Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Различное понимание ценностей
В истории мировой культуры всеобщими являются общечеловеческие ценности, принадлежащие всему человечеству, существующие во все времена и у любого народа, ценности, которые присущи каждой культуре и развивают мировую культуру вцелом. К ним относятся духовные явления, которые выражены в таких абстрактных понятиях как красота, добро, истина, свобода и вера. В истории определенных народов различны и многообразны конкретные формы их проявления, но стремление их выразить есть цель каждой культуры. Указанные всеобщие ценности возникли в тесном единстве, составляли почти неделимое целое, формировались в истории у каждого народа в процессе поиска сущности и порядка в космосе, истинной природы его бытия. Как определенные понятия всеобщие ценности появились у древних греков в процессе поиска всеобщей гармонии, размышлений философов о единстве, целостности, гармонии с самим собой и с космическом порядком. Поскольку духовная культура каждой цивилизации, любой исторической эпохи и отдельного народа складывается на основе представлений об истине, добре, красоте, свободе и вере, эти общечеловеческие ценности определяют уровень развития культуры, составляют грани ее целостности, являются тем, что формирует и развивает культуру отдельной личности. Поэтому можно сделать вывод о существовании общей закономерности развития мировой культуры, которая заключается в том, что человек с присущим ему разумом в истории движется от понимания ценности «всеобщего» к пониманию уникальной ценнности «единичного». Главные ценности, к признанию которых исторически пришли граждане Запада, касаются индивида и общества, они были сформулированы во Всеобщей Декларации прав человека. Права человека это неотъемлемые свободы и права личности, которые каждый индивид обретает в силу рождения. В правах человека кристализуется гуманое обоснование самоценности человеческой личности, о которой смело стали говорить гуманисты эпохи Возрождения. Англия в 1688 г. представила Европе первый документ закрепленных гражданских прав – «Декларацию прав», в которой содержались либерально-демократические ценности, ставшие краеугольным камнем парламентской демократии. Показательной в плане закрепления либерально-демократических ценностей становится Конституция Соединенных Штатов (1789) и Билль о правах. В 1791 году была принята «Декларация прав человека и гражданина». Потребовалось еще много лет, прежде чем государства, соединенные в Организацию Объединенных Наций, сформулировали права и свободы человека. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в которой отмечается, что каждый человек рождается свободным, имеющим права без какого-то различия: право на жизнь, свободу и безопасность личности, равенство перед законом, на гражданство и управление своей страной, на владение имуществом, на свободу совести, мирных собраний и ассоциаций, право на труд и свободный выбор работы, на образование, участие в культурной жизни и т.д.; свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, от рабства и подневольного существования, от пыток и жестогообращения, от произвольного вмешательства в личную и
семейную жизнь и т.п. Следует отметить, что в системе ценностей европейской цивилизации приоритетный статус имеет идеал творческой индивидуальности. Вся культура, ориентированная на инновации и трансформацию традиций, призвана поддерживать культ творческой личности. Обучение, воспитание и социализация индивида в новоевропейской культурной традиции способствует формированию у него гибкого и динамичного мышления. Поэтому в системе ценостей большую роль играет научная рациональность и научная деятельность. Научное знание в современной техногенной цивилизации Запада становится главным условием преобразования мира, а наука помогает, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в смоответствии со своими целями. Наука становится условием процветания и прогресса, а ценность научной рациональности (заметим, но не раумности), ее влияние на все сферы культуры становится одним из главных признаков техногенного общества. В странах Востока приоритет имеют другие ценности. Там, где преобладает влияние китайской культуры, в основном конфуцианства, в настоящее время не разделяются ценности, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека. Спор касается той гуманной основы, которая заложена в качетстве принципа прав и свобод человека и заключается в либеральном понимании свободной автономной личности. Практика достижения таких прав и свобод каждым гражданином, считают китайцы, может привести к избыточному индивидуализму, излишней конкуренции в обществе и «войне всех против всех». Обществу еще не хватает определенной зрелости для правильного понимания гуманности в соотношении общественного и индивидуального. В основу этого соотношения китайцы по-прежнему закладывают общественные интересы, а Запад – права и свободы личности. В «конфуцианских» странах Юго-Восточной Азии, известный профессор Гарвардского университета Ту Вэй-мин (этнический китаец) отмечает влияние на мировоззрение граждан шести основных ценностей:
«Во-первых, сильное центральное правительство, берущее на себя ответственность за благополучие народа и стабильность в обществе. Во-вторых, обычаи и ритуалы, обладающие исключительной значимостью в формировании общественной добродетели и морали. В-третьих, семья-базовая единица общества, главный транслятор ценностей от одного поколения к другому. В-четвертых, гражданское общество, играющее роль «динамичного посредника» между частными и публичными сферами общественной жизни. В-пятых, образование, «которое должно стать гражданской религией общества». Оно определяет особенность «конфуцианского гуманизма»: основное предназначение образования – скорее, «учить тому, как стать человеком», а не быть институтом, созданным для обретения знаний и профессиональных навыков. В-шестых, зависимость качества жизни всего общества от уровня «самосовершенствования» каждого ее члена. Такое самосовершенствование означает, что люди признают приорететность своих этических обязанностей по отношению к обществу в сравнении обретения личных свобод и счастья. «Самосовершенствование – источник регулирования семьи, государственного правления и мира в поднебесной»[182]. В стремлении к этим шести ценностям содержится возможность сохранить и удержать то «локальное», которое не должно быть утрачено в безграничном «глобальном». Япония, построив свою культуру на основе китайской, в процессе становления соеобразия своей истории сохраняла конфуцианские ценности, но обогащала их новыми идеями. Так в Японии стали популярны и повлияли на мировоззрение японцев ценности дзенбуддизма. Дзен стало внутренним духом каждого японца, идея преходящего мира, его текучести, постоянного движения и изменчивости повлияла на формирование постоянного стремления японца к обновлению. Приспособление к инновациям стало концептуальной основой сознания современного японца. Кроме того, в основу поведения и мировоззрения японца легла традиционная идея полной подчиненности индивида интересам компаниии, исключительной преданности ей, понимания того, что компания является главным центром, с которым служащий себя соотносит, от которого он будет зависеть всю свою жизнь. У японцев сложился стереотип «корпоративного человека» и коллективистский стиль менеджмента. Трудолюбие, самоотверженность и сдержанность, а также специфика японской традиции, которая заключается в естественном приспособлении к инновациям, породили «японское чудо» ХХ века. В сознании японца «никогда не стоял вопрос о насильственном вытеснении старого новым, заимствованное ассимилировалось, дополняло культуру Японии, органически встраивалось в культурную традицию»[183]. В начале ХХ1 века в Японии наметился глобальный переворот в мировоззрении «корпоративного человека», было запланировано изменение традиционной системы ценностей, ее замена на западную. В 1999 году кабинет министров Японии создал программный документ, в котором провозглашалось создание «экономического общества», адекватного глобализации, а в качестве задачи видвигалось формирование нового типа общества свободных и независимых индивидов с рыночной ориентацией, общества, в центре которого стоит индивид и господствуют неолиберальные ценности. Идеологический поворот в мировоззрении японцев заключался в изменении общественной морали и социального поведения, отказе от стереотипа «корпоративного человека», предоставление условий для свободы личности, творческой инициативы, оценки служащих только по результатам труда, преодоление чувства преданности компании, ликвидация системы пожизненного найма, принципов старшинства и лояльности. Западная идея неолиберального общества, которая раньше была чужда японскому мировоззрению, легла в основу социальных преобразований.
Иной по отношению к Западу культурный регион, который тоже встал на путь демократического преобразования социальных ценностей, это Индия. Но здесь сложилась совсем другая ситуация с традиционными ценностями. Вся история Индии как древняя, так и современная, свидетельствует о развитии своих традиций на основе соединения с другими, вливающимися в ее культуру. В настоящее время культурная специфика Индии заключается в следующем: она имеет можество локальных субкультур, религиозных общностей, каст, этнических групп. Их представители зачастую выступают против прозападных проектов, в защиту национальной самоидентичности. В Индии существует большое количество разговорных языков, помимо государственных, хинди и английского. С древности мировоззрение индийцев формировалось в духе понимания того, что Индия – центр мироздания, общество формировалось и развивалось в строго иерархизированной варно-кастовой системе. Брахманизм обосновывал наличие у каждой варны своей дхармы (закон, правила, нормы), следование которой для каждого человека было обязательным. Выполняя свои определенные социальные, моральные, религиозные и политические обязанности, человек занимал свое место не только в индийском обществе, но и в структуре всего мироздания. Лишение касты приводило к социальной смерти человека. Одной из важных для индийцев традицией является филосософски обоснованное вегитарианство.
Исторически духовные ценности в Индии были связаны с религиями, в ней «прижились» такие религии как индуизм, буддизм, христианство, ислам, но основным своеобразием в настоящее время стало то, что в стране достигла невиданного размаха «новая религиозность», в которой важны культы неогуру. Современная Индия имеет тысячи ашрамов, где неогуру, объявляя себя «богочеловеками», в отличие от традиционных гуру, занимающихся с учениками индивидуально, стремятся собрать как можно большее количество своих последователей и поклонников. Они используют в больших аудиториях всевозможные психологические и гипнотические приемы. Таким образом, активная работа неогуру, медитация, йога, работа с чакрами, тантрические практики, идеи духовного оздоровления, аюрведа, закрепление в сознании мифологических символов и образов через школу, театр, кинематограф, ашрамы воздействуют на сознание современного индийца. Сегодня Индия многонаселенная страна, которой удалось сохранить не только своеобразную духовность, но и в среде интеллектуальной элиты создать ученых с высоко-технологичным уровнем мышления и «компьютерных кудесников». Научная рациональность становится одной из главных ценностей современной Индии, она, не теряя своих традиционных духовных ценностей, активно включается в процесс принятия ценностей современной техногенной цивилизации. Выходит на передовые позиции освоения космоса. В настоящее время Индия входит в шестерку стран мира, обладающих особыми возможностями по запуску искусственных спутников, и занимает ведущее место в мире по внедрению космических технологий. В стране уже полностью сформировался рынок космических услуг, результаты космической деятельности активно внедряются в повседневную деятельность органов власти и промышленных компаний. Особеностью современной индийской культуры является то, что она, подвергаясь изменению засчет влиятия массовой культуры Запада, сохраняет свое своеобразие и не меняет своих основных традиций и ценностей. Западные же культурные символы существенно трансформируются современными индийцами прежде чем войти в местную культуру. В Индии используется, например музыкальный канал МТV, но там показывают клипы и транслируется музыка из современных индийских фильмов. Молодежь предпочитает слушать свою местную поп-музыку и саунд-треки из кинофильмов. Все западные компании, касающие пищевой промышленности и кухни в Индии вынуждены приспосабливаться, учитывать и базироваться на нацинальных предпочтениях. Таким образом своеобразие современной Индии заключается в том, что она ассимилирует в себе всемирный процесс глобализации, перерабатывая в горниле своей культуры западную массовую культуру, выдавая в качестве результата свой национальный культурный продукт, и одновременно, свою национальную духовную культуру распространяет на Запад.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.007 с.) |