Высшая школа национального права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшая школа национального права



Казахский Гуманитарно-Юридический Университет

Высшая школа национального права

Кафедра теории и истории государства и права

 

«Согласовано» «Утверждаю»

Заведующий кафедрой Проректор-директор

теории и истории высшей школы

государства и права национального права

д.ю.н., и.о. профессора д.ю.н., профессор

Шапак У. Сейтенов К.К.

«___» _________2011 г. «____» ________ 2011 г.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(syllabus)

 

По дисциплине «Теория государства и права»

По специальности «5В030100»- Юриспруденция

5В030300 «Правоохранительная деятельность»

(шифр и наименование специальности)

Форма обучения ___ Дневная, вечернее

(дневная, заочная, вечернее, дистанционная)

Код дисциплины 12.00.01

Курс I семестр I и II

Всего: 4 кредита РК-4

Лекций- 40 часов Семинаров- 20 часов

СРСП- 30 часов СРС- 30 часов

Экзамен 1, 2 Объем часов 120 часов

Астана 2011

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (syllabus) составлена на основании типовой рабочей учебной программы по «Теории государства и права» для высших учебных заведений.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (syllabus) подготовлена к.ю.н., и.о. доцента кафедры теории и истории государства и права Наурызбай А.Ж.

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (syllabus) обсуждена на заседании кафедры теории и истории государства и права.

 

Протокол от № _____ от «____» ___________2011 г.

 

Заведующий кафедрой

д.ю.н., и.о. профессора

У. Шапак «__» _________2011 г.

 

 

Рекомендовано УМС

 

Протокол № «__»_______________2011 г.

 

 

 


Данные о преподавателе

 

Данные о преподавателях курса:

Раздел 1 «Теория государства» - старший преподаватель кафедры Джумабаев Арман Карсакбаевич;

Научные интересы преподавателя: теория государства, теория функций современного государства (тема кандидатской диссертации «Функции современного государства (на примере Республики Казахстан)».

Раздел 2 «Теория права» - к.ю.н., и.о. доцента Наурызбай Айгүл Жұмағалиқызы.

Научные интересы преподавателя: «Становление и развитие законодательства о языках в Казахстане».

Владение языками: Казахский, русский.

Данные кафедры: «Теории и истории государства и права», кабинет №226, раб. тел: 70-30-26

Практические занятия ведут - к.ю.н., и.о. доцента НаурызбайА.Ж., ст. преподаватель Есенгалиева Б.К., преподаватель кафедры магистр права Кусаинова А.О.

 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины

 

Пререквизиты

1. История государства и права

2. История Казахстана

Теория государства и права использует методологический арсенал:

1.общей социологии;

2. социальной философии;

3. логики, взаимодействуя с политологией (политические конфликты, диалектика реформ и революций, формы демократии и авторитаризма, партийные системы, политическая культура и психология) и историей политических и правовых учений, историей государства и права как смежными историко-теоретическими дисциплинами, разрабатывая на данной научной основе те конкретно-теоретические принципы, которые способствуют научному воспроизведению целостной картины государственно-правовой действительности и обеспечивают познание специфических закономерностей ее развития.

Понятия, вырабатываемые теорией государства и права, составляют основу для отраслевых юридических наук, входящих в состав правоведения (конституционного права, гражданского права, семейного права, трудового права, административного права, уголовного права и других). С теории государства и права логически начинается изучение правоведения.

Постреквизиты

1. Сравнительное правоведение

2. ИППУ

3. Отраслевые юридические науки

 

 

Характеристика дисциплины

 

В системе подготовки специалистов в области юриспруденции теория государства и права является базовой теоретико-методологической дисциплиной. Изучение теории государства и права весьма актуально, исходя как из академической, образовательной так и прагматической ее роли. Основные понятия теории государства и права отражают основные элементы государственно-правовой системы общества и служат опорными пунктами при изучении любой юридической дисциплины. Только получив представление об этих элементах, студент может начать «вхождение» в юриспруденцию.

Цель изучения данного курса – получение знаний о государственных и правовых институтах, усвоение и расширение теоретических представлений по основополагающим категориям в сфере государственно-правовых явлений, выработка понимания значимости познания теории государства и права для эффективной и адекватной деятельности юриста-практика.

Задачи изучения дисциплины –

Составить четкое представление об основных понятиях науки теории государства и права в их соотношении друг с другом.

Познать закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Получить знания в области эволюции и соотношения современных государственных и правовых систем.

Выработать умение разбираться в основных проблемах современного понимания государства и права.

Выработать умение характеризовать современные политико-правовые доктрины.

Получить навыки работы с литературой по проблемам теории государства и права, уметь ее анализировать, вырабатывать собственные суждения, производить собственные умозаключения, уметь аргументированно излагать достижения в области теоретической мысли по теории государства и права и собственное видение проблем.

Выработать умение реализовывать полученные знания по теории государства и права в последующей практической деятельности.

Обязанности студентов: В обязанности студентов, изучающих курс предмета «Теория государства и права» входит, прежде всего:

– Посещение всех занятий и конспектирование лекций по данной дисциплине.

– Активность и подготовленность в ходе семинарских занятий.

– Выполнение строго по графику всех необходимых заданий.

– Для приобретения знаний и навыков по дисциплине «Теория государства и права» необходимо, чтобы студенты своевременно и точно выполняли задания, а также индивидуальные задания, разработанные для самостоятельной работы студентов. Студенты обязаны знакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем.

– Своевременная сдача промежуточного (тестирование, выполнение письменных контрольных работ, защита эссе, рефератов, докладов) и итогового контроля (экзамен). Промежуточные контроли на 7 и 14 неделях, экзамен на 18 недели учебного процесса.

Основные требования к компонентам курса и к его изучению для студентов:

- Выполнение заданий должно занимать не менее 2-3 часов в неделю. Вы должны постоянно консультироваться с преподавателем согласно графику. Необходимо готовиться к каждому занятию, т.к. по каждой теме Вам придется готовить разное количество заданий, и поэтому в случае не подготовки Вы не сможете сдать «долги» по курсу, т.к. задания необходимо выполнять в срок. При обсуждении указанной по графику темы, Вам необходимо просмотреть предварительно весь материал. На занятиях в аудитории Вы будете выполнять мини-задания в виде решения практических задач, тестов. Результаты будут объявлены на следующем занятии, либо на рейтинговой недели.. При выполнении практических задач Вам необходимо опираться на соответствующие статьи законов и нормативные правовые акты Республики Казахстан и грамотно изложить пути решения поставленных задач.

Письменный реферат, эссе и доклад выполняются по заранее выбранной теме и должны включать в себя: введение, основную часть, заключение, в случае необходимости приложения в виде таблиц и схем, и списка использованной литературы. Необходимо отметить, что список использованной литературы должен включать в себя:

1) основную литературу;

2) дополнительную литературу;

3) нормативно-правовые акты.

- Реферат, эссе и доклад оформляются письменно (рукописно) и защищаются на занятии. Промежуточные аттестации будут проводиться по установленным правилам. Все задания на экзамене будут основаны на домашних работах, практических задачах, тестах и т.д.

- При выполнении заданий Вы не должны:

1) заниматься плагиатом;

2) позволять другим делать за Вас работу;

3) пытаться сдать работу не в установленные сроки;

4) не участвовать в работе группы при выполнении групповых заданий и требовать за это баллы и т.д.

Надеемся, что у Вас будет серьезный подход к изучению курса. При пропусках занятий, нарушении дисциплины, ненадлежащем соблюдении графика освоения дисциплины к Вам будут применены санкции.

Пропуски занятий отражают ваше стремление учиться, и будут учитываться при выведении окончательной оценки по курсу. Ваша оценка будет занижена на соответствующие баллы каждый раз, когда полученные задания не будут сданы. Ваша обязанность быть в аудитории и учиться. Непредвиденные события, такие как болезнь, дают вам право пропустить занятие. В этом случае, вы должны информировать деканат факультета и преподавателя дисциплины о случившемся и предоставить соответствующие справки.

- Присутствовать на занятиях и при этом не выполнять свои обязанности – не рационально. Все задания по этому курсу должны быть завершены до дня сдачи, указанной в семестровом расписании. СРСП по расписанию должен проводиться в аудитории, которая также влияет на вашу посещаемость. Если, при выполнении задания Вас нет на занятии, вы не выполняете отведенную для Вас часть работы, то последствия будут такими же, как при пропуске занятия.

 


Карта учебно-методической обеспеченности

№ тем Темы лекций и их объем в часах Содержание задания по темам семинаров Содержание задания по темам СРСП Содержание задания по темам СРС
1. Предмет и метод теории государства и права – 1 час 1.Предмет и строение теории государства и права. 2.Методы теории государства и права. 3.Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук. 4. Функции теории государства и права 1. Эссе: 1) «Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук»; 2) «Место и роль теории государства и права в системе юридических наук» 2. Составить схему: Классификация методов теории государства и права Работа с терминологическим словарем. эссе на тему «место и роль ТГП в системе гос. и права» 3. Составление кроссвордов
2. Происхождение государства и права – 1 час   1.Социальная властьи нормыдогосударственного периода: общая характеристика. 2.Основные закономерности возникновения государства и права. 3.Разнообразие теорий происхождения государства и права. 4. Формы происхождения государства и права. Рефераты (выделить достоинства и недостатки): 1) «Теологическая теория происхождения государства и права»; 2) «Теория общественного договора»; 3) «Теория насилия»; 4)»Органическая теория происхождения государства и права» 1. работа с терминологическим словарем. 2. составление схем в качестве сравнительного анализа теорий происхождения государства и права
3. Научные основы типологии государства – 1 час   1.Определение различных типов государств. 2.Формационный подход в типологии государств. 3.Цивилизационный подход в типологии государств. Доклады: 1)»Типы государств по отношению к религии»; 2)»Особенности государств древнего периода»; 3) «Особенности государств среднего периода»; 4) «Особенности государств Нового времени»; 5)»Особенности государств Новейшего времени» 1.работа с терминологическим словарем
4. Понятие и общая характеристика государства – 1 час   1.Понятие государства. 2.Разнообразие определений государства. 3. Признаки государства. Составить проект идеального государства 1. работа с терминологическим словарем 2. Составление схемы по основным характерным признакам государства
5. Сущность и социальное предназначение государства – 1 час   1.Сущность государства и ее проявления. 2.Классовый и социальный подход к пониманию сущности государства. 3. Социальное предназначение государства. Обзор программы «Казахстан- 2030» 1. работа с терминологическим словарем 2. эссе на данную тему
6. Форма государства – 1 час   1.Понятие формы государства и ее элементов. 2.Форма правления и ее виды. 3.Форма государственного устройства. 4. Политический режим 1. Рефераты: 1) Демократический политико-государственный режим»; 2) «Тоталитарный политико-правовой режим»; 2)»Фашистский политико-правовой режим»; 3) «Соотношение формы правления и политического режима»; 4) «Соотношение политического режима и формы государственного устройства» 1.работа с терминологическим словарем 2.составление сравнительного анализа на примере нескольких государств
7. Функции государства – 1 час   1.Понятие функций государства. 2.Критерии классификации функций государства. 3.Основные внутренние функции государства. 4.Основные внешние функции государства. 5. Формы осуществления функций государства. Конспект по научной работе М.Т.Баймаханова «Функции государства в условиях современного мира» 1. работа с терминологическим словарем 2. необходимо предложить процессы оптимизации механизма реализации по функциям государства в форме эссе Ознакомиться с ежегодными посланиями Президента РК
8. Механизм (аппарат) государства – 1 час   1.Понятие и структура механизма государства. 2.Государственный орган и его признаки. 3.Классификация органов государства. 4. Принципы организации и деятельности органов государства Подготовить тесты, в объеме 1-го и 2-го вариантов в количестве 25 вопросов. 1.работа с терминологическим словарем 2.необходимо составить схему органов государственного управления
9. Государство в политической системе общества – 1 час   1.Понятие политической системы общества. 2.Место и роль государства в политической системе общества. 3. Государство и общественные организации. Круглый стол, т.е необходимо написать статью на данную тему и выступить с ней, аргументируя свои мысли. 1.работа с терминологическим словарем 2.эссе на данную тему
10. Правовое государство и гражданское общество – 1 час   1.Идеи развития правового государства. 2.Понятие и признаки правового государства. 3. Понятие и структура гражданского общества. Рефераты: 1. «Идеи правового государства в труде Аристотеля «Политика»« 2. «Теория разделения властей в работе Дж. Локка «Два трактата и государственном правлении»« 3. «Теория разделения властей в труде Ш.-Л. Монтескье «О духе законов» 1.работа с терминологическим словарем 2.эссе на данную тему
11. Понятие права, его признаки и функции – 2 часа   1.Понятие и признаки права. 2.Принципы права. 3.Социальное назначение и сущность права. 4. Функции права. Подготовить карточки. 1.работа с терминологическим словарем 2.креативная работа (оформление плакатов)
12. Современные концепции правопонимания – 1 час   1.Нормативисткая теория права. 2.Социологическая теория права. 3.Естественно-правовая теория. 4. Психологическая теория права Конспект 1.работа с терминологическим словарем 2.эссе на одну из концепций правопонимания
13. Право в системе социальных норм – 2 часа   1.Понятие и классификация социальных норм. 2.Право и обычай. 3.Право и религиозные нормы. 4. Взаимосвязь права и морали Дискуссия на тему «Взаимодействие права с обычаями, религией и моралью». Необходимо поделить студентов группы на подгруппы в соответствии с данной темой (1 вариант – готовят взаимодействие права с обычаями, 2 вариант - взаимодействие права с религией, 3 вариант- взаимодействие права с моралью). 1.работа с терминологическим словарем 2.эссе на темы: «Развитие и реализация корпоративных норм», «Политические нормы в условиях демократии», «Право в истории ряда стран получившее выражение в религиозных нормах», «Взаимодействие правовых и экономических норм», «Обычай приобретший правовой характер».
14. Норма права – 2 часа   1.Понятие и признаки правовых норм. 2.Классификация правовых норм. 3.Структура правовых норм. 4. Способы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правового акта. Работа с нормативными актами: определение структуры правовой нормы и их видов 1.работа с терминологическим словарем 2.составление схем по признакам нормы права, по классификации юридических норм, по структуре правовой нормы и по соотношению нормы права и статьи НПА.
15. Источники (форма) права – 1 час   1.Понятие формы права. 2.Основные виды источников права в современных государствах. 4.Пределы действия нормативных правовых актов и иных источников права. Устный опрос 1.работа с терминологическим словарем 2.составление схем по понятиям и видам источников права, виды источников права
16. Нормативный правовой акт – 2 часа   1.Понятие и виды нормативных правовых актов. 2.Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. систематизация нормативных правовых актов Работа с законом «О нормативных правовых актах РК» от 24 марта 1998 года, с последующими изменениями. 1.работа с терминологическим словарем 2.составление схем по классификации НПА, по действию НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц
17. Типы права и основные правовые системы современности – 2 часа   1.Понятие и классификация правовых систем. 2.Общая характеристика Романо-германской правовой системы. 3. Особенности англо-саксонской правовой системы. 4. Мусульманское право. 1)Составить сравнительную таблицу по основным правовым системам. 2)Работа в группах. Каждая из групп исследует конкретную правовую семью. 1.работа с терминологическим словарем 2.составление наглядной карты по современным правовым системам
18. Механизм правового регулирования – 1 час   1.Понятие механизма правового регулирования. 2.Предмет правового регулирования. 3. Метод правового регулирования. Подготовить таблицу по структурным элементам механизма правового регулирования. 1.работа с терминологическим словарем 2.составление схем по предмету правового регулирования и правовым средствам, по методам, по способам, по типам правового регулирования, по стадиям процесса, по структуре и содержанию механизма правового регулирования
19. Система права и система законодательства – 1 час   1.Понятие и элементы системы права. 2.Общая характеристика основных отраслей права. 3.Понятие системы законодательства. 4. Соотношение системы права и системы законодательства. Подготовить кроссворд 1.работа с терминологическим словарем 2.составление схемы по понятию и характеристики элементов системы права, по критерию деления права на отрасли
20. Правотворчество – 2 часа   1.Понятие и принципы правотворчества. 2.Виды правотворчества. 3. Стадии правотворческого процесса. Ролевая игра – «Обсуждение законопроекта» 1.работа с терминологическим словарем 2.составление схем по понятию, целям, принципам и основным этапам правотворчества
21. Систематизация законодательства – 2 часа   1.Понятие систематизации законодательства. 2.Формы систематизации законодательства. 3. Кодификация как совершенная форма систематизации законодательства. Подготовить сравнительную таблицу 1.работа с терминологическим словарем 2.составление схемы по способам систематизации. 3. Привести примеры по нетипичным формам систематизации
22. Правовые отношения – 2 часа 1.Понятие правовых отношений. 2.Виды правовых отношений. 3. Содержание правовых отношений. Кроссворд 1.работа с терминологическим словарем 2.составление схем по понятию и признакам правоотношений, по критериям классификации, по составу правоотношению, по понятию правосубъектности, по юридическому факту, юридической презумпции и фикции
23. Реализация права – 1 час   1.Понятие реализации норм права. 2.Формы реализации норм права. 3.Применение права как особая форма реализации норм права. 4.Стадии правоприменительного процесса. 5. Пробелы в праве и способы их восполнения Устный опрос 1.работа с терминологическим словарем 2.составление схем по формам реализации права, по основным требованиям к примирению права, по понятиям, стадиям и субъектам правоприменительной деятельности, по структуре правоприменительного акта 3. Приведите примеры по отличиям актов применения права от НПА
24. Толкование нормативно-правовых актов – 1 час   1.Понятие и необходимость толкования нормативных актов. 2.Способы толкования нормативных актов. 3.Виды толкования по субъектам. 4. Виды толкования по объему. Доклад 1.работа с терминологическим словарем 2.составление схем по понятию и стадиям толкования права, по способам толкования, по видам толкования 3. приведите способы устранения и восполнения пробелов
25. Законность и правопорядок – 2 часа   1.Понятие и принципы законности. 2.Субъекты закона и законности. 3.Содержание, форма и структура правопорядка. 4. Соотношение законности и правопорядка Эссе 1.работа с терминологическим словарем 2.составление схем по понятию, принципам и гарантиям законности
26. Правомерное поведение и правонарушение – 2 часа.   1.Понятие и классификация правомерного поведения. 2.Понятие правонарушения и его виды. 3. Юридический состав правонарушения. Дискуссия на тему «Психология правомерного поведения» Письменная работа (привести пример правонарушения и определить его состав) 1.работа с терминологическим словарем 2.составление схем по понятию и видам правомерного поведения, по признакам, видам, составу, элементам объективной стороны, по субъективной стороне правонарушения
27. Юридическая ответственность – 1 час   1.Понятие и виды юридической ответственности. 2.Цели и принципы юридической ответственности. 3. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Составить кроссворд 1.работа с терминологическим словарем 2.составление схем по понятию, основаниям, признакам юридической ответственности, по целям и принципам юридической ответственности
28. Правосознание и правовая культура – 1 час   1.Понятие и структура правового сознания. 2.Виды правового сознания. 3.Право и правосознание. 4.Правовая культура: понятие, формы и функции Деформация правового сознания и пути их преодоления. Дискуссия на тему «Виды правового нигилизма и пути их преодоления» 1.работа с терминологическим словарем 2.составление схем по понятию и функциям правовой культуры, по структурным элементам правовой культуры общества, по уровню правовой культуры личности, по понятию, структуре и видам правосознания
29. Право и личность – 2 часа   1.Понятие и классификация прав человека и гражданина. 2.Правовой статус личности. Государство и личность: взаимная ответственность. Устный опрос 1.эссе на данную тему

Тематический план лекций

Название темы Часы
1. Предмет и метод теории государства и права 1 час
2. Происхождение государства и права 1 час
3. Типология государства 1 час
4. Понятие и общая характеристика государства 1 час
5. Сущность и социальное предназначение государства 1 час
6. Форма государства   1 час
7. Функции государства   1 час
8. Механизм (аппарат) государства   1 час
9. Государство в политической системе общества 1 час
10. Правовое государство и гражданское общество 1 час
11. Понятие права и его признаки 2 часа
12. Современные концепции правопонимания 1 час
13. Право в системе социальных норм 2 часа
14. Норма права 2 часа
15. Источники (формы) права 1 час
16. Нормативный правовой акт 2 часа
17. Типы права и правовые системы современности 2 часа
18. Механизм правового регулирования   1 час
19. Система права и система законодательства 1 час
20. Правотворчество 2 часа
21. Систематизация законодательства 2 часа
22. Правовые отношения 2 часа
23. Реализация права   1 час
24. Толкование нормативных правовых актов   1 час
25. Законность и правопорядок 2 часа
26. Правомерное поведение и правонарушение 2 часа
27. Юридическая ответственность   1 час
28. Правосознание и правовая культура 1 час
29. Право и личность 2 часа
30. Итого: 40 часов

 


Тематический план лекций

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.02 с.)