Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение к смыслу жизни в буддизме и христианствеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Осмысление человеком целей и смысла своего рождения существовало на протяжении всей истории. Каждый человек рано или поздно задается этим вопросом. Религии дают ответ на этот вопрос человеку, но по-разному. Главное же заключается в том, что они помогают в определении смысла жизни, заведомо объясняя его. Объективно жизнь дана человеку не по его собственной воле, и определить ее смысл непросто, но тем не менее каждый априори хочет быть счастлив в ней. Различие в понимании смысла жизни и счастья в разных религиях велико. Буддизм убеждает в том, что каждый должен быть счастлив и понимание счастья связано с тем, что у человека как духовного существа душа по своей сути стремится к покою, который является отсутствием страдания. Согласно первой из четырех Благородных истин буддизма «дукха»: «все есть страдание». Работая над своим сознанием, стремясь к ликвидации страдания (ибо оно согласно второй истине буддизма дукха есть - причина несчастья), человек должен подняться над желаниями и чувствами и, в первую очередь, над чувством неудовлетворенности, к которому приводят желания и которое является причиной несчастья, а поэтому - главным грехом. В «Сутре о Великой Нирване» сказано: «...безусловная свобода от всех зависимостей - это высшее счастье». Обращение к совершенствованию сознания ведет его к очищению. Будда учит, что «нет более препятствий, чинимых непробужденным умом, запелененным сознанием (авидья). Пробужденный свободен... Свободный всегда приносит мир». Кроме того Будда говорил в своем последнем слове: «Будьте сами себе светильниками. На себя полагайтесь!» Здесь важно сделать акцент на двух идеях, которые содержит данное изречение и которые прочно вошли в восточное мировоззрение и его менталитет, утверждались в них из поколения в поколение на протяжении 2,5 тысячелетий. Эти идеи заключаются в обращенности к практике сознания, и только к самому себе, т.е. к своему собственному сознанию, и ни к какому другому. Чистота духа, согласно буддизму, заключается в том, чтобы, обращаясь именно к своему сознанию, исключить неудовлетворенность, совершенствовать себя, свое сознание, свой дух и тогда преобразится все, мир станет совершеннее. Таким образом, одна из главных мыслей, буддизма: измени себя и ты изменишь весь мир, совершенствуй себя и совершенствуется мир. Становясь счастливым, т.е. довольным, находящимся в единстве с самим собой, в душевном покое, человек влияет на свое окружение положительно. В «Сутре о великой Нирване», посвящая в Истину-Дхарму, Будда учит: «спасая себя, спасаешь других». Все в мире взаимообусловлено, взаимосвязано: в одном месте тронешь, в другом отзовется»[161]. Отсутствие неудовлетворенности освобождает человека от страдания. В книге «Введение в буддизм» авторы утверждают: «Третье фундаментальное положение доктрины - ниродха сатья (истина прекращения) - указывает на принципиальную возможность индивидуального прекращения страдания. Прекращение страдания - результат только собственных усилий человека»[162]. В буддизме отрицается страдание, но нельзя сказать, что в нем нет понятия сострадания, оно зависит опять-таки от сознания. В «Сутре» сказано: «Без мыслей о себе не может быть той мысли, от которой рождается сострадание»[163]. В христианстве, напротив, страдание - одна из главных положительных категорий религии, поскольку именно оно порождает сострадание. Иисус Христос страдал, принял на себя грехи человеческие, тем самым помог всем людям, грешным от рождения. «Иисус страдал и нам велел», «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего как самого себя» (от Матфея 22: 37-39). В этих христианских фразах, отражающих нравственные принципы данной религии, все обращено на «другое», не на себя. Преобразование себя происходит через «другое». В силу характера этих принципов закономерно, что главным «другим» является Бог, его сила, и целесообразно обращение за помощью именно к Богу, а не к самому себе. В христианстве закономерно появляется понятие судьбы, которая находится в руках Бога, а не в сознании человека. В индуизме и буддизме понятие кармы похоже на понятие судьбы, но по сути является другим. Карма как всеобщий закон действует объективно, но как относящийся к отдельному индивиду зависит от человека, ее можно изменить, улучшить или ухудшить. Главное для человека заключается в том, чтобы выполнять безукоризненно свою дхарму (закон). Стало быть, в одном случае - в буддизме и индуизме - складывается традиция работы мышления на обращенность к своему собственному сознанию, а в другом - в христианстве - опирается на внешнюю силу, на «другого», на силу Бога. Разное отношение в религиях к страданию формирует различные принципы отношения к жизни, миру, другому человеку и самому себе. Кроме того, благодаря различному отношению к страданию в религиях буддизма и христианства образуется различие ментальности, складываются разные традиции, закрепляющиеся в сознании. Если третья истина буддизма четко обозначает в качестве идеала прекращение страдания, то христианство развивает понятие страдания как моральное совершенство. Страдание в иудео-христианской религиозной традиции имеет иную функциональную нагрузку, нежели духкха в буддийской, именно поэтому они различны. «Страдание в ветхозаветном истолковании осмыслялось как божественная кара за грех, как признак богооставленности. Новозаветная трактовка, напротив, усматривает в страдании залог спасения, что дало повод средневековым христианским мистикам видеть в страдании знак любви Бога к человеку. Эти теологические интерпретации возникли в рамках теистической системы и характеризовали взаимоотношение Бог - человеческий индивид. В буддийской традиции, принципиально нетеистической, дукха как мировоззренческий принцип развертывается в сфере анализа эмпирического существования»[164]. Основой первоначального христианства была вера в искупительную жертву мессии Иисуса, который пострадал за грехи людей и воскрес, обещая тем самым спасение для всех уверовавших в него. Христианские проповедники и пророки начали свои поучения, не имея разработанной догматики. Догмы складывались в процессе формирования церкви, в спорах и конфликтах между отдельными группами и направлениями. Надо полагать, главная христианская идея сострадания и спасения должна была привлекать самых разных людей, не только ущемленных социально, но и страдающих физически. Подход христиан отличается понимания состраданий в античном мире как известно, физическое уродство в античном обществе вызывало брезгливость и презрение. Среди калек, которые примкнули к христианству, было много нищих, в собственном смысле слова, поскольку их недуги не давали им возможность зарабатывать на жизнь, но среди них могли быть и зажиточные люди. Русский православно-религиозный философ И.А. Ильин, рассуждая о страдании, выводит из него такие понятия как сострадание, любовь, моральное совершенство человека, справедливость. В своей работе «Мировоззрение Льва Толстого» он говорит: «Путь, ведущий вверх, человеку доступен, но - лишь в страданиях и через страдания. А бремя страданий в этом случае состоит как раз в том, что перекрывается и делается недоступным для него путь вниз - к простым примитивным наслаждениям»[165]. «Страдание - далеко не зло; страдание - это, так сказать, цена за духовность, за ту священную грань, за которой начинается преображение животной сущности человека в сущность ценностную; это - конец беспечной жажды наслаждений, которая увлекает за собой человека и повергает его вниз»[166]. «Человеку должно преодолеть свой страх перед страданием; не должно видеть в нем зло»[167]. «Страдание мобилизуют и воспитывают человека. И отвергать надо не страдания, а жестокосердое и бессмысленное мучительство. Как только возникает в чем-нибудь духовная необходимость, человеку приходится страдать, так как дух в человеке берет верх над его животной природой; тогда страдание есть цена его духовного становления»[168]. Стало быть, в одном случае - в буддизме и индуизме - мышление направлено на достижение сознания божественного состояния, в другом - в христианстве и исламе - на укрощение своей гордыни и устремление к Богу. Но и в том и другом случае речь идет об освобождении от аффектов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.7 (0.01 с.) |