Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сравнительный анализ понимания и отношения к богу в христианстве, иудаизме, буддизме и исламе.
Похожие статьи вашей тематики
Приступая к теоретическому анализу идейного своеобразия в понимании единого Бога в христианской, иудаистской, буддийской и исламской традициях, следует отметить, что его можно проводить с раз- личных позиций: христианской, мусульманской, опираясь на тексты Библии и Корана, а также взгляды их толкователей-богословов, научные теории, возникающие в различные исторические эпохи. Наиболее точное представление дает обращение непосредственно к священным текстам, так как только в них можно найти ответы на многие вопросы, связанные с идейной сущностью религий и выявить их общие ценностные черты и про- тиворечия.
Согласно догмату христианства или христианской традиции, продолжающей духовную летопись человечества, Бог предстает в трех ипостасях: Бог - Отец, Бог — Сын, Бог — Святой Дух.Понятие Троицы содержит как основание единство, тождественное единому.
Некоторые историки религии (например, Уилл Дюрант) считают, что христианство при- няло идею божественной троицы от Египта. Обращает на себя внимание сходство право- славной трактовки христианской Троицы и солнечной триады Эхнатона, в котором Отец и Сын равноипостасны. Кроме того, Святой Дух в своем духовном качестве представляет двенадцать молитв, произносимых священником в православной литургии. Они напоми- нают о двенадцати часах ночного пути солнечной арки в сокровенных книгах Египта, о двенадцати ступенях посвящения, o,двенадцати ризах, в которые облачали посвященного в мистерии Исиды. Отметим, что Атон в искусстве Египта изображался знаком круга, от которого тяну- лись к земле лучи, и каждый оканчивался рукой, иногда держащей символ жизни. Если божественный «свет» - это сами сыновние лучи солнца, то свет «луча» — его животворные материнские руки, поскольку именно в касании творит солнечный свет, подобно египет- ской богини Феникс. Влияние религии Египта подтверждают сведения, сохранившиеся врусском фольклоре, которому знаком образ Небесного Иерусалима. Он должен опуститься с неба и соеди- ниться с земным священным градом, который предстоит построить так же, как солнечный бог Египта соединяется со своим телом в святыне Бенбен, предрешая победу света. Религию Древнего Египта, безусловно, можно считать одной из косвенно повлиявших на христианскую. Египетские гностики впервых веках изучали труды отцов христианской церкви, и, придя вместе с гностическими сектами богомилов, катаров и альбигойцев в хри- стианские страны, могли привнести знания о языческих солнечных таинствах Египта.
От- цы церкви в конце Ш и начале IV веков в Александрии, городе Египта, такие, как Афана- сий, вероятно, отразили египетскую традицию, формулируя свои идеи, что привело к по- нятию Троицы. Александрийская теология стала как нечто среднее между египетским ре- лигиозным наследием и христианством. Само учение о Логосе и Троице были оформлены греческими отцами, которые находились под сильным прямым или косвенным влиянием платонической философии. Понятие о Троице начинается с того, что Бог представлен в трех личностях. Отца, Сына и Святого Духа, которые являются одним Богом, и все три равномогущественны, равно вечны и никогда не были созданы. Понятие единого, триипостасного Бога сложно в осмыслении, особенно трудно объяснить смысл Бога Иисуса Христа. 'Есть ученые, которые считают, что учение о Троице ложно, что всемогущий Бог является отдельной духовной личностью, вечной и всесильной, а Иисус был другой духовной лич- ностью, подобной ангелам, созданной Богом до человека и, поэтому, имеющей начало. Согласно такой точке зрения, Иисус никогда не был в каком-либо отноше- нии равен всемогущему Богу, а был подчинен ему, святой дух же является не личностью, а духом Бога, его действенной силой. Защитники такого понятия о Троице утверждают, что оно основано не только на религиозных традициях, но и закреплено в Библии, хотя критики этого учения считают, что в священном Писании нет его обоснований и что про- исхождение Троицы связано только с язычеством. Если учение о Троице истинно, то го- ворить, что Иисус никогда не был равным Богу, является неуважительным по отношению к Иисусу, если же оно ложно, что является неуважительным по отношению к Богу назы- вать кого-либо равным ему и, тем более, называть Марию Божьей Матерью.
Ни в Ветхом, ни в Новом Заветах Библии прямой ссылки на существование Троицы и од- нозначного объяснения ее содержания нет. Это и является одной из причин различного отношения к ней. Тем не менее несколько высказываний в Новом завете, касающихся Троицы, говорят о единстве трех ипостасей: «Ибо три свидетельств на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1-е Иоанна 5:7); есть свидетельство о том, что Иисус и Бог-Отец едины: «Я и Отец - одно», «Отец во Мне и Я в Нем» (От Иоанна 10: 30, 38).
Римско-католическая церковь считает, что Троица является выражением, которое приме- няется, чтобы обозначить центральное положение учения христианской религии — Символ Веры: Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог, и все-таки они не три Бога, а только один Бог. В этой Троице лица являются равно вечными и равными по чину: они все не созданны и всемогущи.
Русская православная церковь в понимании Троицы не расходится с римско-католической и подчеркивает, что Богу - Пресвятой Троице-поклоняются только христиане и в этом их великое преимущество. В «Православном катехизисе» (С. 9, 10) говорится, что Бог, хотя и один, но Троичен в Лицах,...каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. И Отец - Бог, и Сын - Бог, и Дух Святой — Бог». Троицей считается «один Бог в трех Лицах», и о каждом из них говорится, что оно не имеет начала и существует вечно, что оно всемогущее, не бо- лее и не менее, чем остальные два.
Следует отметить, что учение о Троице было и остается одной из причин, по которым церковь не может достичь понимания у нехристианских народов.
Мусульмане считают, что рассуждения о троице - это игра слов, и непонятно, зачем нужно добавлять к понятию о единственности и уни- кальности Бога что-то, что лишь уменьшает или аннулирует его единственность и уни- кальность. Тем не менее Троица для христианства остается основополагающим понятием.Оно имеет свою историю становления.
В процессе формирования христианства епископы на Вселенском Соборе в Никее (325 г.), обсуждая понятие Троицы, вынесли решение по поводу природы Иисуса, но ничего не го- ворили о Святом Духе. Знаменитое переопределение 1 Вселенского собора: «Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, т.е. из сущно- сти Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочело- вечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа»[153] После Никеи споры продолжались до тех пор, пока император Феодосии Великий, установив никейский символ веры обязательным для своей страны, в 381 г. н.э. ни собрал П Вселенский Собор в Константинополе для уточнения формулировки[154]. Этот Собор при- знал, что Святой Дух занимает место на равных с Богом и Христом, и впервые христиан- ская Троица стала официально признанной, но еще не вошла в общепринятый символ ве- ры, поскольку многие сопротивлялись этому, тем самым навлекая на себя гонения. Лишь столетиями позже догмат о Троице был сформулирован в символе веры[155].3 Символом Троицы стал равносторонний треугольник, представляющий собой три равные части, объединенные вместе. Треугольные нимбы используются только для символизации Бога-Отца или Троицы. Треугольник с тремя кругами является монограммой Троицы, трех ипостасей Единого Бога»[156].
Формирование понятия Троицы касается как вопроса творения, так и конца мира, о дне которого апостол Павел сказал: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступле- ние и не откроется человек греха, сын погибели» (2 фессалоникийцам 2:3. 7). Позже он предсказал: «По отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за со- бою» (Деяния 20:29, 30). Другие ученики Иисуса также писали об этом отступничестве с его грешным классом духовенства (См., например, 2 Петра 2:1; 1 Иоанна 4:1, 3; Иуды 3:4). Тема творения в понятии Троицы в наши дни она стала столь важной, что все христианские конфессии заговорили об особом положении мира, как чего-то Третьего, как посредника между Богом и человеком.
Эта проблема была интересна для философии, которая ввела понятие Софии, столь любимой в русской традиции. София рассматривалась как сверхличное существо, душа твари, Премудрость Божья, соединяющая Бога и мир.
Проблема посредника между Богом и человеком касается и еврейской традиции, понимающей Бога, страдающего в своих тварях, раскрывающегося в учении о Шехине, то есть о схождении Бога к людям и пребывании Его среди людей.
У православных христиан идея творения относится к понятию перихо- резиса — соотношению между тремя Лицами в святой Троице, которая определяется внут- рибожественной жизнью, характеризуемой «неподвижным движением Любви», равенст- вом и различием. Следует отметить, что Святая Троица рассматривается в христианстве не как застывшая схема, а как высшее отношение жизни (и любви) с божественным поко- ем. Но все же, если понимать перихорезис как отношение между равными лицами, то, не- смотря на то, что между Богом и миром нет отношений господства и подчинения, все-таки мир и Бог не равны, бог бесконечно больше мира, но в православной традиции между Бо- гом и миром никогда не было отношений раба и господина, поскольку Бог нуждается в мире, и распавшийся на части мир должен вновь собраться, освятиться и обожиться, стать единой евхаристией и литургией.
Христианство в своем учении о мире не отражало идеи пантеизма, согласно которому Бог творящий находится внутри мира. В христианстве мир не был прямым продолжением Бога, но он не был и его воплощением. Св. Максим Исповедник о создании мира пишет: «Бог с творил бытие не потому, что нуждается в чем-то, а чтобы тварь могла радоваться своим делам, смотря, как творение, наполненное радостью, черпает неисчерпаемое» (3 Стоглав, о любви, 46)
В буддизме каждый может стремиться стать Буддой, для этого нужно стараться постичь четыре Благородных истины буддизма. В христианстве же возомнить себя Богом - главный грех (гордыня), возможно только «обожение», приближение к Богу, процесс восхождения к нему. Желание же быть Богом является крамольным, поскольку каждый человек - грешник на Земле, он может быть рабом Божьим, и это для человека великая честь - иметь возможность не быть рабом чувств, а быть рабом Духа. В исламе тоже невозможно приравнять себя к Аллаху. Не только человек не может быть Аллахом, но и Аллах не может быть человеком. По этому вопросу ислам не может согласиться с христианством, которое допускает, что Иисус Христос, будучи с человеком, стал Богом для христиан. Приравнивание Аллаху кого-то из людей называется «ширк» и является с одной из проблем, обсуждаемых в мусульманском мире.
Стало быть, в одном случае - в буддизме и индуизме - мышление направлено на достижение сознания божественного состояния, в другом - в христианстве и исламе - на укрощение своей гордыни и устремление к Богу, но и в том и другом случае речь идет об освобождении от аффектов.
Религиозная и этическая системы ислама, понимание Бога, сформулированы в священной книге всех мусульман--Коране, который композиционно состоит из 114 сур (от арабск.камней в кладке). Суры в свою очередь состоят из аятов (от арабск. знамение), более коротких сти- хов.
В своем содержании ислам утверждает логику, предписывая справедливость во всех сферах жизни в форме высшего закона для мусульман, о чем прямо указано в Коране. «Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя». (Коран, 3:2)[157]. «Воистину ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах» (Коран, 3:4). Суть ис- лама выражается в двух формулах: «Ла иллаха илля ллах» - «Нет бога, кроме Бога» и «Аллаху Акбар» - «Бог велик».
Если основная идея христианства сводится к тому, что Иисус Христос в образе человека пришел на землю и принес людям божественную истину. Уже эти две
формулы концептуально отображают различный взгляд рассматриваемых религи- озных доктрин на свое предназначение.
Однако, следует сосредоточить внимание на объ- единяющих две религиозные доктрины моментах, отражающих общие ценностные ориен- тации. Их можно обнаружить в Связанных писаниях, указанных двух религий. Обращаясь к тексту Коранаможно заметить, что в нем неоднократно упоминаются имена и события, встречающиеся в Библии. Пятикнижие в Коране обычно называется ал-Торат, пророки- ал-Набиюн или ал-Анбийа, Псалмы – ал-Забур, а Евангелие – ал-Инджил. В Коране также упоминаются Авраам (Ибрахим), Исаак (Исхак), Измаил (Исмаил), Иаков (Йакуб), Ной (Нух), (Нух),(Адам (Адам), Амрам (Имран), Моисей (Муса), Мириамь (Марйам -это имя исполь- зуется для матери Иисуса, самой Марии), Царь Саул (Талут), Давид (Дауд), Иосиф (Юсуф), Иов (Аййуб), Иоанн (Яхуа), Захария (Закария), Иисус (Иса), Соломон (Сулей- ман), и множество других имен, например, Гавриил (Джибрил), который, якобы, продик- товал весь текст Корана самому Мухаммеду.
Однако события, связанные с этими именами, не всегда соответствуют библейской исто- рии (напр., солдат для своей армии вместо Гедеона отбирает царь Саул-Талут (Коран 2:249), а один из трех сыновей Ноя, как отмечается в Коране, погиб во время потопа (Коран, 11:43). Тем не менее, в Коране рассказывается о событиях Исхода, рождении и деятельности Иоанна Крестителя, о жизни Марии и Иисуса, и это доказывает, что большая часть сведе- ний о Библии достигла арабского пророка в устных преданиях. Некоторые из этих преда- ний были апокрифическими - например, история о чуде, когда Иисус, еще ребенком, вдохнул жизнь в глиняный образ птицы, которая сразу ожила и улетела. (Коран, 3:49) Считается, что первая жена Мухаммеда, Кадийа, хорошо изучила учение, как иудеев, так и христиан. Это же можно сказать и о ее двоюродном брате Вараке. Некоторые из араб- ских племен в окрестностях Мекки, были обращены в христианство, поэтому у Мухамме- да, вполне естественно, сложились определенные взгляды на Святое Писание, хотя он и не мог его читать сам, поскольку был практически безграмотным.
Автор(ы) Корана твердо верил(и), во-первых, что Ветхий Завет и Евангелия Нового Завета — это подлинное Божье Слово, и, во-вторых, что иудейско-христианскую Библию следует считать подтверждением истинности написанного в Коране. Соответственно, Коран явля- ется подтверждением содержания и учения самой Библии.
Ислам, как и иудаизм, и христианство, признает праотца Авраама, и потому их иногда на- зывают религиями авраамовой традиции. Общение между ними в исламе допускается, вот что говорит Коран (сура «Паук») об отношении к «людям Писания», т.е. иудеям и хри- стианам: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: «Мы уверо- вали в то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог - один, и мы покоряемся только ему». (Коран, 29: 46)
Коран проповедует, что Бог — одна Личность, а не три, как этому учит христианство; Иисус был не Богочеловеком, а всего лишь пророком, который родил- ся от девственницы. Спасение нужно заслужить, приняв мусульманскую веру, молясь в строго определенное время, совершая паломничества, соблюдая пост Рамазана и все остальные обряды му- сульманской веры. Поэтому следует признать, что как бы высоко Коран не оценивал Библию, эти две книги проповедуют разные, не совместимые друг с другом религии и во многом разные ценностные установки.
Приверженность слову Аллаха проходит красной нитью через весь текст Корана. При этом Мухаммед высказывает мнение о христианах и иудеях: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из Вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них» (Коран 5:51). «Вашим Покровителем является только Аллах, его Посланник и верующие, которые со- вершают намаз, выплачивают закят и преклоняются» (Коран. 5:55). В свою очередь христианские ортодоксальные мыслители в доказательство того, что Мухаммед был лже- пророком, чаще всего приводили четыре довода: Во время ниспослания Откровения у не- го не было свидетелей; когда Моисей получал Откровение от Бога, свидетелем тому был весь израильский народ: Бог явился в огне и буре. Напротив, Мухаммед спал в пещере один, когда с ним говорил Бог. Никто из пророков не предвозвещал миссии Му- хаммеда. Он не мог предсказать, что случится даже в ближайшем будущем; Му- хаммед не совершил ни одного чуда. Его личность также была объектом критики христианских ортодоксальных мыслителей. Прежде всего, они указывали на якобы свойственные характеру Мухаммеда чувственность, жестокость, склонность кнасилию - качества, несовместимые с пророческим статусом. По их убеждению, перед фактом жертвы Христовой, которая отрицается в Коране, мусульмане предъявляют свое исповедание веры, обрезания, омовения, молитвы и священной войны, своеобразную интерпретацию пяти столпов ислама[158].1 Различное понимание в сравниваемых священных текстах относится к состраданию Бога кчеловеку. К примеру, несмотря на то, что каждая Сура в Коране и начи- нается словами: «Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного» в Коране нет доктри- ны о замещающей искупительной жертве, Бог сам прощает грешников.
Библия открывает иную по сравнению с Кораном суть сострадания Бога. Евангелие от Иоанна (3:16) объясняет, что любовь и милость Бога были настолько велики, что Он пожертвовал Своим Сыном, послав Его в мир на жизнь и смерть за грешное, пад- шее, необратимо виновное человечество, благодаря чему грешники смогли получить спа- сение через веру в Иисуса и в достаточность Его жертвы для искупления всех грехов. Евангелие говорит, что «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою воз- любил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатию вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе... Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
В Коране нет согласия с тем, что Библия говорит о Личности Иисуса Христа. В Коране рассказывается, что Иисус родился от Девы Марии, зачавшей чудесным образом от Аллаха (Коран 3:47), что Он творил чудеса от самого рождения и является величайшим из всех Божьих проро- ков, превосходящим даже самого Мухаммеда. Но Коран не разъясняет, почему или благо- даря чему Иисус был более велик, чем все предшествовавшие Ему пророки. Единственное послание, которое, как сказано в Коране, Он дал миру, было тем же, что давали предшест- вовавшие Ему пророки: «...бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне... Поклоняйтесь же Ему!» (Коран 3:50-51.)
Коран дает Иисусу высочайшее звание пророка, однако, там нет объяснения, почему Он был так велик (кроме рождения от девственницы и способности творить чудеса, Коран не - приводит никаких фактов). Таким образом, в Коране нет смысла земного воплощения Иисуса.
Первая глава Евангелия от Иоанна разъясняет, что, будучи Божьим Словом, Христос явился Создателем всей вселенной, и этот же самый Создатель «стал плотию и обитал с нами» (Иоанна 1:14), дабы ученики Его видели славу Его, славу, как единородного от От- ца. Другими словами, Бог достаточно беспокоился о падшем человечестве, находящимся в безнадежном состоянии, чтобы прийти кнам в Личности Своего Сына и получить для грешного человека искупление. Но мусульмане упрекают христиан в том, что они являются «мушрикуну» т.е. теми, кто приписывает Аллаху соработников («шарикун» означает «партнер» или «товарищ»). Мусульмане не согласны с тем, что Бог предвечно существовал в виде трех Личностей. В Бытие 1:26-27 сказано, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. То есть человек имеет три природы, три составляющие: тело, душу и дух. В 1 Фессалоникийцам 5:23 приведена молитва Павла: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа Нашего Иисуса Христа».
Своеобразные замечания по этому поводу делает русский философ Н.Ф. Федоров. Пред- ставляя триединого Бога образцом, регулятивной идеей для человечества, осуществляю- щего дело объединения в единую братскую семью с целью воскрешения предков, Федо- ров рассматривал Троицу как Божественно совершенную родовую ячейку: Отец, Сын и дочь (Святой Дух) и в этом парадоксальным образом сближался с кораническим пониманием христианской Троицы как Бога, Иисуса и Марии[159]. Глубина христианской идеи триединого Бога для Федорова состоит в том, что это не еди- ный и единственный, монолитный Бог ислама и Ветхого Завета, а своеобразный идеаль- ный коллектив. «Московская Русь, быть может, и не думала, а только чувством постигала, что в Троице неслиянной заключается обличение ислама и в Троице нераздельной - обли- чение Запада и его розни»[160].
ОСНОВНЫЕ СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ ТОЛКОВАНИЯ СУЩНОСТИ БОГА В КОРАНЕ И БИБЛИИ
можно предста- вить в виде следующей таблицы (табл. 1).
|