Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совместимость классических типов понимания права (Мартышин ТГП стр.250-257)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Соотношение между типами правопонимания предполагает упразднение эксцессов каждого типа понимания права, заключающихся в возведении своей позиции в абсолют, в попытках вытеснить другие виды понимания права, тогда как каждый из них характеризует одну из сторон права. О соотношении позитивизма и идеальных типов понимания права: В позитивизме речь идет не о явлении права вообще, а о позитивном праве, официально признанном в определенной стране в определенный отрезок времени. В частности, Дж. Остин (позитивист) подчеркивал это. При такой оговорке у сторонников идеальных типов понимания права (естественно-правовое, философское) возражений возникнуть не может. Позитивистское правопонимание – основное, базовое, поскольку нормы именно позитивного права обязательны для населения, юристы и суды применяют именно его. И изучают в вузах позитивное право. Право для позитивистов - это право в узком, строгом смысле слова, «право в юридическом смысле». Реалистический, практический характер является одним из важнейших достоинств позитивистского понимания права. Позитивизм допускает, что право может быть как «плохим», так и «хорошим», он не предполагает обязательную положительную оценку действующего права. Если исключить эксцесс позитивизма, заключающийся в исключении возможности нравственной оценки действующего права, противоречий между позитивизмом и идеальными представлениями о праве можно избежать. Идеальные же типы правопонимания исходят не из того, каково действующее право, а из того, каким оно должно быть. Это – критерии оценки позитивного права. Это – не право в строгом смысле слова, они не являются «юридическим правом», поскольку не обеспечиваются принудительной силой государства (здесь речь идет о естественном праве в современном его понимании, а также о философском понимании права). Идеальные понимания - «морально-политическое право», социальные ожидания в правовой области. Чтобы стать правом в юридическом смысле, идеальные типы должны воплотиться в нормах позитивного права. Оба идеальных правопонимания постоянно вступает в противоречия с несовершенным позитивным правом, и представляют собой средства его улучшения. Однако, не забываем, что философское понимание – научная абстракция, которая не способна заменить позитивистские и естественно-правовые теории. Идеальные типы понимания – критерии оценки позитивного права. Они не определения права в строгом смысле слова, но они необходимы для юрид теории и практики. Противоречия между двумя видами позитивизма (нормативизм и социологический П): Их противоречия устранимы и примиримы, если принять во внимание следующие обстоятельства: Социологический позитивизм видит право в том, что нормативисты считают реализацией (применением) права. СП рассматривает не только абстрактную норму, но и ее воплощение в жизни в решениях и отношениях между людьми. Эти разногласия не столь глубоки и принципиальны, поскольку правовая норма создается действительно для того, чтобы быть примененной в конкретном случае, в решении, в отношениях между людьми. Приверженность к нормативизму или СП связана с национальными и историческими традициями правовых систем в разных странах. СП получил распространение в США и Англии, где испокон веков велика роль прецедента (решения по конкретному делу). В странах континентальной Европы прижился нормативизм ввиду того, что источником права считался закон. Впрочем, это не помешало появлению СП в Европе и России, а нормативизма в Англии. Тенденции сближения двух правовых систем (ром-герм и общего права) в настоящее время свидетельствуют об органическом единстве обоих типов позитивизма (в странах общего права возрастающую роль играет законодательство, сужая сферу действия прецедента; в странах Романо-герм. правовой семьи прецеденты или их подобие активно влияют на содержание права). Для сочетаемости обоих видов позитивизма необходимо избавиться от эксцессов обоих. Об эксцессах нормативизма см. выше. Эксцессом СП являются: - правовой плюрализм, произвольное расширение понятия права за счет включения в него норм квазиюридического характера, не признаваемые государством («право» объединений, союзов у Эрлиха, «право» профессиональных, возрастных, национальных и т.п. групп у Петражицкого). Обычаи и традиции, общепринятые в различных группах, являются юридическим правом только тогда, когда они официально признаются государством. Вне этих пределов они квазиправовые, их законодатель должен учитывать, так как в них воплощено народное правосознание, но правом в строгом смысле оно не является; - убежденность в абсолютной свободе судейского усмотрения (американские реалисты Дж.Фрэнк, К.Ллевеллин), в том, что судья принимая решение, ничем не связан и руководствуется исключительно собственной интуицией; амер. реалисты отрицали не только значение общих норм, но и их наличие: законы слишком неопределенны, чтобы связать волю судей в конкретном деле. Отказавшись от указанных эксцессов и полемических преувеличений, станет понятно, что между двумя видами позитивизма нет непримиримых противоречий – они просто берут за основу разные уровни права, однако один без другого не охватывают явление права целиком, отсюда целесообразность синтеза обоих представлений. В противоречиях между общими нормами и конкретными решениями и их взаимовлиянии и заключается реальная жизнь права. Каждый из рассмотренных типов правопонимания имеет свою сферу действия, однако между ними есть соприкосновения, свидетельствующие об их органической связи и дающие возможность идеальным типам влиять на позитивное право. Формы такого влияния правовых идеалов на позитивное право: изменения в действующем праве (наиболее эффективное средство – приведение поз. права в соответствие с представлениями о справедливости; в настоящее время сфера экспансии ест. права – права человека) 2. толкование норм позитивного права (нередко не обходится без обращения к фил. пониманию права и правовому идеалу) 3. общие принципы права (общие принципы, признанные позитивным правом (н-р, требования разумности, добросовестности, справедливости в гражданском праве РФ), но лишены конкретности и определенности, что сближает их с идеальными типами понимания права) 4. право и суды справедливости, действующие по собственным принципам, не связанные с нормами позитив. права(преторское право в Др.Риме, суд канцлера и право справедливости в Англии, третейские и волостные суды в России до революции и т.п.). Современные Гр.Кодексы предусматривают при отсутствии или неясности закона обращение к общим началам и смыслу законодательства, требованиям добросовестности, разумности, справедливости (ст.6, ч.2 ГК РФ) 5.Соотношение общетеоретических юридических дисциплин: философии права, социологии права, теории государства и права.( ТГП-Мартышин срт.17-26) Не существует единого названия науки, изучающей общие закономерности государства и права. «ТГП»-наиболее распространенное название и включенное в Гос-ное образ.стандар.Термин философия права возник в конце 18в.Им широко пользовался Густав Гуго (историческая школа права),но особую известность приобрел благодаря книге Гегеля «ФП». ФП,СП, ТГП рассмотрение полностью предмета возможно только в сочетании 3 названных направлений или подходов.Каждый представляет как часть комплексной науки о праве и государстве.Но этим вопросом о соотношении названных компонентов полностью не снимается. М.Ван Хук отмечает, что после Второй мировой войны на Западе шла дискуссия, в ходе которой ФП и ТП противопоставлялись друг другу как два взаимоисключающих походов к юр.проблемам.ганс Кельзен пологал, что между двумя направлениями юр.науки имеет место разделения труда, они скорее дополняют друг друга, чем конкурируют.Эта позиция позволяет рассматривать все в комплексе теоретико-правовых исследований как единого целого.В названии много расхождений, одни предпочитают ФП, другие Общая теория права.У нас утвердилось ТГП.Оно точно, емко и в сравнении с ФП обладает преимуществами нейтральности и умеренности.Нет оснований отказываться от такого названия, но помнить, что ТГП в широком смысле вкл.в себя важнейшие элементы вФП,ТП,СП.Однако сосуществование в одной учебной программе наряду с ТГП курсов лекций и учебников по ФП способно привести лишь к дублированию и созданию надуманных проблем, в том числе в связи и необходимостью размежевания.Философия, теория права и социология это не три раздела ТГП, не три части учебного курса, а три пласта, подхода или метода исследования, которые присутствуют в разном соотношении почти в каждой теме. 6.Интегративное, интегральное понимание права. ( Лапаева и ТГП –Мартышин стр.247-248) Лапаева:Наряду с рассматриваемыми в рамках нашей классификации типами правопонимания, развивающимися в русле классических представлений о праве, в последние десятилетия становится все более популярным интегральный (синтетический) подход к правопониманию. Речь идет не вообще о так называемой интегральной (общей, синтезированной) юриспруденции, с позиций которой право как полисемантическое явление должно рассматриваться в качестве «сложноорганизованного и многофакторного объекта познания, находящегося в состоянии динамики и постоянного обмена познавательными ресурсами и обобщениями между различными правоведческими подходами»1, а об интегральном правопонимании, ориентированном на выработку такого понятия права, которое представляло бы собой синтез различных типов правопонимания. Поиски подобного типа правопонимания составляют уже довольно устойчивую традицию как в западной, так и в отечественной правовой мысли. В числе наиболее заметных сторонников данного подхода обычно называют Б. А. Кистяковского, П. А. Сорокина, А. С. Ященко, Г. Д. Гурвича, Дж.Холла, Г. Бермана В российской испруденции попытка интегрального право-понимания была предпринята уже К. А. Неволиным в его «Энциклопедии законоведения» (1839–1840) — первом собственно юридическом исследовании философско-правовой проблематики в России.В этой работе автор (который, кстати, был одним из немногих русских слушателей лекций Гегеля в Берлине) стремился осуществить «синтез универсализма и индивидуализма (объективного и субъективного направлений, по его терминологии — В. Л.), общества и личности, права и нравственности, права и политики»1 и на этой основе преодолеть противопоставление естественного и позитивного права. В дальнейшем интерес к выработке интегрального право-понимания в России в значительной мере был связан со стремлением увязать в рамках единого понятия права индивидуалистическое личностное начало, в котором проявляется стремление человека к свободе, с социальным началом, в основе которого лежит идея социальной справедливости. Мартышин: Одно из проявлений тенденции к сближению- так называемое широкое (по сравнению с нормативизмом) понимание права. Его называют также интегральным, или интегративным. Под правом понимается не только юридические нормы, но и возникающие в соответствии с этими нормами общественные отношения (правовые отношения), и представления о том, каковы должны быть эти нормы (правовое сознание) Это не новое явление.Такое понимание права (в разных вариантах) свойственно многим исследовтелям…..Приведем пример широкого (интегративного) подхода определение Мальцева: «Право….есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения». Достоинство «широкого понимания»-стремление представить право как многоплановое явление, а недостаток – в нетерпимости к иным определениям, особенно к нормативизму, в непризнании их ценностей. «Широкое определение» предлагает полный набор правовых явлений-нормы, реальные отношения, идеи. Интегративность –это совокупность норм и идей любого правосознания и есть единственность. Право — совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. 7. Право и нравственность как форма регулирования общественных отношений. Их особенности. Право неединственный социальный регулятор, выделяют: нормы обычаев, религии, традиции, морали, корпоративные нормы. Объективное право – это система выражающих государственную волю общеобязательных правил (норм), направленных на регулирование общественных отношений и охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата. Субъективное право – это принадлежащее конкретному лицу правомочие, основанное на объективном праве. Признаки права: - государственно-волевой характер; - нормативный характер права; - наличие у права специфической формы выражение; - системность права; - формальная определенность права. Есть близкие понятия: мораль, нравственность, этика. Древние Греки пользовались понятиями - этика, этика – это весь круг проблем все правила которые определяют поведение человека в обществе (обычаи, законы). Нет дифференциации. Такое понимание этики дошло до И.Канта, который употреблял вместо этики – нравственность. Нравственность – это весь круг обязанностей человека. Выделял две части: право и мораль. В основе нравственности лежит категорический императив, Кант дает два определения категорического императива: 1) «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законам»; 2) «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Право и мораль (добродетель), представляют две части учения о нравах или метафизики нравов (нравственности). В основе морали права лежат одни принципы, самая общая формулировка категорический императив. Право и мораль различаются: 1) мотивы его соблюдения; 2) способ обеспечения. Когда закон соблюдается в силу внутренних убеждений, согласно категорическому императиву, речь идет о моральном поведении. Когда закон соблюдается внешне, под влиянием мотивов, не связанных с категорическим императивом – речь идет о легальном поведении. Мотив разграничивает сферы добродетели (морали) и законности. Законность формальна, она требует простого соблюдение правил. Добродетель – соблюдение правила по убеждению. Возможность принуждения – важнейшее отличие права от морали. Исключить санкцию право превратится в мораль. В «Метафизических началах учения о праве» дается следующее определение: «Право есть совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.». Гегель, мораль индивидуальна и присуща каждому человеку, а нравственность общественна. Гегель различает философское и прикладное понятие права. Философское понятие права это «Идея права – есть свобода», т.е. право определяет сферу разумной сферы лица, ограниченную такой же свободой других лиц. Определение пределов свободы и несвободы - вот что такое право. Право и государство относятся к сфере объективного духа. Триада, названная Гегелем объективным духом, состоит из абстрактного права, морали, нравственности. Абстрактное право это правоспособность лиц, не связанных статусом граждан. В триаду, объединяемою этим названием, Гегель включает собственность, договор и неправо (обман, преступление). Мораль – ограничивает абсолютную свободу субъекта абстрактного права. Это область должного, а не возможного, оценка поведения человека, отношение к его поступкам. Мораль включает добрые побуждения и дурные побуждения. Абсолютное право и мораль как тезис и антитезис, приходят к синтезу – это нравственность. По мнению Гегеля, мораль носит индивидуальный, субъективный характер, а нравственность общественный, человек часть коллектива. В сфере нравственности человек выступает как часть объединения, их три: семья, гражданское общество, государство. Мораль, нравственность, этика это синонимы. Мораль и нравственность это представление о добре и зле. (проф. Мартышин О.В. ауд. Лекция № 1, с 74 минуты). Главное назначение морали – создать условия для коллективной жизни людей. Мораль подчиняет интересы индивидов целям и задачам какого-либо социального целого, заставляет их строить свои отношения с обществом в соответствии с определёнными ценностями. (стр. 205 О.В. Мартышин ТГП).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.167 (0.009 с.) |