Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культуры, зародившиеся в средневековый период историиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Культуры Востока: мусульманская, тибетская, японская, африканские, византийская и западноевропейская являются основнными представителями культур Средневековья. Термин «Средневековье» для истории Европы обозначает хронологический промежуток между Античностью и Ввозрождением многих античных признаков в Новое время. В истории Востока, Средневековья как бы не было. Восток развивался иначе, чем Европа, он шел по иному пути, его история отличалась от линейно-прогрессивной европейской своей цикличностью, но в рамках циклов Восток развивался поступательно, причем это развитие проявлялось в развитии новых идей, науки, техники, культурного опыта. Древность и Средневековье для Востока были существованием в рамках одного и того же традиционного общества. Для Ближневосточного региона, родины человеческой цивилизации, столь богато представленного в древности важными историческими событиями, длительными периодами развития, великими державами (Двуречье, Египет, Ассирия, Вавилония, Персия), период кардинальных изменений приходится на период с IV в. до н.э. по УП в., когда античный мир повлиял на них. Эллинизация, романизация, христианизация а затем жестокое влияние ислама изменило Ближний Восток: исчезли старые народы, ушли в прошлое древние государства, уступив место Арабскому халифату, его эмиратам и султанатам. Большинство населения принявшего ислам, изменило образ жизни, появились новые обычаи, нормы, взаимоотношений. Но как и в глубокой древности, отношения в мире ислама обуславливались нормами жесткого приоритета государства. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА Мусульманская культураосновывается на новой мировой религии - исламе.Мусульманский мир противопоставляют христианскому как Восток — Западу. Восток в мусульманскую эпоху продолжал развитие науки, прерванное в античном мире, и в течение нескольких веков занимал в мировом культурном пространстве ведущее место. Культурный расцвет, однако, относится к началу упадка политического могущества мусульман, когда появилась возможность свободы творчества. Как и Китай, он не имеет деления своей истории на древнюю, средневековую и новую, что характерно для Западной Европы. Мусульманский Восток объединила религия – ислам, которую создал арабский народ. Из города Мекки из племени корейшитов происходил пророк Мухаммед. Новая религия изначально была нераздельно связанна с государством. Все началось с Мекки. «Мекка — место в пустыне, где не было ничего интересного, где земля не была плодородна, а люди не были сильно продвинуты, где не было ни наук, ни искусства, не существовало процветающего бизнеса или промышленности, — и сейчас привлекает миллионы людей, которые приходят с одной лишь целью: совершить паломничество»[107]. Этот город стал знаменит и интересен как родина ислама и Мухаммеда. В эпоху расцвета арабской географической литературы, в IX и X вв., мусульманский мир был гораздо теснее связан с Византией и Россией, чем с Западной Европой. В течение нескольких веков евреи были главными посредниками при культурном обмене между мусульманами и христианами, переводили произведения арабской науки на латинский язык. Ознакомление западноевропейского средневекового мира с арабской наукой было одним из главных их достижений. Непосредственные отношения между Западной Европой и мусульманским заметно расширились во второй половине XI в.
В 630 г. Мухаммед вступил победителем в Мекку и принял присягу о поклонении только одному богу Аллаху. Мухаммед умер после болезни 8 июня 632 г. После этого Аравия нуждалась в земном правителе, который должен стать эмиром (военным начальником) и он может быть только из мухаджиров (изгнанников, бежавших с пророком из Мекки) или из ансаров (помощников, встретивших его в Медине). Благодаря Омару спор был решен в пользу мухаджиров. Главой государства с титулом халифа (заместитель посланника божьего) стал ближайший друг Мухаммеда мухаджир Абу Бакр. Омар принял в свое ведение суд, Абу Убейда — финансы. При правлении Абу Бакра было усмирено восстание арабских племен, закончено завоевание полуострова и начаты военные действия против Византии и Персии. В отличие от пророка родственники настоящего правителя не пользовались никакими преимуществами. Абу Бакр умер в 634 г., завещав власть Омару. При Омаре было введено новое летосчисление от 622 г., года бегства (хиджры) Мухаммеда в Медину. Мусульманский год на 10 дней короче настоящего, так как Коран не признал обычай сохранять старые арабские названия лунных месяцев и от времени до времени вставлять лишний месяц (для приведения лунного летосчисления в соответствие с солнечным). Во время правления Омара мусульманская держава приняла такие размеры, что прежняя система управления ею не могла быть сохранена. В состав халифата вошли культурные области, отнятые у греков и персов; административное и финансовое устройство не изменилось для сохранения высоких доходов. Омар хотел сделать Аравию только мусульманской страной и изгнал тех, кто не хотел принять ислам. В Медине начиналось вытеснение арабского влияния греческим и персидским. В 644 г. Омар был убит. Преемником Омара стал Осман (644—656),
Эпоха четырех праведных халифов считается счастливой эпохой (аср са ’адат), какой мусульманский мир после этого уже не переживал, так как вместо «заместителей» (халифов) бога и пророка стали править «цари». Ислам постепенно пришел к нерасторжимому единству веры, государственно-правовых установлений и культуры. Как религия он произошел из ханифизма, иудаизма и христианства, исповедуемых некоторыми арабскими племенами. Ханифизм— домусульманское учение о едином боге Рахмане (араб, милостивый). В исламе Рахман стало дополнительным именем Аллаха. Из иудаизма ислам воспринял идею единого бога, сюжеты о сотворении мира, грехопадении, потопе и т. д. Иудейские пророки Ной (Нух), Моисей (Муса), Авраам (Ибрахим), Иосиф (Юсуф) стали пророками ислама и закона, который отражен в шариате. Сайид Хусайн Наср, современный шиитский теоретик ислама, называет шариат «конкретным воплощением воли Божьей». Это образ жизни и путь, на который указал бог мусульманам и который охватывает все стороны жизни. Жизнь члена мусульманской общины таким образом строго регламентирована, его каждое действие, пусть самое незначительное, имеет ритуальное значение и находит свое место в системе религиозного права. Именно строгое соблюдение данного свыше закона является подтверждением веры человека и одновременно права на вхождение в общину верующих. Мусульманин обязан знать пять столпов ислама т. е. акиду (араб, вера, догмат), которая составляет «символ веры». Первым из них является шахад (араб, свидетельствовать), составляющий основной догмат ислама, выражен простой формулой: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха». Чтобы стать мусульманином (араб, покорный Аллаху), достаточно три раза произнести шахад в присутствии духовного лица. Аллах (араб, «иллях» восходит к семитскому «Элохим» — Бог)-единственный, вечный и всемогущий бог, творец всего сущего. Все в мире предопределено его волей, в том числе и судьба каждого человека, личная воля человека в исламе отвергается. Салят (араб, молитва), или намаз (перс, молитва) — второй столп ислама. Это ежедневная пятиразовая молитва на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. Пятничная коллективная молитва предваряется проповедью и разъяснением религиозных, нравственных и политических вопросов. Саум (араб, пост) — третий столп ислама. Это месячный пост рамадан (по названию месяца) проводится в 9-й месяц Лунной хиджры. В месяц рамадан с восхода и до захода солнца нельзя пить, есть, вдыхать приятные запахи, принимать лекарства и выполнять медицинские процедуры, веселиться. Ночью все эти воздержания отменяются. Смысл поста — укрепление в вере. Закат — четвертый столп ислама. Это благотворительный налог в пользу сирот, больных и престарелых, священный для каждого мусульманина. Хадж (араб, паломничество) — пятый столп ислама: паломничество в город Мекку. Приверженцы ислама верят в существование духовной субстанции, покидающей тело в момент смерти, в результате чего происходит воскресение из мертвых в день Страшного суда. В раннем исламе под воскресением понимали просыпание мертвых, вставание из могил («кыяма») в том виде, в каком людей заставала смерть. Заслужившие рай могли бесконечно наслаждаться блаженством, будучи очищенными от болезней, телесных недостатков, не подверженными земным недугам: старости, дряхлости и т. д. Мусульмане, особенно жители пустыни и жарких поясов, представляли рай в виде чудесного оазиса с его прохладой, чистой и холодной водой, зеленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, реки, текущие молоком, медом, вином. В раю каждому мусульманину припасены гурии — девы с черными глазами, шелковистыми косами, с нежной белой кожей. Коран (араб, чтение) — священная книга ислама, откровения, данные Аллахом Мухаммеду, который, будучи неграмотным, доводил их до верующих устно. Язык Корана — арабский, не переводится на другие языки. После смерти Мухаммеда все тексты его проповедей были сверены и сведены в один «Мусхаф» (араб, свиток), все остальные записи уничтожены во избежание разночтений. С «Мусхафа» были сделаны четыре копии, которые хранятся в Каабе, в мечети пророка в Медине, в Каире и в Ташкенте. Композиция Корана хронологически и тематически не связана, имеет 114 сур (араб, ряд камней в кладке), расположенных по степени длины, так, что самая длинная из них — вначале, самая короткая — в конце. В свою очередь, суры делятся на аяты (араб,
Сунниты(люди традиций) считали, что халиф должен быть из рода курейш; шииты (партия Али) были убеждены что власть должна принадлежать прямым потомкам Али; хариджиты — что главой уммы мог быть избран любой ее член.
В культовой архитектуре Арабского Востока самым распространенным типом сооружения была мечеть (араб. место поклонения). Необходимость в собрании большого числа верующих на общей молитве по пятницам обусловила простую форму дворовой пятничной мечети, восходящей к плану жилого дома. Основу дворовой мечети составлял двор, обнесенный арочной галереей. В центре двора располагался бассейн для ритуального омовения. Мечеть ориентирована на священный город Мекку,
С XIII—XIV вв. во многих городах Арабского Востока возводились муссала — комплексы из мечети, медресе и мавзолея на центральных площадях, например, площадь Майдан-е-шах в Исфахане и площадь Регистан в Самарканде. Культовые здания облицовывались полихромными изразцами и плитками. Облицовка сплошным ковром покрывала поверхность стен, куполов, арок и сводов. Основные цвета — синий и зеленый. Исключительная роль орнамента в декоративном оформлении культовых построек объясняется некоторыми учеными тем, что по законам шариата изображение человека и животных было запрещено. Станковая живопись и скульптура не получили развития в мусульманских странах, их место заняла миниатюрная живопись - иллюстрации к книгам. Самыми знаменитыми школами миниатюры были гератская и тебризская. В Герате (Афганистан) работала китаб-ханэ(мастерская) с большим штатом превосходных каллиграфов, переплетчиков, орнаментщиков, миниатюристов.
Суфизм в мусульманской духовной культуре вообще имел важное значение. Это мистическое учение ислама подразделяется на две ветви: восточную — персидско-индийскую, в которой имеет место влияние зороастризма, буддизма и брахманизма (здесь Веданта сплетается с Кораном), и западную - арабскую, которая наиболее близка к Корану. Суфизм происходит от слова «суфа», что может значить наряду с другими толкованиями «чистый» от несогласий и противоречий. Суфизм - это религиозная философия, в которой понимание Высшего существа состоит из двух взаимосвязанных аспектов: познающий и познаваемый, Зат и Сифат, Бог и Мухаммед, единое и многообразное, они в круговом движении образуют Абсолют. Мусульманским суфиям удалось оградить себя от обвинений в ереси благодаря усилиям Аль-Газали, который примирил религиозные мифы Корана с рационалистической философией, заслужив тем самым титул, «Опора Ислама», но суфийская мысль все же всегда оставалась тайной силой. Ислам как мировая религия веками доказывал свою жизнеспособность, осуществляя идеалы братства и равенства в большей степени, чем христианство. История ислама показывает, что он умеет приспосабливаться к новым условиям других культур, и это является его достижением. В настоящее время радикальный ислам сдержанно воспринимается мировой общественностью. Особенно ее настораживает джихад, священная война против неверных, и связанный с ней терроризм, но по сути ислам остается гуманной мировой религией, которую разделяет сегодня четверть населения мира. ТИБЕТСКАЯ КУЛЬТУРА Тибетская культурадолгое время была закрыта для европейцев. За последние 150 лет ряд наиболее настойчивых путешественников и исследователей приложил большие усилия к тому, чтобы проникнуть в тайны этой страны-отшельницы, отделенной от остального мира неприступными горами и бескрайними пустынями. Тибетская культура начинает свою историю задолго до того, как в этом районе в VII в. стал распространяться буддизм. Тибет — это район в Центральной Азии с суровым климатом на Тибетском нагорье. С юга и севера высокие цепи гор, окружающие долину, отделяют его от внешнего мира. На востоке к нему примыкают районы Китая, на юге он граничит с Индией, Непалом и Бирмой, на западе — с Афганистаном, а к северу от Тибета раскинулись широкие степи Монголии. Тибетское государство начало складываться в конце VI в. К этому времени завершился процесс слияния тибетских племен в крупные военно-племенные союзы. По свидетельству тибетских источников, в середине 1-го тысячелетия на территории Тибета таких союзов, организованных в небольшие княжества и царства, было около 20. Наиболее развитым оказалось царство, расположенное на юго-востоке страны, в долине Ярлунг, правители которого вели войны с соседями, постепенно присоединяя к себе их владения. Так шел процесс объединения Тибета в мощную военно-политическую империю, завершенный воспетым тибетской историей царем Сонцзэнгампо (617—649). Он присоединил к Тибету ряд земель на западе и северо-западе Китая, утвердился в некоторых областях Центральной Азии, Индии и Непала. Во время правления Сонцзэнгампо в Тибете появляется письменность, чего настоятельно требовали
В наиболее опасных местах на стенах тибетцы писали красками заклинания — мантры. Иногда в каменной кладке делали нишу, в которой каждый проходивший оставлял свое подношение духам. В Тибете печаталось большое количество книг, из Индии для этого привозилось дерево, из которого изготовлялись дощечки и на них гравировался текст. Бумага также использовалась для книг, но была очень дорогой, так как изготавливалась вручную. Тибетская книга представляет собой большую стопку страниц, заключенных с двух сторон в деревянные корки, которые делали монахи в монастырях.
Согласно взглядам Тибетцев, существуют миллионы других миров, обитатели которых сильно отличаются от человека и на порядок выше его по развитию. В Тибете никогда не разделяли точку зрения, что человек представляет собой наиболее развитую и благородную ветвь эволюции, и верят, что существуют более высокие формы цивилизации. Размышление, медитация, укрощение чувств и преодоление оков телесной оболочки было обычным явлением для тибетцев. Духовную и умственную энергию они направляли на размышление о сострадании, переменчивости бытия, смысле жизни и смерти. Прогресс внешнего мира тибетцев никогда не интересовал, и технические достижения западной цивилизации они не воспринимали. Для них тело есть не что иное, как живая раковина для большого «я», управляющего телом, воплощенного в своем несовершенном теле для того, тобы приобрести занния и развиться. Тибетцы изучали сон, считали, что во время сна человек переходит в другую форму бытия, его душа освобождается от материальной оболочки и начинает плавать, будучи связанной с телом «серебряной нитью», которая обрывается только в момент смерти. Особенностью мировоззрения тибетцев является понятие о «третьем глазе». Тибетские предания гласят, что давным-давно люди умели пользоваться «третьим глазом», это было время, когда боги ходили по земле и жили среди людей, у людей при виде богов возникало желание их убить, так как они завидовали тому, что боги видят все, в наказание за это боги закрыли «третий глаз» у людей. С тех пор на протяжении многих столетий дар ясновидения был уделом немногих. В Тибете самосовершенствование человека может идти по двум направлениям: совершенствование в миру и совершенствование отрешением от мира. Выбирающие второе удаляются в монастыри, где живут в обителях отшельников, представляющие собой маленькие камеры, выдолбленные, как правило, в склоне горы. Часто такие отшельники, пробыв в миру несколько недель, снова принимают затворничество, но уже до конца своих дней. Тибетский буддизм является результатом слияния местной религии Бон и индийского буддизма. Существуют разные точки зрения по поводу времени проникновения буддизма в Тибет. Большинство его исследователей говорят о середине VII в. и связывают в какой- то степени это событие с женами Сонцзэнгампо, одна из которых была дочерью непальского правителя, другая — китайской принцессой. Обе они исповедовали буддизм, и якобы, привезли с собой в Тибет две статуи Будды Шакьямуни и другие предметы буддийского культа. Сторонники другой легендарной тибетской традиции (в их числе и Далай-лама XIV) утверждают, что тибетцы познакомились с буддийским учением приблизительно в IV—V в.. Буддизм в Тибете был объявлен государственной религией в 781 г., но лишь в XIV в. ему удалось преодолеть сопротивление приверженцев местных устоявшихся культов религии Бон. Так или иначе, буддизм перекочевал с равнин Индии в Гималаи, где он пустил глубокие корни и приобрел свои особенности, поэтому тибетская религия представляет собой своеобразный буддизм, который стал называться ламаизм. Во главе государства и церкви при ламаизме стоит Далай-лама, который считается верховным судьей, поэтому Тибет являлся теократическим государством. Далай-лама должен лично контролировать прошения, их удовлетворение и справедливость, направляя свою власть и авторитет на благо всей страны, ему подчинялись два Совета - двухкабинетное правительство. Два официальных лица выполняют обязанности связующего звена между Далай-ламой и двумя Советами, играя важную роль в период редких сессий Национальной Ассамблеи, куда входят 50 человек из светской знати и представителей ведущих ламаистских монастырей Лхасы. Этот законодательный орган собирался в исключительных случаях, как, например, в 1904 г., когда Далай-лама уехал в Монголию в момент вторжения в Тибет англичан. По мнению тибетцев, никогда страна не управлялась лучше, чем при Далай-ламе. В Тибете есть традиция: раз в году все руководители лишаются на один день своих полномочий и любой из их подчиненных может в этот день говорить о них то, что думает, для того, чтобы критика чиновниками в дальнейшем учитывалось.
Духовная культура Тибета складывалась и формировалась в монастырях. Они стали источником и оплотом учения буддизма, в них сосредоточивалась общественная, духовная и культурная жизнь средневекового Тибета. Огромное количество больших и маленьких монастырей разбросано на отрогах гор в этой небольшой стране. На западе вырисовываются зубцы стен Поталы.
Тибетское изобразительное искусство тесно связано с буддизмом. Художники и скульпторы брали сюжеты для своих произведений в буддийских мифах. Тибетские иконы — тханка — представляют собой иллюстрированный рассказ об исторических и легендарных событиях, о жизни проповедников буддизма. В Тибете было развито декоративно-прикладное, ювелирное искусство, где особо мастера, работающие по золоту, которые принесли Тибету славу «страны золота».
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.195 (0.017 с.) |