-африканским антрополог Раймонд Дарт в пустыне Калахари Южной Африки. Предполагает­ся, что австралопитек жил 4,5 млн. лет назад[86]. Исследование остан­ков этой самой древней человекообразной обезьяны показало, что у нее был небольшой объем мозга и массивные челюсти, но она уже была прямоходящей.

В 1960г. палеантропологом Луисом Лики в Олдувайском ущелье

Вос­точной Африки найдены останки обезьяночеловека, который умел изго­тавливать самые примитивные орудия труда, поэтому его назвали «хомо хабилис» (homo habilis «человек умелый»). Его возраст около 2 млн. лет.

Установлено, что на земле примерно 2 млн. лет назад появляется еще один вид «человека умелого» - «хомо еректус» (homo erectus, «человек прямоходящий»), местом обитания которого была Восточная Африка. Внешне он напоминал австралопитека, но объем мозга у него прибли­жался к современному. Питекантроп (локальный вариант homo erectus, характерный исключительно для

Юго-Восточной Азии) изготавливал орудия более сложной формы из камня: резцы, рубила, скребки.

Воспроизведенные изображения «первых людей» позволяют срав­нивать их по внешнему виду и облику[87].

Рис. 106. Человек умелый
Примерно 250 тыс. лет назад в результате эво­люции появился новый вид человека - неандер­талец

(homo neanderthalensis), которого в науке назвали «хомо сапиенс неандерталенсис» («чело­век разумный неандертальский»). От современ­ного человека его отличали только низкий лоб и скошенный подбородок, он умел искусственно добывать огонь, поэтому смог приспособиться к условиям жизни ледникового периода.

Около 40-35 тыс. лет до н.э. с началом послед­него периода оледенения неандертальца сменил кроманьонец («хомо сапиенс сапиенс» homo sapiens sapiens - «человек дважды разумный»).

Рис. 107. Человек прямоходящий в Африке. Основные стоянки. 1.Тернифин. 2.Мелка Кунтуре. 3.Река Омо. 4.Нариокотоме. 5.Кооби Фора. 6.Чесованджа. 7.Олоргесайлие. 8.Олдувайское ущелье. 9.Сварткранс.
Биологическое формирование человека заверши­лось: по своей физической конституции крома­ньонец был подобен современному человеку, он владел речью и умел делать около 150 каменных и 20 костяных орудий труда и охоты.При помощи сравнений воссозданных изобра­жений видов первобытных людей можно сделать вывод об имеющемся в истории процессе эволю­ции, который свойствен человеческому роду. Вопрос о проис­хождении человека и культуры являются предметом многочисленных дискуссий ученых, являлись
дискус­сионными, но никто из них не отрицает периода существования первобытной культуры и в ней - своеобразного антропогенеза. Основные поло­жения появления первобытного человека и его эволюции были высказаны

Ч. Дарвином в работе и «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Он обосновал эволюционную теорию, ко­торая получила развитие в дальнейшем и стала строить свое обоснование эволюции человека на фактах и археологических находках, подтвержда­ющих ее истинность

Периодизация первобытной культуры, ос­нованная на различиях в материалах и технике изготовления орудий труда, рассматривающая

На картах отмечены территории наиболее важных стоянок homo erectus в 7. Азии; 5. Африке; 6. Европе:

Время существования кроманьонцев можно разделить на следующие этапы:

1. Палеолит (древнекаменный век, 800-12 тыс. лет до н.э.)

a. Нижний палеолит (800-100 тыс. лет до н.э.)

b. Средний палеолит (100-40 тыс. лет до н.э.)

c. Верхний палеолит (40-14 тыс. лет до н.э.)

2. Мезолит (среднекаменный век, 12-5 тыс. лет до н.э.)

3. Неолит (новокаменный век, 5-3 тыс. до н.э.). Эпоха бронзы (3-2 тыс. до н.э.) и эпоха железа

(1 тыс. до н.э.) соответствует уже древним циви­лизациям с высоким уровнем развития культуры.

Рис. 108. Человек прямоходящий в Европе. На карте отмечены некоторые места находок костных остатков или орудий, которые ученые приписывают Homo ereclus. Не исключено, однако, что все они принадлежат архаичной разновидности Homo sapiens. 1, 2.Амброна и Торральба. 3.Араго около Тотавеля. 4.Солейлак. 5.Терра Амата, Ницца. 6.Мауэр около Гейдельберга. 7.Бильцинглебен. 8.Пржезлетице. 9.Вертешсёллёш. 10.Петралона около Салоники  
Возникновение первых верований древних людей относятся к началу палеолита.

Рис. 109. Человек прямоходящий в Азии. На этой карте показаны места некоторых наиболее важных стоянок. 1.Нармада. 2.Юаньмоу. 3.Лук Йен. 4.Ланьтянь. 5.Юнцзи. 6.Наньчжао. 7.Пекин. 8.Хэцзян. 9.Саширан. 10.Пернинг, Моджокерто. 11.Трнниль.
Наблюдения современных ученых этнографов за жизнью племен, стоящих на первобытном уровне развития, выявили у них формы верований, в основе которых лежит обожествление сил природы, наделение ее проявлений особой силой. Вероятно, и в первобытное время выделялись из племени люди, наделенные способностями общаться с духовными силами природы - с духами (колдуны, шаманы). Входя в экстатическое состояние, они совершали магические действия в интересах племени, гадали, предсказывали будущее, лечили болезни, управляли силами природы, обращались за советами к умершим предкам. Общение со всеми формами природы осуществлялось на основе понимания того, что духовная сущность свойственна не только человеку, но всему в окружающем человека мире. Особой силой наделялись фетиши природного происхождения, например, «люди отгоняли черта магическими камнями. Это были просто куски горных пород с дырой. Но такое отверстие должно быть естественным, а не просверленным рукой человека»[88]. По всей вероятности, такой уровень верований су­ществовал у людей всех периодов каменного века. Сравнивая древние формы религии, можно обобщив данные, утверждать, что к ним отно­сятся: анимизм (лат. anima — душа), как одушевление сил и явлений природы, одушевление всей природы; тотемизм (индейск. totem — его род), как вера в таинственную связь между чело­веческим родом и животным, растением, птицей, которые считались первопредками и покровите­лями данного рода, и фетишизм (португ. Fetico-волшебство) — наделение магической силой неодушевленных предметов. Амулеты увеличивали энергетическую силу человека и душевную уве­ренность людей в первобытную эпоху, и сегодня они помогают верующим, придавая им духовную силу. Древние люди верили, что природные стихии огня, воздуха, земли и воды населены духами, которых глазами невозможно видеть, так как чувственные органы слишком грубы и неразвиты, но те, кого называли жреца­ми, шаманами, колдунами, владели методами об­щения с духами. Дух для первобытного человека - это мир невидимого, но существующего в раз­личных формах живого и неживого рядом с ним и в нем самом.

Для общения с духами природы существовали специальные обряды, образующие две большие группы: мантику и магию. Если мантика — это всевозможные виды гаданий с целью узнать настоящее и будущее, то магия (лат. magia) — это воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей. Обрядами руководил знающий и понимающий язык природы человек (колдун, шаман или жрец), вырабатывал магические формулы, ритмически сложенные словосочетания-заговоры, настрои.

Важную роль в жизни первобытных людей играли инициации (лат. initiation - совершение таинства посвящения) - обряды переходов, при которых происходили социальные и личностные изменения в жизни человека: рождение, переход из одного возрастного состояния в другое, брак, зрелость, смерть и др. Инициации проводились с целью подготовки к переходу в другое социальное состояние, сопровождались предварительными манипуляциями: тренировкой, размышлениями, иногда мучительными испытаниями, операциями обрезания, рубцевания, выбивания зубов, посвящением в тайны и мифы племени.

Очень важную роль в верованиях древних людей играл культ мертвых, который выражался в способах захоронения и встречается уже у неандертальцев 60—40 тыс. лет назад. Хоронили умершего довольно долго одинаковым методом: в неглубокой яме или прямо под полом пещеры, присыпав красней охрой, иногда рядом с умершим хо­ронили животных. Обряды, связанные с культом умерших, свидетель­ствуют о том, что их боялись и желали, чтобы они не вернулись, для чего покойного не только пеленали, но и наносили ему раны и увечья, а могилу сверху придавливали камнем, откуда возник обычай установки надгробий. Культ умерших вырабатывался и соблюдался всеми члена­ми первобытного коллектива. Древние люди верили, что мертвые ста­новятся частью мира духов и в новом качестве продолжают сохранять связь с живыми, могут навредить или помочь, поэтому их не только боялись, но ждали от них и помощи[89].

  Рис. 110. Палеолетическая «Леди из Брассемпуи»
При сравнении первых исторических религий, выяснилось, что во всех встречают­ся изображения богини-женщины как созидательницы, прародительни­цы рода. К эпохе палеолита, например, относится известная скульптура «Виллендорфская Венера», а также изображение женщины с рогом би­зона на барельефе. Большое количество женских фигур из камня, кости, глины принадлежит эпохе палеолита, - а изображение жен­щины как богини было единственно возможным изображением человека. Это говорит о том, что она особым образом почиталась и была образом созидания, плодородия, рождения нового и стала символом первобытной культуры.

В процессе становления пер­вобытной культуры формировалось определенное мировоззрение и в нем система мироздания, в которой религия не выделялась в особую форму духовной культуры человека. Она была его жиз­нью и неразрывно связана с другими формами сознания и прежде всего с мифами, которые передавались устно из поколения в поколение, и благодаря им можно вос­становить мировоззрение древних людей. Силы природы представляли в мифах многочисленные духи и боги, где каждый имел свое имя, функ­цию, характер, для каждого был разработан ритуал, создан текст молитв.

Система мироздания в мифологии воплощается в образе Мирового дерева, выступавшего символом единства мира — неба и земли, иногда неба, земли и хтонического (подземного) мира. Три уровня мира управ­лялись соответствующими верховными божествами. Миро­вое дерево являлось воплощением Великой богини, образ которой по­явился в палеолите, но окончательно сложился в эпоху неолита. Очень часто на древних рисунках на вершине Мирового дерева изображался знак неба или солнца — круг или крест. У разных народов было свое священное дерево, которому поклонялись: дуб, ясень, ольха, пальма. фикус, ель, лавр, иногда Мировое дерево представляла ветка или пучок веток. Из древних времен сохранился обычай установки в центре жили­ща деревянной колонны, украшенной орнаментом (древняя Германия, доколумбовская Америка). У некоторых народов эта опорная колонна называлась «мать-столб» (в Иудее, Грузии, Японии, у эвенков), так как Мировое дерево мыслилось центром мироздания, его опорой.

Крупнейшими достиже­ниями для первобытного человека были: приручение животных, земледелие и, окультуривание диких видов растений, силки, ловушки стали первыми маши­нами; копьеметалки, лук, бумеранг, лучковое сверло, колесо - все эти приспособления были результатом мысли и деятельности человека. Не менее 400 тысяч лет назад началось систематическое использование огня. «Известны также архаические достижения в химии, в процессе жизнедеятельности первобытный человек использовал красители, яды, керамику, глазурь, стекло, металлургию, углежжение, известь»[90]. Краска (охра) была известна уже неандертальцам (в похоронном культе). Кроманьонцы с целью ее получения разработали специальную конс­трукцию костра для обжига руды, то есть начались разработки процес­сов и аппаратов. Глина - сложный объект с химической и структурной точки зрения, также был открыт и освоен окислительный (красная керамика) и восстановительный (черная керамика) обжиг, выплавка меди. «Кроманьонцы умели распрямлять мамонтовые бивни, по-види­мому, путем обратимого размягчения кости при замачивании в слабых кислотах, например в настое листьев»[91].

Большое значение для воспроизведения картины первобытной куль­туры имеет искусство. Оно до сих пор остается фактически единствен­ным источником для воспроизведения истории эволюции мышления и культуры архаических обществ.

О разнообразных способах добывания огня (600-150 тыс. лет до н.э.) можно говорить как о наиболее древних элементах первобытной культуры. Сюда же относятся искусство приготовления пищи, оформление домашнего очага, гончарное дело, ткацкое искусство. Оружейное искусство включает создание копья, палицы, пики, мета­тельного оружия, лука. Эпоха каменного века заканчивается с началом обработки металлов, получивших широкое применение с середины IV тыс. до н. э. В искусстве первобытный человек стремился понять кра­соту, гармонию окружающего его, мира, украсить дом, посуду, орудия труда, одежду и себя.

Рис. 111. Виллендорфская Венера
Рис. 112. Венера из Савиньяно
S FXQ+zaYR2UCIj4ukpcdtVlIXdJaGL4SzPNDxwlRR9kyqQcZKlDnwEygZyPF92Q/ziMGBvBKqG2TM wrC9eG0oNGA/U9Lh5hbUfdoyKyhRrwyyPh9PAkU+KpPpswwVe2opTy3McIQqqKdkEFc+nkeo28AF TqeWkbeHSg4140ZGOg/XE1b+VI9eDze+/AUAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAA9UzGXgAAAACwEA AA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj91Og0AQRu9NfIfNmHhj7CK0/JWhURONt619gAW2QMrOEnZb 6Ns7XundTObkm/MVu8UM4qon11tCeFkFIDTVtumpRTh+fzynIJxX1KjBkka4aQe78v6uUHljZ9rr 68G3gkPI5Qqh837MpXR1p41yKztq4tvJTkZ5XqdWNpOaOdwMMgyCWBrVE3/o1KjfO12fDxeDcPqa nzbZXH36Y7Jfx2+qTyp7Q3x8WF63ILxe/B8Mv/qsDiU7VfZCjRMDwiZM14wiREnEHZiIs5iHCiGN wgxkWcj/HcofAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAA AAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAA AAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAPczPJ06AgAAKwQAAA4AAAAA AAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAA9UzGXgAAAACwEAAA8A AAAAAAAAAAAAAAAAlAQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAAChBQAAAAA= " stroked="f">
Искусству палеолита свойственны свои харак­терные черты, которые заключаются отчасти в том, что в нем изобра­жения людей почти не встречаются, за исключением уже упомянутых женских фигур из камня, кости и глины. Это свидетельствует о том, что человек в то время не выделял себя из природы и коллектива, считая себя их частью, рассматривал себя в единстве и зависимости от созда­тельницы всего — Природы, женского созидательного начала. Жен­щин, изображенных в статуэтках периода среднего и верхнего палео­лита называют «палеолитическими Венерами». Они изготовлялись из камня, кости и обожженной глины. Характерно, что все они имеют не только сюжетное, но и стилистическое единство: отсутствие черт лица, гипертрофированные объемы груди, живота, бедер, отсутствие или схематическое обозначение нижней части ног. Вероятно, задача в данном случае заключалась не в воспроизведении конкретной натуры, а в со­здании обобщенного образа женщины-праматери, символа плодородия, хранительницы очага. Наиболее знаменитыми из палеолитических Ве­нер являются: 1. «Виллендорфская Венера», (Австрия, около XXX тыс. до н.э.); 2. Венера из Савиньяно (Италия, XVIII - VIII тыс. до н.э.); 3. Венера из Морван-над-Вагом (Словакия, ок. XXII тыс. до н.э.).

Рис. 113. Венера из Морван-над-Вагом
Наиболее ранним образом палеолитических Венер, вероятно, сле­дует считать «протоскульптуру» из Берекат Рам в Израиле, чей возраст превышает чуть ли не 23 тысячи лет. Это грубое изображение, все же, несомненно, женское.

О значении палеолитических Венер в литературе существует много теорий, например: женские статуэтки были отражением действитель­ности, воплощением живых палеолитических женщин; палеолитичес­кие Венеры представляли эстетический идеал своего времени; статуэт­ки Венер являлись отражением культа плодородия; женские ориньякские статуэтки являлись фигурками предков; были изображениями жриц; палеолитические Венеры это охранительницы домашнего очага и семьи, так как их находят чаще всего в специальных ямах-хранили­щах, вырытых в полу жилища и т.д.

Рис. 115. Лошадь из пещеры Ляско
Картина культуры в эпоху палеолита уже говорит о наличии у чело­века абстрактного мышления; абсолютно определенно оно было у древ­них художников, о чем свидетельствуют наскальные рисунки и роспи­си Испании, Сахары, Скандинавии, Сибири. Животные и люди на них представлены схематично, односложно, но достоинством этих росписей является их сюжетность. Древний художник стремится рассказать об охоте, войне, праздниках, ритуалах, его композиции всегда динамичны, и только сами фигуры людей схематичны. Это можно объяснить стрем­лением художников рассказать о событиях и оставить о них сообщение, поскольку,. чтобы рассказать, не нужно соблюдать большую точность изображения, достаточно показать предметы, животных, людей в об­щих чертах.

Это искусство максимально правдивого изображения природного явления, его можно назвать созданием культуры как «второй при­роды», которое произошло в процессе восприятия, познания и осознания первобытными людьми окружающего мира. По изображениям животных в наскальной живописи можно судить о преда­ниях и обрядах, которые явно были связаны с поисками выражения гармонии природы.

Изображения животных, сохранившихся в пе­щере Ляско (департамент Дордонь во Франции около XV тыс. лет до н.э.) являются необычайно выразительными, технически совершенными по исполнению, полихромными: выполнены черной, желтой, красной и коричневой красками. Пеще­ра Ляско была обнаружена в сентябре 1940 года, четырьмя мальчиками, которые играя, забрались в яму, отрывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Эта пещера, которую называют «доисторической сикстинской капеллой», превраще­на теперь в музей.

Рис. 116. Группа параллельных линий, прочерченных пальцами на глине из пещеры Альтамира – Б. Медников.
Не менее знамениты росписи из пещеры Альтамира в Испании, относящиеся примерно к XII тысячелетию до н.э., обнаруженные в 1875 году. К началу Первой Мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 по­добных «картинных галерей».

Живопись Ляско принадлежит к числу самых выдающихся художественных созданий эпохи палеолита, датируется приблизительно XVIII тысячелетием до н.э. Ее высокое качество и пре­восходная сохранность позволяют говорить о ней, как о классическом образце пещерного ис­кусства.

Изображения животных в Ляско резко индивидуальны, отличаются искусностью руки и меткостью глаза художника, который уже не рас­кашивает плоскость, а моделирует цветом объем тела животных. Краски были естественного про­исхождения, могли наноситься пальцем или палочкой, возможно кистью, которой мог служить пучок шерсти, скрепленный в основании. Назна­чение пещерного искусства до сих пор вызывает много предположений. Данные свидетельствуют, что эта пещера не служила местом длительного обитания людей, они приходили туда со своими, светильникам а и красками лишь для создания росписи и гравировки, но с какой целью? на этот вопрос нет однозначного ответа историков.

Рис.117. Бык из пещеры Альтамира (около 12 тыс. лет до н.э.)
В живописи совершенствовалось абстрактное мышление. Орнаменты, с оздан­ные в эпоху неолита, также говорят об умении древне­го человека обобщать. Наблюдая окружающий мир, древние не могли не замечать, что многие предметы имеют устойчивую форму, что можно в орнаменте изобразить довольно сложные, и от­влеченные понятия, которые не передаются в кон­кретной форме, а передаются в символах. Воду, например, обозначали волнистой линией, небо – кругом, землю – квадратом, четыре стороны света — крестом и т. д. Орнаменты говорят не только о возможности обозначать достоверность знаками, но и одновременно выполнять свое прямое предназначение - служить украшением.

Танец также возник как вид первобытного искусства, его появление стимулировала охота, опыт наблюдения за животными, их движениями и привычками. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не толь­ко ритмы его поведения, не менее важной была с самого начала задача подражания звукам, издаваемым животными, и характерным движениям в разных обстоятельствах.

В первобытной культуре развивалось и такое искусство как музыка. Древний человек воспринимал музыку как неотъемлемую часть мира. Он чувствовал музыку, которая изначально была вплете­на в его понимание мира, а также в его психику. Природа поставляла человеку явления, которые подчинены ритму, наполнены звуками, а соединение звуков и подчинение их ритму порождает музыкальную гармонию или дисгар­монию. В природе можно обнаружить музыку дождя, ветра, солнечную музыку, музыку моря, музыку леса, которая создает настро­ение человека, влияет на состояние его души, может вызвать радость и восторг или страх и отчаяние. В первобытной культуре сущес­твовала музыка, сопровождающая праздники и собрания, обряды, со­стязания, детские игры, убаюкивание детей. Вся музыка привязывалась к
определенным делам и действиям, имела прикладной характер, не теряя при этом цели - формирования единого мироотношения - непосредственной связи человека и природы. Когда первобытный человек пытался понять вещи, растения, животных, силы природы, то, безусловно, прислушивался к их голосам и разгадывал их таинствен­ные знаки. В музыке он обнаружил первобытную магию звука и использовал ее в разных религиозных. Му­зыкальные инструменты начинаются с погремушки и барабана, затем появляются и другие: флейта, свирель, струнные инструменты.

Рис. 118. Доисторические орудия труда: 1 – скребок 2 – наконечник копья 3 – гарпун 4 – рубило 5 – скребло 6 - остроконечник
Сравнивая основные характерные черты перво­бытной культуры, следует отметить, что к общему свойству первобытной культуры человечества, где бы и в какое время она не встречалась, отно­сится синкретизм (единство) как полное слияние человека с природой, невозможность и нецелесообразность отделения себя от нее. Кроме того, древние люди имели много общих черт в восприятии природы, так как их верования и искус­ство были тесно переплетены и не распадались на отдельные области духовной жизни, не было разделения на исполнителей и потребителей, художников и зрителей. Росписи, рисун­ки, орнаменты, каменные орудия труда древних людей обнаруживают сходство в деталях и технике изготовления, независимо от того, где они были выполнены: во Франции или в Сахаре, в доколумбовой Амери­ке или Норвегии, Австралии или на Урале. Архаическому мышлению первобытного человека в отличие от научного было свойственно воспринимать себя исключительно слитно с природой, человек не сопоставлял природу и общество с собой, со своей жизнью, он мыслил себя внутри природы. Мир как большой человек (наряду с мировым деревом) является одной из самых распространенных мифологем человечества. Вселенная как макрокосм для первобытного человека совпадает с микрокосмом, а Человек стал точкой отсчета, мерой всех ве­щей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.223 (0.038 с.)