Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и общество. Гражданское общество.

Поиск

Государство возникло как результат определенных общественных отношений, воздействует на общество через свои властные веления. Оно выступает субъектом власти, а общество объектом. При этом гос. власть может осуществляется вопреки принципам демократии, интересам большинства или меньшинства, в направлении прогресса или регресса общества. Неодинакова и степень воздействия общества на государство. Оно зависит от того в какой мере общество (его члены) защищены от произвола и беззакония со стороны гос-ва, есть ли у общества механизмы удержания гос.власти в рамках закона. В любом случае власт. Деятельность гос-ва затрагивает интересы общества и отдельных лиц.

Развитие и взаимодействие гос. и общества можно проследить в их историческом развитии. Выделяют две стадии:1 стадия традиционного общества, 2. стадия техногенного общества. Так же можно выделить стадию глобализации, перехода к новой цивилизации универсального типа.

Традиционное общество:

Специфика состоит в том, что оно сохраняет слитность индивида с традиционной общностью (родовой, племенной и т.д.), а так же восприятие мира. Природного и социального, естественного и сверх естественного. Религия является универсальной формой общественного сознания, во многом определяющей характер соотношения и взаимодействия власти и общества. Государство по началу использует традиционные институты власти- советы, собрания и т.д. потом они исчезают.

В обществе распространяется религиозный взгляд на природу власти.

Иерархическая структура традиционного общества, разделявшегося по кастовому, сословному или религиозному принципу, предполагала открытое закрепление неравенства.

Техногенное общество:

На место права привелегий и иерархического принципа построения общества приходит право, отражающее формальное равенство субъектов как в сфере частных интересов, так и в отношениях с властью, утверждается единая для всех законность.

Религия вытесняется из публично- правовой сферы и становится частным делом.Государство больше не воля божья. Буржуазный переворот внес изменеия во взглядах на гос-во и его соотношение с обществом. Общество нуждалось в механизме, который оградили бы его от узурпации власти, должен включать:

1.правовое закрепление границ свободы индивида с целью недопущения ограничения гос-вом его естественных прав.

2. определенную «конструкцию» государства призванную гарантировать выражение в законе народной воли.

3. способы предотвращения возможной узурпации власти, а так же недопущения ее функционирования в случае, если это произошло.

Государство построенное по такой модели – правовое, а общество, в этих условиях- гражданское. Гражданское общество и правовое гос-во- категории парные, одно предполагает другое.

Впервые понятие близкое к «гражданскому обществу» возникает у Аристотеля, у него речь шла о политической общности и полит-ком сообществе. Приближаем к нему был Полис, то есть город-государство.

В эпоху абсолютизма, формирования гос. системы, вытеснения элементов самоуправления, гос-во окончательно окончательно противопоставило себя обществу, и общество стало рассматриваться как противовес гос-ву. Заслуга разграничения понятий гос. и общество приписывается Гегелю.

Гегель обобщая взгляды предшественников, ввел разграничение понятий гражданского общества и гос-ва, выявил противоположность.

Человек выступает как часть какого-либо общественного объединения, Гегель выделяет три типа объединений: семью, гражданское общество и государство. Гражданское общество включает в себя институты, как правосудие и полиция, которые обеспечивают частные интересы, прежде всего собственность.

Для гражданского общества характерны разобщенность и преследование сугубо частных интересов. Каждый думает только о себе, относясь к другим только как к средству для достижения своих целей. Такое общество само по себе не способно служить общему благу, в нем царит экономический и не этический закон.

Есть две оценки Гегеля.

Марксиситы рассматривают гр. Общество как буржуазное, как организациюпроизводства и общественных связей, сфеу частных интересов, эгоизма. По Марксу в отличии от Гегеля гос-во основано на эксплуатации труда.

Радикальные и либерально-демократические взгляды- общество- сфера социальной интеграции определенной автономии. Его способность- самоорганизация посредством создания общественных организаций и движений, сдерживающих вмешательство бюрократического государства, которое отстаивает бюрократические интересы. Тут общество рассматривается как носитель высших интерсов, призванный предъявлять гос-ву свои требования, оно выражает желания народа. Эти представления легли в основу современного подхода к пониманиб ГР. Общества.

Сейчас:

Гр. Общество отделяется от гос-ва по принципу автономии, т.е. определенной самостоятельности. Это сфера в которой гос-во призвано обеспечить соблюдение порядка путем введения общих правил и полицейских мероприятий. Но гос-во не управляет гр.обществом. как своими средствами, рксурсами или аппаратом. Широко распространено мнение, что гр.общество охватывает все негосударственные структуры и отношения, т.е. экономику, культуру, образование, религию, спорт и т.д. мкладывающиеся на основе объединения людей. Гр. Общество призвано постоянно воздействовать на гос-во посредством активного выдвижения своих позиций.

33. Юридический позитивизм. Его истоки, эволюция и современное состояние.

Согласно нормативизкому пониманию права представляет собой совокупность общих правил поведения (норм), установленных или признанных государством и обеспечиваемых им в случае необходимости посредством принуждения.

Компоненты:

Право ассоциируется с особого рода правопорядком, Аристотель: порядок и есть своего рода закон. Кельзен Г. (1881-1973) право – это принудительный порядок.

Важнейшее свойство права – его нерасторжимая связь с государством. Со времен Гоббса Т., нормативисты считают, что право – это воля суверена, приказ высшей власти в государстве. Гоббс Т., утверждал, что авторитет, т.е. власть, а не истина или справедливость порождает закон.

Лейст О.Э., «право создается государством в том смысле, что норма становится правовой с момента официального признания (или создания) ее государством и определения санкции за ее нарушение». Санкция важнейший признак права. П.И. Новгородцев (1866-1924) называл насилие и принуждение «неизбежными средствами государства и права». Существуют не только принудительные средства воздействия, но и поощрительные.

Итак, основными элементами нормативсткого понимания права являются: 1) совокупность обязательных и общих норм, 2) воля суверена и 3) обеспеченность государственным принуждением в случае несоблюдения нормы.

Так же к классическому нормативному определению дополняют нормы и принципы.

В соответствии с Уставом Международного суда «общие принципы права, признанные цивилизованными народами» рассматриваются в качестве источника права. К этим принципам обращаются так же Конституционный совет и суд Европейского сообщества. Общие принципы получают признание во внутригосударственном праве, в преамбуле к конституции Франции (1946 и 1958) провозглашалась верность «фундаментальным принципам, признанным законами республики».

Принципы – это тоже правила, но менее опредленные и потому более подвижные, эластичные, чем четкие и конкретные правила, изложенные в традиционной юридической форме норм.

Помимо деления принципов на закрепленные и незакрепленные, выделяют по содержанию принципы этического (морального или философско-правового) порядка и принципы технического порядка. Первые вытекают из общих этических ценностей (свобода, равенство, справедливость). Технические принципы представляют собой результат опыта и мастерства правового регулирования (ясность, непротиворечивость, стабильность).

Различают так же принципы права, касающиеся правовой системы в целом или ее отдельных отраслей и институтов.

Методологические принципы нормативного понимания.

Нормативисты концентрируют свое внимание на изучении действующего права и видят свою задачу в том, чтобы разграничить его с правовым идеалом.

В полном соответствии с философией позитивизма (действительное знание эмпирическое исследование) нормативисты стремятся построить правоведение, и в том числе теорию государства и права, по образцу естественных наук, т.е. исходить из эмпирических данных, не вторгаясь в сферы, не доступные чувственному восприятию.

Логическое следствие этих принципов является призыв изучать право без идеологии и пристрастий. С объективностью нормативисты связывают освобождение правовой теории от моральных суждений, от ценностного подхода.

Нормы права должны соблюдаться не потому, что они справедливы, а потому что они нормы права. Этот принцип сохраняется до сегодняшнего дня.

Как отмечают М. Тропер и Д. Лошак, нормативизм характеризуется сведением права к нормам, а проблем права – к анализу норм при известном пренебрежении к реальности, к осуществлению права, к обстоятельствам и условиям, которые его формируют.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.008 с.)