Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Сущность и социальное назначение государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущность — это главное в предмете, то, что характеризует его на протяжении всего его существования. Любое государство занимается общественными делами, защищает общественные интересы (например, борьба с преступностью, эпидемиями, стихийными бедствиями и др.). Любое государство служит: 1) обществу в целом; 2) определенным социальным силам. Это соотношение в разные периоды истории различно. Современное демократическое государство служит в первую очередь всему обществу. Оно является средством разрешения социальных противоречий и средством достижения социального согласия. Государство — это люди, живущие на определенной территории и объединенные властью. Таким образом, государство есть организация власти в обществе. Государство является особой социальной организацией, имеющей признаки, отличающие ее от догосударственных организаций и от других организаций цивилизованного общества. Признаки государства: 1. Государственная власть является публичной Государственная власть является необходимым условием существования общества и используется для руководства совместной деятельностью людей и поддержания общественного порядка. Власть есть воздействие одних людей на поведение (деятельность) других, при этом одни подчиняют своей воле других. Власть является социальным отношением. Публичная власть — это власть, которая: а) распространяется на все общество; б) выступает от имени всего общества; в) действует в интересах всего общества; г) носит безличный характер, т.е. распространяется на всех лиц, находящихся на определенной территории. 2. Территориальное деление населения В догосударственный период развития общества люди делились по признаку родства, а с возникновением государства стали делиться по признаку нахождения на определенной территории. 3. Наличие специального аппарата власти Люди в этом аппарате не производят материальных и духовных благ, а профессионально занимаются управлением деятельностью других людей. 4. Наличие налогов и займов Система налогов и займов служит финансовым обеспечением деятельности государства. 5. Суверенитет Признаки государственного суверенитета: 1) с внутренней стороны: а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти; б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны; 2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны. 6. Законотворческая монополия Никто другой кроме государства не может издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы). Соотношение государственного суверенитета, национального и народного Национальный суверенитет — полновластие нации, т.е. возможность нации самостоятельно решать вопросы своей организации, в т. ч. право на самоопределение, вплоть до создания отдельного государства. Нация — этническая общность буржуазного общества, объединенная единством экономической жизни, территории, языка, культуры, национального самосознания. Народный суверенитет — полновластие народа (большинства жителей страны), т. е. народ является источником государственной власти и реализует свою власть путем прямого (непосредственного) и представительного (опосредованного) правления. Прямая демократия — это прямые выборы и народ является источником государственной власти и реализует свою власть путем прямого (непосредственного) и представительного (опосредованного) правления. Это референдум. Представительная демократия — это деятельность избранных представительных органов. Тема 6. Форма государства Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране. Выделяют три основных элемента в форме государства: форму правления; форму территориального (государственного) устройства; политический (государственный) режим. В совокупности эти элементы раскрывают форму государства. Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления. Монархия обладает следующими юридическими признаками: 1) это, как правило, единоличное правление; 2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству; Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию. Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки: 1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству. 2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д. Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси). Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным. Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства. Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами. Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную. Унитарное государство имеет следующие признаки: 1) полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; 2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства; 3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система; 4) единая система законодательства для всего государства; 5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются. Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.). Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки: 1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации; 2) возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации; 3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения; 4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации; 5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации. Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США). Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим. Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть. Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды. К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный. Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю. Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем. Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой. Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.
Тема 7. Функции государства Задачи государства предопределяют функции государства. Функции государства - определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функции характеризуют деятельность государства. Функции и деятельность государства - не одно и то же. Характеризуя функции государства, отметим, что важен вопрос о соотношении деятельности государства и самого общества. Государство должно заниматься такой деятельностью, где требуется единообразие, дисциплина, максимальная концентрация сил, средств на определенных участках деятельности. Власть всегда стремиться представить свою деятельность в выгодном свете. О деятельности государства нельзя судить по заявлениям власти. Реальный показатель - бюджет государства (он показывает, на какие цели расходуются средства государства, какие цели являются приоритетными по финансовым затратам). Рассмотрение вопросов: признаки функций, виды функций, формы и методы осуществления функций государства. Традиционно функции государства подразделяют на внешние и внутренние функции. К внутренним функциям относятся такие как политические, экономические, социальные, воспитательные. К внешним функциям – функция поддержания мирового порядка, функция обороны страны, функция интеграции в мировую экономику.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.232 (0.007 с.) |