Различное понимание ценностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различное понимание ценностей



 

В истории мировой культуры всеобщими являются общечеловеческие ценности, принадлежащие всему человечеству, существующие во все времена и у любого народа, ценности, которые присущи каждой культуре и развивают мировую культуру вцелом. К ним относятся духовные явления, которые выражены в таких абстрактных понятиях как красота, добро, истина, свобода и вера. В истории определенных народов различны и многообразны конкретные формы их проявления, но стремление их выразить есть цель каждой культуры. Указанные всеобщие ценности возникли в тесном единстве, составляли почти неделимое целое, формировались в истории у каждого народа в процессе поиска сущности и порядка в космосе, истинной природы его бытия. Как определенные понятия всеобщие ценности появились у древних греков в процессе поиска всеобщей гармонии, размышлений философов о единстве, целостности, гармонии с самим собой и с космическом порядком.

Поскольку духовная культура каждой цивилизации, любой исторической эпохи и отдельного народа складывается на основе представлений об истине, добре, красоте, свободе и вере, эти общечеловеческие ценности определяют уровень развития культуры, составляют грани ее целостности, являются тем, что формирует и развивает культуру отдельной личности. Поэтому можно сделать вывод о существовании общей закономерности развития мировой культуры, которая заключается в том, что человек с присущим ему разумом в истории движется от понимания ценности «всеобщего» к пониманию уникальной ценнности «единичного».

Главные ценности, к признанию которых исторически пришли граждане Запада, касаются индивида и общества, они были сформулированы во Всеобщей Декларации прав человека. Права человека это неотъемлемые свободы и права личности, которые каждый индивид обретает в силу рождения. В правах человека кристализуется гуманое обоснование самоценности человеческой личности, о которой смело стали говорить гуманисты эпохи Возрождения.

Англия в 1688 г. представила Европе первый документ закрепленных гражданских прав – «Декларацию прав», в которой содержались либерально-демократические ценности, ставшие краеугольным камнем парламентской демократии. Показательной в плане закрепления либерально-демократических ценностей становится Конституция Соединенных Штатов (1789) и Билль о правах. В 1791 году была принята «Декларация прав человека и гражданина». Потребовалось еще много лет, прежде чем государства, соединенные в Организацию Объединенных Наций, сформулировали права и свободы человека. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в которой отмечается, что каждый человек рождается свободным, имеющим права без какого-то различия: право на жизнь, свободу и безопасность личности, равенство перед законом, на гражданство и управление своей страной, на владение имуществом, на свободу совести, мирных собраний и ассоциаций, право на труд и свободный выбор работы, на образование, участие в культурной жизни и т.д.; свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, от рабства и подневольного существования, от пыток и жестогообращения, от произвольного вмешательства в личную и

семейную жизнь и т.п.

Следует отметить, что в системе ценностей европейской цивилизации приоритетный статус имеет идеал творческой индивидуальности. Вся культура, ориентированная на инновации и трансформацию традиций, призвана поддерживать культ творческой личности. Обучение, воспитание и социализация индивида в новоевропейской культурной традиции способствует формированию у него гибкого и динамичного мышления. Поэтому в системе ценостей большую роль играет научная рациональность и научная деятельность. Научное знание в современной техногенной цивилизации Запада становится главным условием преобразования мира, а наука помогает, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в смоответствии со своими целями. Наука становится условием процветания и прогресса, а ценность научной рациональности (заметим, но не раумности), ее влияние на все сферы культуры становится одним из главных признаков техногенного общества.

В странах Востока приоритет имеют другие ценности. Там, где преобладает влияние китайской культуры, в основном конфуцианства, в настоящее время не разделяются ценности, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека. Спор касается той гуманной основы, которая заложена в качетстве принципа прав и свобод человека и заключается в либеральном понимании свободной автономной личности. Практика достижения таких прав и свобод каждым гражданином, считают китайцы, может привести к избыточному индивидуализму, излишней конкуренции в обществе и «войне всех против всех». Обществу еще не хватает определенной зрелости для правильного понимания гуманности в соотношении общественного и индивидуального. В основу этого соотношения китайцы по-прежнему закладывают общественные интересы, а Запад – права и свободы личности. В «конфуцианских» странах Юго-Восточной Азии, известный профессор Гарвардского университета Ту Вэй-мин (этнический китаец) отмечает влияние на мировоззрение граждан шести основных ценностей:

«Во-первых, сильное центральное правительство, берущее на себя ответственность за благополучие народа и стабильность в обществе.

Во-вторых, обычаи и ритуалы, обладающие исключительной значимостью в формировании общественной добродетели и морали.

В-третьих, семья-базовая единица общества, главный транслятор ценностей от одного поколения к другому.

В-четвертых, гражданское общество, играющее роль «динамичного посредника» между частными и публичными сферами общественной жизни.

В-пятых, образование, «которое должно стать гражданской религией общества». Оно определяет особенность «конфуцианского гуманизма»: основное предназначение образования – скорее, «учить тому, как стать человеком», а не быть институтом, созданным для обретения знаний и профессиональных навыков.

В-шестых, зависимость качества жизни всего общества от уровня «самосовершенствования» каждого ее члена. Такое самосовершенствование означает, что люди признают приорететность своих этических обязанностей по отношению к обществу в сравнении обретения личных свобод и счастья. «Самосовершенствование – источник регулирования семьи, государственного правления и мира в поднебесной»[182].

В стремлении к этим шести ценностям содержится возможность сохранить и удержать то «локальное», которое не должно быть утрачено в безграничном «глобальном».

Япония, построив свою культуру на основе китайской, в процессе становления соеобразия своей истории сохраняла конфуцианские ценности, но обогащала их новыми идеями. Так в Японии стали популярны и повлияли на мировоззрение японцев ценности дзенбуддизма. Дзен стало внутренним духом каждого японца, идея преходящего мира, его текучести, постоянного движения и изменчивости повлияла на формирование постоянного стремления японца к обновлению. Приспособление к инновациям стало концептуальной основой сознания современного японца. Кроме того, в основу поведения и мировоззрения японца легла традиционная идея полной подчиненности индивида интересам компаниии, исключительной преданности ей, понимания того, что компания является главным центром, с которым служащий себя соотносит, от которого он будет зависеть всю свою жизнь. У японцев сложился стереотип «корпоративного человека» и коллективистский стиль менеджмента. Трудолюбие, самоотверженность и сдержанность, а также специфика японской традиции, которая заключается в естественном приспособлении к инновациям, породили «японское чудо» ХХ века. В сознании японца «никогда не стоял вопрос о насильственном вытеснении старого новым, заимствованное ассимилировалось, дополняло культуру Японии, органически встраивалось в культурную традицию»[183]. В начале ХХ1 века в Японии наметился глобальный переворот в мировоззрении «корпоративного человека», было запланировано изменение традиционной системы ценностей, ее замена на западную. В 1999 году кабинет министров Японии создал программный документ, в котором провозглашалось создание «экономического общества», адекватного глобализации, а в качестве задачи видвигалось формирование нового типа общества свободных и независимых индивидов с рыночной ориентацией, общества, в центре которого стоит индивид и господствуют неолиберальные ценности. Идеологический поворот в мировоззрении японцев заключался в изменении общественной морали и социального поведения, отказе от стереотипа «корпоративного человека», предоставление условий для свободы личности, творческой инициативы, оценки служащих только по результатам труда, преодоление чувства преданности компании, ликвидация системы пожизненного найма, принципов старшинства и лояльности. Западная идея неолиберального общества, которая раньше была чужда японскому мировоззрению, легла в основу социальных преобразований.

Иной по отношению к Западу культурный регион, который тоже встал на путь демократического преобразования социальных ценностей, это Индия. Но здесь сложилась совсем другая ситуация с традиционными ценностями. Вся история Индии как древняя, так и современная, свидетельствует о развитии своих традиций на основе соединения с другими, вливающимися в ее культуру. В настоящее время культурная специфика Индии заключается в следующем: она имеет можество локальных субкультур, религиозных общностей, каст, этнических групп. Их представители зачастую выступают против прозападных проектов, в защиту национальной самоидентичности. В Индии существует большое количество разговорных языков, помимо государственных, хинди и английского.

С древности мировоззрение индийцев формировалось в духе понимания того, что Индия – центр мироздания, общество формировалось и развивалось в строго иерархизированной варно-кастовой системе. Брахманизм обосновывал наличие у каждой варны своей дхармы (закон, правила, нормы), следование которой для каждого человека было обязательным. Выполняя свои определенные социальные, моральные, религиозные и политические обязанности, человек занимал свое место не только в индийском обществе, но и в структуре всего мироздания. Лишение касты приводило к социальной смерти человека. Одной из важных для индийцев традицией является филосософски обоснованное вегитарианство.

Исторически духовные ценности в Индии были связаны с религиями, в ней «прижились» такие религии как индуизм, буддизм, христианство, ислам, но основным своеобразием в настоящее время стало то, что в стране достигла невиданного размаха «новая религиозность», в которой важны культы неогуру. Современная Индия имеет тысячи ашрамов, где неогуру, объявляя себя «богочеловеками», в отличие от традиционных гуру, занимающихся с учениками индивидуально, стремятся собрать как можно большее количество своих последователей и поклонников. Они используют в больших аудиториях всевозможные психологические и гипнотические приемы. Таким образом, активная работа неогуру, медитация, йога, работа с чакрами, тантрические практики, идеи духовного оздоровления, аюрведа, закрепление в сознании мифологических символов и образов через школу, театр, кинематограф, ашрамы воздействуют на сознание современного индийца.

Сегодня Индия многонаселенная страна, которой удалось сохранить не только своеобразную духовность, но и в среде интеллектуальной элиты создать ученых с высоко-технологичным уровнем мышления и «компьютерных кудесников». Научная рациональность становится одной из главных ценностей современной Индии, она, не теряя своих традиционных духовных ценностей, активно включается в процесс принятия ценностей современной техногенной цивилизации. Выходит на передовые позиции освоения космоса. В настоящее время Индия входит в шестерку стран мира, обладающих особыми возможностями по запуску искусственных спутников, и занимает ведущее место в мире по внедрению космических технологий. В стране уже полностью сформировался рынок космических услуг, результаты космической деятельности активно внедряются в повседневную деятельность органов власти и промышленных компаний. Особеностью современной индийской культуры является то, что она, подвергаясь изменению засчет влиятия массовой культуры Запада, сохраняет свое своеобразие и не меняет своих основных традиций и ценностей. Западные же культурные символы существенно трансформируются современными индийцами прежде чем войти в местную культуру. В Индии используется, например музыкальный канал МТV, но там показывают клипы и транслируется музыка из современных индийских фильмов. Молодежь предпочитает слушать свою местную поп-музыку и саунд-треки из кинофильмов. Все западные компании, касающие пищевой промышленности и кухни в Индии вынуждены приспосабливаться, учитывать и базироваться на нацинальных предпочтениях.

Таким образом своеобразие современной Индии заключается в том, что она ассимилирует в себе всемирный процесс глобализации, перерабатывая в горниле своей культуры западную массовую культуру, выдавая в качестве результата свой национальный культурный продукт, и одновременно, свою национальную духовную культуру распространяет на Запад.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.007 с.)