Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ культур ранних цивилизаций.

Поиск

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ.

 

 

В настоящее время в качестве ранних очагов человеческой цивилизации рассматриваются три основные территории: Месопотамия, Древний Египет и Мезоамерика. Сравнительный анализ их культур показывает, что они имеют много общих черт в развитии. Народы этих цивилизаций имели письменность, использовали в повседневной жизни научные знания, знания и навыки формировались путем систематического образования, они оставили потомкам мегалитические памят­ники, построили сложную систему ирригации, имели достаточно развитую теократическую политическую систему, следовали языческой религии, причем жрецы контролировали все уровни государственной власти, обладали высокоразвитым искусством.

Культуры ранних цивилизаций отличаются тем, что мы не можем проследить, как они возникли и сформировались. С первого знакомства мы сталкиваемся с уже готовыми сложившимися социальными объектами. Более того, слово «культура» (cultura) впервые появилось в латинском языке и употреблялось в производственном контексте в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э.) в значении возделывать, ухаживать. Знаменитый римский оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) в "Тускуланских беседах" употребил слово "культура" в переносном значении, определяя философию как "культуру души" ("cultura animae"). Он считал что человек, занимающийся философией, соблюдает культуру духа и ума.

Самостоятельное понятие культура в значении наиболее близком к современному впервые использовал немецкий юрист и историк Самуэль Пуфендорф (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к "человеку искусственному", воспитанному в обществе, в противоположность человеку "естественному", необразованному.

Слово «культура» в нучный оборот в философию и повседневную жизнь впервые ввел немецкий просветитель И.К. Аделунг, который выпустил в 1782 году книгу "Опыт истории культуры человеческого рода".[92]

Таким образом, применение понятия культура в современной трактовке к реалиям Древнего мира представляет собой использование неадекватных методов анализа, которые вызовут искажение изучаемых общественных отношений, так как культуры в современном понимании этого слова в Древнем мире не существовало.

Совершенно аналогичная ситуация складывается с понятием «цивилизаци», которое впервые употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем трактате «Друг законов» (1757).[93]

Можно отметить следующие общие идеи, которые были свойственны всем трем регионам раннего развития человечества: идея божественного создания мира, предопределенности и объективности социаль­ного деления, божественного создания человека, божественной (как ес­тественной) объективности законов. Божественное, естественное и объективное для людей ранних циви­лизаций, впрочем как и первобытных обществ, были адекватными понятиями.

Сходными чертами во всех трех очагах цивилизации было слияние функций государственных правителей и жрецов храмов, а также такие элементы куль­туры, как многобожие, мифологическое сознание, эпические сказания.

Говоря о замкнутом в узкой долине Нила Египте, доступном миру Дву­речье с его вполне естественным многочисленными и разносторонними связями, Мезоамерике, расположившейся в джунглях и покорившей их, нельзя не обратить внимание на то, что существенные различия между ними отразились на их исторических судьбах.

Замкнутость Египта замед­ляла ход экономического развития и правового мышления. Так деньги и развитая торговля появились поздно, а о текстах, регулирующих правовые нормы, можно сказать только то, что встречаются только упомина­ния о них и судах, и лишь в период Нового царства такого рода сводки все-таки су­ществовали.

p Q7qCns+yWUQ2EOqjkrT0KGcldUHnafhCOcsDHc9NFW3PpBps7ESZAz+BkoEc35d9XMjkyHsJ1S0y ZmGQLz43NBqwnyjpULoFdR+3zApK1EuDrJ+Pp9Og9ehMZ2cZOvY0Up5GmOEIVVBPyWCufHwfoW8D l7idWkbewhqHTg49oyQjnYfnEzR/6sesX498+RMAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAADrblvfAAAA CgEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj81OwzAQhO9IvIO1SFwQdZL+JA1xKkACcW3pAzjxNomI 11HsNunbs5zocWdHM98Uu9n24oKj7xwpiBcRCKTamY4aBcfvj+cMhA+ajO4doYIretiV93eFzo2b aI+XQ2gEh5DPtYI2hCGX0tctWu0XbkDi38mNVgc+x0aaUU8cbnuZRNFGWt0RN7R6wPcW65/D2So4 fU1P6+1UfYZjul9t3nSXVu6q1OPD/PoCIuAc/s3wh8/oUDJT5c5kvOgVJMslbwkKVtkaBBvSOGah YiHZZiDLQt5OKH8BAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAA AAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEA1Ggl7T0CAAAsBAAADgAA AAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAAOtuW98AAAAKAQAA DwAAAAAAAAAAAAAAAACXBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAKMFAAAAAA== " stroked="f">

Древняя транзитная торговля в Месопотамии способствовала развитию великого Вавилона, появлению совершенного в своем роде кодекса законов Хаммурапи, формированию особой группы профессионалов тамкаров – купцов, расцвету Ассирии.

Жестокая теократическая система и замкнутость ольмеков и майя, обусловленная закрытостью джунглей, не позволили долго существовать этим народам.

Рис. 120. Эбби II, правитель города Мари Алебастр
Рис. 119. Древнее Междуречье
Если сравнивать духовные особенности данных трех очагов циви­лизации, то можно выделить среди них следующие: в Месопотамии поражает изобретательность, мягкость линий в искусстве, некоторая демократичность правления, обусловленная существованием данного богом кодекса законов с которым считались цари, и мечтательность в поисках бессмертия, ос­тавленная в мифах и литературном эпосе. Особенностью Древнего Египта является тотальная устремленность в божественный космос, к знанию космической гармонии и вера людей в возможность попасть после смерти в пространство высших богов. В Мезоамерике удивляют человеческие жертвы богам и неистовая вера в то, что лучшие люди, отдавшие свою жизнь богам, обеспечат благополучие народу на дол­гий срок, правдивость их предсказаний, увлеченность научными наблюдениями. Некоторые особенности культур этих трех великих цивилизаций заслуживают отдельного освещения. Чтобы сравнивать их оригинальные духовные ценности, стоит посмотреть на особенности культур этих цивилизаций.

Культура Древнего Междуречья возникла в 6-м тыся­челетии до н.э. в долине между реками Тигр и Евфрат, так, где сегодня находится современ­ный Ирак и является самой древней цивилизацией. Она стала называться Меоспотамией (от греч. Междуречье). Пер­вые поселения ее возникли еще в середине 7-го тысячелетия до н.э. Культура, которая развивалась в северной части безлесной степи, называемая Ум Дабагия, оставила нам немного сведений, добытых ар­хеологами при раскопках: строились дома с несколькими окрашенными в черный, красный и желтый цвета комнатами, окнами, нишами в сте­нах, оштукатуренными подполами для хранения продуктов. На стенах в домах сохранились рисунки охоты на онагров, а среди вещей домаш­него обихода — много раскрашенной яркой красной керамики. Около 6000 г. до н. э. культура Ум Дабагии закончила свое существование, но на ее месте появились три новые культуры - хассуна, саммара и халаф, которые просуществовали в течение еще одного тысячелетия.

p 0hV0lqVZRNYQ4uMmtdLjOivZFnQ6DF8IZ3mg47muouyZVAcZK1H6yE+g5ECO78s+DmR8EYIDeSVU O2TMwmF98dxQaMB+oqTD1S2o+7hhVlCiXmpkfTaaTMKuR2WSXaSo2HNLeW5hmiNUQT0lB3Hp431E PswVTmclI28PlRxrxpWMdB7PJ+z8uR69Ho588QsAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAJLS+HreAAAA CQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj8FOwzAQRO9I/IO1SNyo04omUcimqqi4cECiIMHRjZ04 wl5btpuGv8ec4Dg7q5k37W6xhs0qxMkRwnpVAFPUOznRiPD+9nRXA4tJkBTGkUL4VhF23fVVKxrp LvSq5mMaWQ6h2AgEnZJvOI+9VlbElfOKsje4YEXKMoxcBnHJ4dbwTVGU3IqJcoMWXj1q1X8dzxbh w+pJHsLL5yDNfHge9lu/BI94e7PsH4AltaS/Z/jFz+jQZaaTO5OMzCDc5yUJYVuWJbDsb+p1vpwQ qrqqgHct/7+g+wEAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAA AAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQCHQvkmPQIAACwEAAAOAAAA AAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCS0vh63gAAAAkBAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAJcEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAogUAAAAA " stroked="f">
Рис. 123. Ламасу – добрый демон – охранитель духа и репродуктивных способностей
Рис. 121. Ступенчатый храм (зиккурат), конец 3 тыс. до н.э. (модель)
Рис. 122. Главный вавилониский бог Мардук)
На юге население, вероятно, появилось только в V тыс. до н. э. и образовало Убейдскую цивилизацию, поселения которой расположи­лись недалеко от древнего города Ура, немного южнее современного Багдада. Скорее
всего на юг люди пришли с севера, и так же, как в Северной Месопотамии, стали земледельцами и скотоводами, научи­лись строить храмы, создали культ бога-быка, который расцвел потом в Шумере и Вавилоне.

Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат. Происхождение шумеров до сих пор является полной загадкой. В древних текстах говорится, что откуда-то с гор пришли шумеры, язык которых не похож ни на один из древних языков, они ассимилировались мес­тными племенами, стали обрабатывать земли ма­лярийных болот и лишенных растительности пустынь, владели высокой культурой земледелия и создали целую систему каналов для осушения болот, сохране­ния воды та период «засухи. Шумеры принесли с собой клинопись и способность изготавливать и писать на глиняных дощечках, были великими изобретателями: изобрели гончарный круг, плуг- сеялку, колесо, парусную лодку, литье из меди и бронзы, лунный календарь, который был ориен­тирован на фазы Луны, имел месяц, состоящий из 28 дней. Шумеры установили также продолжи­тельность солнечного года, точно ориентировали свои постройки на четыре стороны света, были опытными математиками, астрономами, астро­логами и землемерами, U Jn1B59N0GpA1+PiwSa10uM5KtgWdxf7z4Sz3dDzXVZAdk2qUsRKlD/x4SkZy3FAOYSDZkfcSqltk zMC4vnhuKDRgPlHS4+oW1H7cMiMoUS81sj5PsszvelCy6XmKijm1lKcWpjlCFdRRMoorF+7D163h EqdTy8CbH+NYyaFmXMlA5+F8/M6f6sHr15EvfwIAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAD7xcVbfAAAA CgEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj8FOwzAQRO9I/IO1lbig1kkoCQ1xKkAC9drSD3DibRI1 Xkex26R/z3KC2452NPOm2M62F1ccfedIQbyKQCDVznTUKDh+fy5fQPigyejeESq4oYdteX9X6Ny4 ifZ4PYRGcAj5XCtoQxhyKX3dotV+5QYk/p3caHVgOTbSjHricNvLJIpSaXVH3NDqAT9arM+Hi1Vw 2k2Pz5up+grHbL9O33WXVe6m1MNifnsFEXAOf2b4xWd0KJmpchcyXvQKlnHK6EFB9hSDYEOyWScg Kj6yKAJZFvL/hPIHAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAA AAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAVDTYqz0CAAAsBAAADgAA AAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAPvFxVt8AAAAKAQAA DwAAAAAAAAAAAAAAAACXBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAKMFAAAAAA== " stroked="f">

первыми в истории вве­ли в строительство такие элементы, как арка, купол, пилястры,
Рис. 124. Мушхуши и бык – добрые демоны. Деталь ворот Иштар.
фриз, мозаика, освоили резьбу по камню, гравировку и инкрустацию. Шумеры создали медицину, которая была в основном го­меопатической, учитывала влияние звезд на судь­бы людей и их здоровье, о чем свидетельствуют найденные многочисленные глиняные таблички с рецептами и магическими формулами против де­монов болезни. У шумеров была развита система... воспитания и образования, Имелись школы, в которых мальчики писали на табличках из мягкой глины, обучались чтению, письму и арифметике, получали знания по некоторым профессиям.

Рис. 125. Ворота богини Иштар в древнем Вавилоне. VI в. до н.э. Реконструкция
Шумер был страной городов-государств, крупнейшие из которых имели своего прави­теля, являвшегося одновременно и верховным жрецом. Значительным вкладом в развитие по­литико-правового устройства общества было то, что шумеры создали развитую законодательную систему.

Города Шумера были обнесены наружной стеной, жи­лые дома были с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами, канализацией. Центр города составлял храмовый комплекс, который включал в себя храм главного бога — покрови­теля города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство. Храм мыслился аналогом горы, мес­том обитания бога и представлял собой трех- и семиступенчатую пирамиду с маленьким храмом наверху. На ее ступенчатых террасах высажива­лись деревья и кустарники. В городе строился дворец для правителя Шумера, который соединял в себе светское здание и крепость. Кроме этаж­ности храмовых башен мы можем говорить также о пышности и величественности построек. Сами сооружения не сохранились, однако все свиде­тельства современников подчеркивают громад­ные размеры храмов Междуречья, грандиозность ступенчатых пирамид.

Изобразительное искусство Шумера представлено много­численными барельефами, основные темы которых - охота и сражения. Лица на них изображались в фас, а глаза и ноги — в профиль, плечи в трехчетвертном развороте, при этом пропорции человеческих фигур не соблюдались, но обязательным было стремление передать движение.

Монументальной скульптуры в Шумере не было, но мастера изготавливали небольшие культовые статуэтки, на которых часто изображали людей в позе моления. У всех скульптур должны быть подчеркнуто большие глаза, так как они должны были напоминать всевидящее око, а большие уши символизировали мудрость, не случайно «мудрость» и «ухо» в шумерском языке обозначаются одним словом.

Рис. 126. Хамурапи перед богом Шамашем. Монолитная стела. Вавилон. (1792-1750 гг.) до н.э.)
Музыкальное искусство у шумер представлено песнями -заклинаниями, легендами, плачами, свадебными песнями и др., в высокой
инструментальной культуре музыканты использовали арфы, двойные гобои, большие барабаны. «Страсти», посвященные Мардуку и юному богу весны Таммузу, включали бытовые сцены, ли­рические песни и плачи, где раскрывалась связь музыки с повседнев­ной жизнью народа. Именно шумеры и аккадцы выработали теорию, отчасти родственную древнеегипетской, по которой в музыке господс­твуют числовые отношения, свойственные явлениям природы. Эта теория была связана с астрологическим миросозерцанием, согласно которому небесные тела управляют судьбой человека и определяют ход исторических событий.

В конце 3-го тысячелетия до н. э. народ Шумер соединился с ак­кадцами. Во 2-м тысячелетии на территории Месопотамии возникла вавилонская держава.

В шумеро-аккадской цивилизации уже была сложены мифы, в которых мироздание выглядело следующим образом: над круглой землей возвышалось в форме купола небо, а вся Вселенная как небо-земля (ан-ки), под землей было место для умерших. До Вселенной существовал бесконечный Океан — хаос, из которого вы­шли первые боги, отвоевавшие у дракона Тиамата (он олицетворял безбрежный хаос), пространство, где установили порядок — закон. С тех пор мир управляется непреложными законами, которые шуме­рами стали обожествляться, а подчинение законам, имеющим про­исхождение от бога должно быть свято. Следствием этого стало то, что шумеро-аккадская, а затем и вавилонская цивилизации являются родиной первых сборников законов, по которым люди стали жить, а царь управлять ими и вершить правосудие. В Месопотамии впервые историки обнаружили правовую систему и развитый институт права. В XIX в. до н.э. на базальтовом столбе были начертаны 282 статьи известного судебного сборника царя Вавилона - Хаммурапи. В исто­рии Месопотамии это был третий сборник законов, в котором глав­ным принципом составления было требование: «равное за равное», т.е. тяжесть наказания должна быть равна тяжести преступления, что получило в дальнейшем название: принцип та­лиона. В этом суть мирового равновесия, соглас­но которому то, что способствует хаосу, а не по­рядку, должно быть уравновешено наказанием.

Кроме того, очень важно было для жителей, что законы составлял не че­ловек, не царь, а они даны были человеку самим богом. В Месопотамии появляется важная идея для понимания объективного значения законов, которая выражена в том, что они имеют божественное происхождение, а правопорядок является ос­новой общественной жизни. Кроме того, право, решение конфликтных вопросов через суд начинает представлять определенную культур­ную ценность, становится показателем развития общественной свободы, духовных ценностей.

Наряду с изложенной выше имеет право на существование и другая версия роли законов в шумерском обществе.

Рис. 127. Саргон II
Традиционно считается, что в древности цари все без исключения были тиранами, на решения которых могла повлиять только их личная рассудительность. Если привлечь к анализу политическую реальность сегодняшнего дня, возникает версия, что свод законов понадобился царю в качестве легитимной основы его решений. В настоящее время недостаточно данных, чтобы описать, как действовала шумерская судебная система, а также насколько актуальным был вопрос о легитимности царских решений и почему. Согласно шумеро-аккадским представлени­ям, отраженным в мифах, дух умершего тоже проходил через суд. Он спускался в темную об­ласть под землей — Кур, где его неизбежно ожи­дало мрачное, унылое существование, которое могла скрасить только память о нем живых на Земле. Такое грустное представление шумеров и аккадцев о жизни и смерти вступало в проти­воречие с их светлой культурой и духовным об­ликом народа, но именно оно, как ни странно, давало им силы и творческую устремленность в обыденной жизни. Убеждение, что нужно ос­тавить о себе память на земле, побуждало их к творчеству в любой сфере деятельности и созда­нию памятников культуры.

Литературный эпос сохранил еще одну грус­тную идею этого народа. Человек не мог согла­ситься с тем, что у него есть только один путь после смерти — вниз, под землю. Его взор и мысль стремились к небу, где живут боги, ко­торые отличаются от людей тем, что они не только всесильны, но, главное - бессмертны. Эпос говорит о том, что боги готовы дать лю­дям вещество бессмертия, но люди (такова их природа) не могут его взять по разным причинам. Здесь имеет место выраженная в мифах и литературном эпосе народа глубокая мысль о понимании себя как существа конечного, но по природе бесконечного, поэтому когда человек стремится осуществить свою природу, ограниченность конечного в жизни не дает ему понять суть бесконечного. В этом противоречивом единстве скрыта недостижимость и грусть тщетности человеческих усилий стать бессмертным. Такая мысль встречается в мифах и в известной поэме о Гильгамеше, царе города Урука. Философская проблема единства единичного и всеобщего, конечного и бесконечного, жизни и смерти действительно была центральной темой размышления шу­меро-аккадского эпоса.

r 6HkxKRKygZifdKRlQDErqZHNPH6DvCIbL02dQgKTarCxE2X29ERGBm5Cv+rTOnBKTIjcraC+RcIc DOLFx4ZGC+4LJR0Kt6L+84Y5QYl6bZD08/F0GpWeLtPiFCki7tizOvYwwxGqooGSwVyE9DoiHwYu cTmNTLw9dLLvGQWZ6Nw/nqj443uKenji8z8AAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQAYtZj44AAAAAsB AAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI/BToNAEIbvJr7DZky8GLu0haWlLI2aaLy29gEGmAKR3SXs ttC3dzzpcWa+/PP9+X42vbjS6DtnNSwXEQiylas722g4fb0/b0D4gLbG3lnScCMP++L+LsesdpM9 0PUYGsEh1meooQ1hyKT0VUsG/cINZPl2dqPBwOPYyHrEicNNL1dRpKTBzvKHFgd6a6n6Pl6MhvPn 9JRsp/IjnNJDrF6xS0t30/rxYX7ZgQg0hz8YfvVZHQp2Kt3F1l70GlbpWjGqYb1NYhBMJEvFm1JD nEQKZJHL/x2KHwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAA AAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQB53CBeOwIAACoEAAAOAAAA AAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAYtZj44AAAAAsBAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAJUEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAogUAAAAA " stroked="f">

Рис. 128. Карта Древнего Египта
Up Q7qCzqbZNCIbCOejkbT06GYlNcqJ1AZyLA9yvDRVLPFMqmGPTJQ56BMkGcTxfdnHeUyjekG8Eqod KmZhcC++Ntw0YL9Q0qFzC+o+b5gVlKjXBlWfjSeTYPUYTKbnGQb2NFOeZpjhCFVQT8mwXfr4PIIe Bq5wOrWMuj0wOXBGR0Y5D68nWP40jlUPb3zxBwAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAZdVVZdoAAAAH AQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyOzU6DQBSF9ya+w+SauLNDawMVGRpjQjRh1dYHGJjLT2Du EGZK8e29rnR5fnLOlx1XO4oFZ987UrDdRCCQamd6ahV8XYqnAwgfNBk9OkIF3+jhmN/fZTo17kYn XM6hFTxCPtUKuhCmVEpfd2i137gJibPGzVYHlnMrzaxvPG5HuYuiWFrdEz90esL3DuvhfLUKPsu6 aHalbZYwbO1QnqqPokmUenxY315BBFzDXxl+8Rkdcmaq3JWMF6OCfcJFBfELCE6fk0MMomJ7z47M M/mfP/8BAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA AFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAA AAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAwWzdPTwCAAArBAAADgAAAAAAAAAA AAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAZdVVZdoAAAAHAQAADwAAAAAA AAAAAAAAAACWBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAJ0FAAAAAA== " stroked="f">
При возвышении города Вавилона возник тезис о важности в верованиях Междуречья идеи установленности свыше порядка на зем­ле: все божественно и целесообразно. К этому времени закончился процесс становления религии, сложилась общая структура небесной иерархии: во главе богов стоял Энлиль либо Мардук (иногда они сли­вались в образ владыки - Бела), однако верховный бог был лишь из­бран царем богов советом из числа семи основных божеств. Миром управляла шумерская триада — Ану, Энлиль и Эия, которых окру­жал совет богов, каждый из приближенных при этом сознавал значи­мость трех первых. Ану правил на небе, в Мировом океане — Эйя, а для людей самым значительным был Энлиль, которому досталось во владение все между небом и омывающим землю океаном. Особенно в Вавилоне уважали покровителей небесных светил, которые персонифицировались в образы восходящих на небо Луны, Солнца, планет. Шамаш и Син, божества Солнца и Луны, почитались больше всего, но любили и богиню Иштар, олицетворявшую планету Венеру.

После смерти Хаммурапи, вавилонское царство начало медлен­но клониться к упадку, и в конце концов Вавилон отошел на второй план в связи с возвышением и ростом Ассирии. Ассирийская держа­ва достигает своего могущества во время правления царя Саргона II (722—705 гг. до н. э.). Столицей государства был город Ниневия, ар­хитектура которого испытала влияние шумеро-аккадской культуры, основными сооружениями являлись храмы-зиккураты, которые в от­личие от шумеро-аккадских не доминировали над дворцами. Для ас­сирийского искусства характерно ремесленное, хотя и квалифициро­ванное использование заранее разработанных трафаретов. Тематика ассирийского искусства ограничена военными, культовыми и охотни­чьими сценами, идейное содержание ее сводится к восхвалению мо­гущества ассирийского царя и ассирийского войска, а также к посрам­лению врагов Ассирии. В имеющихся же изображениях у человека сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т, канон в скульптуре Ассирии также жестко закрепился в изображении прави­телей, могучего повелителя, физически совершенного, в подчеркнуто пышном убранстве.

I V9CLaTaNyAZCfhwkLT1Os5Ia5UzDCuksD3I8N1W0PZNqsJGJMgd9giSDOL4v+9iP6VH3EqodKmZh mF78bWg0YD9R0uHkFtR93DArKFEvDap+MUjk42EyfZqhXvbUU556mOEIVVBPyWAuffwegbeBK+xO LaNuoY0DkwNnnMgo5+H3hJE/PceoX3988RMAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAF/kxbDfAAAACgEA AA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj9FOg0AQRd9N/IfNNPHFtAtoC0WWRk00vrb2AxZ2CqTsLGG3 hf6945M+Tu7JnXOL3Wx7ccXRd44UxKsIBFLtTEeNguP3xzID4YMmo3tHqOCGHnbl/V2hc+Mm2uP1 EBrBJeRzraANYcil9HWLVvuVG5A4O7nR6sDn2Egz6onLbS+TKNpIqzviD60e8L3F+ny4WAWnr+lx vZ2qz3BM98+bN92llbsp9bCYX19ABJzDHwy/+qwOJTtV7kLGi15Bsl2njCpYZryJgTSOYhAVJ1ny BLIs5P8J5Q8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAA AAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAA AAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAJEWJMToCAAArBAAADgAAAAAA AAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAX+TFsN8AAAAKAQAADwAA AAAAAAAAAAAAAACUBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAKAFAAAAAA== " stroked="f">

В религии ассирийцев большое значение отводилось ритуалам и обрядам магического характера. Как правило, боги представлялись сильными, завистливыми и грозными в своем гневе существами, в то время как роль человека по отношению к ним сводилась всего лишь к роли раба, который постоянно кормит их своими жертвами.

Рис 129. Развитие Древнего Египта
В целом о культуре Месопотамии можно сказать, что шумеры и аккадцы через своих преемников — вавилонян и ассирийцев — пе­редали грекам, евреям и другим народам многие свои достижения: основы науки и техники, понятие о троичной схеме Вселенной, поэмы и притчи, художественные стили в архитектуре, живописи скульптуре, некоторые религиозные представления.

Культура Древнего Египта является значимым событием всемирной истории.

Рис. 131. Бог Тот
Рис. 130. Бог Ра
Кочевые племена Северной Африки в 6-5-м тысячелетии до н.э., переселившись в многовод­ную и плодородную долину Нила, ведя многолет­ние наблюдения, научились пре­дугадывать силу разлива Нила. В 4-3-м тысячелетии до н.э., когда обитавшие в Средней Европе варварс­кие племена, как считается, еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет
стал уже страной с высокораз­витым общественным и политическим устройс­твом. В этой цивилизации процветали сельское хозяйство, ремесла, медицина, наука, архитектура и искусство, строились города с удобными дома­ми, с водостоками и канализацией, служебные и хозяйственные помещения, в жилых домах окна выходили, в зеленый двор; египтянами проводи­лись грандиозные инженерные работы и сооружались колоссальные архитектурные строения: пирамиды, храмы, сфинксы. Жрецы храмов знали законы гармоничного единства мира, но, откуда они получили это знание, остается загадкой.

Главная особенность Египта — жаркий климат и редкие дожди, по­этому чтобы сохранять воду круглый год, египтяне построили целую сеть каналов, воздвигли мощные плотины, сделали водохранилища, вдоль реки соорудили гидравлические приспособления для орошения полей, ежегодно очищали заплывшие илом каналы чинили плотины и прокладывали высокорасположенные дороги для войск, совершав­ших походы в любое время года. Такие грандиозные работы требова­ли наряду со знанием основ астрономии, межевания и строительства превосходной организации и дисциплины. Огромная рабочая армия действовала строго по плану и под единым руководством, управля­ющих, которые подчинялись жрецам. Будучи великими учеными, хранителями и продолжате­лями знаний магии, астрологии, естествознания, творцами духовной культуры жрецы приобрели над народом значительную власть и впоследс­твии всегда занимали прочное положение и име­ли огромное влияние на общество.

Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в его искусстве и архитектуре. Понятие «власть» было наполнено духовным содержанием, в Егип­те фараон не только царь, но и бог, все хорошее и плохое, что происходило в стране, мистичес­ким образом связывалось с его

именем. Он лично был ответствен за обрушившиеся несчастья, от него зависела идеология, а ее основной формой являлись религиозные представления, которыми были проникнуты все стороны жизни египтян.

Среди богов египтян существовала определенная ие­рархия, на верху которой был главный бог — Ра. В различные времена разные божества отождествлялись с верховным и главным богом Ра, солнцем, солнцепоклонство всегда оста­валось центральным хотя с древнейших времен каждое поселение чтило свое божество - покро­вителя и защитника. Божества представлялись в образе животных, растений, предметов, небес- светил. Сначала бог Ра отождествлялся с царем в виде Сокола -Гора. (Царь считался воплощением Гора.) Затем, с III тыс. до н. э., воплощением Ра был Птах, бог творческой силы земли, единый творец, который изображался в виде быка Аписа или человека, над головой которого возвышались рога быка. Все другие боги считались порожде­нием или воплощением Птаха. С 2700 г. до и. э. Ра отождествляется с Атумом, а затем с Осирисом, который почитался как властитель вечной жизни или бог воскресающей весенней природы, Гор же стал сыном его и Исиды.

Среди других богов были бог мудрости — Тот (с головой ибиса), богиня правды и справедли­вости Маат (в виде женщины с пером в голове), бог Себек (в виде крокодила), бог смерти Анубис (в виде шакала), богиня войны и разрушения Сохмет (в виде женщины с головой львицы), бог хаоса Сет и др. Огромное число египетских бо­жеств, их иерархия включаются в сложные философско-богословские, космогонические и мифологические концепции, которые составляют духовную культуру Древнего Египта.

Рис. 135. Птица Ба – душа возвращается к мумии
Идея бессмертия накладывает отпечаток на смысл жизни людей, приверженных к власти, и простого народа, на смысл истории, и на смысл творчества. Первоначально идея бессмертия имела отношение лишь к царю, а затем перешла на всех. Вместе с заупокойным культом и магией верования египтян превратились в необычайно мощную силу, через которую осуществляли управление жрецы и фараоны.

Все духовные ценности формировались в храмах, а последние были не просто молельнями с идолами богов, а центрами духовной и поли­тической жизни. Кроме того, храмы были развитыми хозяйственными единицами с большим количеством приписанной к ним земли, рабов, стад, верфей, кораблей и даже городов в Египте и вне его.

Рис. 136. Ка-дух человека, существо высшего порядка
Положение храма определялось значением бога, которому храм был посвящен, а это зависело от политической обстановки в стране. (Амон означает «сокровенный»). И если в Раннем царстве столицей был Гелиополь с поклонением бог, Атум-Ра, то в эпоху Среднего царства столицей становятся Фивы, а с богом Солнца отождествляется Амон, Он пре­вращается в общегосударственного бога, считается царем богов, фа­раоны — родными и любимыми его сыновьями. До конца истории Древнего Египта Амон становится главенствующим в иерархии богов. Только Аменхотепу IV удалось на небольшой период изменить этот культ и сделать верховным божес­твом Атона, но это произошло в конце Нового царства. До этого времени фараоны построили Амону храмы невиданной величины и роскоши, передавали в их владение десятки тысяч рабов и огромные ценности. Культ Атона продолжал­ся недолго, фараон Тутанхамон уже полностью вернул величие Амону и сделал его имя частью своего.

Рис. 137. Египетские пирамиды
Вся мифология связана с культами Египта. В Древнем Царстве основным был культ бога солнца Ра. Вторым по значению — культ Осириса, Исиды и Гора. Культ Осириса - умирающего и воскресающего бога - стал основой заупокойно­го культа Египта. Древние египтяне верили, что кроме физического тела и души Ба человек имеет еще жизненную силу Ка (астральное тело) — призрачного двойника, вторую душу второе «я». После смерти человека Ка вселяется в физи­ческую оболочку мертвого, мумифицированного тела, для чего тело сохранялось путем бальзамирования или создавался скульптурный двойник. Для них возводилось жилище — гробница, где тело снаб­жалось всем необходимым, на стенах изображались сцены из зем­ной жизни умершего, что было важно для продолжения существова­ния в городе мертвых. Каждому городу живых сопутствовал город мертвых, они строились по разным берегам Нила. В Египте было хорошо развито искусство мумифицирования. Мумии людей из раз­ных социальных слоев делались различными способами.

Рис. 138. Фараон Менкауром с богинями
Искусству в заупокойном культе отводилась первостепенная роль: оно обеспе­чивало продолжение жизни после смерти, а значит, и бессмертие. Поэтому труд художников считался священнодействием. Ведущие архитекторы, скульпторы, живописцы были высокопоставленными лицами, они же были жрецами, всегда окруженными почетом. Про­явления индивидуальной свободы творчества не допускалось, и искусство Древнего Египта оставалось каноническим на протяжении тысячелетий. Каноны сохраняли следование режиму золотого сечения, т. е. гармонической пропорции, искусство в любом его проявлении должно было учитывать божественное соотно­шение гармонического единства космического и земного.

Архитектура в первую очередь подчинялась этому требованию, а основными ти­пами культовых сооружений были гробницы и заупокойные храмы при них. Мастаба («камен­ная скамья») была самой ранней формой усы­пальницы вождей Египта; прямоугольная, она представляла собой саркофаг, внутри которого располагалась погребальная камера. Мастаба послужила конструктивной основой для возве­дения монументальных гробниц — ступенчатых пирамид. Такова пирамида фараона Джосера в Саккара — она достигает в высоту 60 м. Завершающим этапом в создании пирамид были усыпальницы фараонов. Таковы усыпаль­ницы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Са­мая высокая из них — пирамида Хеопса (147 м) - считалась в древности одним из семи чудес света (возводилась в течение 20 лет). Пирамида точно ориентирова­на по сторонам света на север — юг. Вход располагался на северной стороне. Внутри пирамиды находились погребальная камера и раз­грузочные камеры, предназначенные для равномерного распределе­ния давления.

Пирамиды, волнующие воображение человечества уже не одно столетие, строились не только в Египте, но и в других местах земно­го шара, формируя особые пространственные системы. Современные ученые сравнивают их с устройствами, которые являются одновремен­но антенной и резонатором, представляя ретранслятор определенных энергетических потоков, связанных с процессами, протекающими в космосе, и фокусируемых на «энергетическом источнике» внутри пи­рамиды. При воздействии этого комплекса и при правильном взаи­модействии с человеческим сознанием наступал эффект «общения с богами».

Рис. 139. Погребальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. (ок. 1490-1468гг. до н.э.)  
Фараоны Среднего царства отказались от сооружения пирамид, и возник ансамбль, в котором скальная гробница сочеталась с заупокой­ным храмом. Ансамбль представлял собой несколько террас, подде­рживаемых колоннами, на верхней террасе устанавливалась небольшая пирамида. Такие заупокойные храмы возводились в Дейр-аль-Бахри, и самые знаменитые из них — храмы Ментухотепа I и царицы Хатшепсут. Скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле был целиком вырублен в скалах, вход в храм фланкировали 20-метровые скульптурные изоб­ражения Рамсеса II.

Служители храмов жрецы-иерофанты, посвя­щенные в знание принципов, лежащих в основе построения храма, миропорядка и мировой гар­монии, основывались прежде всего на вере в системное знание. Один из папирусов Древне­го Египта сообщает, что имеются «Скрижали», в которых были зашифрованы эти принципы поз­нания мира. Предполагается, что жрецы знали пропорции «золотого сечения», но системное изложение основ теории гармонии, отражающей принципы мироустройства,

не изложены иероглифическим текстом, а, вероятно, действительно были

за­шифрованы. Искусство Древнего Египта не сво­дилось только к храмовому или архитектуре. В Древнем царстве сложились определенные типы статуй: стоящей — фигура напряженно выпрям­лена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижа­ты к телу; сидящей - руки симметрично положе­ны на колени или одна рука согнута в локте. Эти типы статуй неизменно повторялись и в Среднем, и в Новом царстве, и в Поздний период. Таким образом, канон скульптуры должен был выражать покой, власть, связь с космосом, но поскольку скульптура была тесно связана с заупокойным культом, для нее характерна еще одна особен­ность — она портретна. Портреты отличают мак­симальное сходство и предельная обобщенность: они передают вневременные образы людей, достигших зрелости, пребывающих в расцвете жизненных сил, воплощающих в себе властность, отрешенность от мирской суеты, высокий дух.

Рельефные композиции занимали большое место в оформлении гробниц и храмов. Еще в Древнем царстве сложилась система их раз­мещения: при входе в гробницу помещалась по бокам фигура покойного во весь рост, затем вдоль стен коридоров развертывалось шествие носителей даров, в погребальной камере изобра­жались сцены из жизни умершего. Все фигуры выполнялись по определенным канонам: фигура фараона всегда была выше ростом, чем осталь­ные, чуть пониже фигуры сановников и вель­мож; лица, торс и ноги передавались в профиль, глаза и плечи в фас. Рельефы всегда раскрашивались без градаций оттенков, фигуры обводились контурами.

Рис. 142. Настенная роспись гробницы в Фивах
Разрушение тысячелетних канонов и пра­вил в искусстве началось во времена Эхнатона (Аменхотепа IV). Оно обратилось прежде всего к изображению ду­шевного состояния человека, его переживаний и чувств. В портретных статуях самого Эхнатона создается образ не идеального фараона, а прежде всего человека с характерными индивидуальны­ми особенностями: удлиненным овалом лица, своеобразной посад


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.144 (0.021 с.)