Культуры, зародившиеся в средневековый период истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культуры, зародившиеся в средневековый период истории



 

 

Культуры Востока: мусульманская, тибетская, японская, африканские, византийская и западноевропейская являются основнными представителями культур Средневековья.

Термин «Средневековье» для истории Европы обозначает хронологический промежуток между Античностью и Ввозрождением многих античных признаков в Новое время. В истории Востока, Средневековья как бы не было. Восток развивался иначе, чем Ев­ропа, он шел по иному пути, его история отличалась от линейно-прогрессивной европейской своей цикличностью, но в рамках циклов Восток развивался поступательно, причем это развитие проявля­лось в развитии новых идей, науки, техники, культурного опыта. Древность и Средневековье для Востока были существованием в рамках одного и того же традиционного общества. Для Ближневос­точного региона, родины человеческой цивилизации, столь богато представленного в древности важными историческими событиями, длительными периодами развития, великими державами (Двуречье, Египет, Ассирия, Вавилония, Персия), период кардинальных изме­нений приходится на период с IV в. до н.э. по УП в., когда античный мир повлиял на них. Элли­низация, романизация, христианизация а затем жестокое влияние ислама изменило Ближний Восток: исчезли старые народы, ушли в прошлое древние государства, уступив место Арабскому халифату, его эмиратам и султанатам. Большинство населения принявшего ислам, изменило образ жизни, появились новые обычаи, нормы, взаимоотношений. Но как и в глубокой древности, отношения в мире ислама обуславливались нормами жесткого приоритета го­сударства.

МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Мусульманская культураосновывается на новой мировой религии - исламе.Мусульманский мир про­тивопоставляют христианс­кому как Восток — Западу. Восток в мусульманскую эпоху продол­жал развитие науки, прерван­ное в античном мире, и в течение нескольких веков за­нимал в мировом культурном пространстве ведущее место. Культурный расцвет, однако, относится к началу упадка политичес­кого могущества мусульман, когда появилась возможность свобо­ды творчества. Как и Китай, он не имеет деления своей истории на древнюю, средневековую и новую, что характерно для Западной Ев­ропы. Мусульманский Восток объединила религия – ислам, которую созда­л арабский народ. Из города Мекки из племени корейшитов происходил пророк Мухаммед. Новая религия изначально была нераздельно связанна с государством. Все началось с Мекки. «Мекка — место в пустыне, где не было ничего интересного, где земля не была плодородна, а люди не были сильно продвинуты, где не было ни наук, ни искусства, не существовало процветающего бизнеса или промышленности, — и сейчас привлекает миллионы людей, которые приходят с одной лишь целью: совершить паломничество»[107]. Этот город стал знаменит и интересен как родина ислама и Мухаммеда.

В эпоху расцвета арабской географической литературы, в IX и X вв., мусульманский мир был гораздо теснее связан с Византией и Россией, чем с Западной Европой. В течение нескольких веков ев­реи были главными посредниками при культурном обмене между мусульманами и христианами, переводили произведения арабской науки на латинский язык. Ознакомление западноевропейского сред­невекового мира с арабской наукой было одним из главных их до­стижений. Непосредственные отношения между Западной Европой и мусульманским заметно расширились во второй половине XI в.

Рис. 230. Кааба. Мусульманская святыня. Имеет символическое имя, означающее в переводе «священный дом»
Связующей духовной нитью культуры Араб­ского Востока является именно религия, язык которой - арабский. Ислам (араб, покорность), одна из трех мировых религий, возник на севе­ро-западе Аравийского полуострова на рубеже VI—VII вв. Арабы, часть семитского племени, в древности перебрались на Аравийский полу­остров и продолжали вести кочевой образ жиз­ни. Священным для них являлась Кааба. «Когда Авраам вернулся из Египта после посвящения в мистерии жизни, он прибыл в Мекку, и там был установлен камень в память об инициации, которую он получил от древней школы Египта; и голос, помещенный в камень, поющей душой Авраама, звучит и становится слышимым для тех, кто может слышать его. С тех пор пророки и видящие совершают паломничес­тва к этому камню Кааба, а голос все еще существует и продолжает звучать»[108]

Рис. 231. Отпечаток ноги пророка Мухаммада, впечатанный в камень в результате чуда. Хранится в Тюрбе
К началу VI в. у арабов еще сохранялись родоплеменные отноше­ния, и это препятствовало созданию единого политического образо­вания. Нужна была новая идея, которая объединила бы все племена, такой идеей стал ислам, основоположником которого является Му­хаммед (570-632 гг.).Он родился в Мекке, и только в 40 лет получил первое откровение от Аллаха, который объявил, что он является его посланником и дол­жен донести до людей идеи единобожия и соци­альной справедливости. Проповеди Мухаммеда нашли поддержку в городских низах и вызвали ярость у племенной верхушки Омейядов Мекки. В 622 г., опасаясь физической расправы, Му­хаммед бежал из Мекки (хиджра, переселение 16 июля 622 г., начинает мусульманское летосчисление) в соседний город Ясриб. Там он объ­единил племена, исповедовавшие язычество и иудаизм, в умму (араб, нация, народ). Мухаммед объявил себя имамом(араб, стоящий впереди) — религиозным главой, правителем, воена­чальником и судьей уммы. Город Ясриб был переименован в Медину (араб, город пророка). Первые военные успехи в борьбе с Меккой привлекали в умму другие племена. Вход в нее был открыт всем тем, кто признавал Аллаха единым богом. Вскоре вся Аравия признала власть Мухаммеда, Мекка стала духовным центром ислама, а ее храм Кааба (араб. куб), построенный над священным камнем, — главной мусуль­манской святыней.

Рис. 232. Арабские орнаменты
В Медине Мухаммед был принят как владыка, законодатель и уст­роитель, но не как вероучитель. Ему было необходимо обеспечить для своей религии место рядом с еврейской и христианской. В Мекке ев­реи и христиане ненавидели друг друга, и их религии не допускали существования рядом какой-либо другой. Мухаммед, считавший себя последним по времени пророком, напомнил, что Авраам жил до Моисея и Иисуса; следователь­но, не был ни евреем, ни христианином, а был последователем единого Бога, и с верой Авраама можно спастись и именно эту веру проповедует Коран, который осуждает евреев и христиан за отступление от единобожия. Евреи называли сы­ном божьим Ездру, христиане — Иисуса Христа. Ислам считает, что есть только один бог — Ал­лах и сын, родившийся от земной женщины, быть богом не может.

В 630 г. Мухаммед вступил победителем в Мекку и принял присягу о поклонении только одному богу Аллаху. Мухаммед умер после бо­лезни 8 июня 632 г. После этого Аравия нужда­лась в земном правителе, который должен стать эмиром (военным начальником) и он может быть только из мухаджиров (изгнанников, бежавших с пророком из Мекки) или из ансаров (помощ­ников, встретивших его в Медине). Благодаря Омару спор был решен в пользу мухаджиров. Главой государства с титулом халифа (замести­тель посланника божьего) стал ближайший друг Мухаммеда мухаджир Абу Бакр. Омар принял в свое ведение суд, Абу Убейда — финансы. При правлении Абу Бакра было усмирено восстание арабских племен, закончено завоевание полуос­трова и начаты военные действия против Византии и Персии. В отли­чие от пророка родственники настоящего правителя не пользовались никакими преимуществами.

Абу Бакр умер в 634 г., завещав власть Омару. При Омаре было вве­дено новое летосчисление от 622 г., года бегства (хиджры) Мухаммеда в Медину. Мусульманский год на 10 дней короче настоящего, так как Ко­ран не признал обычай сохранять старые арабские названия лунных месяцев и от времени до времени вставлять лишний месяц (для приведения лунного летосчисления в соответствие с солнечным). Во время правле­ния Омара мусульманская держава приняла такие размеры, что прежняя система управления ею не могла быть сохранена. В состав халифата вош­ли культурные области, отнятые у греков и персов; административное и финансовое устройство не изменилось для сохранения высоких доходов. Омар хотел сделать Аравию только мусульманской страной и изгнал тех, кто не хотел принять ислам. В Медине начиналось вытеснение арабского влияния греческим и персидским. В 644 г. Омар был убит. Преемником Омара стал Осман (644—656),
Рис. 233. Арабские надписи на монете
мухаджир, но предста­витель враждебного пророку рода Омейядов. Правитель заботился об увеличении средств и имений казны, увеличил размеры Запретной мечети в Мекке и мечети пророка в Медине, для чего были приглашены инозем­ные мастера. Османа обвиняли в некоторых религиозных нововведениях во время паломничества, но он не остановился перед введением новых молитв для ночей рамазана. Большое значение имело составление официальной редакции Корана. Было предписано уничтожить все прежние свитки, а новые разослать по нескольким городам. Для современного правоверного мусульманина Осман такой же «праведный» (рашид) ха­лиф, как его преемник Али (656—661). Против Али выступили некото­рые спутники пророка во главе с Аишей; между ними в 656 г. произошла битва, в которой Али вышел победителем; в 657 г. произошла битва меж­ду войсками Али и Муавии, причем Али был вынужден согласиться на перемирие. Али пал, как и Омар, от руки убийцы.

Эпоха четырех праведных халифов считается счастливой эпохой (аср са ’адат), какой мусульманский мир после этого уже не переживал, так как вместо «заместителей» (халифов) бога и пророка стали править «цари». Ислам постепенно пришел к нерасторжимому единству веры, го­сударственно-правовых установлений и культуры. Как религия он произошел из ханифизма, иудаизма и христианства, исповедуемых некоторыми арабскими племенами. Ханифизм— домусульманское учение о едином боге Рахмане (араб, милостивый). В исламе Рахман ста­ло дополнительным именем Аллаха. Из иудаизма ислам воспринял идею единого бога, сюжеты о сотворении мира, грехопадении, потопе и т. д. Иудейские пророки Ной (Нух), Моисей (Муса), Авраам (Ибрахим), Ио­сиф (Юсуф) стали пророками ислама и закона, который отражен в ша­риате. Сайид Хусайн Наср, современный шиитский теоретик ислама, называет шариат «конкретным воплощением воли Божьей». Это образ жизни и путь, на который указал бог мусульманам и который охватывает все стороны жизни. Жизнь члена мусульманской общины таким обра­зом строго регламентирована, его каждое действие, пусть самое незна­чительное, имеет ритуальное значение и находит свое место в системе религиозного права. Именно строгое соблюдение данного свыше закона является подтверждением веры человека и одновременно права на вхож­дение в общину верующих.

Мусульманин обязан знать пять столпов ислама т. е. акиду (араб, вера, догмат), которая составляет «символ веры». Первым из них является шахад (араб, свидетельствовать), составляющий основной догмат исла­ма, выражен простой формулой: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха». Чтобы стать мусульманином (араб, покорный Ал­лаху), достаточно три раза произнести шахад в присутствии духовного лица. Аллах (араб, «иллях» восходит к семитскому «Элохим» — Бог)-единственный, вечный и всемогущий бог, творец всего сущего. Все в мире предопределено его волей, в том числе и судьба каждого человека, личная воля человека в исламе отвергается. Салят (араб, молитва), или намаз (перс, молитва) — второй столп ислама. Это ежедневная пятиразо­вая молитва на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. Пятничная коллективная молитва предваряется проповедью и разъяснением религиозных, нравственных и политических вопросов. Саум (араб, пост) — третий столп ислама. Это месячный пост рамадан (по названию месяца) проводится в 9-й месяц Лунной хиджры. В месяц рамадан с восхода и до захода солнца нельзя пить, есть, вдыхать приятные запахи, принимать лекарства и выполнять медицинские процедуры, веселиться. Ночью все эти воздержания отменяются. Смысл поста — укрепление в вере. Закат — четвертый столп ислама. Это благотворительный налог в пользу сирот, больных и престарелых, священ­ный для каждого мусульманина. Хадж (араб, паломничество) — пятый столп ислама: паломничество в город Мекку.

Приверженцы ислама верят в существование духовной субстанции, покидающей тело в момент смерти, в результате чего происходит вос­кресение из мертвых в день Страшного суда. В раннем исламе под вос­кресением понимали просыпание мертвых, вставание из могил («кыяма») в том виде, в каком людей заставала смерть. Заслужившие рай могли бес­конечно наслаждаться блаженством, будучи очищенными от болезней, телесных недостатков, не подверженными земным недугам: старости, дряхлости и т. д. Мусульмане, особенно жители пустыни и жарких по­ясов, представляли рай в виде чудесного оазиса с его прохладой, чистой и холодной водой, зеленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, реки, текущие молоком, медом, вином. В раю каждому мусульманину припасены гурии — девы с черны­ми глазами, шелковистыми косами, с нежной белой кожей.

Коран (араб, чтение) — священная книга ислама, откровения, данные Аллахом Мухаммеду, который, будучи неграмотным, доводил их до ве­рующих устно. Язык Корана — арабский, не переводится на другие язы­ки. После смерти Мухаммеда все тексты его проповедей были сверены и сведены в один «Мусхаф» (араб, свиток), все остальные записи унич­тожены во избежание разночтений. С «Мусхафа» были сделаны четыре копии, которые хранятся в Каабе, в мечети пророка в Медине, в Каире и в Ташкенте. Композиция Корана хронологически и тематически не связа­на, имеет 114 сур (араб, ряд камней в кладке), расположенных по степени длины, так, что самая длинная из них — вначале, самая короткая — в конце. В свою очередь, суры делятся на аяты (араб,
знамение) — более короткие стихи.

Рис. 234. Мечеть Омара в Иерусалиме. IX в.
В исламе есть священное предание, которое называется сунна (араб, образец, пример) и в котором записаны высказывания родных и спод­вижников Мухаммеда о его деяниях, а также их преемников и преем­ников их преемников. Сунна послужила причиной раскола ислама на суннитов и шиитов, поскольку первые признают всю сунну, а шииты (от араб, «шиа» — часть) отвергают сунну преемников как недостовер­ную. В середине VII в. ислам распался уже на три основных направления: суннитов, шиитов, хориджитов. Разделились они по поводу различно­го отношения к тому, кем должен быть халиф.

Сунниты(люди традиций) считали, что халиф должен быть из рода курейш; шииты (партия Али) были убеждены что власть должна принадлежать прямым потомкам Али; хариджиты — что главой уммы мог быть избран любой ее член.

Рис. 235. Интерьер мечети Омара в Иерусалиме. IX в
Догма шиитов — культ имама — авторитетного учителя. Преемники Мухаммеда из рода Омейядов под знаменем ислама в результате завоевательных войн в VII—VIII вв. образовали единое государство — халифат с обширным пространством от Пиренеев до Индии со столицей в Дамаске. Арабам удалось завоевать Ирак, Сирию, Палестину и Месопотамию, покорить всю Северную Африку, боль­шую часть Пиренейского полуострова, установить свое господство в Иране и Афганистане, подчинить Закавказье. В IX в. халифат Аббасидов (столица Багдад) распадается на отдельные государства, но зато с этого времени начинается расцвет искусства Арабского Востока, воз­водятся города-резиденции. Блистательным образцом дворца-рези­денции может служить замок Альгамбра (исп. красный) - резиденция правителей Гранады в Испании, датируемый X—XIV вв.,расположен на высоком холме и с северной, наименее защищенной стороны, ок­ружен зубчатой стеной высотой в 18 м.

В культовой архитектуре Арабского Востока самым распространен­ным типом сооружения была мечеть (араб. место поклонения). Необхо­димость в собрании большого числа верующих на общей молитве по пятницам обусловила простую форму дворовой пятничной мечети, восходящей к плану жилого дома. Основу дворовой мечети составлял двор, обнесенный арочной галереей. В центре двора располагался бассейн для ритуального омовения. Мечеть ориентирована на свя­щенный город Мекку,

Рис. 236. Интерьер мечети в Кордове. Испания. VIII-X в.
поэтому стена, обращенная к ней, имела со стороны двора нишу - михраб. Колонны у этой стены стояли в несколько рядов, образуя многоколонный зал с очень большим количеством (17—22) узких нефов, которые со­единялись арками стреловидной, циркульной или подковообразной формы и богато декорировались орнаментом, резанным по гипсу. Рядом с мечетью возвышался минарет (араб, маяк) - высокая круг­лая башня с куполообразным завершением. Тип пятничной дворовой мечети получил распростра­нение на западе арабского мира—в Испании и Северной Африке. Ближневосточная традиция крестово-куполь­ных сооружений была использована арабскими зодчими при строительстве таких культовых зда­ний, как медресе (араб, изучать) и мавзолеи. Они имеют форму куба, на котором возвышается ку­пол. Переход от куба к куполу осуществлялся не при помощи парусов, а рядами консольных нишек в форме сталактита. Впоследс­твии сталактит превратился в элемент декора. Вход центрального фасада оформлялся стрельчатой аркой.

С XIII—XIV вв. во многих городах Арабс­кого Востока возводились муссала — комплексы из мечети, медресе и мавзолея на центральных площадях, например, площадь Майдан-е-шах в Исфахане и площадь Регистан в Самарканде. Культовые здания об­лицовывались полихромными изразцами и плитками. Облицовка сплошным ковром покрывала поверхность стен, куполов, арок и сво­дов. Основные цвета — синий и зеленый. Исключительная роль орна­мента в декоративном оформлении культовых построек объясняется некоторыми учеными тем, что по законам шариата изображение чело­века и животных было запрещено.

Станковая живопись и скульптура не получили развития в мусульманских странах, их место заняла миниатюрная живопись - иллюс­трации к книгам. Самыми знаменитыми школами миниатюры были гератская и тебризская. В Герате (Афганистан) работала китаб-ханэ(мастерская) с большим штатом превосходных каллиграфов, переплетчиков, орнаментщиков, миниатюристов.

Рис. 237. Омар Хайям
Литературным центром Арабского Восто­ка стал Хорасан: здесь были заложены основы классической поэзии, выработан и отшлифован литературный язык фарси, сформированы ос­новные жанры поэзии, система образов, сти­хотворные метафоры. Выдающийся ученый и поэт Востока Омар Хайям (рубеж XI—XII. вв.), который прославился стихами рубаи (четверо­стишия). Малая форма поэзии (рубаи) превра­тилась в творчестве Хайяма в маленькие поэ­мы, в которых поэт предстает человеком неза­висимым, исполненным чувства собственного достоинства. Его творчество наполнено глубокими философскими раздумиями о человеке и смысле жизни, прославляет красоту, любовь и духовное величие человека.

Рис. 238. Ибн-Сина
Другим стихотворным жанром восточной поэзии был жанр газе­ли — лирического стихотворения из 7 или 14 бейтов (двухстрочий). Блестящими создателями газелей были Хосров Дехлеви, Хафиз и Са­ади (все XIII—XV вв.), поэзию которых объединяет отточенность ху­дожественной формы, философичность, свободомыслие и гуманизм, основанный на универсальной идее любви.

Рис. 239. Аль-Фараби
К X в. относится создание эпоса, в котором мифы и история доарабского Ирана сводятся воедино. Так возник эпос, получивший на­звание «Шах-намэ» («Книга царей»). Первым ее автором был гениаль­ный поэт Абулькасим Фирдоуси (X в.), грандиозная поэма которого описывает 50 царствований мифических, легендарных и историчес­ких правителей Древнего Ирана. Вся эпопея Фирдоуси пронизана главной темой — борьбы добра и света со злом и тьмой. Носителем добра выступает идеальный герой — богатырь Рустам, который наде­лен фантастической силой. Обладая высокими нравственными качес­твами, он ведет борьбу со всяким злом и несправедливостью. Не менее знаменитым был сборник «Хамсэ» («Пятирица»), Самой популярной версией была «Хамсэ» поэта Низами Ганджеви (XVI в.) и включала поэмы «Сокровищница тайн», «Лейли и Меджнун», «Хосров и Ши­рин», «Семь портретов» и «Искандернамэ». Многие сюжеты из «Хам- сэ» явились источником произведений искусства не только на Востоке, но и в Европе. В странах Арабского халифата к IX в. полу­чили интенсивное развитие естественные науки и врачевание. Развитию медицины способство­вало изначально существующее в исламе сак­ральное знание — суфизм. Наиболее извест­ным врачом, математиком и философом был к тому времени Аль-Фараби (870—950), знаток Аристотеля и глубокий мыслитель. Другой ученый Аль-Бируни (973—1048) написал тру­ды по отдельным отраслям науки, признавал объективным существование закономерности природы, которая изменяется и развивается и сама создает формы всех вещей. Но самым из­вестным философом-естествоиспытателем был Ибн-Сина (Авиценна) (980—1037), который занимался всеми науками, обладал энциклопе­дическими знаниями, написал известную ме­дицинскую энциклопедию — канон врачебной науки. Им было написано 300 произведений, из них - 50 философских, в которых он раскрывал философию как науку о бытии в целом, разде­ленную на три части: физику (учение о приро­де), логику (учение о путях познания природы и человека) и метафизику (учение о познании бытия в целом).

Суфизм в мусульманской духовной культуре вообще имел важное значение. Это мистическое учение ислама подразделяется на две ветви: восточную — персидско-индийскую, в которой имеет место влияние зороастризма, буддизма и брахманизма (здесь Веданта сплетается с Кораном), и западную - арабскую, которая наиболее близка к Корану. Суфизм происходит от слова «суфа», что может значить наряду с другими толкованиями «чистый» от несогласий и противо­речий. Суфизм - это религиозная философия, в которой понимание Высшего существа состоит из двух взаимосвязанных аспектов: познающий и познава­емый, Зат и Сифат, Бог и Мухаммед, единое и многообразное, они в круговом движении образуют Абсолют.

Мусульманским суфиям удалось оградить себя от обвинений в ере­си благодаря усилиям Аль-Газали, который примирил религиозные мифы Корана с рационалистической философией, заслужив тем са­мым титул, «Опора Ислама», но суфийская мысль все же всегда оста­валась тайной силой.

Ислам как мировая религия веками доказывал свою жизнеспособ­ность, осуществляя идеалы братства и равенства в большей степени, чем христианство. История ислама показывает, что он умеет приспо­сабливаться к новым условиям других культур, и это является его до­стижением. В настоящее время радикальный ислам сдержанно вос­принимается мировой общественностью. Особенно ее настораживает джихад, священная война против неверных, и связанный с ней терро­ризм, но по сути ислам остается гуманной мировой религией, кото­рую разделяет сегодня четверть населения мира.

ТИБЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

Тибетская культурадолгое время была закрыта для европейцев. За последние 150 лет ряд наиболее настойчивых путешественников и исследователей приложил большие усилия к тому, чтобы проникнуть в тайны этой стра­ны-отшельницы, отделенной от остального мира неприступ­ными горами и бескрайними пустынями. Тибетская куль­тура начинает свою историю задолго до того, как в этом районе в VII в. стал распространяться буд­дизм. Тибет — это район в Центральной Азии с суровым климатом на Тибетском нагорье. С юга и севера высокие цепи гор, окружающие до­лину, отделяют его от внешнего мира. На востоке к нему примыкают районы Китая, на юге он граничит с Индией, Непалом и Бирмой, на западе — с Афганистаном, а к северу от Тибета раскинулись широкие степи Монголии.

Тибетское государство начало складываться в конце VI в. К этому времени завершился процесс слияния тибетских племен в крупные военно-племенные союзы. По свидетельству тибетских источников, в середине 1-го тысячелетия на территории Тибета таких союзов, ор­ганизованных в небольшие княжества и царства, было около 20. На­иболее развитым оказалось царство, расположенное на юго-востоке страны, в долине Ярлунг, правители которого вели войны с соседями, постепенно присоединяя к себе их владения. Так шел процесс объеди­нения Тибета в мощную военно-политическую империю, завершен­ный воспетым тибетской историей царем Сонцзэнгампо (617—649). Он присоединил к Тибету ряд земель на западе и северо-западе Китая, утвердился в некоторых областях Центральной Азии, Индии и Непа­ла. Во время правления Сонцзэнгампо в Тибете появляется письмен­ность, чего настоятельно требовали
Рис. 240. Царский дворец Потала в Лхасской долине
нужды сложившегося государс­тва. Тибетская историческая традиция говорит, что в 632 г. царский советник Тхонми Самбхота был послан в Кашмир для изучения искус­ства письма и через несколько лет вернулся в Лхасу (столицу Тибета), выработал тибетский алфавит на основе древнеиндийской письмен­ности (брахми) написал грамматику тибетского языка как свод изло­женных в стихах грамматических правил.

Рис. 241. «Гора «цвета меди». Чистая земля Падмасамбхавы». Танка. Тибет. XV в.
Быт и нравы тибетцев были обусловлены суровыми географически­ми и климатическими условиями. Природа в этой местности поражает своей грандиозностью и доминирует над единичным человеком, она заставляет чувствовать ничтожность его собственного «я». Поселив­шись на огромных пустынных просторах Гималайского плато, на высоте 5.5 тыс. м над уровнем моря, люди постоянно ощущали мощь природ­ной стихии. Им требовалось учение, которое воспитало бы сильную волю, дух и тело, любовь к ближнему, сострадание и взаимопомощь. Формированию таких черт характера способствовала религия Бон, а затем тибетский буддизм — ламаизм. Тибетский народ согласно своей исконной религии Бон верил, что небо, земля и все находящееся в ее недрах принадлежат духам и, что­бы заручиться их благосклонностью, нужно приносить им жертвы. Считалось, что на дорогах путников подстерегают коварные духи, поэтому вдоль караванных троп в горах строили каменные стены — мэндоны. Они тянулись на многие сотни километров, защищали от снежных лавин и камнепадов.

В наиболее опасных местах на стенах тибетцы писали красками заклинания — мантры. Иногда в каменной кладке делали нишу, в которой каждый проходив­ший оставлял свое подношение духам.

В Тибете печаталось большое количество книг, из Индии для этого привозилось дерево, из ко­торого изготовлялись дощечки и на них гравировался текст. Бумага также использовалась для книг, но была очень дорогой, так как изготавливалась вручную. Тибетская книга представляет собой большую стопку страниц, заключенных с двух сторон в деревянные корки, которые делали монахи в монастырях.

Рис. 242. Будда Шакьямуни
Для тибетцев большое значение имела наука о составлении гороскопов, она заключалась в точ­ном воспроизведении карты звездного неба на момент зачатия и рождения человека. При этом устанавливалось четкое взаимное положение пла­нет, а также сила их влияния на звездную кар­ту новорожденного. Для чего необходимо было знать достоверное рождение, которое переводи­лось в звездное время, непереводимое в реаль­ные часы.

Рис. 243. Далай лама XIV. Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо
Тибетцы разделяли учение об инкарнации, считали, что души бессмертны, их молитва: «Ом! Мани падмехум!», что буквально переводится: «Спасение в радости лотоса!», но тибетцы по­нимают это как: «Спасение в самом себе!» Смерти фактически нет, потому что ей сопутствует новое рождение в другой жизни. Колесо Жизни для тибетцев — это цикл: рождение с изображением знаков — жизнь — смерть — возвращение к духовному началу и спустя определенное время возрожде­ние при других условиях и обстоятельствах. Человеческий опыт дол­жен, научить человека, а его карма при этом может стать лучше.

Согласно взглядам Тибетцев, существуют миллионы других ми­ров, обитатели которых сильно отличаются от человека и на порядок выше его по развитию. В Тибете никогда не разделяли точку зрения, что человек представляет собой наиболее развитую и благородную ветвь эволюции, и верят, что существуют более высокие формы ци­вилизации. Размышление, медитация, укрощение чувств и преодоле­ние оков телесной оболочки было обычным явлением для тибетцев. Духовную и умственную энергию они направляли на размышление о сострадании, переменчивости бытия, смысле жизни и смерти. Про­гресс внешнего мира тибетцев никогда не интересовал, и техничес­кие достижения западной цивилизации они не воспринимали. Для них тело есть не что иное, как живая раковина для большого «я», управляющего телом, воплощенного в своем несовершенном теле для того, тобы приобрести занния и развиться. Тибетцы изучали сон, считали, что во время сна человек переходит в другую форму бытия, его душа освобождается от материальной оболочки и начина­ет плавать, будучи связанной с телом «серебряной нитью», которая обрывается только в момент смерти.

Особенностью мировоззрения тибетцев является понятие о «тре­тьем глазе». Тибетские предания гласят, что давным-давно люди умели пользоваться «третьим глазом», это было время, когда боги ходили по земле и жили среди людей, у людей при виде богов возни­кало желание их убить, так как они завидовали тому, что боги видят все, в наказание за это боги закрыли «третий глаз» у людей. С тех пор на протяжении многих столетий дар ясновидения был уделом не­многих.

В Тибете самосовершенствование человека может идти по двум направлениям: совершенствование в миру и совершенствование отреше­нием от мира. Выбирающие второе удаляются в монастыри, где живут в обителях отшельников, представляющие собой маленькие камеры, выдолбленные, как правило, в склоне горы. Часто такие отшельники, пробыв в миру несколько недель, снова принимают затворничество, но уже до конца своих дней.

Тибетский буддизм является результатом слияния местной рели­гии Бон и индийского буддизма. Существуют разные точки зрения по поводу времени проникновения буддизма в Тибет. Большинство его исследователей говорят о середине VII в. и связывают в какой- то степени это событие с женами Сонцзэнгампо, одна из которых была дочерью непальского правителя, другая

— китайской принцессой. Обе они исповедова­ли буддизм, и якобы, привезли с собой в Тибет две статуи Будды Шакьямуни и другие пред­меты буддийского культа. Сторонники другой легендарной тибетской традиции (в их числе и Далай-лама XIV) утверждают, что тибет­цы познакомились с буддийским учением при­близительно в IV—V в..

Буддизм в Тибете был объявлен государс­твенной религией в 781 г., но лишь в XIV в. ему удалось преодолеть сопротивление привержен­цев местных устоявшихся культов религии Бон. Так или иначе, буддизм перекочевал с равнин Индии в Гималаи, где он пустил глубокие корни и приобрел свои особенности, поэтому тибетс­кая религия представляет собой своеобразный буддизм, который стал называться ламаизм. Во главе государства и церкви при ламаизме стоит Далай-лама, который считается верховным судь­ей, поэтому Тибет являлся теократическим госу­дарством. Далай-лама должен лично контроли­ровать прошения, их удовлетворение и справед­ливость, направляя свою власть и авторитет на благо всей страны, ему подчинялись два Совета - двухкабинетное правительство.

Два официальных лица выполняют обязанности связующего звена между Далай-ламой и двумя Советами, играя важную роль в период редких сессий Национальной Ассамблеи, куда входят 50 человек из светской знати и представителей ведущих ламаистских монастырей Лхасы. Этот законодательный орган собирался в исключительных случаях, как, например, в 1904 г., когда Далай-лама уехал в Монго­лию в момент вторжения в Тибет англичан.

По мнению тибетцев, никогда страна не управлялась лучше, чем при Далай-ламе. В Тибете есть традиция: раз в году все руководители лишаются на один день своих полномочий и любой из их подчинен­ных может в этот день говорить о них то, что думает, для того, чтобы критика чиновниками в дальнейшем учитывалось.

Рис. 244. Мандала защиты от негатива
Религия и право в Тибете были всегда взаимосвязаны, пункты законов и нравственные принципы сведены воедино: свято верь руководителям монастыря и страны; исполняй свои религиозные обя­занности и учись прилежно; почитай родителей; уважай доброде­тельных; почитай старших так же, как благородных от рождения; служи родине; будь честным и правдивым во всех случаях жизни; заботься о друзьях и родителях; используй пищу и богатство во бла­го; будь хорошим примером для других; будь признательным за доб­ро и плати добром же; будь сдержанным во всем; гони от себя прочь ревность и зависть; воздерживайся от брани и скандалов; будь мягок на словах и на деле и никому не причиняй зла; переноси страдания и лишения с терпением и достоинством.

Духовная культура Тибета складывалась и формировалась в мо­настырях. Они стали источником и оплотом учения буддизма, в них сосредоточивалась общественная, духовная и культурная жизнь средневекового Тибета. Огромное количество больших и маленьких монастырей разбросано на отрогах гор в этой небольшой стране. На западе вырисовываются зубцы стен Поталы.

Рис. 245. Тханка Джамбхалы
Рис. 246. Потова Ринченсэл. Учитель школы Кадампа
На рубеже XIX—XX вв. в Тибете было более 6 тыс. монастыре, а четверть населения страны добровольно вступила в религиозные ордена. Каждая семья почитала за честь отдать хотя бы одного сына в услужение богу, прежде чем он достигал пятилетнего возраста. 75 процентов тибетского бюджета шло на финансирование образования духовенства и содержание религиозных институтов. Монастыри яв­лялись оплотом культуры, как и храмы, в которых поклонялись бо­гам, и высшие учебные заведения. Тибет лома­ет все традиционные представления о развитой цивилизации: высокоразвитое в интеллектуаль­ном отношении и продвинутое духовно, тибет­ское общество, несомненно, оставалось крайне примитивным в техническом отношении, но бесспорным сокровищем Тибета оставались религия и сильный институт духовенства, кото­рый на протяжении 800 лет обходился без какой бы то ни было армии.

Тибетское изобразительное искусство тесно связано с буддизмом. Художники и скульпторы брали сюжеты для своих произведений в буддий­ских мифах. Тибетские иконы — тханка — пред­ставляют собой иллюстрированный рассказ об исторических и легендарных событиях, о жизни проповедников буддизма. В Тибете было развито декоративно-прикладное, ювелирное искусство, где особо мастера, работающие по золоту, которые принесли Тибету славу «страны золота».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.033 с.)